творчество детей

Терен Татьяна Ивановна

"Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие!». Мэри Лу Кук.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БРАТСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Итоговый индивидуальный  проект

«Что говорит о человеке его почерк?»

Направление: психология

Выполнила:

ученица 8 класса

Дячук Яна Николаевна

Руководитель:

Терен Татьяна Ивановна

учитель русского языка и

литературы

с. Александровка, 2022 г


Оглавление

Введение

Выбор темы и обоснование её актуальности.

План работы над проектом

Основная часть

1. Графология. Наука о почерке.

1. 1. История графологии.

1. 2. Современные методы исследования.

1. 3. Основные принципы анализа почерка

2. Взаимосвязь почерка и характера человека.

2. 1. Характер и почерк.

2. 2. Черты характера.

2. 3. Типичный и индивидуальный характер.

3. Выявление взаимосвязи характера и почерка учеников.

3. 1. Графологический анализ почерка учащихся 8 класса.

3. 2. Определение характерологических особенностей учащихся  8 класса.

3. 3. Взаимосвязь характера и почерка учащихся 8 класса.

Заключение

Список литературы

Приложения

3

4

5

6

7

10

10

11

12

15

18

21

22


Введение

Актуальность

Понять человека бывает непросто, но порой это необходимо. Что движет им в тех или иных делах, как установить контакт, как сделать взаимодействие максимально продуктивным? Раньше, когда люди жили более замкнуто подобные вопросы стояли не столь остро. Ускоренный ритм жизни, постоянные рабочие и личные встречи заставляют нас все чаще обращаться к психологии личности. А порой – сталкиваясь с жизненными трудностями или стоя перед важным выбором, — нам бывает необходимо разобраться и в самом себе. Многочисленные психологические практики, обилие популярных книг по психологии и тренинговых школ – характерный показатель запросов современного общества. Одна из наук, которая помогает приоткрыть тайну человеческой натуры – графология[1]. Согласно данному учению существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности[3]. Анализ почерка даёт широкое представление об особенностях личности. Занятие графологии учит взаимодействию с людьми, раскрытию их скрытых качеств.

Я считаю, что тема моего исследования интересна и актуальна, так как в современной школе существуют проблемы с почерком, например, его неразборчивость. Всех учащихся в начальной школе обучают писать одинаково, но спустя некоторое время, большинство ребят начинают писать по-разному и, таким образом, проявляют свои индивидуальные черты характера. Почерк каждого человека абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев, голос, это позволяет отличить всех людей друг от друга. Анализ почерка даст возможность раскрыть личностные особенности ученика, которые нашли своё отражение в определённом написании букв и строк.

Цель исследования: установить зависимость между особенностями почерка и характером человека.

Задачи исследования:

  1. познакомиться с наукой графологией;
  2. изучить основы графологического анализа;
  3. проанализировать подчерк экспериментальной группы;
  4. на основе наблюдений и анкетирования установить процент достоверности полученных результатов.

Гипотеза исследования: действительно ли почерк может рассказать о характере своего хозяина?        

 Объект исследования: восьмиклассники, участвующие в эксперименте.

Предмет исследования: анкеты, образцы записей, тетради учащихся 8 класса.  

Практическая ценность: графологический анализ почерка может стать подспорьем в руках учителей для определения характера, стимулирования развития в учениках хороших черт и исправления плохих, а также по организаторским способностям, которые могут быть определены по почерку, выдвигается кандидатура лидера (например:  класса, школы, команды)

Сроки реализации проекта: октябрь 2021 года – апрель 2022 года

План работы:

Сбор и обработка информации по теме проекта.

Опрос учащихся 8 класса.

Проведение исследования.

Проведение эксперимента.

Подготовка буклета.

Презентация проекта.


1.  Графология. Наука о почерке.

1. 1. История графологии.

Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной бумаги, так как в нем выражается преступность, радость, печаль,

озлобленность, настроение духа и тому подобное.

Французский

ученый антрополог Д. Тарт

Изначально наука графология начала развиваться в древнем Риме. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих». После распада Римской империи интерес к графологии погас и возродился только в средние века. Однако до XVII века не существовало сочинений, посвященных этому вопросу[3].

Первая известная истории книга, посвященная исключительно анализу почерка была написана итальянским врачом, профессором Болонского университета Камилло Бальдо в 1622 году. Книга называлась "Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал". В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии[2].

Слово «графология» появилось два века спустя благодаря французскому аббату Жану Ипполиту Мишону, который в 1871 году написал труд «Система графологии». В своей книге аббат попытался сгруппировать особенности почерка и связать их с психологическими особенностями человека. В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология», он был одним из основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно также, что в течении тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.

Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и прочее. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти[3].

Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений. Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Современная графология принимает именно эту теорию[3].

Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.

В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. В начале XX века Людвиг Клагес (Германия) предпринял кропотливую работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов ее применения и ее интерпретации. Современные исследователи почерка считают доктора Клагеса отцом современной графологии.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д.М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест.

В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы[2].

1. 2. Современные методы исследования

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования.  

Отношение к графологии сегодня, вполне серьезное. Дело в том, что у нее есть кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз.  

Таким образом, одним из самых новых и самых важных направлении в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослые люди были подвергнуты гипнозу и им было внушено, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать как дети.  

Эти эксперименты открывают новые возможности для графологов. Благодаря тому, что становится возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить развитие человека (интеллектуальное и эмоциональное) от детского до взрослого состояния. [2]

1. 3. Основные принципы анализа почерка

На данный момент разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности.

Основными признаками почерка являются:

  1. направление строки;
  2. размер почерка;
  3. форма почерка;
  4. стиль письма;
  5. наклон почерка;
  6. сила нажима;
  7. характер написания слов.
  8. поля

Направление строки:

  1. Прямые и ровные буквы — правильная самооценка, практичность, уверенность в себе, рассудительность, ответственность и хорошо развитая сила воли.
  2. Строки, плавно ползущие вверх — честолюбивый и тщеславный человек. Однако у него есть и хорошие качества: оптимизм, энергичность, целеустремленность, искренность.
  3. Слова спускаются вниз — человек настроен пессимистически, у него нет уверенности в себе и своих силах, он часто испытывает апатию и меланхолию. Такие люди излишне чувствительны, ранимы. Они безынициативны, не имеют ни желания, ни способностей для того, чтобы быть лидерами.
  4. Неравномерные строки, как бы удивительно это ни звучало, — свидетельство того, что человек легко адаптируется к новым для него условиям и обстоятельствам. Он отличается высоким уровнем интеллекта, хитростью, сообразительностью, быстро разрешает конфликтные ситуации и умеет договариваться.

Размер почерка говорит об общительности:

  1. Крупный – очень общительные, легко находят общий язык с разными людьми;
  2. Средний  – спокойные, уверенные в себе люди;
  3. Мелкий  – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.

Форма почерка:

  1.  Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей;
  2. Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте.

Стиль письма:

  1. Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;
  2. Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
  3. Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
  4. Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;

Наклон почерка:

  1. Почерк прямой, без наклона 90º. Так пишет очень уравновешенный человек;
  2. Лёгкий наклон вправо 45º. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.

Сила нажима:

  1. Сильный нажим - уверенные в себе и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью.
  2. Легкий нажим - крайне чувствительные и романтичные натуры. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Характер написания слов:

  1. Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой - признак хорошего логического мышления.
  2. Буквы не связаны друг с другом - развитая интуиция.

Поля:

  1. Широкие поля – говорят о щедрости.
  2. Узкие поля – говорят о бережливости.
  3. Левый край к низу сужается – скупой и жадный человек.
  4. Левый край к низу расширяется – подчеркивает расточительность.

2. Взаимосвязь почерка и характера человека

2. 1. Почерк и характер

«Характер» - древнегреческое слово и в переводе на русский язык значит «чеканка, печать». [5] И правда, характер с одной стороны представляет собой отпечаток воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность. Но с другой стороны, характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. [2]

«Характер» является словом общеупотребительным. Мы его используем когда, речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. Также когда хотим оценить поведение человека. И конечно когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.  

Люди по-разному относятся к окружающему миру и этим отличаются друг от друга. Если определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения не случайны для данного человека, а устойчивы и постоянны, то, значит, они стали свойствами его личности. Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности, всегда образуют своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое. Его и называют характером человека. Слово «характер» греческого происхождения и в переводе означает «черта», «примета», «признак», «особенность». [2]

Итак, следует, что характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. [5]

2. 2. Черты характера

Черта характера – это одна из наиболее важных и существенных определяющих человека, его стабильное качество и устоявшийся способ взаимодействия с действительностью. В черте характера кристаллизируется личность и отражается ее целостность. [9]

Черт характера насчитывается несколько сотен, но их принято делить на две основные группы. К первой относятся те, которые выражают направленность личности. Они включают установки, потребности, идеалы и др. Вторая группа состоит из интеллектуальных, волевых и эмоциональных черт характера. [7]

Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они на реализуются в жизни. В то же время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.

2. 3. Типическое и индивидуальное в характере

Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности точно так же, как и почерк не является неизменным и постоянным. Даже у людей одной семьи разный почерк, так как и характеры у них разные. [2]

Характер человека представляет собой слияние огромного количества черт, как индивидуальных, так и типичных. Черта характера – это наиболее устойчивая особенность личности, знание которой позволяет предугадать поведение человека в том или ином конкретном случае.  

Одна и та же черта характера у различных людей проявляется по-разному. Например, смелость у одного бывает разумной, у другого – безрассудной. Неповторимое своеобразие проявления одной и той же черты у людей объясняется тем, что в основе их лежат различные мотивы, побуждения, интересы и отношения. Это и придает чертам индивидуальность.  

Наряду с индивидуальными чертами, отражающими главным образом личную историю жизни человека, имеются черты, общие для характеров многих людей. Их называют типичными. Типичные черты отражают общие условия жизни и деятельности, воспитания и обучения, а также возраста, суждениям, смелость и настойчивость. Таким образом, в каждом характере представлено и индивидуальное, свойственное вот этому человеку, и типичное, свойственное данной группе людей или классу, возрасту, народу.  

Индивидуальное и типичное неразрывны в характере: типичное проявляется у каждого человека индивидуально. Исходя из того, что в характерах людей имеется общее, типичное, в психологии уже давно делается попытка классифицировать характеры на группы. В науке известны многие классификации. Однако ни одна из них не получила в науке общего признания, так как не найден основной критерий, по которому можно было бы классифицировать характеры людей на группы. [8] 


3. Выявление взаимосвязи характера и почерка учеников

3. 1. Графологический анализ почерка учащихся 8 класса

Исследование проводилось во II четверти 2021 – 2022 учебного года. Экспериментальной базой исследования являлась МКОУ «Александровская СОШ». В  начале работы проведен опрос посредством анкетирования среди одноклассников, количество респондентов – 17 человек (100%). Ребятам были предложены следующие вопросы (Приложение 1):

  • Имеет ли почерк значение в жизни человека?
  • От чего зависит почерк человека?
  • Можно ли по почерку дать психологическую характеристику человеку?
  • Надо ли стремиться к совершенствованию своего почерка?

 Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: большая часть ребят класса считает, что почерк человека зависит от соблюдения основных правила письма. И лишь 2 человека связывают свой почерк с настроением и самочувствием.

При проведении анализа почерка  моих одноклассников  по рабочим тетрадям по русскому языку мы пришли к выводу, что не все пишут аккуратно. Глядя на диаграмму,  можно заметить, что  в классе большинство учеников пишут аккуратно (50%),  средний процент (30%) менее аккуратный, всего трое учеников пишут неаккуратно.

Для более детального анализа проведен эксперимент с группой желающих одноклассников. В эксперименте участвовали 6 человек,  из них 3 юноши и 3 девушки в возрасте 14 лет. Все обследованные дети обучаются в общеобразовательном классе.

Учащимся для написания был предоставлен отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное видение,

Как гений чистой красоты...

  1. Гребеножко Александра

Направление письма – прямое:  правильная самооценка, решительный.

Мелкие буквы – застенчивый, замкнутый, бережливый человек.

Округлый почерк – веселый, отзывчивый человек.

Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек.

Прямой наклон – уравновешенный человек

Легкий нажим - чувствительная и романтичная натура, ответственная, но нетороплива, делает всё аккуратно, старается не допускать ошибок.

Слитный почерк – хорошее логическое мышление.

Узкие поля – бережливый человек.

2. Жилкина Ангелина

Направление письма вниз – пессимист, чувствительна, ранима.

Крупные буквы – очень общительна, легко находит общий язык с людьми

Округлый почерк – веселый, отзывчивый человек.

Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек.

Наклон вправо – в меру смелая и доброжелательная, эмоциональна.

Легкий нажим – чувствительная и романтичная натура, ответственная, но не тороплива, старается не допускать ошибок.

Слитый почерк – хорошее логическое мышление.

Широкие поля – щедрый человек.

  1. Лобосова Полина

Неравномерные строки – импульсивный, хитрый, нетерпеливый.

Крупные буквы – очень общительна, легко находит общий язык с людьми.

Округлый почерк – веселый, отзывчивый человек.

Неразборчивый почерк – энергичный, нервозный человек.

Наклон вправо – в меру смелая и доброжелательная, эмоциональная.

Легкий нажим – чувствительная и романтичная натура, ответственная, но не

торопливая, старается не допускать ошибок.

Слитый почерк – хорошее логическое мышление.

Левый край к низу сужается – скупой и жадный человек.

  1. Кутневич Евгений

Направление письма вниз – пессимист, чувствителен.

Мелкие буквы – застенчивый, замкнутый, бережливый человек

Округлый почерк – веселый, отзывчивый человек.

Неразборчивый почерк – энергичный, нервозный человек.

Наклон вправо – в меру смелый и доброжелателен, эмоциональный.

Сильный нажим - уверенные в себе и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью.

Слитный почерк – хорошее логическое мышление.

Левый край к низу сужается – скупой и жадный человек.

  1. Митюков Антон

Направление письма прямое – правильная самооценка, решительный.

Средние буквы  – спокойные, уверенные в себе люди.

Острый почерк – говорит об агрессивности и очень высоком интеллекте.

Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек

Наклон вправо - в меру смелый и доброжелательный, эмоциональный.

Легкий нажим – чувствительная и романтичная натура, ответственная, но не

торопливая, старается не допускать ошибок.

Слитный почерк – хорошее логическое мышление.

Узкие поля – бережливый человек.

  1. Татарников Роман

Направление письма прямое – правильная самооценка, решительный.

Средние буквы  – спокойные, уверенные в себе люди.

Округлый почерк – веселый отзывчивый человек.

Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек.

Прямой наклон – уравновешенный человек.

Сильный нажим - уверенные в себе и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью.

Слитный почерк – хорошее логическое мышление.

Узкие поля – бережливый человек

Таблица 1. Результаты графологического анализа почерка

Направление строки

Прямая

Неравномерная

Направлена вверх

Направлена вниз

50%

17%

0%

33%

Размер почерка

Крупный

Средний

Мелкий

33%

50%

17%

Форма почерка

Округлый почерк

Острый почерк

83%

17%

Стиль письма

Каллиграфический

Ровный, правильный

Размашистый

Неразборчивый

0%

50%

17%

33%

Сила нажима

Сильный

Легкий

67%

33%

Наклон почерка

Прямой

Вправо

33%

67%

Поля

Узкие

Широкие

Левый край к низу сужается

Левый край к низу расширяется

50%

17%

33%

0%

Характер написания

Слитный

Буквы не связаны между собой

100%

0%

3. 2. Определение характерологических особенностей учащихся 8 класса.

Учащиеся 8 класса оценивались по методике Г. Айзенка в модификации Т.В. Матолиной. Бланк диагностики включает инструкцию и 60 вопросов. Все вопросы делятся на три группы. 24 вопроса составляют шкалу «интроверсия-экстраверсия», следующие 24 вопроса составляют шкалу «эмоциональная устойчивость-неустойчивость», а оставшиеся 12 вопросов определяют, насколько респондент искренен в ответах.

Испытуемым предлагалось ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, которые им были рассказаны. На каждый вопрос возможны два варианта ответа (да или нет).

По первой шкале, если испытуемый набрал 12 и более баллов, то он — экстраверт, (12-18 баллов - умеренная экстраверсия, 19-24 балла - значительная), если у испытуемого меньше 12 баллов, то он — интроверт (1—7 баллов — значительная, 8—11 — умеренная интроверсия).

По второй шкале, если испытуемый набрал 12 и менее баллов, то он эмоционально устойчив (до 10 баллов — высокая устойчивость, 11—12 баллов — средняя); если испытуемый набрал более 12 баллов — то он эмоционально неустойчив (15—18 баллов — высокая, 19—24 баллов — очень высокая неустойчивость).

По третьей шкале, если испытуемый набрал более 4 баллов, то его ответы не всегда были искренними и свидетельствуют о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. [2]

  1. Гребеножко Александра.

 Тип №28. Э: 8-12; Н: 16-20

Характерологические проявления. Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Пути коррекции. Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе [11]

  1. Жилкина Ангелина.

Тип №22. Э: 8-12; Н: 8-12

Характерологические проявления. Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.

Пути коррекции. Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. д.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Необходимо хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не групповые виды спорта или художественной самодеятельности). [11]

  1. Лобосова Полина.

Тип №15. Э: 8-16; Н: 20-24

Характерологические проявления: вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто бывает хмурым, раздражительным. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятен. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Пути коррекции: желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрить за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия. [11]

  1. Кутневич Евгений.

Тип №21. Э: 12-16; Н: 8-12

 Характерологические проявления. Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Пути коррекции. Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов. [11]

  1. Митюков Антон.

Тип №31. Э: 8-12; Н: 12-16

Характерологические проявления: застенчив, не завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуаций риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Пути коррекции: обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т. п.). [11]

  1. Татарников Роман.

Тип №25. Э: 8-12; Н: 4-8

Характерологические проявления. Активный, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто бывает спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

Пути коррекции. Желательно спокойно-деловое отношение. Лучше находить и рекомендовать индивидуальные занятия. Такие люди хорошо справляются с административной работой. [11]


Таблица 2. Характерологические проявления участника

№ участника

Характерологические проявления участника

1

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

2

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.

3

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто бывает хмурым, раздражительным. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятен. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

4

Очень энергичен, жизнерадостен. Любимец публики. Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, неутомимы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

5

Застенчив, не завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуаций риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

6

Активный, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто бывает спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

 3. 3. Взаимосвязь характера и почерка учащихся 8 класса

Сравнительный анализ результатов исследования: по табличным данным (Таблица 3) хорошо просматриваются сходства и различия особенностей почерка и характерологических особенностей личности учащихся, на основе которых и был сделан вывод.

Таблица 3. Взаимосвязь почерка с характерологическими проявлениями личности учащихся.

Характерологические проявления

Карта почерка

1

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни.

Правильная самооценка. Решительная, застенчивая, бережливая, веселая, отзывчивая, спокойная, уравновешенная личность. Чувствительная и романтичная натура, ответственная, но нетороплива, делает всё аккуратно, старается не допускать ошибок. Хорошее логическое мышление. Бережливый человек.

2

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.

Пессимист, чувствительна, ранима, но очень общительна, легко находит общий язык с людьми. Веселая, отзывчивая спокойная и уравновешенная. В меру смелая и доброжелательная, эмоциональна. Чувствительная и романтичная натура, ответственная, но не тороплива, старается не допускать ошибок. Хорошее логическое мышление.

3

Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто бывает хмурым, раздражительным. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятен. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.

Импульсивная, хитрая, нетерпеливая.

Очень общительная, легко находит общий язык с людьми. Веселая и отзывчивая. Энергичная, нервозная.

В меру смелая и доброжелательная, эмоциональная. Чувствительная и романтичная натура, ответственная , но не тороплива, старается не допускать ошибок. Хорошее логическое мышление.

4

Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Пессимист, чувствителен.

Застенчивый, замкнутый, бережливый человек. Веселый и отзывчивый Энергичный, нервозный человек. В меру смелый и доброжелателен, эмоциональный. Уверенный в себе и энергичный, обладает высокой работоспособностью. Хорошее логическое мышление.

5

Застенчив, не завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуаций риска, опасности. Не выносит навязанный темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя.

Правильная самооценка. Решительный, спокойный, уверенный в себе человек.

Очень высокий интеллект. Активный, любознательный, веселый человек в меру смелый и доброжелательный, эмоциональный. Чувствительная и романтичная натура, ответственная, но не торопливая, старается не допускать ошибок. Хорошее логическое мышление. Бережливый человек.

6

Активный, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто бывает спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

Правильная самооценка. Решительный, спокойный, уверенный в себе человек.

Веселый отзывчивый спокойный, уравновешенный человек. Уверенные в себе и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью.

Хорошее логическое мышление. Бережливый человек.

Выводы и предложения

Таким образом, протестировав учеников 8 класса, мы получили разные характеристики почерка ребят. Вследствие чего пришли к выводу, что изучая особенности почерка, можно понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, можно определить и понять личность любого человека.


Заключение

В ходе исследования почерка я подтвердила свою гипотезу и пришла к выводу, что у каждого человека свой неповторимый почерк.

 С течением времени он может изменяться лишь в деталях, основные же его признаки останутся у человека на всю жизнь. В мире не существует двух одинаковых почерков, так же как и одинаковых характеров.

Целью нашего исследования было определение зависимости между характером и почерком человека. Проведя необходимую работу, мы установили, что существует прямая зависимость между особенностями почерка и характером. В ходе нашего исследования мы убедились, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности. Изучая особенности почерка, можно понять черты характера человека. Человеческий почерк является одним из наиболее полных источников информации о свойствах той или иной личности. Разумеется, только для тех, кто владеет этим знанием и умеет им пользоваться. Однако даже несведущий в графологии человек, внимательно изучив образцы текстов, в состоянии определить основные черты характеров людей, их написавших.

В ходе выполнения исследования произошло более близкое знакомство с наукой графологией. Мы считаем, что есть необходимость дальнейшего и более глубокого изучения графологии, которая дает возможность получить общее представление о человеке, которая остается до сих пор не достаточно изученной и актуальной.  

Исследование может быть полезно и интересно для тех, кто верит в связь почерка и характера, а также всем, кто интересуется графологией.
Своей работой я хотела привлечь внимание одноклассников к проблеме "Ты и твой почерк".

 В процессе написания работы я узнала о том, что характер может влиять на почерк человека. Работа помогла мне осознать важность почерка в жизни человека.

Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии. Исследование в корне изменило мое представление о моём почерке.


Литература

  1. Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность»,  1992
  2. Инесса Гольдберг «Психология почерка», 2008
  3. Исаева Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку» ,2010
  4. Сара Д. «Тайны почерка», 1996
  5. Соломевич В. И. «Почерк и характер», Харвест, 2009
  6. Инесса Гольдберг «Почерк – зеркало души», 2008
  7. Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку , 2010
  8. Щеголев И. В. 16 типов личности. Почерк и характер человека: учебное пособие , 2007.
  9. http://grapholog.ru/graphology
  10. https://obuchonok.ru/node/5039
  11. http://tehread.ru/grafologiya-chitaem-po-pocherku.html
  12. https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/grafologiya-harakter-po-pocherku#i-6
  13. https://vk.com/wall-85476687_205
  14. https://4brain.ru/blog/характер/
  15. https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/harakter-i-ego-aktsentuatsii/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Основные принципы анализа почерка.

Основными признаками почерка являются:

1)        направление строки;

2)        размер почерка;

3)        форма почерка;

4)        стиль письма;

5)        наклон почерка;

6)        сила нажима;

7)        характер написания слов.

8)        поля

Направление строки:

1)        Прямые и ровные буквы — правильная самооценка, практичность, уверенность в себе, рассудительность, ответственность и хорошо развитая сила воли.

2)        Строки, плавно ползущие вверх — честолюбивый и тщеславный человек. Однако у него есть и хорошие качества: оптимизм, энергичность, целеустремленность, искренность.

3)        Слова спускаются вниз — человек настроен пессимистически, у него нет уверенности в себе и своих силах, он часто испытывает апатию и меланхолию. Такие люди излишне чувствительны, ранимы. Они безынициативны, не имеют ни желания, ни способностей для того, чтобы быть лидерами.

4)        Неравномерные строки, как бы удивительно это ни звучало, — свидетельство того, что человек легко адаптируется к новым для него условиям и обстоятельствам. Он отличается высоким уровнем интеллекта, хитростью, сообразительностью, быстро разрешает конфликтные ситуации и умеет договариваться.

Размер почерка говорит об общительности:

1)        Крупный – очень общительные, легко находят общий язык с разными людьми;

2)        Средний  – спокойные, уверенные в себе люди;

3)        Мелкий  – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.

Форма почерка:

1)         Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей;

2)        Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте.

Стиль письма:

1)        Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;

2)        Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;

3)        Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;

4)        Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;

Наклон почерка:

1)        Почерк прямой, без наклона 90º. Так пишет очень уравновешенный человек;

2)        Лёгкий наклон вправо 45º. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках.

Сила нажима:

1)        Сильный нажим - уверенные в себе и энергичные люди, обладающие высокой работоспособностью.

2)        Легкий нажим - крайне чувствительные и романтичные натуры. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Характер написания слов:

1)        Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой - признак хорошего логического мышления.

2)        Буквы не связаны друг с другом - развитая интуиция.

Поля:

1)        Широкие поля – говорят о щедрости.

2)        Узкие поля – говорят о бережливости.

3)        Левый край к низу сужается – скупой и жадный человек.

4) Левый край к низу расширяется – подчеркивает расточительность.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: