Проекты
Материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.11 МБ | |
| 1.81 МБ | |
| 1.59 МБ | |
| 39.18 КБ | |
| 165.76 КБ | |
| 562.44 КБ | |
| 2.05 МБ | |
| 837.12 КБ | |
| 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Семейный проект
«Безопасность наших детей, через ознакомление
с правилами дорожного движения»
(формирование знаний о правилах дорожного
движения у детей дошкольного возраста)
Разработчик: воспитатель Алданова Х.М.
Введение
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ ЦРР - Детский сад «Сказка» в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В рамках реализации работы в этом направлении был создан долгосрочный проект по теме: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемый результат:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОАУ, с сотрудниками ГИБДД;
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Сроки реализации проекта: 2019-2020г.
Место события:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек» п. Ивня, Белгородской области
Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД.
Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:
Семейный кодекс РФ
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 65. Осуществление родительских прав
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 38
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Статья 43
Каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Декларация прав человека РФ
Статья 26
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
ЧАСТЬ III Статья 13
Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
Закон об образовании РФ
Статья 13. Устав образовательного учреждения.
Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
Статья 5. 35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
Статья 6. 7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Статья 6. 8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08. 12. 2003 N 161-ФЗ)
Статья 6. 9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
Статья 6. 10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Статья 20. 1. Мелкое хулиганство
Статья 20. 20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
Статья 20. 21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Статья 20. 22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05. 12. 2005 N 156-ФЗ)
ЗАКОН Белгородской области
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Принят Белгородской областной Думой
20 января 2005 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона.
Статья 2. Обеспечение родителями мер по получению их детьми основного общего образования.
Статья 3. Обеспечение родителями мер по воспитанию детей.
Статья 4. Обеспечение родителями мер по развитию детей.
Статья 5. Меры профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей.
Статья 6. Ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Статья 7. Вступление в силу настоящего закона.
Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов . Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка и города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Новизна: Система деятельности МДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (аналитический);
Основной (реализация намеченных планов)»
Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
Заключение
Ребенка обучи - дашь миру человека.
В. Гюго
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Надеемся, что данная система работы (хотя и не до конца еще апробированная) вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако: Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:
Необходимость продолжения работы в данном направлении:
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Библиографический список используемой литературы
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. ,1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. , 2002.
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. , 2004.
Бутырина Н. М. , Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М. ,2004.
Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском. – М. ,2006.
Козлов А. В. , Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. ,2000.
Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
Майер А. А. , Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград:ИТД «Корифей»
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград:ИТД «Корифей»
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошк. /Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др. , - М. ,2003.
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Приложения к проекту:
Приложение 1 – Листовка «Правила езды на велосипеде»;
Приложение 2 – Авторские частушки на конкурс «Дорожная мотаня»;
Приложение 3 – Памятки и консультации для родителей Приложение 4 – Конспект физкультурного развлечения в старшей группе: «Красный, желтый, зеленый»;
Приложение 5 –Сценарий совместной игровой программы для родителей и детей старшей группы «А» на тему: «Дорожная азбука»;
Приложение 6 – Буклет к акции «Письмо и подарок водителю»;
Приложение 7 - Освещение работы по проекту в средствах массовой информации;
Приложение 8 – Анкеты для родителей по проекту;
Приложение 9 – ;
Приложение 10 – Фотоматериал по проекту.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Проект
В общеразвивающей группе «Акварельки» от 6-7лет
«Птицы нашего края!»
Воспитатель:
Алданова Х.М.
Проект «Птицы нашего края!»
Подготовила воспитатель: Алданова Х.М.
Актуальность
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Участники: воспитатели, родители и дети средней группы.
Срок реализации проекта:краткосрочный (с 06.04 по 17.04. 2024 г.).
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта «Птицы – нашего края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
- сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.
2. Основной этап.
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить, способом оригами складывать птиц.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры».
Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями и рисунками о птицах. С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»
Беседы с детьми: Птицы, какие они?Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций:Что бы вы сделали, если бы увидели. «Кто весной к нам прилетел?»
НОД: Познание (ФЦКМ) «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»
Коммуникация: «Описание перелётных птиц», «Описание зимующих птиц»
Центр литературы: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".
Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки»,«Птицы прилетели»,«Волшебный птичий хоровод».«Учимся лепить птиц».
Центр экспериментирования: Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».
Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?, Домашнее задание: «Зимующие птицы», подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы!». Изготовление кормушек.
3. Заключительный этап.
Презентация «Птицы нашего края», Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».
В реализации проектной деятельности:
1. знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список литературы
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012
2. Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. –М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100».Комплексная программа «Детский сад 2100»)
3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
5. Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172 http://festival.1september.ru/articles/419784/http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение – Центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»
КРАТКОСРОЧНЫЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«МОЙ КРАЙ - ЮГРА»
(для старшего дошкольного возраста)
Подготовила
Воспитатель: Алданова Х.М
Г. Пыть-Ях
Тип: познавательно -информационный
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательский, игровой, музыкально - художественный
Продолжительность проекта: краткосрочный с 02. 12. 2024. по 10.12. 2024
Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст
Партнёры: воспитатели, родители, дети
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
ПРОБЛЕМА:
В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в старшей группе, расширить представления о своей малой Родине – Югре.
Программное содержание:
Развивать желание узнать что-то новое и интересное. Расширять знания детей о родном городе, крае, о природных условиях, о своеобразии жизни коренных народов Севера (жилище, одежда, труд, традиции). Познакомить с символикой Югры (герб, флаг). Воспитывать любовь к родному городу, чувств уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Задачи:
Осуществление проекта
1 этап: Подготовительный.
1. Выявление проблемы, формировка цели, задач
2. Разработка проекта. Подбор методической литературы.
3. Вовлечь родителей в проектную деятельность. Подготовка фотографий иллюстраций о городе, крае
4. Создание в группе предметно-развивающей среды.
2 этап: Основной
План мероприятий проекта:
Дата проведения | Мероприятие | Ответственные |
02.12. 2024г | 1. Познавательная беседа Беседа наш край Югра 2. : Рисование предметное: Едем в автобусе на экскурсию по городу Пыть-Яху 3. Чтение хантыйской сказки «Мальчик Идэ». | Алданова Х.М. |
03.12.2024г. | 1. познавательная беседа на тему: «Северное сияние» 2. Развлечение: «Путешествие по городам Югры». Цель: Продолжать знакомить детей с родным краем – Югрой и городами, расположенными на его территории; ввести в словарь детей названия городов Югры: Нижневартовск, Лангепас, Ханты- Мансийск. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой родной край. 3. Подвижные игры (У оленя дом большой; Хейро). | Алданова Х.М |
04.12.2024г. | 1. Беседа «Растения нашего края» (рассматривание иллюстраций) 2. Знакомство с легендами и преданиями Хант («почему лебеди белые», «Остров семи медведей», «Сюнянг Ёхан»). 3. Подвижные хантыйские игры (Олени и пастухи; Ловля оленей; каюр и собаки). | Алданова Х.М |
05.12.2024г. | 1. . Беседа «Охота и рыбалка у хант». 2. Сюжетно-игровое занятие «Путешествие по тундре». 3. Чтение хантыйских сказок («Волшебный Торсапыл», «Осётр»). | Алданова Х.М |
06.12.2024г. | 1. Беседа. Тема: «Как белки приспособились к суровым условиям зимы». 2. Подвижные хантыйские игры (Льдинки, ветер и мороз; Рыбаки и рыбки; ручейки и озёра; Полярная сова). 3. Чтение сказки «Мышка и лось». 4. Лепка « Благородное животное Севера - олень». | Алданова Х.М |
09.12.2024г. | 1. Подвижные хантыйские игры (Бег в снегоступах; Варежка и олени; Перетягивание каната). 2. Чтение хантыйской сказки «Когда куропатки смеяться стали». 3. Составление рассказов по схемам (использование мнемотаблиц) «Что я знаю о малочисленных народах Севера». | Алданова Х.М |
10.12.2024г. | 1. Беседа «Профессии взрослых в Югре» 2. Чтение сказки «Ими-Хиты и Вошинг Урт». 3. Аппликация: «Наш город» /коллективная работа/ | Алданова Х.М |
10.12.2024г. | 1. Беседа «Что мы знаем о хантах?». 2. Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом» 3. Чтение хантыйской сказки «Шаман и зайцы». | Алданова Х.М |
10.12.2024г. | 1. Подвижные игры (Белый шаман; Тройной прыжок.). 2. Чтение хантыйской сказки «Карты с золотом». 3. Итоговая викторина «Я знаю свой край». | Алданова Х.М |
3 этап: Заключительный
1. Изготовление совместно с родителями альбома «Жители Югры» Ханты и Манси
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Проект «Мой город - Моя страна»
Старшей группы «Акварельки»
Воспитатель:
Алданова Х.М
Проект «Мой город - Моя страна»
Подготовила воспитатель: Алданова Х.М
Тип проекта – познавательно – игровой . С 20.10.2022 по 11.12. 2022
Участники проекта: Воспитанники старшей группы , воспитатели, родители.
Актуальность: Знакомство с городом, в котором ты живешь, имеет большое значение в воспитании нравственно-патриотических чувств и качеств у детей, в развитии их творческого и интеллектуального потенциала, в расширении кругозора. Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, родной улице и любимой площадке. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение, через различные технологии.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Расширить представления детей о родной стране и родном городе.
ЗАДАЧИ: Показать детям красоту родного города и страны, приобщить к её истории.
Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу.
План проекта
1. Занятие « Мой родной город»
2. Целевая прогулка по близлежащей улице.
3.Заучивание домашних адресов.
4. Работа в книжном уголке. Главная достопримечательность города.
5. Работа в книжном уголке. Виды родного края.
6. Беседа об улицах города. Как давали названия улицам.
7. Рассматривание фотографий « Главные достопримечательности города.
8. Оформление газеты: «По улицам любимого города».
Направление проекта:
1. Мой город, моя страна
Цель: Знакомить с родным городом (поселком).
Задачи: Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию,
2. Мой город. Деревья растущие в нашем городе.
Цель: формировать знание детей о деревьях, их роли в экологии города и жизни людей.
3. Мой город. Профессии нашего города.
Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, людям разных профессий
4. « Транспорт нашего города»
Цель: Расширять знания детей о том, каким бывает транспорт. Закреплять знания о видах общественного транспорта.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие: «Мой родной город».
Коллективная аппликация «Наш город»
Рассматривание альбома о Пыть -Яхе.
Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Оформление фотоальбома «Мой дом - мой город».
Прогулки детей с родителями по улицам города.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Оформить папку-раскладушку «Мой город Пыть-Ях».
Приобрести набор открыток с достопримечательностями родного города.
Собрать материал об улицах нашего города.
Оформить фото - альбом «Мой дом- мой город».
Предполагаемый результат
◾Итоговым результатом является, мониторинг проектной деятельности детей по теме: «Мой город, моя срана», в ходе которого определяется уровень знаний детей по патриотическому воспитанию. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности (активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях)
◾Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
◾Освоение доступных знаний об истории родного города.
◾Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
◾Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое
◾Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
◾Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
◾Гончарова Е. В. «Экология для малышей». Региональная программа экологического воспитания дошкольников.
◾Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Технология экологического образования детей старшей (подготовительной к школе) группы ДОУ.
◾Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
◾Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).
◾Программы «Детство», «Радуга» Доронова Т. А. , «Развитие» Венгер Л. А., «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А..
◾Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
◾Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
◾Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
◾ «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
◾Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г.,
◾Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г.; №1, 5, 6, за 2005год.
◾Пантелеева Л. В.. «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.
◾Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.
◾ Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
◾Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
Материально-технические ресурсы
Подбор исторической литературы о родном крае, городе.
Подбор произведений русского народного творчества.
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Дидактические игры
Выставки книг, рисунков, поделок.
Создание условий для проведения открытых мероприятий ( оформление групповой комнаты, музыкального зала)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение – Центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»
(для старшего дошкольного возраста)
Подготовила
Воспитатель:
Алданова Х.М.
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Тип проекта.
- Информационно-творческий
- Кратковременный
- Групповой.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Участники проекта.
Дети старшей группы, воспитатель, родители.
- Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
Цель проекта:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2.Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Этапы проекта:
- Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 9.11.23 г. по 13.11.23 г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам. |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. |
Речевое развитие | 1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка». 2) Занятие по сказке «Заяц - хваста». 3) Беседы с детьми о прочитанном. |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение и обсуждение сказок. Пересказ разных сказок. |
Театральная деятельность | Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Кукольный спектакль «Волшебный цветок». |
Рисование | Занятие «Мой любимый сказочный герой». Занятие «Петушок – золотой гребешок». |
Аппликация | Занятие «Платье для Золушки». Занятие «Сказочный домик». |
Работа с родителями | Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; 2) Консультация «Знакомство со сказками». |
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Оформление уголка «В гостях у сказки»
- Создание групповой книги «Путешествие по русским народным сказкам».
- Изготовление декораций, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
- Чтение разных сказок;
- Рисование детьми героев сказок.
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
Содержание работы с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками
- Этап – Исследовательский, заключительный
( с 16. 11.23. по 20.11.23г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Создание групповой книги «Путешествие по русским народным сказкам».
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
-составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
- развиваем нравственные качества личности
Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.
Приложения к проекту 1
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО СКАЗКАМ:
«РЕПКА», «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения.
4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Репка»).
Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Лиса, заяц и петух»).
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка» и «Лиса, заяц и петух», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» (шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.
Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», подвижная игра «Лиса и зайцы», дидактическая игра «Почтальон».
Ход занятия:
1. Дети играют в группе. Заходит почтальон и вручает воспитателя посылку и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».
Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.
2. Воспитатель: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).
Воспитатель:Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т.д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).
Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).
Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней?
4. Вместе с детьми берем посылку и располагаемся на ковре. Открываем и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.
Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд.Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.
Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).
Почему не помогли зайчику волк и медведь? (Они струсили и убежали).
Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).
Воспитатель: Интересная сказка? (Да).
Кто назовет присказку к этой сказке?
(Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела – это еще не сказка – присказка, сказка вся впереди!)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
5. Воспитатель: Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи?Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему?(Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).
6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажемэту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.
7. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО СКАЗКЕ:
«ЗАЯЦ - ХВАСТА».
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
- Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.
- Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».
- Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.
- Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).
- Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.
Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».
Ход занятия:
1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, русские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).
А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были). Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.
Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).
Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).
Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ».Ответы детей).
Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?
2. Рассказываю сказку детям, спрашиваю, все ли слова понятны? Отмечаю похвалой тех, чье внимание привлекли слова: кокорина (коряга), гумно (помещение, в котором крестьянехранили зерно).
Воспитатель: Итак, что же, в этой сказке жил действительно заяц – великан? (Нет).
Охарактеризуйте зайца. (Ответы детей: сначала хвастун, трусишка – увидев тетку ворону, испугался, а потом храбрец).
3. Воспитатель: Напоминаю детям еще раз диалог тетки вороны и зайца – хвасты, и с помощью детей драматизирую этот отрывок. (Физминутка).
4. Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, за свои столы, сядьте, возьмите конверты с условными заместителями персонажей сказки.
Размещаю на фланелеграфе крупные фигурки – заместители. Уточняю с детьми, какая фигурка кого будет обозначать.
Какие геометрические фигурки вы видите? (Дети перечисляют геометрические фигуры: овал – заяц, круги – зайцы, треугольнык – ворона, прямоугольники – собаки).
Какого они цвета? (Все они желтого цвета). Есть у нас еще и деревья, какие? Гора, забор, коряга, какого они цвета? (Гора, забор, коряга – коричневого, а деревья – зеленого).
5. Воспитатель: Каждому персонажу сказки мы дали фигурку – заместителя; а сейчас я буду рассказывать сказку, а вы мне ее с помощью условных заместителей разыграете.
Воспитатель хвалит детей, затем просит, чтобы они по очереди, еще раз, самостоятельно рассказали и показали сказку.
6. Приглашаю детей встать, обойти столы, на которых стоят пластмассовые зайцы, и подойти ко мне.
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите мне на кого, по вашему мнению, похожи пластмассовые зайчики, которые стоят на некоторых столах? На зайца – хвасту или на зайца – горемыку из сказки «Лиса, заяц и петух»? (Ответы детей).
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО СКАЗКЕ:
«ТЕРЕМОК» и «КУРОЧКА РЯБА»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи: 1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование), сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме, цвету.
3) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
4) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Первый используемый вид модели – сериационный ряд (сказка «Теремок»).
Второй вид – двигательное моделирование (сказка «Курочка Ряба»).
Материал и оборудование: Книги – сказки: «Теремок» и «Курочка Ряба», кукольный театр к сказке «Теремок», ширма, шапочки-маски для драматизации сказки «Курочка Ряба», фланелеграф с крупными фигурками – заместителями персонажей двух сказок.
У детей: конверты с более мелкими фигурками – заместителями к этим сказкам.
Приемы и методы: Показ кукольного театра – сказки «Теремок», драматизация сказки «Курочка – Ряба», беседа с детьми, игровые упражнения – присказки к сказке, подвижная игра «Замри».
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста сказку, которую я вам сейчас покажу (дети смотрят кукольный театр сказки «Теремок») и скажите мне, знакома она вам или нет? (Да, знакома!, называют сказку). Да, действительно, вы все знаете эту сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик – «Теремок»).
Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха – горюха, комар – пискун и т.д.).
Воспитатель: Кто из вас вспомнит и назовет присказку к этой сказке?
(По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать… -
это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.)
2. Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки – заместители. (Дети подходит к своим столам, берут конверт, достают фигурки – заместители).Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе).
Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера).
Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).
Воспитатель: Приготовьтесь. Будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку).
Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).
Когда дети закончили рассказывать и составлять сказку, спрашивает, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).
3. Воспитатель: А сейчас, уберите свои фигурки в конверты и приготовьтесь смотреть и слушать еще одну сказку.
Дети драматизируют сказку «Курочка – Ряба».
Знакома вам эта сказка? (Да!)
Назовите мне персонажей сказки. (Дети перечисляют: дед, баба, курочка – Ряба, мышка, яичко).
Сколько их? ( 5 ).
Какие они?
4. Воспитатель: Давайте пройдем к своим столам и достанем из конвертов фигурки – заместители персонажей этой сказки. Подумайте и покажите мне, какая фигурка – заместитель кого будет означать? (Дети достают из конвертов фигурки – заместители и называют, кто кого будет означать).
Здесь есть геометрические фигурки, какой формы, какого цвета?(Дети: зеленый квадрат – дед, оранжевый прямоугольник – баба, фиолетовый треугольник – курочка, серый кружок – мышка, белый и желтый овалы – яйцо. Уточнить ответы детей).
Воспитатель: Начинаем рассказывать и показывать сказку. Будьте внимательны, т.к. будем рассказывать по очереди.(Спрашивает детей рассказать и показать сказку.Дети рассказывают сказку с помощью условных заместителей).
Молодцы! Я вижу, что вы все правильно справились с заданием.
Понравилось оно вам? Почему? (Ответы детей).
5. Воспитатель: Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал – молодец! А еще какие концовки знаете?( Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка – детский сад № 10
Конспект занятия
«Петя хвастался, смеялся,
Чуть лисе он не достался…»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание: Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
Методические приёмы;
- Отгадывание загадок.
- Изображение у зеркала « Изобрази настроение».
- Драматизация сказки.
- Заключительный танец.
Ход занятия.
Педагог встречает детей под знакомую им музыку словами:
Сказка долгожданная в гости к нам спешит,
Музыка знакомая об этом говорит.
Сказка вам, ребята, приготовила загадки.
Что это за герои – узнайте в отгадках.
Он хвастливый очень-очень,
Ходит гордо, между прочим.
Хвастунишка в лес попал,
Чуть совсем там не пропал. (Петушок.)
Дети по просьбе воспитателя изображают перед зеркалом различное состояние петушка (гордый, испуганный), затем имитируют все вместе движения, которые соответствуют каждому его настроению.
Очень юркая она, быстро говорит слова,
Но гордится так собой, что же это за герой? ( Сорока).
Дети имитируют движение сороки (быстрые, ловкие), голосом торопливым ведут монолог.
Очень старая , большая,
Петушку совет давала,
Голос грубый, очень низкий,
Вы узнали кто она? ( Ворона).
Дети двигаются на корточках, переваливаясь медленно, тяжело, имитируя взмах крыльев.
Очень хитрая она,
Чуть не съела петуха. ( Лиса).
Дети двигаются плавно, ступают легко, взгляд у них хитрый, голосок в монологе ласковый.
Очень храбрый и отважный,
Спас от смерти хвастуна,
У него ружьё большое,
Догадайтесь, кто он, друзья? (Охотник).
Дети идут уверенным шагом, вскидывают ружьё и прицеливаются.
Петя без хвоста остался,
Чуть лисе он не достался,
Догадались вы, друзья.
Кто на смех поднял Петуха? (Птичий двор).
Вас она повеселит! Дети, по желанию, изображают любого обитателя птичьего двора, представляя его по- своему.
Далее педагог предлагает поиграть в эту сказку. Для этого, детям раздаются карточки, где изображены герои, роли которых они будут исполнять (карточки по количеству детей с рисунками героев: петуха, вороны, сороки, лисы, охотника, обитателей птичьего двора – кур, гусей, уток и т.д.) Если кому из детей не понравится герой , которого он должен изобразить, воспитатель предлагает решить эту ситуацию другим детям (например, поменяться с ролями с кем- нибудь). Далее воспитатель вносит элементы костюмов; дети наряжаются, размечают игровое пространство: лес, птичий двор; устанавливают декорации; ёлки, речку ( голубая ткань) и т. д. Проводится драматизация. Роль автора исполняет педагог.
По окончании звучит «Танец маленьких утят», т все герои танцуют этот весёлый танец.
Заканчивает занятие педагог словами под знакомый музыкальный мотив:
Постарались вы, ребята,
Верю, сказка очень рада.
В путь пора ей собираться
И с ребятами прощаться.
К нам же сквозь пургу и вьюгу
Сказка новая спешит,
Вам подарит радость встречи,
Приложения к проекту 2
Пословицы и поговорки. Присказки.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными
лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь — самому живу не быть.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Змей-горыныч.
Из милости копытом траву-мураву досягает.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
На поле-поляне, на высоком кургане.
Не белы снега в чистом поле забелелись
Не за былью и сказка гоняется.
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не сизый орел, не ясный сокол подымается.
Не туман сизый с разделу подымается...
Не черны леса дремучие чернеются...
Небылица в лицах:
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Облачается небесами, подпоясывается заря-ми, застегивается звездами.
Огнем дышит, полымем пышет.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесятое царство, в тридевято государство.
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Сапоги-самоходы.
Свинка — золотая щетинка.
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Семи пяденей во лбу.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Сивка-бурка, вещий каурка.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Скатерть-хлебосолка.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Слышно, как трава растет.
Стань передо мной, как лист перед травой!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Сума, дай пить и есть.
Тише воды, ниже травы.
Тугой лук.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!
Обеспечение.
Методическое:
- Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ «– М. «Сфера»,2006г.
- Русские народные сказки.
- Мордовские народные сказки.
- Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
- Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
- Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
- Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Материально – техническое:
- Аудиозаписи.
- Театральные куклы.
- Художественная литература.










