Моя педагогическая концепция

Тема самообразования:

«Развитие навыков грамотной речи, познавательных способностей и памяти учащихся в УМК «Гармония»

Обоснованность её выбора:

Модернизация образования школы предъявляет новые требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились политика и концепции образования, изменились и дети, приходящие в школу.

В связи с государственно-политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием интеллектуальной деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека.

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным  считаю  формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры, познавательных способностей.

«Как же сформировать грамотную устную речь у учащихся начальной школы»?

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать цель: Формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

Перед учителем встают следующие ЗАДАЧИ:

1.      Формировать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

2.      Развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;

3.      Формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.

4.      Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.

При решении данных задач используются педагогические принципы:

1.      Систематичность и последовательность – логические связи между пройденным и текущим.

2.      Наглядность – восприятие через органы чувств: слуховое, зрительное, моторное, тактильное.

3.      Связь теории с практикой.

4.      Принцип индивидуализации – обучая всех, учить каждого.

5.      принцип доступности – опора на реальные возможности.

Первый шаг на пути обучения речевой коммуникации – показать ученикам, что речью необходимо управлять, её нужно уметь контролировать.

Занятия по развитию речи призваны создать у учащихся мотивацию к использованию выразительной и грамотной речи и обеспечить их инструментами общения: расширить словарный запас, ознакомить со способом реализации языка в звучащей речи.

Таким образом можно сформулировать следующие требования к организации учебных занятий:

·         Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;

·         Деятельностный характер обучения;

·         Создание и поддержание у учащихся потребности в совершенствовании собственной речи;

·         Коммуникативное поведение учителя на уроке.

 Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. При деятельностном подходе целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. 

Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:

*      На протяжении трёх последних лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества обучения обучающихся по русскому языку и литературе.

*           Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной, городской олим­пиадах, есть призовые места.

*           Учащиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, интеллектуальный марафон).

 

Перспективы:

1.  Овладеть  работой на интерактивной доске, чтобы проводить уроки на современном уровне.

2.  Принять участие в городской научно-практической конференции.

3.  Повысить интерес учащихся и участие в различных всероссийских конкурсах.

4.      Сделать серию своих публикаций на интернет – порталах.

Использование современных инфармационных технологий в урочной деятельности.

   В своей педагогической деятельности я широко использую современные информационные технологии (презентации, мультимедийные средства, аудио, видеозаписи) при проведении нестандартных уроков, выступлениях на городских мероприятиях, конференциях.

 1 )Занятие по спецкурсу "Математика и конструирование" в 1 классе  по теме: "Многоугольники" - презентация.

 2) Урок литературного чтения во 2 классе. Рассказы В.А.Осеевой о дружбе, товариществе. "Три товарища", "На катке" - презентация.

 3)Урок литературного чтения в 3 классе. Ш.Сильверстайн "Щедрое дерево" - презентация.

 4) Городской семинар "Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов" - презентация.

В своей педагогической деятельности я использую и другие технологии, такие как технология критического мышления, технология развивающего обучения, которые позволяют вызывать у учеников активную поисковую деятельность в процессе решения или системы проблемно-познавательных задач.

Применение методов диалоговой технологии способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, развитию речи.

                    В урочной и внеурочной работе использую исследовательскую деятельность, благодаря которой создаётся ситуация поиска научного знания, при которой ребёнок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы и игровую технологию, которая способствует развитию интереса к преподаваемому предмету.

Педагогическое  мастерство                                                                      

Семинары, выступления.

1.Семинар. «Формирование УУД через проектирование» 2011г.  город

2.Круглый стол. «Использование компьютерных технологий» 2012 г. город

3.Семинар «Формирование и отслеживание УУД на уроках начальной школы через содержание учебных предметов» 2013 г. город

4.Семинар «ФГОС и ФГТ. Инклюзивное образование» 2013 г. город