Тесты по общей экологии 9 класс

Проверочные тесты

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ГЛАВЕ I          I вариант

Тестовый контроль. Тип А.

1. Приспособленность организмов к существованию в приливно-отливной зоне проявляется:

а) как способность зарываться в придонный грунт, а также в наличии различных выростов;

б) как способность вовремя уплывать на глубину;

в) в наличии ярко окрашенных покровов;

г) как способность к хорошей ориентации.

2. Многие виды деревьев на границах ареала образуют:

а) крупные, пышные формы;

б) кустарниковые и стелющиеся формы;

в) карликовые формы;

г) уродливые формы.

3. По правилу Аллена у животных, обитающих в северных широтах:

а) уши и носы длиннее, чем у особей того же вида на юге;

б) размеры хвоста и конечностей меньше, чем у представителей того же вида на юге;

в) размеры глазниц, шеи и когтей меньше, чем у представителей того же вида на юге;

г) клыки, когти и конечности не столь мощные, как у представителей того же вида на юге.

4. Суточные ритмы проявляются у всех живых существ, кроме:

а) покрытосеменных растений суши;

б) непарнокопытных млекопитающих;

в) обитателей почвы;

г) обитателей пещер и морских глубин.

5. Самую большую скорость передвижения животные развивают:

а) в водной среде;

б) в воздушной среде;

в) в наземной среде;

г) в почве.

6. Почва как среда обитания включает все группы животных, но основную часть ее биомассы формируют:

а) крупные хищники (гетеротрофы-консументы 1 -го порядка);

б) сапрофаги (сапротрофы);

в) продуценты (автотрофы);

г) гетеротрофы-консументы 2-го порядка.

7. Сезонным явлением нельзя считать:

а) изменение густоты меха у млекопитающих;

б) изменение скорости обмена веществ у позвоночных животных;

в) механизм деления клеток;

г) сбрасывание листвы листопадными деревьями.

8. Наиболее выраженные сезонные изменения в строении тела можно наблюдать:

а) у морских обитателей;

б) у малоподвижных, прикрепленных животных и у растений;

в) у обитателей почвы;

г) у позвоночных животных умеренных широт.

9. Выделение жизненных форм в зависимости от типов среды обитания и способов передвижения характерно для следующих групп животных:

а) птиц; б)зверей; в) рыб; г) членистоногих.

10. Помимо среды обитания одним из основных признаков, на основании которых выделяют жизненные формы зверей, является:

а) способ передвижения;

б) способ питания;

в) характер питания;

г) размер тела.

Тип В.

1. Реакция организмов на изменение длины светового дня получила название...

(Ответ: фотопериодизма.)

Тип С.

I. Группы растений с разной потребностью в воде:

1) гидрофиты (полупогруженные в воду);

2) гидатофиты (полностью погруженные в воду);

3) суккуленты (засухоустойчивые);

4) мезофиты.

Представители: а) тростник обыкновенный; б) частуха подорожниковая; в) элодея канадская; г) рдест; д) калужница болотная; е) валлиснерия; ж) уруть; з) дуб черешчатый; и) алоэ; к) агава; л) аспарагус; м) молодило; н) тополь.

II. Условия обитания, влияющие на форму и размер тела рыб:

1) толща воды;

2) придонные слои;

3) заросли водорослей;

4) поверхность океана.

Рыбы: а) скат; б)тунец, акула; в) летучая рыба,сарган; г) морской конек.

Урок 12

УРОК КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ

Цель; выявить недочеты в знаниях и произвести их коррекцию.

Тестовый контроль. Тип А.

1. Основная причина сбрасывания листьев деревьями и кустарниками перед наступлением зимы;

а) листья становятся слишком тяжелыми;

б) листья теряют слишком много воды путем испарения и не могут нормально осуществлять фотосинтез;

и

и

в) в листьях накапливается избыточная радиация, и растения фвким образом избавляются от нее;

г) так растения избавляются от различных возбудителей бо-ней, накапливающихся в листьях.

2. Хорошо приспособленные к воздушной среде и стремительно чающие стрижи не могут:

а) садиться на различные предметы;

б) передвигаться по ровной поверхности;

в) строить гнезда;

г) ловить насекомых в воздухе.

3. Самая плодовитая рыба морей и океанов:

а) луна-рыба;

б) осетр;

в) атлантическая сельдь;

г) акула.

4. В распространении плодов дуба участвуют: &\ клесты; б)вороны; в)соловьи; г) сойки.

5. Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег, чтобы:

а) искать пищу;

б) защищаться от холода;

в) отложить яйца;

г) укрыться от хищников.

Увеличение размеров тела млекопитающих возможно благо-

а) увеличению массы костей и мышц;

б) увеличению доли облегченного воздушными полостя-iera в общей массе тела;

в) укорочению и утолщению костей и мышц;

г) ускорению обмена веществ.

?. Экологическая причина того, что теплокровные животные как правило, крупнее своих южных сородичей, заключается ■{ем:

а) так легче бороться с хищниками;

б) снижаются энергетические затраты организма;

в) так удобнее и быстрее передвигаться по снегу и льду;

г) увеличиваются легкие и сердце, что обеспечивает усиленный обмен веществ, способствующий выживанию.

8. Экологические особенности пойкилотермных животных (змей, ящериц) заключаются в том, что под действием высоких температур они:

а) активнее выделяют пот, избавляясь от лишней энергии;

б) почти не испаряют воду и не тратят на это энергию;

в) изменяют окраску и много пьют;

г) уменьшаются в размерах и мало едят.

Тип В.

1. Согласно правилу ... у теплокровных животных средний размер особей вида или группы близких видов определяют температурные условия среды.

(Отве т: Бергмана.)

2. Состояние сильного охлаждения или обезвоживания, при котором у организмов отсутствуют видимые признаки жизни, называется ...

(О т в е т: анабиозом.)

Тип С.

/. Адаптация к среде обитания.

Укажите в таблице формы приспособленности живых организмов к действующим факторам среды.

Фактор

У ЖИВОТНЫХ

У растений

1

2

3

Смена времен года

а).... б)... в)...

Г)...

д)...

Смена дня и ночи

е)......

Ж)...

(Ответ: а) спячка; б) миграция; в) изменение окраски, длины и густоты шерстного покрова, толщины жировой прослойки; г) приостановка роста; д) сбрасывание листвы; е) изменение суточной активности; ж) изменение интенсивности фотосинтеза.)

125

2. Экологические группы растений, способных жить при разном водномрежиме. Дополните таблицу:

Группа

Описание

Представители

1

''2

' ■ 3"'

Гидатофиты

а)...

б)...

в)...

Водные растения, прикрепленные к грунту и погруженные в воду только нижними частями

Тростник обыкновенный, частуха подорожниковая, вахта трехлистная, калужница болотная

Гигрофиты

Растения влажных местообитаний

Г)...

Мезофиты *

Растения, обитающие в условиях с более или менее достаточным, но не избыточным количеством воды в почве

д>-

Ксерофиты

Растения сухих местообитаний

е)...

Суккуленты

Растения-ксерофиты, приспособившиеся запасать воду в стеблях или листьях

ж)...

(Ответ: а) водные растения, целиком или почти полностью оуженные в воду; б) элодея, рдест, уруть, водяной лютик, вал-рия; в) гидрофиты; г) папирус, рис, росянка, подмаренник; топадные деревья и кустарники подлеска в умеренном поясе, нистые растения дубравного широкотравья, растения за-лугов, многие сорные и культурные растения; е) астрагал, ковыль, типчак; ж) алоэ, агавы, кактусы, молочаи, очитки.)

Глава И. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 ч)

Урок 13

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМОВ

Цель: изучить типы взаимодействия организмов.

Задачи: обратить внимание учащихся на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.

Оборудование: открытки с изображениями растений, обладающих фитонцидными и бактерицидными свойствами (см. дополнительную информацию); живые растения или гербарный материал полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).

Раздаточный материал (предназначен для иллюстрации типов взаимодействия организмов):

 , набор корней бобовых растений с клубеньками; горох, клевер второго года развития, люпин, вика; люцерна, конские бобы;

Комментарий для учителя.

Заготовить материал следует осенью. Загербаризированные корни с клубеньками весьма хрупкие, поэтому лучше их консервировать в жидкостях. Небольшие корни раздают в пробирках или флаконах из-под пенициллина, более крупные после тщательной промывки от фиксирующей жидкости - в препаровальных ванночках.

 гербарий насекомоопыляемых растений родного края;

 набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, подмаренник, щирица, чертополрх и др.

Комментарий для учителя.

Урок рекомендуем начать с рассказа учителя или работы с учебником. Типологию взаимоотношений организмов можно дать по классификации Э. Хескила, выписав ее на доске или представив на кодопленке (текст - в дополнительном материале).



Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ГЛАВЕ I Тестовый контроль. Тип А. II вариант

1. Одна из форм приспособленности млекопитающих к жизни на Крайнем Севере заключается:

а) в удлинении черепа и конечностей;

б) в увеличении глаз и ушей;

в) в увеличении размеров тела;

г) в увеличении тазовых костей и размеров черепа.

2.  Состояние организма, чрезвычайно расширяющее возможности его выживания в самых суровых условиях окружающей среды, называется:

а) ночным сном;

б) дневным сном;

в) анабиозом;

г) голоданием.

3.  Если в реке началась массовая гибель рыбы, то наиболее вероятная причина этого явления:

а) изменение скорости течения реки;

б) уменьшение содержания кислорода в воде;

в) изменение атмосферного давления;

г) увеличение концентрации озона в воздушной среде.

4. В водной среде с увеличением глубины абиотические факторы изменяются следующим образом:

а) повышается давление и соленость, уменьшается температура;

б) повышается давление и соленость, концентрация кислорода не меняется;

в) повышается давление и соленость, температура увеличивается;

г) давление не меняется, соленость увеличивается, концентрация кислорода остается неизменной.

5. В наибольшей степени подвержены воздействию радиации, колебаниям температуры и силы ветра обитатели следующей среды:

а) водной;

б) почвенной;

в) наземно-воздушной;

г) живых организмов как среды обитания.

6. Самое большое число видов животных, находящихся в анаэробных условиях, населяет:

а) водную среду;

б) наземно-воздушную среду;

в) почвенную среду;

г) живые организмы как среду обитания.

7. Живые организмы в естественных условиях существуют в соответствии:

а) с законами Коммонера;

б) с законами биоритмии;      

в) с ритмичностью природных процессов;

г) с уровнем солености растворов среды.

8. Из всех сред жизни наиболее богата по числу видов:

а) водная;

б) внутренняя среда живых организмов как местообитание;

в) наземно-воздушная;

г) почва.

9. Первые живые обитатели Земли появились:

а) в почве;

б) в наземной среде;

в) в водной среде; г) в воздушной среде.

10. Рыбы, способные совершать миграции из морей в реки или наоборот, называются:

а) космополитами;

б) стенобионтами;

в) проходными (эврибионтами);

г) толерантными.

Тип В.

1. Состояние мнимой смерти, наступающее у ряда животных и невозможности перенести условия среды, далеко выходящие за

пределы оптимума, называют...

(Ответ: анабиозом.)

Тип С.

I. Отношение к световому режиму:

1) световыносливость;

2) теневыносливость.

Растения: а) сосна обыкновенная; б) ель европейская; в) папоротник-орляк; г) купена лекарственная; д) майник двулистый; е) ландыш майский; ж) гвоздика-травянка; з) василек синий; и) кукуруза; к) бук обыкновенный.

II. Характер миграций у птиц:

1) перелеты;

2) оседлость;

3) кочевки.

Птицы: а) снегирь; б) утка-кряква; в) свиристель; г) гусь-гуменник; д) ворона серая; е) голубь; ж) мухоловка серая.



Предварительный просмотр:

Законы организации экосистем 1 вариант

  1. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуценты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.

  1. Какой ученый ввел в науку понятие «экосистема»? Выберите правильный ответ:

а) А. Тенсли; б) В. Докучаев; в) К. Мебиус; г) В. Иогансен.

  1. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют …………. .Они представлены в основном видами, относящимися к ……………. миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют ………… Они представлены видами, относящимися к ……….. и ………….. Организмы, которые потребляют мине-

ральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют.............. Они представлены в основном видами, относящимися к …………….. миру.

  1. Закончите утверждение. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

а) грибами; б) бактериями; в) животными; г) растениями.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют ……………В его состав входят: растения, животные, ........... и …………  Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ………….или ………….

  1. Какова роль редуцентов в экосистемах? Выберите правильный ответ:

а) уничтожают организмы;

б) обеспечивают продуцентов минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов;

в) обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды;

г) поставляют в экосистему органические вещества и энергию;

д) трансформируют вещество из одного состояния в другое.

  1. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:

серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, кровососущий комар, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.

  1. Выберите из списка названия организмов, которых можно отнести преимущественно к редуцентам:

дуб, норка, клоп-черепашка, нерпа, пшеница, гнилостные бактерии, жужелица, гриб пеницилл, кокосовая пальма, росянка, опята, лишайник олений мох.

  1. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, копсу ментов и редуцентов.

Медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

  1. Предположим, что вы соорудили аквариум с герметично закрытой прозрачной крышкой. Подобрали и поселили в аквариуме растения, бактерий и животных. Будет ли жизнь продолжаться в таком аквариуме неопределенно долго при условий, что он будет регулярно освещаться солнцем?

  1. Выберите правильное утверждение. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам;

б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;

в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам.

  1. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

  1. Назовите как минимум три причины, по которым человечеству следует быть благодарным зеленому растению.



Предварительный просмотр:

Законы организации экосистем 2 вариант

  1. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуценты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.
  2.  Какой ученый является основоположником биогеоценологии? Выберите правильный ответ:

а) Э. Геккель; б) В. Сукачев; в) В. Докучаев; г) К. Тимирязев; д) К. Мебиус.

  1. Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют …………. .Они представлены в основном видами, относящимися к ……………. миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют ………… Они представлены видами, относящимися к ……….. и ………….. Организмы, которые потребляют мине-

ральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют.............. Они представлены в основном видами, относящимися к …………….. миру.

  1. Закончите утверждение. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

а) грибами; б) бактериями; в) животными; г) растениями.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют ……………В его состав входят: растения, животные, ........... и …………  Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ………….или ………….

  1. Кто из перечисленных организмов относится к продуцентам? Выберите правильный ответ: а) корова; б) белый гриб; в) клевер луговой; г) человек.
  2. Закончите определение. Экосистема — это:

а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между собой, обитающих на определенной территории;

в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории;

г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.

  1. Какова роль редуцентов в экосистемах? Выберите правильный ответ:

а) уничтожают организмы;

б) обеспечивают продуцентов минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов;

в) обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды;

г) поставляют в экосистему органические вещества и энергию;

д) трансформируют вещество из одного состояния в другое.

  1. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка:

серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, кровососущий комар, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.

  1. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов.

Медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.

  1. Предположим, что вы соорудили аквариум с герметично закрытой прозрачной крышкой. Подобрали и поселили в аквариуме растения, бактерий и животных. Будет ли жизнь продолжаться в таком аквариуме неопределенно долго при условий, что он будет регулярно освещаться солнцем?

  1. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

  1. Назовите как минимум три причины, по которым человечеству следует быть благодарным зеленому растению.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Влияет ли погода на обитателей водоёмов?
  2. Летние и зимние заморы не возникают в следующих средах жизни:

а) в морских водоёмах;

б) в озёрах и прудах;

в) в реках;

г) в почве.

  1. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление:

а) фотосинтетическая активность растений;

б) зимняя спячка животных;

в) осенний листопад.

г) активность внутренних паразитов.

  1. Заморы могут быть вызваны увеличением в воде концентрации следующих веществ:

а) кислорода и водорода;

б) метана, сероводорода, углекислого газа;

в) различных солей,

г) железа и магния.

Вариант 2

  1. Во многих районах с интенсивным земледелием в почвах исчезли черви из-за постоянного внесения ядохимикатов. Как вы думаете, отразится ли это на почвенном плодородии, если в землю регулярно вносят высокие дозы минеральных удобрений?
  2. Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления:

а) увеличенные размеры тела;

б) уменьшенные размеры и плотность тела;

в) уменьшенный размер и количество выростов тела;

г) медленная скорость движения тела в воде.

  1. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

а) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных формах, присутствие солей и органических веществ;

б) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;

в) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давление грунтов;

г) одинаковое значение pH среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.

  1. Процессы, которые могут создать практически анаэробные условия в почве:

а) интенсивное гниение растительных остатков и затопление;

б) засоление и яркое освещение;

в) резкий перепад температурного режима;

г) изменение освещённости.