5. Обучение, самообразование

Бадышева Булгун Бадмаевна

Обучение, самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию:

«Развитие поисково-исследовательской деятельности

дошкольников в процессе экспериментирования».

Срок реализации- 1 год

Дата начала работы над темой 01.09.2022 г.

Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2023 г.  

Актуальность темы:

         «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать..

 В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: экспериментирование в системе дошкольного учреждения.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

В начале учебного года был проведен мониторинг детей, который показал, что проблемный компонент: познавательное экспериментирование - ниже среднего у 7 детей из 30.

Занятия по экспериментированию в старшей группе длится 20-25 минут и имеет свою логическую структуру:

1.Организационный этап- мотивирующее начало в игровой форме ( до 5 минут)

2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя:

-проведение опытов;

-дидактические игры;

-физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.

3. Заключительный - итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовались  следующие методы и приемы:

- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- работа с таблицами, схемами;

- опыты;

- наблюдения на прогулках, эксперименты;

- чтение художественной литературы

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

 

Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети: - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - развивают исследовательские умения; - развивают системное мышление; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

 

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

 Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

- природные материалы: песок, камни, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т.д.;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, кукуруза, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т.д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

План работы по самообразованию

на 2022 – 2023 учебный год

Сроки

Методы и приемы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в Интернете.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Октябрь

Изучение методической литературы.

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя.

Ноябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

1. Вода.

2.Свойства воды?

3.Вода растворитель. Очищение воды.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». Буклет

Декабрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой, льдом и снегом.

1.Вода при замерзании расширяется.

2.Волшебные льдинки.

3.Тающий лед.

4.Твердая вода. Почему не тонет айсберг?

Консультации для родителей на темы :

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Январь

Наблюдение детей за свойствами воды, качества материалов, действия с водой и предметами.

Опыт с водой и бумагой «Кувшинки»

Посещение занятий коллег

Февраль

Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение».

Научить играть с солнечными зайчиками (отражать свет зеркалом).

  1.Разведчики (зеркало)

 2.Солнечные зайчики.

 3. Ткани.

 4. Пластмасс.

Папка – передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Март

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты с воздухом.

  1.Воздух.

2.Воздух сжимается.

3.Воздух расширяется.

Выступление на педсовете «Познавательно-исследовательская деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Апрель

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

  1.Фокусы с магнитом.

2.Испытание магнита «волшебный магнетизм»

3.Компас.

4. Мир металлов.

Открытый показ образовательной деятельности на День открытых дверей.

Май

Работа с памяткой для анализа процесса самообразования.

Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации).