Родителям

Марфин Максим Викторович

.

Как воспитывать творческие способности у ребенка

Многим родителям хочется, чтобы их дети стали известными художниками или певцами. Однако для этого недостаточно научить ребенка рисовать или управлять голосом. Нужно развивать в нем творческое начало и сделать это не так легко.

Что есть творчество?

Люди, которые умею писать книги, рисовать картины или сочинять музыку не могут однозначно ответить на этот вопрос. Сходятся они только в одном: это нечто идет откуда-то из глубин души. Иногда приходится пересматривать этюды или подбирать бесконечно сочетание музыкальных инструментов. Так делают и дети. Думают над рисунками, бесконечно стучат по предметам и выбирают наряды по сочетанию цветов. Это тоже проявление творческого начала. Важно не гасить его.

Нельзя оскорблять порывы ребенка, какими бы они не были. Если он рисует на стенах, то установите специальное покрытие, имитирующее доску для рисования. Либо можно расклеить везде ватман. Еще можно приучать к уборке места для занятий. Еще дети любят петь и танцевать. Не нужно гасить в них это стремление. Даже если их движение неуклюжие и смешные — одобряйте ребенка.

Творческие способности помогут и в других делах. Например, в учебе, работе или повседневных делах. С творческим началом легче видеть красоту в простых вещах. Например, в паутине на листьях или полевых цветах.

Основные приемы

Самое главное — это доброжелательное отношение к результату творчества ребенка. Не стоит сразу требовать от него идеальных работ. Например, в рисовании — соблюдения законов перспективы, а в музыке различать полутона.

Лучшие работы ребенка обязательно сохраняют и показывают на видном месте. Например, рисунки вешают на холодильник. Если дети танцуют, то распечатывают фотографии с выступлений или репетиций. Стихи и ноты можно переписать и тоже повесить на видном месте. Обязательно нужно хвалить ребенка. Когда он получит положительное подкрепление своих действий, то он захочет повторить эффект. Это означает продолжение творческих порывов.

Можно устраивать небольшие домашние выставки или просмотры. Важно чтобы не только родители, но и другие родственники поддерживали начинания детей. Это будет вселять уверенность в маленьких творцов. Еще один популярный прием — совместное творчество. Можно вместе рисовать, танцевать, петь, записывать смешные видеоролики. Это позволит ребенку активно заниматься и совершенствоваться — ведь в компании родителей это приятно делать.

Важно развивать у детей восприятие творчества. Для этого посещают концерты, выставки, театр. К каждому путешествию нужно готовиться: обсуждать правила поведения, разбирать, что именно будет на мероприятии, как нужно наряжаться и многое другое. Это будет вызывать приятные ассоциации с творчеством. Хорошо, если родители сами рисуют или поют. Это позволит им подавать пример ребенку. Ведь если он растет в творческой среде, то сам факт творения чего-то будет для него естественным как воздух.

Как воспитывать в детях человечность?

Гуманность — это ключевое качество личности. Без него нельзя представить человека, способного на сострадание и сопереживание. В широком смысле гуманность — это доброе отношение ко всему живому. Термин включает не только понятие "любовь", еще он указывает на уважение к человеческой личности.

Как сделать ребенка гуманным?

Воспитание человечности начинается с первых месяцев жизни. Важна правильная атмосфера в семье. Если родители ругаются или выясняют отношения с другими родственниками, то ребенок будет впитывать негативные эмоции. Это сделает его нервным и беспокойным.

Уже в дошкольном возрасте ребенок показывает характер. Это видно по его отношению к людям и окружающему миру. При правильном воспитании дети становятся отзывчивыми, заботливыми, милыми. При попадании в детский сад ребенок испытывает стресс. Он привыкает находиться в коллективе сверстником и слушать воспитателя. Еще ему приходится подчиняться режиму.

У нахождения в детском саде есть плюс: можно увидеть как ребенок относится к другим детям. Если он проявляет заботу, умеет ставить себя на место другого, часто уступает, то все в порядке. Это признаки проявления гуманности. Однако не стоит ждать, что дошкольник начнет сразу себя идеально вести. Для развития эмпатии (способности понимать чувства других) требуется время. В возрасте трех лет дети переживают кризис — он дает понимание личности. После этого дошкольник четко осознает, что он это не часть родителей, а отдельная личность.

Для формирования гуманности важно сотрудничество родителей и педагогов. Например, мама и папа показывают правильное поведение своим примером. Воспитатели же создают особые ситуации. Они задают вопросы и заставляют детей задумываться над своими поступками. Например, разбирают конфликты и спрашивают, можно ли обижать других дошкольников.

Советы для родителей

С малых лет ребенка нужно ласкать, целовать, гладить и выражать свои чувства. Так он будет ощущать заботу. Еще важно хвалить малыша за каждый правильный поступок. Он может быть по отношению к животным, другим членам семьи, друзьям.

Важно не забывать подавать правильный пример. Родители должны заботиться друг о друге и проявлять эмоции. Так ребенок поймет, что такое любовь.

Еще можно читать книги, смотреть мультфильмы и фильмы, а после разбирать их. Например, обсуждайте поступки героев, предлагайте ребенку решить проблему и учите объяснять свою позицию. Чем чаще дошкольник начнет задумываться, тем лучше для него. Это позволит избежать опрометчивого поведения.

Еще обязательно нужно проговаривать с ребенком пути решения разных ситуаций. Например, как поступать при виде плачущего ребенка. Желательно говорить не в ультимативной форме, а задавать наводящие вопросы. Так ответы будут лучше запоминаться.

Можно устраивать разные игры и моделировать ситуации. Это тоже поможет проговорить основные моменты. К тому же в игре ребенок лучше запоминает информацию.

Так ли сильно детям нужен семейный досуг?

Досуг — это совместное времяпровождение с целью веселья. Вопреки распространенному мнению, для этого необязательно отправляться в торговый центр или на базу отдыха. Дети разных возрастов всегда рады провести время с родителями. Только иногда взрослые отказываются от этого, мотивируя свое решение разными причинами.

Например, нет времени или денег, усталость. Но семейный досуг — это важная составляющая гармоничных отношений. Поэтому его нельзя исключать.

Зачем нужен семейный досуг?

Эмоциональные связи самые крепкие. Наверное, многие родители могут вспомнить, как ходили маленькими в парк отдыха и ели мороженое. Эти счастливые воспоминания потом поддерживают в трудные минуты. Поэтому нельзя пренебрегать организацией семейного досуга. Однако нельзя просто взять и пойти куда-то. Нужно учитывать интересы каждого члена семьи. Поэтому его нужно планировать заранее.

Цель совместного досуга — укрепление отношений. Еще один повод собраться вместе — отдых. Не забывайте о том, что можно сделать множество снимков и видеороликов. В дальнейшем их приятно просматривать. Если семейный досуг в новинку, то стоит его хорошо продумывать. По началу может что-то выходить не так — это нормально. Со временем организация мероприятия станет хорошей.

Основные правила семейного досуга:

  • встречи только для положительных эмоций;
  • родителям и детям должно быть интересно;
  • встречи полезны для всех.

Сложнее всего выбрать занятия, которые будут интересны всем. Если в семье есть дети школьного возраста, то можно ввести правило: раз в неделю один член семьи решает, чем именно они займутся.

Идеи для семейного досуга

Основная задача — сделать встречи желанными и ожидаемыми. Поэтому важно привить дошкольнику положительные эмоции. Например, даже прогулка по торговому центру может стать веселой. Для этого выбирается сумма и каждый член семьи ищет вещь, которая порадует другого. Дошкольник остается с мамой или папой — он тоже участвует в выборе.

Можно посещать музеи, тем более, многие готовы предложить экскурсии для детей и квесты для семей. Об этом можно узнать в музее заранее. Еще учитывайте, что выставки бывают постоянными и временными. Во втором случае можно найти нечто интересное.

Еще можно просто гулять по паркам. Например, возьмите велосипеды и покатайтесь всей семье. Либо арендуйте катамаран и прокатитесь по водным каналам. Некоторые базы отдыха готовы предложить оригинальные развлечения, например, катание в санях или на собачьих упряжках.

Устраивайте пикники, концерты, литературные вечера — дошкольников тоже можно привлечь к организации. Например, не ждите утренников и попросите ребенка выучить стишок. Позовите на концерт друзей и родственников — они будут зрителями.

Для успешности проведения досуга обязательно собирайте мнения всех участников. Это позволит скорректировать деятельность. Например, не всем комфортны длительные мероприятия. Поэтому можно будет выбрать короткие встречи.

Особенности детей 3-4 лет и как они влияют на воспитание

В младшем дошкольном возрасте ребенок только учится самостоятельности. Он привыкает к общению со сверстниками, взрослыми, учится взаимодействовать с предметами. На этот период приходится кризис трех лет — его целью является доказательство собственной автономности.

Я — сам

С одной стороны, дошкольник стремится все делать самостоятельно, с другой — далеко не все действия ему под силу. Поэтому не стоит торопиться и настаивать на полном выполнении поручений. Можно давать ребенку право выбора и поддерживать его.

В этот период важно не критиковать малыша. Даже если он делает плохо, криво, медленно — нельзя это негативно оценивать. Иначе взрослый только вызовет у него неприятные эмоции. Положительные же оценки вызывают желание совершенствоваться и повторять действие.

В этом возрасте дети охотно подражают взрослым. Например, стремятся воспроизвести поведение мамы или папы. Это тоже нужно поощрять. Например, мама раскатывает тесто. Можно дать ребенку небольшой комочек и детскую скалку.

В младшем дошкольном возрасте малыш находится в сложной ситуации. Он начинает понимать, что такое Я, в чем его особенности и что он не является приложением к родителям. Но в тоже время дошкольника наполняют противоречия: он не может справиться без взрослых, его свободу ограничивают.

Зачем он это делает

Для этого возраста свойственно постоянно задавать вопросы — это нормально, малыш старается постигнуть окружающий мир. Его агрессивность и активность формируются из-за стремления постоянно что-то делать.

В этом возрасте важно не только, какие знания есть у ребенка. Но и что он понимает, умеет ли делать причинно-следственные связи. Ему должны быть доступны логические операции — объединение предметов, исключения, распределения.

Любознательность в этот период хороший знак. Важно воспитывать в ребенке стремление к изучению мира, задаванию вопросов, интереса к окружающим людям. Все это пригодится ему в дальнейшей жизни, особенно во время учебы в школе. Но еще важнее то, что он сможет устанавливать социальные связи и поддерживать их. Для этого малыша отдают в детский сад.

Мой ребенок меня бесит

Кризис трех лет не всегда легко пережить. Даже мантра «это всего лишь период, и он закончится» мало помогает. Агрессия дошкольника, истерики любого выведу.

В такие моменты нужно отвлечься. Сделать это можно следующим образом: нужно вспомнить любой текст. Например, поэму или склонение неправильных глаголов английского языка. Нужно про себя читать любые фразы и сконцентрироваться на них. Через пару страниц человеку станет проще реагировать на ситуацию.

Нельзя бить, ругать и уничижительно отзываться о ребенке. Это только вызовет негатив и неприятие с его стороны. Даже с наказаниями нужно быть аккуратнее.

Возрасте 3-4 лет важен для формирования самостоятельности. Родителям нужно воспитывать в ребенке стремление к независимости, ответственности за свои действия и поступки.

Летние развлечения: как провести время с пользой

В летние дни можно вдоволь проводить время с ребенком. Теплая и ясная погода располагает к прогулкам. Это время хорошо подходит для обучения. Даже простая песочница способна стать местом для развития мелкой моторики, конструирования и других вещей.

Полезная природа

Главная особенность лета — буйство красок. Цветы, трава, деревья, кусты, птицы — все это позволяет изучать оттенки и многообразия форм. Например, Можно взять лист картона и наклеить на него разноцветные квадраты. Задача ребенка найти соответствующую растительность. Например, зеленый — лист, белый — лепесток, оранжевый — цветок и т.п.

Можно собирать гербарий, ухаживать за садиком, наблюдать за бабочками и насекомыми. Важно чтобы ребенок занимался тем, что ему интересно: принужден только навредит и уничтожит познавательный интерес.

Для воспитания любви к учебе нужно показывать ребенку насколько удивителен этот мир. По возможности, можно показать рыбок в пруду или белочку в парке. Но при этом важно воспитывать ответственное отношение к природе.

Например, нельзя кормить уточек хлебом — у них от этого появляются проблемы с ЖКТ. Белочке можно дать несолёные орешки. Желательно заранее обсудить с ребенком правильное поведение.

Игры с песком

Это не только хороший материал для развития мелкой моторики, но и хороший способ релаксации. Можно пересыпать песок, разминать его в руках, чертить на нем дорожки и рыть ходы.

Познавательный интерес воспитывают посредством игр. Например, в песок прячутся игрушки. Задача ребенка: все найти. Для этого он копает, просеивает и внимательно все изучает. В качестве награды ему дают сокровище.

Через песок можно развивать любопытство. Для этого родитель демонстрирует два состояния материала: влажное и сухое. Первое лучше всего подходит для формирования куличей.

Песок подходит для моделирования огорода. Взрослый помогает установить мини-парник, сделать грядки и посадить в них муляжи или реальные листочки. Малыш поливает, окучивает и учится ухаживать за саженцами.

Дождливая погода

В ненастье можно заниматься дома. Для этого используют крупы и бобовые — цельный горох, фасоль разных сортов и другие. Можно смешать все это, а потом ребенок разбирает. В манку прячутся мелкие сокровища, которые ищутся путем просеивания.

Можно сортировать разные предметы. Например, взять макароны определенной формы и раскладывать их по стаканчикам. Важно не ограничивать фантазию ребенка и позволит ему действовать так, как он хочет.

Летом можно проводить эксперименты. Например, заморозить кубики льда и показать, как они таят. А если полить их водой, то они растворятся еще быстрее. Полезно демонстрировать смешивание разных типов жидкости — воды и сока или других.

Лето — это прекрасное время для знакомства с природой. Поэтому родители могут воспитывать у ребенка уважение к окружающему миру, интерес к птицам, насекомым и животным, ответственность. При желании, взрослые читают соответствующую литературу. Подойдет Бианки «Лесная газета».

Воспитание нравственного поведения

Человек не рождается на свет с определенными представлениями. Правила поведения он усваивает под воздействием внешней среды. Например, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. На этот процесс можно активно влиять.

Что такое нравственность?

Говоря простыми словами, это мораль человека, то, что заставляет его разделять добрые и злые поступки. Ребенок сам не сможет разобраться в этом, поэтому родители и воспитатели помогают ему.

Процесс воспитания морали долгий и сложный. Взрослым придется стать образцами и справедливыми судьями. Нет смысла говорить одно, а поступать по-другому — это только вызовет негативизм у ребенка. Например, родитель говорит, что дорогу нужно переходить на зеленый свет, но сам с малышом бежит на красный. Уяснит ли ребенок правило поведения? Нет.

С малых лет ребенку нужно прививать вежливость. Он должен знать, как поступать в той или иной ситуации. Со временем это позволит выработать у него определенный паттерн поведения.

Способы воздействия

От родителей зависит то, как успешно ребенок усвоит правила нравственного поведения. Делать это придется постоянно, иначе малыш ничего не усвоит. Можно закреплять информацию в игровых ситуациях.

Например, устраивается обед среди игрушек. Ребенок учится говорить «пожалуйста», «спасибо», «передай, пожалуйста» и т.п. Родители сначала показывают образец поведения, а потом мягко корректируют малыша.

Иногда детям сложно объяснить целесообразность использования столовых приборов. Можно показать, как резать мясо или пользоваться вилочкой для торта. Дошкольник может справедливо заметить, что руками брать удобно, но…

1. Ладони испачкаются.

2. Кусочки вываливают из пальцев.

3. Другим неприятно на это смотреть.

4. Можно испачкать одежду.

Обязательно нужно создавать ситуации с выбором. Тогда ребенок сам решает, как ему поступить. Например, использовать нож с вилкой или нет. Правильный выбор нужно поощрять.

А вот с наказанием стоит повременить, особенно, с физическим. Это может только вызывать сопротивление и негатив со стороны дошкольника. Можно разбирать разные примеры и тактично спрашивать у малыша, правильно ли он поступил.

Стоит избегать нотаций. Они нудные, скучные и дошкольник перестает их слушать через минуту. Эмоциональный разговор или описание ситуации подействуют лучше. Например, можно живописать как расстроится бабушка, если ей нагрубить.

Совместная деятельность

Ничто так не способно учить детей, как игра. Если дошкольники занимаются вместо, то они невольно стараются подстроиться друг под друга. Это работает и в компании с взрослым.

Поэтому родителям нужно активно вовлекать дошкольника в совместную деятельность. Например, игру или творчество. Важно поддерживать правильное поведение и поощрять его.

Постепенно у ребенка выработается стремление к определенным паттернам. Он станет воспринимать их как правильные и важные. Но на эту уйдет время и поэтому не стоит торопиться.