Виктория Александровна Томилова

Здравствуй, дорогой коллега!

Чем ты сейчас занят? Наверное, готовишься к завтрашним урокам, волнуешься, переживаешь?

Не торопись, послушай, о чем надо задуматься «в начале славных дел», чтобы деятельность эта стала успешной.

Лирическое. Пушкинский пророк вырастал из человека, томимого духовной жаждой. Вырастал трудно и болезненно. Обретал способности, с которыми трудно жить. Почти невыносимо. Но можно. Если слово – главное, если оно сможет «жечь сердца людей», пробуждать «чувства добрые».

Кажется, нет ничего общего между героем пушкинского стихотворения и учителем. В высшем смысле, может быть, и есть. Но в обычном, земном, прагматичном, почти ничего. Кроме одного, очевидного – быть пророком очень трудно. Быть учителем – тоже очень и очень трудно. Тогда – зачем? Есть много занятий, которые не требуют ни «священной жертвы», ни «угля, пылающего огнем» вместо сердца.

Часто ли мы, учителя, говорим о том, что счастливы? Почти никогда. Чаще жалуемся, ноем, сетуем, переживаем и мучаемся. А потом снова идем работать. Идем к детям, неважно, им 17 или всего 9 лет. Потому что этого хотим, не можем без этого. Потому что любим свою работу. А когда любишь – счастлив.

Формула счастья. Из чего же складывается счастье учителя? Помнится, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поп рассказывал о народной формуле счастья: «покой, богатство, честь». Первые два компонента учителям почти незнакомы. А вот последний важен. Тем не менее, попробую создать формулу учительского счастья. Формулу, не претендующую на всеохватность, универсальность, она будет включать то, без чего трудно работать. Она будет субъективной, потому что это результат моего видения, но я единица большого сообщества.

Цель. Как трудно было когда-то, при составлении плана урока, формулировать эти самые «цели». Прошло много лет, прежде чем стало ясно, что цель – любая: дальняя, ближняя – определяется с помощью вопросов «чего я хочу», «чего мы хотим». Как только вопрос сформулирован, так и направление движения становится ясным.

Движение. Но движение к цели, даже если ее видишь, дело непростое. Движение в работе учителя может иметь разные направления: например, вверх, вниз, в разные стороны, даже хаотичное. Самое важное – движение к самому себе. Это движение постоянное. Как только остановился, так и закончился как учитель. Разная скорость, разные направления, даже силы физические разные на разных этапах – что поделаешь, стареем!

Творческий поиск. В этом словосочетании главное слово «поиск». Потому что движение к цели без него невозможно. Бывает, когда в мучительных поисках идеи урока, его формата, перебираешь множество вариантов, а потом, когда как будто и найдено решение, обнаруживаешь, что ты это уже делал. И уже не огорчаешься, когда, реализуя идею, видишь увлеченность ребят, теперь уже их творческий поиск.

Взаимодействие. В учительской жизни каждый день приходится взаимодействовать с огромным количеством людей – маленьких и больших. Всегда говорю о том, что в день общаюсь примерно с двумя сотнями учеников, учителей и так далее. Взаимодействие рождает сообщество. Профессиональное сообщество. Оно создается медленно: от взаимодействия молодого учителя и его наставника до любимых профессионалов, с которыми общаемся очно и заочно, делясь учительскими находками, идеями, проблемами. Теперь кажется, что дорога к этому взаимодействию была долгой, но должна была найтись, построиться. И жить без этого уже нельзя.

Анализ и рефлексия. Именно профессиональное сообщество, идея о необходимости взаимодействия укрепляет в мысли о необходимости сомнения, неудовлетворенности собой, что влечет обязательность анализа и рефлексии всего, что делаешь и говоришь. «Я знаю то, что ничего не знаю» - это уже правило. Эта позиция осложняет работу коллег, потому что иногда обижает. Но знали бы они, какая буря бушует внутри тех, кто без этого не может жить! Гроза освежает воздух. Буря уносит пыль. Зеркало позволяет увидеть себя со стороны и двигаться дальше.

Терпение. Терпение и труд все перетрут. Без терпения учительская работа невозможна. Но как научиться этому? Трудно. Но радостно, когда получается.

Кругозор. Пытливость – одна из важнейших черт личности. Мир разнообразен, интересен. Вечное открытие новых его граней, людей, явлений не дает покоя, не делает жизнь легче и проще. И этому научили меня мои родители и моя школа. Учусь всю жизнь. «Я знаю то, что ничего не знаю».

Свобода. Самая трудная составляющая учительского счастья. Любимый Пушкин находил внутреннюю свободу. Свобода учителя относительна, в мелочах требует анализа и рефлексии всего, что делаешь и говоришь. Творческого поиска, умения быть честным. С ней трудно жить. Трудно признаться в том, что свободен. Да и каков он – свободный учитель? Итак: цель, движение, творческий поиск, взаимодействие, анализ и рефлексия, терпение, кругозор, свобода – вот что сегодня кажется мне формулой учительского счастья.

За скобками остается еще много, казалось бы, важных, но не стоящих на первом месте понятий, чувств, действий. Они как витамины, без них никак, но часто ли думаем об этом? У нас невероятная профессия, которая не дает возможности деградировать или просто стоять на месте.

Я счастливый человек. Это очень трудное счастье. Но другого мне не нужно. Хочется только, чтобы слышали. «Школа обязана быть кузницей самых священных лозунгов, все, что дает жизнь, должно проходить через ее руки – она громче всех обязана требовать прав человека, смелее всех и беспощаднее всех клеймить в нем то, что загрязнено. А сделать это может не штопаная и латаная, обновляемая школа, а в корне иная, в корне не та, с луны, не такая, какую мы видим сегодня всюду,» - эти слова великого Януша Корчака мне кажутся очень актуальными…

Виктория Александровна Томилова

Спасибо большое за теплые слова!

Добавить запись

Защита от спам-роботов