Финансовая грамотность

Конкурсная работа с курсов

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

 

Иркутский филиал РАНХ и ГС

Иркутский региональный методический центр

по финансовой         грамотности

системы общего и среднего профессионального образования

ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

Методическая разработка учебного занятия по теме:

«Гарантия спокойного сна и цивилизованной жизни»

Разработчики проекта:

Пугачев Евгений Павлович,

учитель обществознания и финансовой грамотности    

МКОУ «Вихоревская СОШ №10», г. Вихоревка, Братский район

Кривоножко Елена Николаевна, учитель начальных классов

 МБОУ «Белая СОШ», п. Средний, Усольский район

Храмова Елена Сергеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Белая СОШ», п. Средний, Усольский район

Парилова Оксана Леонидовна, учитель математики  

МАОУ «Ангарский лицей № 2  им. М.К. Янгеля», г. Ангарск

Казакова Лариса Александровна, не работающая

Непомнящих Елена Николаевна, учитель ГОКУ СКШ № 4, г. Иркутск

Руководитель Иркутского РАНХиГС                ____________        М.Н. Дорохова

                                                                        

                                МП

г. Иркутск, 2021 

Введение

Работа по формированию финансовой грамотности не может быть полноценной и эффективной без освоения и понимания сущности налоговой системы, ее фундаментальной роли в жизни и развитии цивилизованного государства и общества. В нашей стране обязанность платить налоги закреплена 57 статьей Конституции и является неотъемлемой частью жизни абсолютно каждого гражданина. При всем этом у граждан Российской Федерации сформировано большое число негативных стереотипов в отношении национальной системы налогообложения, общая собираемость налогов остается низкой, а дети с самых младших лет воспитываются с установкой, что налогов нужно избегать и при любой возможности не платить. Занятия обсуждаемого раздела призваны оказать положительное влияние на данную ситуацию. Актуальность темы обусловлена не только всеобщей обязанностью, но и тем, что ее знание дает возможность существенно оптимизировать личный бюджет, снизить финансовые риски, в том числе исключив потенциально возможные нарушения законодательства в этой сфере. Данный проект представляет собой разработку первого урока по разделу «Налоги», где обучающиеся на практически значимом и связанном с распространенными жизненными ситуациями материале знакомятся с понятием налоги, их видами и назначением, а также с особенностями некоторых распространенных налогов на доходы.

Цель проекта – создание методической разработки учебного занятия по теме «Гарантия спокойного сна и цивилизованной жизни». Направление: «Налоги» для 10 класса.

Задачи проекта:

1. Изучить программу учебного предмета «Финансовая грамотность» для старшей школы.

2. Выбрать оптимальные планируемые результаты, понимания личной ответственности за принимаемые решения.

3. Разработать методический инструментарий для достижения поставленной цели в соответствии с разработанной характеристикой занятия.

4. Составить методическую разработку учебного занятия с обучающимися 10 класса по теме: «Гарантия спокойного сна и цивилизованной жизни». Направление: «Налоги».

5. Оформить проект и презентацию проекта в соответствии с требованиями.

Основная часть

Описание объекта управления проектом

Место

Название образовательной организации

Участники проекта

Иркутская обл., Братский р-н, г. Вихоревка, ул. Пионерская, д.35в

МКОУ «Вихоревская СОШ №10», г. Вихоревка, Братский район

Пугачев Евгений Павлович, учитель обществознания и финансовой грамотности    

Иркутская обл., Усольский р-н, п.Средний, ул. 3-я Степная, д. 14

МБОУ «Белая СОШ»

Кривоножко Елена Николаевна, учитель начальных классов

Иркутская обл., Усольский р-н, п.Средний, ул. 3-я Степная, д. 14

МБОУ «Белая СОШ»

Храмова Елена Сергеевна, учитель начальных классов

Иркутская обл., г.Ангарск, ул.Фестивальная, д.4

МАОУ «Ангарский лицей №2 им.М.К. Янгеля»

Парилова Оксана Леонидовна, учитель математики  

г.Иркутск, ул.Розы Люксембург, д.217А

Казакова Лариса Александровна, юрист

г.Иркутск, 2-ой Советский пер., д.6

ГОКУ СКШ № 4

Непомнящих Елена Николаевна, учитель

Предмет

Финансовая грамотность

Вид деятельности

Урочная

Тема урока

«Гарантия спокойного сна и цивилизованной жизни»

Класс

10

Тип занятия

Урок открытия нового знания

Форма проведения занятия

Комбинированный урок

Технологии и методические приемы обучения

Учебно-групповое сотрудничество, кластер, технология смыслового чтения.

Цель урока

Развитие у обучающихся понятие налогов, виды налогов, их функции в современном обществе, цели налоговой политики государства.

Задачи

- познакомить учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;

- формировать у учащихся основы налоговой культуры, развивать аналитическое и логическое мышление;

- формировать адекватное отношение школьников к налогам, воспитывать экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование у обучающихся гражданской позиции как активного и ответственного

члена российского общества через создание устойчивого понимания своих

конституционных прав и обязанностей в области управления финансами и

налогообложения в РФ;

- понимание экономических проблем государства и участие в их обсуждении;

- формирование ответственного отношения к гражданскому долгу налогоплательщика.

Метапредметные:

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий, самооценка, взаимооценка;

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

- умение задавать вопросы, слушать и слышать собеседника;

- умение рассуждать, доказывать, логически обосновывать выводы;

-умение работать в группах.

Предметные:

- знание понятия налога, умение приводить примеры налогов, предвидеть последствия невыплаты налогов для граждан;

- формирование умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях;

- понимание и правильное использование налоговых терминов.

Базовые понятия и знания

Государственный бюджет, доходы государства, расходы государства, состояние бюджета, налоги, виды налогов, налоговые системы.

Личностные характеристики и установки

Понимание необходимости уплаты налогов; понимание своих прав и обязанностей в сфере налогооблажения; понимание различий налогов, пошлин и сборов; понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, конверты с раздаточным материалом, клей, маркеры.

Учебно-методическое обеспечение

Учебная рабочая программа «Финансовая грамотность», Брехова Ю.В., 10-11 классы, - М., ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Методические рекомендации для учителя: «Финансовая грамотность», Брехова Ю.В., 10-11 классы, - М., ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Учебник: Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю., «Финансовая грамотность: материалы для учащихся», 10-11 классы, - М.: ВАКО, 2018.

Рабочая тетрадь: Лавренова Е.Б., «Финансовая грамотность», 10-11 классы, - М.: ВАКО, 2020.

Технологическая карта урока

Этапы

Действия учителя

Действия обучающихся

Ресурс

Социальная форма

Время

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Делятся на 4 группы.

Фронтальная

1 мин

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний

Предлагает прочитать тему урока и догадаться, о чем пойдет речь.

Высказывают свои предположения.

ЦОР

Интерактивная беседа

1 мин

Постановка цели и задач урока

Обобщает высказывания учащихся. Подводит их к формулированию темы урока.

Формулируют тему. Ставят цели и задачи.

ЦОР

Фронтальная

2 мин

Первичное усвоение новых знаний

Вводит понятие налога. Проводит мотивационно-познавательный тест. Рассказывает о видах налогов.

Слушают, анализируют полученную информацию.

Выбирают один из предложенных вариантов теста.

ЦОР

Фронтальная

10 мин

Применение новых знаний (первичное закрепление)

Проводит упражнение по установлению соответствия между статьей расхода и видом бюджета с помощью технологии смыслового чтения.

Организует взаимопроверку выполнения задания.

Подводит итог.

Систематизируют виды налогов, устанавливают соответствие.

Выполняют взаимопроверку.

ЦОР, дидактический материал

Групповая работа

4 мин

Первичное усвоение новых знаний

Организует информационно-аналитическую дискуссию по материалам рекламного контента.

Участвуют в дискуссии, анализируют необходимость оплаты налогов, их размер.

ЦОР

Интерактивная беседа

9 мин

Применение новых знаний (первичное закрепление)

Организует решение задач в группах.

Пытаются самостоятельно рассчитать налог, исходя из условия предложенной задачи.

дидактический материал

Групповая работа

2 мин

Систематизация знаний

Предлагает учащимся составить кластер по теме «Роль налогов в развитии цивилизованного государства».

Составляют кластер. Делают вывод о роли налогов в государстве.

ЦОР, дидактический материал

Групповая работа

3 мин

Рефлексия

Демонстрирует учащимся видеоролик «Зачем платить налоги?»

Смотрят видеоролик.

https://www.youtube.com/watch?v=x5gIWN0-ZgY

Фронтальная

7 мин

Домашнее задание

Дает задание составить синквейн на тему «Налоги»

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная

1 мин

Заключение

Занятие по изучению нового материала по теме «Гарантия спокойного сна и цивилизованной жизни» в рамках раздела «Налоги» позволит расширить знания учащихся о налоговой системе, как важнейшей части экономико-правовых отношений между государством и гражданином, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета. Особое внимание уделяется понимаю налогов как важнейшего института, обеспечивающего развитие таких сфер как система здравоохранения, образование, культура, национальная безопасность и правопорядок. Это позволяет сформировать положительное отношение к налоговой системе, а необходимость оплаты налогов рассматривать как социально значимый и ответственный акт. Таким образом качественная проработка рассматриваемой темы выступает важным звеном системной работы по формированию экономической культуры, активной жизненной позиции обучающихся, способствует личностному росту в целом.

Для решения поставленных задач используются разные формы организации взаимодействия с обучающимися: интерактивная мини-лекция, дискуссия, решение практических задач, работа с визуальными схемами и кластером.

Значительное внимание уделяется комплексному развитию познавательной сферы обучающегося. При вовлеченности ученика в работу активно задействуются концентрация, избирательность и распределение внимания, понятийное речевое и логическое мышление, логическая память. Активно развивается общая функциональная грамотность.

Достоинством разработки является пакет дидактических материалов: авторская мультимедийная компьютерная презентация, видеоролик, бланки для работы с кластером и интерактивного эпизода занятия «Статьи расходов и уровень бюджета», подборка практических задач по теме.

Список

использованных нормативных документов

и источников информации

1. Брехова Ю.В., Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы, - М., ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Брехова Ю.В., Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы, - М., ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю., Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы, - М.: ВАКО, 2018.

4. Лавренова Е.Б., Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10-11 классы, - М.: ВАКО, 2020.

5. Домашек Е.В. Конституция Российской Федерации. Комментарии для ЕГЭ по обществознанию. Ростов-на-Дону, Феникс, 2020 г.

6. https://www.youtube.com/watch?v=x5gIWN0-ZgY

7. https://docviewer.yandex.ru/view/176915502/?*=37qNQliufk9IvmXfIFuNYFatmQN7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vU0VPK1oyQ0lXYjZxQlUwTnJkazdZbjlBVC80cjJBajFwNUpvbkUza3Rmc1Qrc1UvRVliaEtLQ0R2andDODdxYXEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoiMS3QnDcyLTA1LnppcCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMTc2OTE1NTAyIiwidHMiOjE2MzY0NjQ5MTU0MjIsInl1IjoiOTA2MzU2MDI2MTU5NzA3NTIxOCJ9

Приложение 1

Тест

1. Финны – единственные люди в мире, которые рады платить налоги, ведь в Финляндии создана «Ассоциация счастливых налогоплательщиков». Выберите, в какой из этих стран население не платит налоги.

А) Северная Корея;

Б) Тибет;

В) Папуа Новая Гвинея.

2. Раньше налоги брали даже с частей тела. Один восточный паша взимал с жителей налог на износ их зубов, портящихся от некачественной пищи. А осенью 1926 года для содержания своей армии далай-лама ввел в Тибете налог на…

А) уши;

Б) усы;

В) носы.

3. На что готовы люди, чтобы не платить налоги? Во времена правления британского короля Уильяма III был введен налог на дома, в которых было больше шести окон. Что сделали жители средневековой Англии в ответ на введенный властями налог?

А) продавали часть дома;

Б) закладывали лишние окна кирпичами;

В) возводили высокий забор перед домом.

4. Но всех превзошли представители африканского племени Луа. Стоило местным властям ввести налог на убой скота, как ушлые африканцы начали докладывать, что их буйвол…

А) оступился и сам напоролся на нож;

Б) умер от неразделенной любви к соседской корове;

В) повесился.

5. На Балиарских островах, а именно Ибице, Майорке, Менорке для туристов был введен налог, деньги от которого тратят на очистку пляжей, на восстановление экологического баланса. Что это за налог?

А) на купание в море;

Б) на воздух;

В) за «пользование солнцем».

Приложение 2

Распределение расходов по уровням бюджетов:

Ф – федеральный, Р – региональный, М – местный

Приложение 3

Задачи

Зарплата учителя математики составляет 31773 рубля. Найдите, какую сумму получит учитель после уплаты подоходного налога.

27 642,51 руб.

Налог на доход физических лиц составляет 13%. Николаю Петровичу на карточку перевели 41 760 рублей. Вычислите его зарплату до уплаты налога.

48 000 руб.

Семья Ивановых приобрела билет лотереи «Лото плюс» и выиграла 400 000 рублей. Рассчитай, какую сумму налога должна заплатить семья Ивановых.

51 480 руб.

Петровы приобрели билет «Лото плюс» и выиграли 400 000 рублей. Какую сумму выигрыша они получат на руки?

348 520 руб.

Приложение 4

Кластер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иркутский филиал РАНХиГС Иркутский региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Гарантия спокойного сна и цивилизованной жизни» Разработчики проекта: Кривоножко Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Белая СОШ» Храмова Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Белая СОШ» Пугачев Евгений Павлович, учитель обществознания и финансовой грамотности МКОУ « Вихоревская СОШ №10 » Парилова Оксана Леонидовна, учитель математики МАОУ «Ангарский лицей № 2 им. М.К. Янгеля », Казакова Лариса Александровна Непомнящих Елена Николаевна, учитель ГОКУ СКШ № 4» г. Иркутска г. Иркутск 2021 год

Слайд 2

Задачи урока : 1. Познакомить учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе; 2. Создать условия для формирования у обучающихся основ налоговой культуры , развития аналитического и логического мышления; 3. Создать условия для формирования адекватного отношения школьников к налогам, воспитания экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина . Цель урока: Развитие представления о налогах, их видах, функции в современном обществе, а также о цели налоговой политики государства.

Слайд 3

« Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе» Оливер Уэнделл Холмс (Старший ) / американский врач, поэт и писатель / .

Слайд 4

Фискальная (пополнение бюджета) Регулирующая (поддержка отдельных отраслей экономики, сдерживание других) Распределительная (сокращение разрыва в доходах, пособия, поддержка многодетных семей и др. Функции (зачем нужны налоги)

Слайд 5

Главные признаки налогов:

Слайд 6

Налоги –это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый (взимать=брать) государством в денежной форме с граждан и организаций .

Слайд 7

Лайфхак . Если в названии налога нет слова «налог» - это всегда косвенный налог!

Слайд 10

Ф Р М Распределите расходы по уровням бюджетов Ф- федеральный Р-региональный , М- местный Ф М

Слайд 11

Начислено18 тыс. Выплачено 14. Где еще 4 ???

Слайд 12

О % 13 %, но сам 13 % Агент- организация 15 % До 4 тыс. руб. Более 4 т. руб. до 15 т.руб . Более 15 тыс.руб . Более 5 млн. руб. в совокупном доходе

Слайд 13

Зарплата учителя математики составляет 31773 рубля. Найдите, какую сумму получит учитель после уплаты подоходного налога. 27 642,51 руб . Налог на доход физических лиц составляет 13%. Николаю Петровичу на карточку перевели 41 760 рублей. Вычислите его зарплату до уплаты налога. 48 000 руб . Семья Ивановых приобрела билет лотереи «Лото плюс» и выиграла 400 000 рублей. Рассчитай, какую сумму налога должна заплатить семья Ивановых. 51 480 рублей Петровы приобрели билет «Лото плюс» и выиграли 400 000 рублей. Какую сумму выигрыша они получат на руки? 348 520 рублей Решение задач

Слайд 15

Видеоролик «Зачем платить налоги?» https ://www.youtube.com/watch?v=x5gIWN0-ZgY Благодарим за внимание!