2. Рабочие программы, проекты


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Российской Федерации

___*___

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Программа

«Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Г.Куртамыш,

2023 г.

Паспорт программы

Раздел программы

Характеристика раздела

Наименование программы

«Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав»

Основание для разработки программы

1. Конституция РФ.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ).

4. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

5. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Федеральный закон от 24 апреля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.

9. Постановление Правительства РФ от 06.11.2003 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

10. Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2019 г. № 381 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа».

Основные разработчики программы

Кондакова Л.А., социальный педагог,

Кобылина Ю.С., социальный педагог,

Мешкова С.А., социальный педагог

Исполнители программы

Социальные педагоги Куртамышского СУВУ

КДН и ЗП по месту проживания несовершеннолетних, находящихся в Куртамышском СУВУ

Цель программы                    

повышение эффективности межведомственного взаимодействия ФГБПОУ «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам оказания помощи несовершеннолетним в основные периоды проживания несовершеннолетних в Куртамышском СУВУ и в период после выпуска

Задачи программы

1. Обеспечить сотрудничество субъектов (Куртамышское СУВУ и КДН и ЗП) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Организовать непрерывное информационное взаимодействие с целью осуществления мониторинга эффективности профилактической деятельности.

3. Обеспечить успешную социализацию несовершеннолетних после выпуска из Куртамышского СУВУ.

Сроки реализации программы

Период нахождения несовершеннолетнего в Куртамышском СУВУ и в течение 3-х лет после выпуска несовершеннолетнего.

Ожидаемые  результаты

- повышение эффективности предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- формирование ответственного отношения со стороны родителей к воспитанию и обучению своих детей;

- формирование у воспитанниц осознанного отношения к своему здоровью и поступкам, усвоение правил и норм поведения в обществе;

- успешная социализация выпускниц: занятость учебой (работой), участие в организованной досуговой деятельности.

Пояснительная записка

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также повышение эффективности их предупреждения и профилактики. Лица, совершающие административные правонарушения в раннем возрасте, с которыми должным образом не проводились профилактические мероприятия, в дальнейшем значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Своевременное выявление и принятие профилактических мер к несовершеннолетним правонарушителям, несомненно, способствует предотвращению у этих категорий лиц стойкой направленности на совершение противоправных действий.

Процесс социализации подростков взаимосвязан с процессом их адаптации в обществе после возвращения из СУВУ ЗТ. В условиях учреждения закрытого типа несовершеннолетние находятся под постоянным контролем и систематическим наблюдением со стороны взрослых. После выпуска из учреждения, несовершеннолетние, попадая в обычную среду, такого контроля лишаются, вследствие чего возникают проблемы в процессе адаптации и после выпуска и это становится причиной для совершения нового преступления (общественно-опасного деяния) и повторного осуждения. В связи с этими обстоятельствами необходимо дальнейшее сопровождение несовершеннолетнего со стороны взрослых.

Еще одним из важнейших направлений профилактической работы является работа с неблагополучными семьями. Родители в таких семьях не только уклоняются от воспитания собственных детей, но и совершают правонарушения, а порой и уголовные преступления в отношении несовершеннолетних. Практика показывает, что для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. В этих условиях профилактика правонарушений становится одним из приоритетных направлений в деятельности органов и учреждений системы профилактики.

Куртамышское СУВУ сотрудничает с различными органами системы профилактики. К ним относятся:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

- органы опеки и попечительства;

- органы внутренних дел;

- учреждения уголовно-исполнительной системы и др.

Немаловажным звеном в процессе реабилитации несовершеннолетнего на всем этапе проживания и в постинтернатный период, а также  в сохранении или восстановлении детско-родительских отношений, является тесное взаимодействие Куртамышского СУВУ с КДН и ЗП.

Межведомственное взаимодействие Куртамышского СУВУ и КДН и ЗП  сегодня должно рассматриваться не как изолированный комплекс, а как неотъемлемая часть единого процесса, призванная обеспечить решение общих задач ресоциализации и адаптации несовершеннолетних с максимальным использованием имеющихся ресурсов всех субъектов системы профилактики.

Одним из условий эффективного взаимодействия Куртамышского СУВУ и КДН и ЗП является реализация плана взаимодействия, который определяет основные направления  в области взаимодействия. План взаимодействия подготавливается социальными педагогами Куртамышского СУВУ индивидуально на каждого подростка и направляется в течение месяца со дня прибытия в КДН и ЗП по месту жительства несовершеннолетнего до помещения в учреждение. Также между Куртамышским СУВУ и КДН и ЗП заключается Соглашение, которое содержит основные направления совместного взаимодействия.

Цель программы:

Повышение эффективности межведомственного взаимодействия ФГБПОУ «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам оказания помощи несовершеннолетним в основные периоды проживания несовершеннолетних в Куртамышском СУВУ и в период после выпуска.

Задачи программы:

- обеспечить сотрудничество субъектов (Куртамышское СУВУ и КДН и ЗП) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- организовать непрерывное информационное взаимодействие с целью осуществления мониторинга эффективности профилактической деятельности;

- обеспечить успешную социализацию несовершеннолетних в период после выпуска из Куртамышского СУВУ.

Основные понятия, используемые в программе:

- ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм.

- делинквентного поведение – антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях, бездействии), наносящих вред,  как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

- адаптация – процесс приспособления организма к обстоятельствам и условиям окружающего мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей.

План взаимодействия.

№ п/п

Содержание мероприятий

Ответственные исполнители

Сроки выполнения

Адаптационный период (три месяца со дня поступления несовершеннолетнего в учреждение)

1

уведомление родителей (законных представителей) о помещении несовершеннолетнего в учреждение

Куртамышское СУВУ

в течение 5 суток со дня помещения воспитанницы в Куртамышское СУВУ

2

совместная деятельность по получению согласий от родителей (законных представителей) воспитанниц:

- согласие на обработку персональных данных;

- согласие на медицинское вмешательство;

- согласие на изучение родного языка;

- согласие на использование и публикацию фото и видео материалов;

- согласие на участие несовершеннолетнего в работе службы медиации, примирительной программе;

- согласие психолого-медико-педагогическое обследование несовершеннолетнего

Куртамышское СУВУ

КДН и ЗП

в течение месяца со дня помещения в Куртамышское СУВУ

3

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью повышения эффективности детско-родительских отношений (переписка, переговоры по телефону, переговоры посредством интернет ресурсов)

Куртамышское СУВУ

КДН и ЗП

в течение всего периода проживания в Куртамышском СУВУ

4

устранение фактов неблагополучия семьи несовершеннолетнего:

- патронаж семьи с целью изучения условий проживания;

- проведение индивидуальных профилактических бесед с родителями, законными представителями.

КДН и ЗП

по мере необходимости при наличии запроса из Куртамышского СУВУ

5

посещение семьи несовершеннолетнего с целью выяснения обстановки и жилищно-бытовых условий семьи

КДН и ЗП

по необходимости

6

проведение восстановительной технологии «Круг поддержки»

Куртамышское СУВУ

через месяц после поступления в СУВУ

Основной период

7

подготовка документов (представление и заключение) для направления в суд по месту пребывания несовершеннолетней для принятия решения о досрочном прекращении пребывания, продлении срока пребывания и перевода в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего в учреждении

Куртамышское СУВУ

КДН и ЗП (по месту пребывания несовершеннолетней)

по необходимости

8

посещение семьи несовершеннолетнего с целью выяснения обстановки и жилищно-бытовых условий для принятия решения о предоставлении каникулярного отпуска

КДН и ЗП

по необходимости

9

осуществление контроля поведения несовершеннолетнего во время отпуска путем

- посещения семьи по месту жительства;

- связи посредством телефона, интернет ресурсов

КДН и ЗП

Куртамышское СУВУ

в течение всего периода каникулярного отпуска один раз в неделю

Предвыпускной период (за три месяца до выпуска из учреждения)

10

извещение об окончании срока пребывания воспитанницы в учреждении, а также предоставление характеристики несовершеннолетнего с рекомендациями о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве

Куртамышское СУВУ

не позднее чем за один месяц до выпуска

11

проведение восстановительной технологии «Круг поддержки»

Куртамышское СУВУ

не позднее чем за один месяц до выпуска

12

оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних после выпуска из учреждения

КДН и ЗП

Постинтернатный период (в течение трех лет после выпуска из учреждения)

13

отслеживание дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего, направление опросных листов

Куртамышское СУВУ

по истечении месяца после окончания срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении

ежеквартально

14

посещение семьи с целью выяснения обстановки, заполнение опросных листов

КДН и ЗП

по мере поступления запроса из учреждения закрытого типа в течение 3-х лет со дня выпуска несовершеннолетнего из учреждения

15

Проведение технологии «Семейная конференция»

Куртамышское СУВУ

по необходимости

3. Ожидаемые  результаты.

В результате сотрудничества Куртамышского СУВУ с КДН и ЗП прогнозируются следующие  положительные результаты:

- повышение эффективности предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- формирование ответственного отношения со стороны родителей к воспитанию и обучению своих детей;

- формирование у воспитанниц осознанного отношения к своему здоровью и поступкам, усвоение правил и норм поведения в обществе;

- успешная социализация выпускниц: занятость учебой (работой), участие в организованной досуговой деятельности.

Считаем, что непрерывное взаимодействие КДН и ЗП с СУВУ ЗТ  на всем этапе нахождения воспитанницы в учреждении играет важную роль в процессе реабилитации подростка, так как органам системы профилактики хорошо известны причины и условия, способствующие противоправному поведению подростка, взаимоотношения в семье, что не всегда можно отследить из личного дела воспитанниц.

Соглашение о межведомственном взаимодействии ФГБПОУ «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав

г. Куртамыш                                                                «_____» ________ 2023 г.

ФГБПОУ «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа», именуемое в дальнейшем Куртамышское СУВУ, в лице исполняющего обязанности директора Сердюковой Ольги Анатольевны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, именуемое в дальнейшем КДН и ЗП, в лице председателя комиссии __________________________________________________________________,

действующего на основании _________________________________________

__________________________________________________________________, с другой стороны, в дальнейшем именуемые Сторонами, придавая важное значение развитию межведомственного взаимодействия в сфере профилактики семейного неблагополучия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, исходя из обоюдного желания укреплять взаимодействие Сторон, основываясь на общепризнанных принципах и нормах РФ заключили нижеследующее:

  1. Предмет Соглашения

Сотрудничество Сторон в соответствии с положениями настоящего Соглашения, действует в пределах своей компетенции, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации. Предметом соглашения является воспитанница – ФИО, …года рождения.

  1. Направления и формы сотрудничества

2.1. Осуществление взаимодействия Сторонами в сфере профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.2. Запрашивание и исполнение запросов о необходимой информации, предоставление по письменному запросу Сторон информации о работе с семьей.

2.3. Проведение мероприятий, направленных на оптимизацию работы по профилактике правонарушений.

2.4. Осуществление совместных действий по реализации мероприятий межведомственного индивидуального плана индивидуальной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего и несовершеннолетним.

2.5. Подготовка документов (представление и заключение) для направления в суд по месту пребывания несовершеннолетней для принятия решения о досрочном прекращении пребывания, продлении срока пребывания и переводе в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа несовершеннолетнего в учреждении.

2.6. Отслеживание дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних обеспечение оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних после выпуска из учреждения.

2.7. Обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами.

2.8. Соблюдение условий конфиденциальности: не допущение разглашения информации, касающейся личности.

3. Разрешение разногласий.

Все споры и разногласия между Сторонами, которые могут возникнуть из настоящего Соглашения, должны решаться Сторонами исключительно путём переговоров.

  1. Сроки действия соглашения и порядок внесения в него изменений

4.1. Срок действия настоящего Соглашения устанавливается с момента его подписания Сторонами и действует до …. года.

4.2. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению могут быть внесены в форме дополнительного соглашения в 2-х экземплярах.

5. Прекращение действия Соглашения

5.1. Соглашение прекращает свое действие по истечении срока. По взаимному умолчанию обеих сторон действие Соглашения продлевается автоматически сроком на один год.

6. Заключительное положение

Настоящее Соглашение составлено в письменной форме в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному из каждых сторон.

7. Адреса и реквизиты

ФГБПОУ «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Почтовый и юридический адрес:

641430, Курганская область, г. Куртамыш, ул. Строителей, 19.

e-mail:kurtspu@mail.ru, тел.:89128300640,

факс: 8 (35249) 2-16-27

  1. ИНН 4511000992
  2. КПП 451101001
  3. БИК 043735001
  4. ОГРН 1024501574228
  5. Директор
  6. ________________Сердюкова О.А.

 



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Российской Федерации

___*___

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Индивидуальная воспитательная программа для воспитанниц, склонных к самовольным уходам

Г. Куртамыш,

 2023 г.

                                               Паспорт программы

Раздел программы

Характеристика раздела

Наименование программы

Индивидуальная воспитательная программа

для воспитанниц, склонных к самовольным уходам

Основание для разработки    программы

Самовольный уход воспитанницы

Исполнители программы

Воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог Куртамышского СУВУ

Цель программы                    

Осуществление превентивных мер по предупреждению самовольных уходов воспитанниц в СУВУ

Задачи программы                  

1. Выявление и предупреждение психологических проблем воспитанниц, препятствующих адекватной социальной адаптации.

2. Формирование способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.

3. Подготовка  к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни и с которыми необходимо справиться.

Этапы реализации программы

  • Организационный этап: направлен  на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике самовольных уходов из СУВУ, бродяжничества.
  • Основной (практический) этап: включает индивидуальную работу воспитателя, социального педагога и педагога-психолога  с подростками, склонными к самовольным уходам, бродяжничеству.  
  • Обобщающий этап: мониторинг настроения, наблюдение, контроль.  Анализ работы.

Предполагаемые результаты

- отсутствие повторных самовольных уходов из СУВУ;

- создание оптимальных межличностных отношений в коллективе сверстниц;

- повышение статуса в коллективе сверстниц;

- укрепление нервно-психического здоровья;

- владение навыками  саморегуляции.

Пояснительная записка

        С целью профилактики повторных самовольных уходов разработана краткосрочная программа.

Данная программа основана на работе с воспитанницами, самовольно оставляющими Куртамышское СУВУ. Занятия следует проводить сразу после возвращения воспитанниц обратно в учреждение. Как правило, определённый период в отношении данных воспитанниц организуются меры усиленного педагогического контроля. Именно в период действия данных мер и следует проводить педагогическую профилактическую работу.

     Содержание программы является одним из вариантов психолого-педагогического сопровождения и реабилитации детей и подростков, имеющих повышенный уровень эмоционально-психического напряжения, сниженный самоконтроль, неадекватно реагирующих в конфликтных ситуациях, использующих неконструктивные способы взаимодействия с окружающими.

 

Цели и задачи программы

Цель программы: осуществление превентивных мер по предупреждению самовольных уходов воспитанниц в СУВУ. Психолого-педагогическое сопровождение детей, склонных к самовольным уходам.  Повышение ответственности  воспитанниц за принятие собственных решений и расширение сферы их самосознания.

Задачи программы:

1. Выявление и предупреждение психологических проблем воспитанниц, препятствующих адекватной социальной адаптации.

2. Формирование способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.

3. Подготовка  к ситуациям, которые могут возникнуть в жизни и с которыми необходимо справиться.

     Программа построена на методах активного воспитания, с использованием информации, игр, ситуаций, упражнения, дискуссий, арт-терапии, бесед. Программа рассчитана на один  месяц,  запланировано двадцать пять занятий. Проводятся занятия ежедневно, продолжительностью от двадцати до сорока минут. В осуществлении программы участвуют воспитатель, социальный педагог и  педагог – психолог.

Методы воспитания при  реализации программы: 

1. Методы  формирования и коррекции сознания личности (убеждение,

пример).

2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

(упражнения, воспитывающие ситуации, педагогическое требование).

3. Методы стимулирования деятельности (наблюдение, оценочные суждения, похвала, надежда, поощрение с целью побуждения личностного самосовершенствования).

4.  Консультации, информирование;

5. Психокоррекция (элементы аутотренинга, релаксации).

Формы проведения занятий: индивидуальная

Тематический план

Мероприятия

Форма проведения

Ответственный

Составление программы профилактической работы с обучающейся

Взаимодействие с ИПР

Воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог

«Что тебя натолкнуло на побег?»

Беседа-диалог

Воспитатель

«Мы в ответе за свои поступки»

Тест Люшера

Проблемный диалог.

Диагностическое исследование

Педагог-психолог

«Моральный выбор»

Беседа с элементами мозгового штурма

Социальный педагог

«Влияние проступка воспитанницы на окружающих»

Собрание с коллективом отряда

Воспитатель

Проективный тест «Кактус»

«Я и другие»

Диагностическое исследование

 

Беседа-диалог

Педагог-психолог

«Какие правила нравственности нарушаются при самовольных уходах?»

Беседа-размышление

Социальный педагог

 «Решение трудных ситуаций»

«Живой песок»

 Моделирование ситуации с использованием метафорических карт

Арт-терапия

Педагог-психолог

«Что бы могло тебя остановить от побега?»

Беседа-рассуждение

Воспитатель

«Ответственность. Знание меры и степени ответственности за нарушение»

Беседа

Социальный педагог

 «Круги воли»

«Карта чувств», «Точный расчет»

Графическая беседа

Упражнения

Педагог-психолог

Фильм о бродяжничестве

Просмотр и обсуждение фильма о последствиях бродяжничества

Воспитатель

«Воздушный шарик», «Расслабление», «Две минуты отдыха»

Упражнения

Педагог-психолог

«Цена поступка»

Беседа-размышление

Социальный педагог

«Остановись и подумай»

Психологическая игра

Педагог-психолог

«Последствия твоего проступка»

Дискуссия

Воспитатель

«Унисон», «Три ответа», «Зеркало»

Упражнения

Педагог-психолог

«Навыки личной безопасности»

Моделирование ситуации

Социальный педагог

«Твоё поведение, твоё лицо»

Проблемная беседа

Воспитатель

«Шесть шляп»

Игра

Педагог-психолог

«Твоя жизнь»

Упражнение

Воспитатель

«Умей ответить «нет»

Беседа с элементами тренинга

Педагог-психолог

«Мои сильные стороны»

Моделирование ситуации

Воспитатель

«Контраргументы», «Конверт откровений»

«Мой день в будущем»

Упражнения

Моделирование ситуации с использованием метафорических карт

Педагог-психолог

Х. Андерсена «Дикие лебеди»

Чтение сказки

Воспитатель

Список нормативно – правовых документов

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2019 г. № 381 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа».



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

___*___

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

Программа «Правовое воспитание законопослушного гражданина»

Г. Куртамыш

2023 г.

Паспорт программы

Название программы

Правовое воспитание законопослушного гражданина

Разработчики программы

Кобылина Ю.С., социальный педагог

Стенова А.Д.,социальный педагог

Нормативно - правовое обеспечение программы

- Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2019 г. № 381 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа»;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

- Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Декларация прав ребёнка;

- Гражданский кодек РФ;

- Уголовный кодекс РФ;

- КоАП РФ от 30.12.2001г.  

Цель и задачи программы

Цель: повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.

Задачи:

  • Формирование правового самосознания;
  • Формирование активной жизненной позиции;
  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки;
  • Воспитание уважения к правам и свободам личности;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Направленность

Социально-педагогическая

Возраст детей, на которых рассчитана программа

11-18 лет

Срок реализации программы

Программа среднесрочная. Рассчитана на учебный год (30 часов).

Место реализации программы

ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»

Основные формы и методы проведения занятий

Беседа – ознакомительная, этическая, просветительская, информационная, проблемно – ценностная, с элементами мозгового штурма, дискуссия, круглый стол, деловая игра, тестирование, моделирование ситуации, проблемный диалог

Актуальность программы

Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, сложна и многообразна, поэтому изучение закона необходимо начинать практически с раннего детства.

Ребёнок, получив базовые знания по праву, легче сможет ориентироваться в

социуме и будет подготовлен к осознанному употреблению этих знаний на

практике.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

К сожалению, понятия «права человека» и «права ребёнка» пока остаётся чуждым и

непонятным большинству подростков.

Законопослушное поведение у девушек-подростков, попавших в учреждения закрытого типа чаще всего не осознается, как ценность и как повседневная необходимость.

Необходимо отметить, что правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Попав в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в 100% случаев девушки-подростки вступили в конфликт с законом по следующим статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации: ст. 158 УК РФ (Кража), ст. 116 УК РФ (Побои), ст. 159 УК РФ (Мошенничество), ст. 119 УК РФ (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью).

Данная программа разработана для формирования нравственно-правовой культуры, а также для снижения уровня рецидивов правонарушений.

Цели и задачи программы

Цель программы: повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.

Задачи программы:

  • Формирование правового самосознания;
  • Формирование активной жизненной позиции;
  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки;
  • Воспитание уважения к правам и свободам личности;
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.    

Программа построена на методах активного воспитания, с использованием информации, игр, ситуаций, дискуссий, бесед. Программа рассчитана на учебный год, запланировано 10 занятий у 6-7классов,10 занятий у 8-9 классов и 10 занятий у 10-11классах (всего 30 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Темы занятий по классам учитывают возрастные особенности обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • Организация и формирование нравственно-правовой культуры, направленной на

гражданское становление личности воспитанниц;

  • Сформированность знаний, умений, действий и отношений, необходимых

воспитанницам для овладения нравственно-правовой культурой;

  • Снижение роста негативных явлений, вредных привычек, отсутствие

правонарушений со стороны воспитанниц и выпускниц Куртамышского СУВУ;

  • Положительные изменения в сознании воспитанниц, повышение общей культуры подростков;
  • Успешная социализация при выпуске воспитанниц из Куртамышского СУВУ.


Тематическое планирование

6 - 7 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма проведения

1

Что такое хорошо и что такое плохо?

1ч.

Беседа-рассуждение

2

Что такое право и правоведение?

1ч.

Информационный час

3

Путешествие в страну прав

1ч.

Деловая игра

4

Ваши права и ваши обязанности

1ч.

Беседа-диалог

5

Знакомьтесь, мадам Декларация!

2ч.

Информационная беседа. Дискуссия

6

В гостях у Шерлока Холмса

1ч.

Правовая игра

7

На приёме у госпожи Конвенции

2ч.

Круглый стол. Беседа-рассуждение

8

Правила и нормы поведения в обществе.

1ч.

Моделирование ситуации

Итого: 10 часов


Тематическое планирование

8 - 9 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма проведения

1

Человек и его потребности. Свобода и ответственность

1ч.

Беседа-диалог

2

Права несовершеннолетнего в возрасте 14-16 лет.

1ч.

Моделирование ситуации

3

Право. Отрасли права.

1ч.

Информационная беседа

4

КоАП РФ. Административные правонарушения.

1ч.

Беседа-рассуждение

5

Гражданский кодекс. Гражданские правонарушения.

1ч.

Беседа-рассуждение

6

 Разнообразие мер воздействия. Основные виды наказания.

2ч.

Дискуссия

7

Понятие экстремизма и терроризма.

1ч.

Круглый стол

8

Что такое право собственности?

1ч.

Беседа-диалог

9

Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет.

1ч.

Моделирование ситуации

Итого: 10 часов


Тематическое планирование

10-11 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма проведения

1

Семейные правоотношения. Семья и брак.

1ч.

Информационная беседа

2

Добрачное поведение. Проблема неполных семей.

1ч.

Проблемный диалог

3

Избирательное право. Мы будущие избиратели.

1ч.

Ролевая игра

4

Жилищный кодекс РФ. Жилищные правоотношения.

1ч.

Беседа-рассуждение

5

Правонарушения и преступления.

1ч.

Информационная беседа

6

Виды наказаний и порядок их назначений.

1ч.

Беседа-диалог

7

Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.

1ч.

Беседа-диалог

8

Суд над хулиганством

1ч.

Занятие-игра

9

Алкоголь и правопорядок

1ч.

Беседа-диспут

10

Нравственно–правовой вечер «Услышим друг друга»

1ч.

Занятие-игра

Итого: 10 часов



Предварительный просмотр:

Министерство просвещения

Российской Федерации

___*___

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

(Куртамышское СУВУ)

_____________________________________________________________________________

Проект

«Помощь выпускнику через социальную сеть»

Авторы составители:

Мешкова С.А., социальный педагог

Кобылина Ю.С., социальный педагог

Стенова А.Д., социальный педагог

Куртамыш, 2021

Введение

Создание среды для благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России, и важным условием ее обеспечения выступает решение задач образования, сопровождения и поддержки детей, нуждающихся в заботе государства, включая защиту их прав и интересов.

В период после выпуска из СУВУ воспитанницы учреждения действительно сталкиваются с проблемами, которые на первый взгляд могут показаться нерешаемыми. Именно поэтому появилась необходимость в создании данного проекта, направленного на решение жизненных ситуаций и проблем посредством создания группы в социальной сети «ВКонтакте».

Социализация молодежи в социальных сетях

С наступлением эры технологий интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Множество процессов перебрались из реального мира в виртуальную реальность и эта тенденция продолжается. Сегодня почти у каждого есть проекция себя в виртуальном мире – странички в социальных сетях с фотографиями и списком друзей. Главным потребителем и наиболее активной категорией является молодежь, конкретно нашем случае  - выпускницы Куртамышского СУВУ.

Современная молодежь присутствует в двух социальных пространствах одновременно: предметном материальном мире и мире символьно-знаковой информационной реальности.

Ведущим механизмом сетевой социализации является возможность свободного самовыражения виртуальными средствами, без каких-либо рамок и ограничений. А свобода, основанная на интересе, является очень эффективным «двигателем».

Немаловажным критерием является простота и понятность для личности средств социализации в сети:

- создай страницу пользователя;

- находи группы и сообщества;

- общайся, как умеешь.

Беспрерывность процесса социализации – 24/7 – общество доступно в любое время суток.

Актуальность проекта

Сейчас подросткам доступны разные виды бесплатной помощи, которые оказываются посредством сети - Интернет: онлайн-консультирование, горячие линии и встречи посредством видео-конференц- связи (ВКС) со специалистами различных социальных служб в государственных структурах.

Многим действительно проще написать, чем позвонить, особенно когда это касается каких-то важных проблем и переживаний. Для каждого выпускника определение кризисной ситуации будет отличаться, однако в целом кризис — это когда не хватает собственных ресурсов для разрешения ситуации. Кроме того, далеко не у всех есть возможность обратиться за очной помощью к специалисту — где-то такой службы может вообще не существовать. И тогда единственная возможность получить консультацию - общаться на расстоянии. Такая помощь доступна выпускнику в любой точке России, где есть интернет.

Плюсом может являться и то, что выпускнику не придется тратить драгоценное время на то, чтобы найти нужных адресатов или подходящее место для звонка, где его никто не услышит. Особенно это актуально, если он стесняется или боится показать окружающим свое беспокойство и тревогу.

Помощь - онлайн удобна еще и тем, что подросток может воспользоваться ей самостоятельно. Такой вид консультаций полезен в кризисных ситуациях, когда нужно срочно обсудить проблему со специалистом – социальным педагогом Куртамышского СУВУ.

Паспорт проекта

Раздел проекта

Характеристика раздела

1

Наименование проекта

«Помощь выпускнику через социальную сеть «ВКонтакте»»

2

Нормативно-правовая база проекта

1.  Конституция РФ.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ).

4. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

5. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Федеральный закон от 24 апреля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года.

10. Приказ Министерства просвещения РФ от 17.07.2019 г. № 381 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа».

2

Исполнители проекта

Социальные педагоги Куртамышского СУВУ

3

Цель

Способствование успешной социальной адаптации и интеграции выпускниц в самостоятельную жизнь, наиболее полному раскрытию их потенциала.

4

Задачи

  • оказание помощи в решении социальных, правовых, общественных и личностных вопросов;
  • профилактика асоциального поведения через публикацию материалов профилактического характера (создание «поста»)
  • повышение уровня правовой грамотности выпускников

5

Сроки реализации

Долгосрочный

6

Этапы реализации

Подготовительный:

-  создание группы «Выпускники Куртамышского СУВУ» в сети ВК;

- добавление участников в группу – выпускниц Куртамышского СУВУ;

-  информирование выпускниц о создании группы, а также ознакомление с целью создания и правилами поведения этой группы.

Практический:

- выявление проблем, связанных с жизнеустройством воспитанниц, а также предоставление информации (консультирование по выявленным вопросам и проблемам);

- проведение обратной связи через создание записи на странице сообщества с возможностью общего обсуждения.

- создание «поста» с информацией профилактического характера по асоциальному, аморальному, противоправному образу жизни;

Итоговый: анализ и оценка результативности в работе по проекту.

7

Предполагаемые результаты

  1. Оказание адресной социальной помощи выпускницам Куртамышского СУВУ;
  2. Укрепление в выпускниках чувства большей уверенности в себе, в своем завтрашнем дне;
  3. Осуществление  обсуждения возможных решений в сложных жизненных ситуациях;
  4. Формирование четкой социальной внутренней позиции: умение строить свои жизненные планы, ощущать значимость своей роли в этом мире;
  5. Формирование навыка у выпускников правильного отношения к своему здоровью (знание особенностей и возможностей своего организма, стремление укреплять свое здоровье;
  6. Повышение общей культуры подростков.