Коллегам

 

Я предлагаю вам ознакомиться со статьёй психолога Полтавец Ксении Игоревны

Статья.

В данной статье рассматривается коммуникация - как форма взаимодействия между людьми, определены разные виды общения и взаимодействия. Раскрыты личностные качества, способствующие эффективному общению. Эта статья будет полезна всем, кто хочет выстроить эффективное общение с окружающими людьми.

 

Игры и Классный час: "Общение и умение общаться"
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сформированность эффективных коммуникативных навыков, является одним из критериев готовности ребенка к школе. От того как он умеет общаться зависит его дальнейшая учеба, т.е. взаимоотношения со сверстниками и с учителем.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности. Вашему вниманию предлагается несколько игр на развитие эффективных навыков общения, которые вы могут выполняться как в группе, так и дома.

1. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ        

Цель: Развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

2, ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ

Цель: Прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу; затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами); затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После этого у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

3. ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА        

Цель        Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

4. РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ        

Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.

  • Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
  • Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.
  • Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
  • Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

Игры на общение:

1.Упражнение «Ласковое имя».

Цель: воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ход игры: Дети встают в круг и передавая мяч (сердечко, сшитое из ткани), называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша.  

2.Игра «Волшебные заросли».

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями»- всеми остальными участниками.

«Водоросли понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить его, а могут и не пропустить, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет?

3.Пантомимические этюды.

Цель: развитие способности общаться с помощью пантомимики.

Ход игры: Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:

  • маленькая девочка в хорошем настроении;
  • старик;
  • взрослая девушка;
  • ребенок, который учиться ходить;
  • уставший мужчина.

4. «Поможем поэту закончить строчку»

Цель: усвоение слов вежливости, необходимых для общения с другими людьми.

Ход игры: Ведущий читает:

Растет даже маленькая глыба от слова теплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…..(добрый день)

Если тебя бранят за шалости, надо сказать …..(простите пожалуйста)

Где бы мы ни были, всегда на прощанье говорим…..(до свиданья)

  1. «Подарок на всех» (цветик-семицветик).

Материал: цветок с 7 лепестками.

Цель: развитие чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Ход игры: Детям дается задание: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

  1. «Интонация».

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры: Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):

  • Пойдем играть.
  • Дай мне игрушку и др.
  1. «Ролевое проигрывание ситуаций».

Цель: Проработка и применение «волшебных» средств понимания, развитие эмпатии.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь: плачущему ребенку, он потерял мячик, мама пришла с работы, она очень устала, ваш друг плачет, его поругали.

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

  1. «У меня зазвонил телефон».

Цель: учить детей строить текст-рассуждение, активизировать употребление «вежливых» слов.

Материал: 2 телефонных аппарата.

Ход игры: напомнить детям рассказ Н.Носова «Телефон» чтением отрывка (диалога). Предложить детям самим построить диалог, разговор по телефону.

После этого задать вопрос: почему получился или не получился тот или иной разговор?

 1.Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

2.Игра-ситуация

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

3.Замри

Цель:  игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

4.Цифры

Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.



Предварительный просмотр:

Классный час: “Общение и умение общаться”

Цели: способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе; формировать положительное отношение к таким качествам, как отзывчивость, доброжелательность, принципиальность; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Ход классного часа

«Нет на земле большей роскоши, 
чем роскошь общения»

 А.Сент-Экзюпери

Учитель: В нашем городе много жителей, много приезжих ,через чур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.

Среди многих наук, без которых не обойтись, есть одна, совершенно для всех необходимая. Это наука общения, поведения человека среди людей, или этикет.

Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.

Итак, начнём.

  1. Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:

“ Общение – это взаимодействие двух или более людей,

состоящее в обмене между ними информацией раличного характера. “

Как мы видим, это – взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.

Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер.

Как сказал один древний мыслитель:

Стать человеком—большая работа. Нужно работать над собой каждый день,

и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше! “

Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому пожалуйста помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами—он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?

Вот первый закон общения:

1. Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.

  1. Я расскажу вам сказку, слушайте.

Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого и, вместо того чтобы сказать приветствие, ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

Но вот однажды человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни души - все друг друга перебили. Лишь через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что выбросил свой камень и побежал навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Первый протянул ему обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня. Тогда и состоялось первое рукопожатие.

Было ли так на самом деле или это только сказка - неизвестно, но правила вежливости зародились еще в древности, и это очень хорошо.

- Давайте вспомним, какие слова нужно произносить при встрече. (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

Произнося слово «здравствуйте», ваш знакомый желает вам здоровья. Вдвойне приятно, когда вас приветствует незнакомый человек! (Читает отрывок из стихотворения В. Солоухина.)

- Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлимое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». (Ребятам раздаются карточки с заданиями, работают в парах ).

  • Назовите слова приветствия.

( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас!)

  • Выскажите просьбу.

( Вы можете мне сказать..? Не моглибы вы мне сказать..? Скажите , пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будте добры !)

  • Какими словами лучше всего начать знакомство ?

Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться.)

  • Как принято извиняться в культурном обществе?

( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )

  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе?

( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )

  • Как попращаться , чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?

( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

Вот наш второй закон общения:

2. Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться .

3. Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком , повторите его имя несколько раз , и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени .

А то ведь вот как часто бывает: (мини – сценка)

-Бык ! Постой Бык ! Ну погоди ты .

-Ну чего тебе , Ходуля , надо?

-Пошли скорее в раздевалку , Косой там шапку потерял . Ща расхныкается.

-Ха , так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.

Вот так , войдёшь в школу , а кажется , что в страшную сказку попал , где живут некрасивые звери , и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами .

Вот наш третий закон общения:

3. Обращайтесь к собеседнику , называя его по – имени . К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “

4. Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.

Я предлагаю Вам ещё одну игру: Игра “Ты хороший”

Все учащиеся становятся в круг, взявшись за руки. По часовой стрелке стоящему рядом говорят: “Ты хороший потому, что…” и говорят хорошие положительные черты характера одноклассника и т.д.

Игра "Шаг на встречу"

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу с разных сторон класса и сказать другу что-либо приятное. (участвуют несколько пар). А теперь в парах пожмите друг другу руку и скажите приятные слова.

Вот наш четвёртый закон общения:

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим.

5. Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова . Послушайте внимательно и скажите: какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .

Вот человек , что скажишь ты о нём ?”

Ответил друг, плечами пожимая :

Я с этим человеком не знаком ,

Что про него хорошего я знаю ?”

Вот человек , что скажешь ты о нём?”

Спросил я у товарища другого.

Я с этим человеком не знаком ,

Что я могу о нём сказать плохого?”

Вот наш пятый закон общения:

5. Старайтесь не говорить о людях дурно.

6. При общении часто возникают трудные ситуации , найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать .

  • Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался . Это невежливо. “ Витя удивлён : «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась»

- Кто прав ? (Кто культурнее, тот первым здоровается )

  • Света говорит : «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми . Вот у нас соседка такая вредная , что я не хочу ей здоровья желать . Что же мне притворяться ? Права ли Света?
  • Иду по улице . Там девчонки , увидели меня и давай обзываться . Что же мне делать? (Отделаюсь шуткой , поблагодарю за « хорошие» слова. Промолчу. )

6. Не перебивайте говорящего . Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить.

7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону , чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.

8. Не спорьте по мелочам.

7. Посмотрите , как много важных и очень полезных « законов» общения открыли мы сегодня , рассматривая обычные жизненные ситуации . Но учиться можно не только в жизни , много полезных советов вы найдёте, читая книги . Послушайте стихотворение: « Пожалуйста, потише!» И скажите: где нельзя говорить громко и почему?

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела ,

Учтите , никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя ,

Что кошка утащила пять котлет ,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста , потише !

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат –

Попробуйте всё тихо расскать

О том , что вы вчера ходили в гости ,

Что папа подарил велосипед ,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим дождика всё нет.

Пожалуйста ,потише !

9. Не разговаривай громко , не кричи на улице и общественных местах.

Я надеюсь , используя наши « законы» общения , вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях , избегая конфликто , а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.

Упражнение «Пожелание другу». Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.

А теперь прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.

Подведение итогов.

Упражнение «Аплодисменты по кругу». Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Наверное, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив класса, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы должны встать в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он (она) выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. И т. д. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...».

Каждый человек достоин уважения со стороны окружающих. Но для этого необходимо понимать: путь к уважению - это путь действий. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.

Стихотворение “Заповедь”

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслишь, мысли не обожествив,

Равно встречай успех и поруганья,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб уловить глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом,

Всё проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело,

И только воля говорит: “Иди!”

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть всё в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь человек.

– Чаще улыбайтесь людям! Улыбка - визитная карточка друга. «Улыбка» - сигнал: «Я твой друг», а значит «сторонник». «Улыбка» - средство успокоения, обезоруживание рассерженного.  «Улыбка» - порождает атмосферу доброжелательности. «Улыбка ничего не стоит, но многое даёт!» 

Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на плакат. Вот видите, как нас много!!! Каждая ладошка излучает радость и доброту. Давайте закончим наш классный час «ручейком радости». Цепочкой мы будем дарить улыбки, самые добрые и приятные. Дети по цепочке улыбаются друг другу, когда улыбка возвращается ко мне, я говорю: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!»