Программа профессионального развития

Кареба Анастасия Николаевна

Тема самообразования "Преодоление трудностей в формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_kareba_shkola.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОШ №9

План индивидуального профессионального развития

учителя-логопеда Кареба А.Н.

на 2022-2026 учебный год

по теме: «Преодоление трудностей в формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ»

г.Ханты-Мансийск

Пояснительная записка.

Количество детей с ОВЗ, испытвающих трудности в овладении грамотой в начальной школе неуклонно растет. В письменных работах учащихся начального звена, страдающих дисграфией, часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и.т.д. В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок лежат на личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребенка («может», но не «хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»).У таких учащихся часто отмечаются нарушения слухового и/или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

        В связи с этим, необходим поиск эффективных методов и приемов в формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза в работе с детьми с ОВЗ, с учетом их психофизических возможностей, уровнем речевого развития, зоны актуального и ближнего развития.

Цель: создание условий для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОВЗ.

Задачи:

  • Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  • Подбор эффективных и разработка собственных методов в работе по теме самообразования.
  • Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
  • Пополнить развивающую среду кабинета.
  • Формировать правильное звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков).
  • Развивать слоговую структуру слова и умение делить слово на слоги, выделять ударный слог и гласный звук.
  • Развивать фонематическое восприятие и навык проведения звукового анализа слова.
  • Формировать устойчивую связь между фонемой и ее зрительным образом – буквой.
  • Развивать внимание и интереса к собственной речи и речи окружающих,  воспитывать желание красиво говорить, развивать коммуникативность, успешность в общении.

Направление

2022-2023

2023-2024

2025-2026

  1. Программно-методическое обеспечение.

Разработка АОП  учителя-логопеда с определением направлений и содержания работы.

  1. Материально-техническая база.

1)Подбор методической литературы по теме самообразования

1.        Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.

2.        Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

3.        Ястребова А.В., Бессонова Т.П.  Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.

4.        Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.

5.        Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов.

6.        Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.

7.        Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов.

8.        Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие.

9.        Буйко В., Сыропятова Г. Серия рабочих тетрадей «Речевые игралочки».

2) Изготовление дидактических пособий:

-картотека «Символы звуков»;

-картотека «Артикуляционная гимнастика в стихах  и картинках»;

-картинный  материал на свистящие, шипящие и сонорные звуки.

  1. Взаимодействие с детьми.

1) Диагностика состояния фонетико-фонематического развития у детей.

2) Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

  1. Взаимодействие с родителями.

1.Индивидуальное  консультирование родителей по итогам диагностики и динамике корррекционной работы;

2. Посещение родителями индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

3. Видеоконсультации по отработке навыков чтения и записи слогов

4. Изготовление информационных стендов, папок-раскладушек, памяток: «Советы, рекомендации по работе в индивидуальных тетрадях», «Игры по развитию фонематического восприятия, слоговой структуры слова и звукового анализа слов», «Пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика», «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Игры на развитие фонематического восприятия».

  1. Взаимодействие с педагогами

1. Консультирование педагогов по результатам стартовой диагностики детей.

2. Рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в овладении грамотой