Правила жизни без ссор (родителям)

Семейные отношения – это сложный и важный аспект жизни, требующий постоянного ухода и внимания. В семье возникают разногласия и конфликты, но важно научиться эффективно ими управлять и предотвращать серьезные ссоры. Ознакомиться с правилами профилактики ссор в семье вы можете в статье психолога Спицыной Оксаны Александровны

Вы можете посмотреть видео с советами психолога Анны Просветовой о том, почему не стоит кричать на ребенка и как сдерживать себя в трудных ситуациях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика ссор в семье: Правила общения

Семейные отношения – это сложный и важный аспект жизни, требующий постоянного ухода и внимания. В семье возникают разногласия и конфликты, но важно научиться эффективно ими управлять и предотвращать серьезные ссоры. Профилактика ссор в семье начинается с установления и соблюдения определенных правил общения. В этой статье мы рассмотрим основные правила, способствующие созданию гармоничной атмосферы в семейном кругу.

1. Уважение и терпимость. Первый и, пожалуй, самый важный принцип – это уважение к членам семьи и их точке зрения. Важно научиться выслушивать и понимать друг друга, даже если вы не согласны с мнением собеседника. Терпимость к различиям помогает избежать многих конфликтов.

2. Открытость и честность. Важно создать атмосферу открытости, в которой каждый член семьи чувствует себя комфортно выражать свои мысли и чувства. Честное общение помогает предотвратить недопонимания и разрешить конфликты на ранней стадии.

3. Установление границ. Каждый член семьи имеет право на личное пространство и личную жизнь. Важно уважать границы друг друга и не вмешиваться в личные дела без явного согласия.

4. Умение слушать. Эффективное общение в семье включает не только умение говорить, но и умение слушать. Важно активно слушать собеседника, проявляя интерес и внимание к его словам.

5. Решение конфликтов конструктивно. Возникающие разногласия и конфликты необходимо решать конструктивно, с фокусом на поиске взаимовыгодных решений, а не на установлении виновных.

6. Проявление любви и заботы. Любовь и забота – основа крепких семейных отношений. Важно регулярно выражать свою любовь и заботу о членах семьи, создавая тем самым атмосферу взаимопонимания и поддержки.

7. Положительное общение. Сосредоточьтесь на положительных аспектах отношений в семье и активно выражайте свою благодарность и признательность друг другу.

Профилактика ссор в семье – это постоянный и важный процесс, требующий усилий и внимания со стороны каждого члена семьи. Соблюдение правил общения, уважение и любовь создадут основу для крепких и гармоничных отношений в семейном кругу.



Предварительный просмотр:

Особенности общения младших школьников.

Организация внеурочной деятельности требует организации общения школьников между собой в процессе занятий кружков, студий, мастерских, а также организации и включения детей в различные внеурочные мероприятия, которые как правило строятся после уроков, спустя 30-40 минут после последнего урока согласно норм СанПин.

Рассмотрим особенности, сущность и специфику процесса общения.

       Младший школьный возраст – это исключительное время для развития и вербального и невербального общения ребенка, сензитивный период, как говорят психологи.  То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.

        Большое значение в младшем школьном возрасте имеет общение со сверстниками. С раннего возраста родителям следует всячески поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей друг с другом. В совместной работе школьников в образовательном процессе можно отчетливо увидеть проявления вербального и невербального общения, так как приходится считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему. Младший школьник начинает выражать сочувствие к другим.

       Потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками должна всячески поддерживаться взрослыми. Ведь общение - это форма воздействия человека с другими людьми как членами общества. А как быть, если дети ссорятся? Оставлять ссоры без внимания нельзя. Взрослый должен разобраться в причинах ссоры и справедливо разрешить недоразумение, которое возникло.

        Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

      Существует много определений общения.

Например, общение - это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение - это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера.

      Общение представляет собой процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

-коммуникация (обмен информацией);

-интеракция (обмен действиями);

-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми.

Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми.

      Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

     Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни.

      В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

     Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

    Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

    Личностное общение формирует ребенка в младшем школьном возрасте как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

    Материальное общение позволяет получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

    Разнообразное по содержанию, цели, средствам общение так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.

    Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей.

     В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них.

    Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познаниедеятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.

     Для младшего школьника характер общения меняется и связано это появлением нового вида деятельности - учебы, учебной деятельности, а также включение ребенка во внеурочную деятельность.  

    Одним словом – это связано с переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива.  

      Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения - общения в процессе урочной и внеурочной  деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных ими в детском саду.

     Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма немалых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к людям и установить с ними контакты.

     Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.

     Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых.

В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы  жизнедеятельности.

Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:

  • в процессе учебной работы в школе и дома;
  • информирование взрослых о своих делах и делах в школе;
  • запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;
  • запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

     Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.        

    Возрастные различия внутри детского типа общения проявляются в том, что в 1, частично во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а во 2-3 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность.

      Со второго полугодия 2 класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения.

     Расширяется тематика разговора детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры (в том числе игрушки, имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек).   Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно.

     Словарь младших школьников беден. Умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог.

      Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.

По степени эмоциональной вовлеченности

    Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей.

     Приятельское общение (которое самими детьми, а вслед за ними часто и взрослыми называется дружбой) реализуется главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола. Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.

     Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят. Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения:

Первый - это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.

Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д. В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.

     Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы.  

     Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений. Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.

По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы:

  • ориентированных на общение дома и в школе;
  • ориентированных на общение на улице.

У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т.д. В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей.

У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы. Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т.д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста.

      Таким образом, мы рассмотрели некоторые аспекты процесса общения. Каждый ребенок уникален. Он не похож на других; и смеется, и играет он совершенно по-другому. И для ребенка младшего школьного возраста его родители, учителя и сверстники - особые люди, его дом и школа - это целый огромный мир. Ребенку очень легко потеряться в этом мире, который с каждым днем становится для него все шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нем, ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.

     Существенным аспектом, определяющим эффективность включения во внеурочную деятельность ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками — от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности. Неадекватные отношения со сверстниками являются показателем неблагополучия в личностном развитии.

    При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

    Причины неэффективного общения детей могут быть связаны с особенностями развития мотивов - недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений, либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения

Приведем примеры упражнений на развитие умений общения у младших школьников.

Объект внимания.

Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:

  • настроение своего объекта;
  • последовательность действий объекта;
  • угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку.

На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий.

После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т.д.

В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т.д.

Выбери партнера

Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Формирование навыков невербального общения.

Групповой рассказ

Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

Комплимент

Комплимент - это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.

Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т.д.

Тренинг общения

Данный тренинг направлен на развитие навыков позитивного стиля общения у детей младшего школьного возраста.

Упражнения

"Сделай как я". Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет несложные упражнения, которые остальные участники пытаются в точности воспроизвести. Попеременно каждый ребенок выступает сам в роли "задающего движение".

"Наоборот". Дети делятся на две группы и становятся в шеренги напротив друг друга. Одна группа детей, предварительно сговорившись, выполняет движение, другая - пытается их повторить наоборот.

"Брыкание". Ведущий говорит: "Маленькие дети, ползунки, не умеют ходить и говорить. Если они чем-то недовольны или что-то хотят, то брыкаются руками и ногами, лежа на спине, и при этом кричат. Все мы были такими малышами. Давайте вспомним этот возраст и попытаемся привлечь внимание взрослого человека подобными действиями".

"Зеркало". Дети разбиваются на пары. Ведущий напоминает принцип зеркала - оно отражает в себе того, кто в него смотрится, движения, мимику данного человека. Один ребенок играет роль "зеркала", другой - смотрящегося в него. Через некоторое время они меняются ролями.

Подвижная игра "Башмачник".  Играющие становятся в круг, берутся за руки. В середину круга на скамеечку садится башмачник и делает вид, что шьет сапоги, напевая: "Хорошие ножки, хорошие ножки, примерьте сапожки!" Дети, быстро вертясь, отвечают: "Примеряй, примеряй!" после этого сапожник должен, не вставая с места, не передвигая скамейки, протянуть руки и поймать кого-нибудь из круга; пойманный и башмачник меняются местами.

Упражнения

"Лицо". Дети изображают человека в различных эмоциональных состояниях (радости, грусти, обиды, гнева) и отвечают на вопрос: "Можно ли по лицу человека узнать, в каком эмоциональном состоянии он сейчас находится: грустит, или радуется, или испытывает еще что-то?"

"Тень". Играющие выбирают себе партнера. Первый ребенок стоит перед другим на небольшом расстоянии и выполняет любые движения. Второй ребенок - его тень - повторяет их. Через 1-2 минуты они меняются ролями.

"Петухи". Дети работают в парах. Прыгая на одной ноге, заложив руки за спину, они пытаются толкнуть другого "петуха" плечом так, чтобы он оказался на двух ногах.

Расслабление - упражнение "Котенок спит "

Ведущий: "Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох - выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака, котенок потянулся, выгнул спину и встал".

.

.