Литература

Куминова Татьяна Анатольевна

Адаптированная рабочая программа по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

ИМЕНИ СИРИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА»

АДАПТИРОВАНННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

…..,

обучающегося 8 «…» класса

по                                                                литературе                                                            

(инклюзивное образование)

Учитель: Куминова Татьяна Анатольевна

Количество часов:

Всего 66; в неделю - 2 часа

Г. Ханты-Мансийск, 2021год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературе  (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе , Примерной программы основного общего образования по литературе  для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией В.Я. Коровиной ( М.: Просвещение,2018) с учетом психофизических особенностей ученика/цы 8  класса (ФИО обучающегося),  который является обучающимся с ОВЗ и по решению ТПМПК согласно заключения от  № … от …     учебного года ему/ей рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе  для детей с задержкой психического развития (Обучение по АООП  ООО для детей с ЗПР).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы , которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

Конституция РФ; Федеральный закон N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации по разработке рабочих программ по литературе  для специальных (коррекционных) классов

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что  в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ОВЗ) не может освоить Программу по литературе  в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывает затруднения при чтении, не может делить главное в информации, затрудняется при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладает неустойчивым вниманием, обладает бедным словарным запасом, к тому же  нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. 

(ФИО обучающегося),     работает на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является   пассивное механическое запоминание изучаемого материала, ему  с большим  трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие получить качественное образование по литературе , подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы обучающийся  мог опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащийся получает только общее представление. Ряд сведений о литературе познается школьником в результате практической деятельности.

Описание возможных изменений:

  1. Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного предмета.
  2. Изменение в логике изложения материала предусмотренной  Авторской программой.
  3. Необходимость  в введении дополнительных тем, не предусмотренной Авторской программой, и/или исключением некоторых тем, не являющихся обязательными  для освоения обучающимся.
  4. Логика построения учебного материала, адаптированного для учащегося с ОВЗ.
  5. Выбор используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей ребенка.
  6. Систематизации занятий для прочного усвоения материала (для этого значительное место в программе отводится повторению).

Новые элементарные навыки вырабатываются у …..  медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимся, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки у данного учащегося.

Цели и задачи обучения

На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащегося с ОВЗ.

 В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.

Данная цель обусловливает следующие задачи:

Познавательные задачи:

− изучать 

 − формировать 

 − формировать 

− совершенствовать 

 − развивать 

 − воспитывать 

Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающегося проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

− совершенствование;

− развитие;

− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;

− развитие эмоционально-личностной сферы;

− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях

Активные методы и приемы обучения детей с ОВЗ

Методы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
  • практические        (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);

- репродуктивные и проблемно- поисковые (от частного к общему, от общего к частному);

      - методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению);

        - методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

Приёмы:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале.
  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.
  3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

            4. Активные методы рефлексии        (самоанализ деятельности и ее результатов).

Методы групповой и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ на уроке.

1.        При опросе:

- Опрашивается чаще других.

-Систематически проверяется факт выполнения домашнего задания.

-Разрешается подготовка к ответу с использованием   алгоритмов, шаблонов, планом  и т.д.

           - При необходимости учитель сам дает обучающемуся план ответа.

             - Обеспечивается сам тон опроса, активное поощрение первых успехов, специальное создание «ситуаций успеха».

  1. В ходе изучения нового материала.
  • Всемерное        стимулирование        интереса        слабоуспевающих        и        поддерживание        их внимания при восприятии учебного материала.
  • Обеспечение оптимальной степени трудности содержания излагаемого учебного материала.
  • Обеспечение оптимального темпа обучения на уроке.
  1. В ходе самостоятельной работы на уроке.
  • Использование посильных, но непременно усложняющихся заданий.
  • Более подробный инструктаж о предстоящей работе (выдача карточек с планом работы, карточек – консультаций и пр.)
  • Использование пропедевтических упражнений, создающих успех при решении последующей задачи (сходные задачи).
  • Повышенно внимание к слабоуспевающим в ходе работы, оказание им помощи в случае затруднений.

Виды дифференцированной помощи.

  • Указание типа задачи, правила, на которое опирается данное упражнение.
  • Запись условия (кроме словесного) в виде таблицы, матрицы, значков.
  • Указание алгоритма решения.
  • Указание или даже приведение аналогичной задачи, решенной ранее.
  • Объяснение хода выполнения подобного задания.
  • Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного вопроса, задачи.
  • Наведение на поиск решения путем ассоциации.
  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения.
  • Расчленение сложной задачи на ряд элементарных действий.
  • Наводящие вопросы, называние ответов, результатов заранее.
  • Указание теорем, правил, формул для решения.
  • Указание ошибки в вычислениях, в алгоритме, в становлении зависимости.

Примерные задания, предлагаемые обучающимся с ОВЗ

  1. Переформулируйте своими словами задание (инструкцию).
  2. Придумай предложение (задачу, вопрос) по картинке.
  3. Назови участников действия (используемые понятия) и последовательность действий.
  4. Установи зависимость между условиями и искомыми данными (знакомым и новым понятием)
  5. Выполни упражнение (найди ответ) на наглядно-практических действиях, передвижном наглядном материале.
  6. Составь (измени) задачу - измени вопрос, условие, чтобы был другой способ решения (нахождения ответа).
  7. Решение        по        опорной        схеме  (по        символам,        схемам,        написанной последовательности.)
  8. Найди (выбери) ту задачу (упражнение, предложение, символ, название и т.д.), которая:
  1. похожа по смыслу, но имеет другие действия;
  2. - похоже условие, но с разными вопросами;
  3. с одинаковыми решениями, но смысл одного и того же действия различен.
  1. Найди общее (в словах, предложениях, задачах, примерах) - по смыслу и выпиши (подчеркни).
  2. Реши подобную задачу (пример, выполни упражнение, задание) с различными объектами (рисунки, затем замещающие образы – символы, затем одна схема).
  3. Самостоятельно проверь свои ошибки (с опорой на оригинал – идеальный образ).
  4. Исправь свои ошибки, подчеркнутые учителем, и объясни их.
  5. Слуховой диктант (контрольная)- найди ту карточку, которая для данного правила, ответа и прочее.
  6. Найди общее (в словах, предложениях, задачах, примерах) - по смыслу и выпиши (подчеркни).
  7. Реши подобную задачу (пример, выполни упражнение, задание) с различными объектами (рисунки, затем замещающие образы – символы, затем одна схема).
  8. Самостоятельно проверь свои ошибки (с опорой на оригинал – идеальный образ).
  9. Исправь свои ошибки, подчеркнутые учителем, и объясни их.
  10. Слуховой диктант (контрольная)- найди ту карточку, которая для данного правила, ответа и прочее.
  11. Выбери схему решения данной задачи (выполнение данного задания) для трех вариантов.
  12. Составь схему решения (определи последовательность действий для выполнения инструкции – пошагово, дотошно, скрупулезно, т.е. все даже самые малые шаги!)
  13. Придумай слова, предложения, задачи к графической схеме.

Помнить о последовательности сложности в заданиях для данной категории обучающихся:

  • Узнавание – 1 уровень сложности.
  • Различение – 2 уровень сложности.
  • Сравнение – 3 уровень сложности.

Приемы, для создания благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность ребенка:

  • Поставленные        задачи        должны        соответствовать        возможностям        ребенка        и гарантировать ему успех не менее чем на50%.
  • Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможность для принятия и исполнения самостоятельных решений.
  • Должны иметься все условия для достижения положительных результатов; но не должно требовать от ребенка чрезмерного напряжения и приводить к нагрузкам.
  • Любые, даже самые незначительные достижения должны поощряться.
  • Методы поощрения должны превалировать над методам и наказаниями.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю;
  • современникуипотомкуоцениватьситуациисточкизренияправилповеденияиэтики.

Обучающийся получит возможность сформировать:

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств

-        оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

НРЭО:        осознание        этнической        принадлежности;        осознанное,        уважительное        и доброжелательноеотношениекистории,культуре,религии,традициям,языкам,ценностям народов Урала; развитие духовно-нравственных качеств; формирование уважительного отношения к литературе и культуре родного края; развитие эстетического вкуса, творческого        мышления;        сформированность        положительного        отношения        к        своей национальной и этнической принадлежности, самобытной культуре народов и этнических групп, проживающих на территории региона; развитие духовно-нравственных качеств; укрепление чувства патриотизма; развитие эстетического вкуса, творческого мышления.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

-        осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;

-        корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; работать в группе;

-        осуществлять коммуникативную рефлексию; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернета;

-        осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватной оценке трудностей; адекватной оценке своих возможностей;
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию.

НРЭО: развивать способность логически мыслить, правильно и аргументировано формулировать        мысли        в        устной        и        письменной        формах;        уметь        самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;уметьработатьсразнымиисточникамиинформации,находитьее,использовать        в самостоятельной деятельности; планировать и выполнять учебное исследование и учебныйпроект,осознаватьсвоюответственностьзакачествовыполненногоисследования (проекта); обеспечить культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно- эстетических возможностей русского языка на основе изучения значимых произведений региональной литературы.

Предметные результаты

Обучающийся научится: (Устное народное творчество)

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
  • различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

-        выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

-        учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-        целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-        определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

-        выразительно        читать        произведения        устного        народного        творчества,        соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания.

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)

-        осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-        адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-        интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

-        воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-        определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать        и        истолковывать        произведения        разной        жанровой        природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться: (Устноенародноетворчество)сравниваяпроизведения,принадлежащиеразнымнародам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература)

  • выбирать        путь        анализа        произведения,        адекватный        жанрово-родовой        природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

НРЭО:        знание        специфики        современной        региональной        литературы,        соответствие тенденциям развития российской литературы, содержания и художественного своеобразия произведений уральских писателей; формирование представлений о творчестве ведущих уральских писателей, их роли в литературном процессе; формирование представлений об основных художественных направлениях, течениях и группах данного периода; основных методах, стилях, жанрах; формирование умения интерпретировать факты уральской литературы, характеризовать своеобразие мировоззрения, художественную картину мира писателей;развитиеуменияпользоватьсянаучнойисправочнойлитературой,посвященной изучению уральской литературы.

Организация текущего и промежуточного контроля

Тема

Форма проведения

1

Повторение изученного материала за курс 7 класса

Контрольная работа

2

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Сочинение-рассуждение, тестирование

3

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Сочинение-рассуждение, тестирование

4

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Сочинение-рассуждение, тестирование

5

Л.Н. Толстой.  «После бала».

Сочинение-рассуждение, тестирование

6

Административная работа за первое полугодие.

Контрольная работа

7

Поэзия родной природы.

Чтение наизусть/ анализ стихотворения.

8

Стихи поэтов о ВОВ

Чтение наизусть/ анализ стихотворения.

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

Знания, умения и навыки обучающихся (в том числе при проведении текущей и промежуточной аттестации) оцениваются по пятибалльной системе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Проверка результатов овладения теми или иными компетенциями проводится посредством текущего и итогового контроля. Для контроля знаний выделяются отдельные уроки. Кроме того, текущий контроль осуществляется почти на каждом уроке. При планировании предусмотрены различные виды и формы контроля знаний.

Формы контроля (текущего и итогового): сочинения (сочинение- рассуждение с примерами из художественного произведения). 

Тестирование открытое (ученик оформляет ответ самостоятельно), тестирование на основе предложенных ответов (ученик выбирает правильный ответ из предложенных вариантов).

Контрольные работы служат для проверки знаний и умений учащихся. Это комплексная работа, она может включать тестовую форму ( открытую форму или с вариантами ответов)  и письменную ( сочинение, анализ стихотворения).

Критерии и нормы оценки

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по литературе. В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами речи;

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды творческих работ.

Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.

Отметка «2» может быть поставлена в дневник, тетрадь учащегося.

Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал

последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,

в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,

в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,

в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,

в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и

жанра сочинения, от почерка.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,

пунктуационных и языковых норм. По литературе - в этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, вторая – по русскому языку.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

-соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

-разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

При оценке сочинения необходимо учитывать

1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Техника чтения. Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух

100 слов и более – «5»

80 – 100 – «4»,

60-90 – «3»,

«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,

Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4»,

Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».

Оценка тестов по литературе

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 80– 100 %;

«4» - 70 – 79 %

«3» - 45 – 69 %;

Кодификатор предметных умений, проверяемых  

в итоговой контрольной работе

по литературе

Предметные умения

Воспринимать  художественный текст

Выделять  смысловые части художественного текста

Составлять  тезисы и план прочитанного

Определять  род и жанр литературного произведения

Характеризовать  героев, составлять словесный портрет героев

Выражать  свое отношение к прочитанному

Анализировать текст лирического произведения

Строить  устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением

Конструировать тексты высказываний по вопросу, заданной теме и аргументировать  своё мнение

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».

Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван .Андреевич Крылов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению

Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)

А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет«Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания

Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину.М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).

P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.

P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).

P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

Жан Батист Мольер

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).

Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.

Вальтер Скотт

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

1

2

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

1

3

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

1

4

Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком»

1

5

Древнерусская литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1

6

Входная работа за курс 7 класса.

7

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

8

Литература VIII века. Д.И. Фонвизин Краткая история жизни и творчества. Комедия «Недоросль». История создания. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме.

1

9

Литература VIII века. Д.И. Фонвизин Краткая история жизни и творчества. Комедия «Недоросль». История создания. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме.

1

10

Д.И. Фонвизин. Проблема воспитания истинного гражданина. Признаки классицизма в комедии

1

11

Из русской литературы 19 века. Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1

12

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра.

1

13

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.

1

14

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П. Гринева «Я рос недорослем».

1

15

Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

1

16

Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика.

1

17

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7

1

18

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9.

1

19-20

Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

21

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

22

М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

1

23

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции.

1

24-25

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы.

2

26

Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

1

27

Н.В. Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

1

28

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых характеристик (д.2-3)

1

29

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

1

30-31

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина.

2

32

Н.В. Гоголь «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила Башмачкина и его противостояние бездушию общества.

1

33-34

М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Художественно. -политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях.

2

35-36

Н.С. Лесков «Старый гений», нравственная оценка героев произведения. Отношение автора к России.

2

37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани.

1

38

«После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

1

39

Административная работа за первое полугодие.

1

40

Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

1

41

Поэзия родной природы (стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

1

42-43

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

2

44-45

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

2

46

А.И. Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.

1

47

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?»

1

48

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».

1

49

Образ Родины в поэзии А. Блока.

1

50

С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматич.поэме

1

51

М.А. Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

52

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

53

Промежуточная работа за курс 8 класса.

1

54

Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М. Зощенко.

1

55

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиция поэмы «Василий Теркин». Теркин – олицетворение национального характера.

1

56

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

1

57

Идейно-художественное своеобразие поэмы . Анализ глав «На войне», «О награде». Нравственная оценка героев.

1

58

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

1

59-60

Стихи поэтов о ВОВ (А. Ахматова, В. Самойлов, М. Джалиль и др.)

2

61

В.П. Астафьев. Тема детства в творчестве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

62

Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

63-64

Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей

2

65

Итоговая контрольная работа №4 (промежуточная аттестация)

1

66

Зарубежная литература. В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

1

Всего часов

66

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.

8класс. - М.: ВАКО, 2018.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика

дифференцированного подхода к обучающимся: Книга для учителя

литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2018.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.

5-9 классы. - М.: Дрофа, 2019.

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 8кл.: Методическое

пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 8кл.» /

О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2018.

5. Егораева Н.Е. № Поурочные разработки по литературе». Универсальное

издание. М. «Вако» . 2018год

6. Коровина В.Я. Литература 8 класс. Методические советы. М.Просвещение.

2018.

7. Нетрадиционные формы уроков по литературе. Пособие для учителей.

Новокузнецк, 2019.

8. Охраменко Н.В. Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5 –8 класс.

М. Аквариум. 2019.

9. Соснина Н.А. Беседа на уроках литературы в 5- 8 классах. Пособие для

учителей. М. Просвещение 2019.

10 .Полухина В.П. « Читаем, думаем, спорим 8 класс» Дидактический

материал по литературе.М. « Просвещение» .2019 год.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература»

(Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Русский язык».

Сайт для учителей «Я иду на урок »

1.http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок». Преподавание литературы и русского языка

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

3.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/? – Русский язык

4.www.uchportal.ru – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные

работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по

русскому языку и литературе

5.www.Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»

(www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

6.www.pedved.ucoz.ru – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь

учителю-словеснику, студенту-филологу

7.www.proshkolu.ru/club/lit – Клуб учителей русского языка и литературы на

интернет-портале «ProШколу.RU»

8.http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово"

(Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

9.www.uroki.net/docrus.htm – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка

и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки,

контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков,

презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970 – Российский

образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по

русскому языку и литературе