Как научить ребенка писать

Как научить ребенка писать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_pisat.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка писать.

Письмо – важный навык, который осваивается в дошкольном возрасте и начальной школе. Мнения экспертов разнятся: кто-то считает, что лучше не ставить ребенку письмо дома, кто-то, напротив, убежден, что именно родитель открывает чаду мир письменности. Мы считаем, что начинать развивать навык написания букв можно в домашних условиях – учить рисовать пиктограммы, соединять точки на бумаге, рисовать, а не писать буквы. Оставьте прописные буквы и замысловатые, витиеватые слова школьным учителям. Научите ребенка азам. Заинтересуйте его рисованием, помогите развить пространственное восприятие действительности, обучите координации рук и пальчиков. Расскажем по шагам, как обучить малыша основам письма еще до школы.

Пошаговая инструкция по обучению ребенка письму

Во всем нужна система. В обучении очень важен систематический, каждодневный вклад в развитие навыков. Соблюдение следующих шагов позволит заложить фундамент для качественного освоения ребёнком письма.

Шаг №1. Заинтересуйте

Начните увлекательно рассказывать детям о том, что такое письменность, зачем она нужна, как она зародилась и развивалась. Главное – подавайте историю не сухими фактами. Делайте это ярко, красочно, живописно. Покажите ребенку фотографии стен египетских пирамид, где изображены разные рисунки и иероглифы. Расскажите сыну или дочке историю о новгородском мальчике Онфиме, писавший в XIII веке берестяные грамоты, покажите его памятник, а грамоты и рисунки. Эмоциональная подача истории вкупе с иллюстративным материалом – все это найдет отклик у ребенка. Также предложите малышу выполнить упражнения во время рассказов. Вот пара заданий, которыми можно сопровождать истории, и которые помогут ребенку понять природу письменности и захотеть скорее научиться писать самому.

Упражнение 1

Покажите малышу пиктограммы (настенные изображения, с помощью которых наши предки передавали друг другу информацию), предложите ему пофантазировать и составить устный рассказ по увиденным рисункам.

Упражнение 2

И обратно: сочините с ребенком рассказ и предложите ему подробно его проиллюстрировать с помощью картинок. Такие задания, помимо прочего, развивают фантазию, речь и навык повествования.

После пиктограмм переходите к объяснению идеографического письма. Звучит сложно, но на самом деле в идеографии используются упрощенные пиктограммы – символы. На символике построен китайский язык (принцип 1 символ = 1 слово), обозначения в транспортной сфере. Знакомство с символами будет интересно ребенку, если обращать его внимание на них во время прогулки.

Можно научить ребенка рисовать простые изображения, наделенные смыслами: например, две волнистые горизонтально расположенные линии символизируют водоем; перечеркнутый круг – запрет, слово «нет» и так далее. Рассказы об идеографическом письме и «практическая идеография» расширят кругозор малыша, научат его более чутко воспринимать окружающий мир, разовьют творческое мышление, научат пространственному восприятию.

Если чувствуете, что малыш готов к большему (сам задает вопросы, много рисует), расскажите ему о современной письменности, о языках. Объясните, что египтяне писали справа налево – это было неудобно: иероглифы, рисунки смазывались рукой. Продемонстрируйте малышу, что так писать не совсем удобно. Расскажите, что мы наследует опыт древних греков – пишем слева направо. Сделайте экскурс в историю и скажите непоседе, что из древнегреческого языка была развита латынь, и она стала официальным языком церкви. Латынь легла в основу многих других языков (английского, немецкого). А наши предки развили славянскую письменность, русский язык. Заключите, что сегодня мы используем русскую письменность, алфавит из 33 букв. Покажите ребенку букварь, изучите с ним каждую букву. Предложите малышу пальцем обвести по контуру каждую из них.

Шаг № 2. Практикуйте умеренно

Уделяйте занятиям по рисованию букв не более 15 минут в день. Пусть ребенок в течение этого времени повторяет очертания букв из букваря. Пусть он попытается их срисовывать. Если буквы кривые – не страшно. Не должно вас пугать и то, что знаки, выползающие из-под карандаша начинающего писателя, не совсем похожи на буквы. Трансформируйте процесс обучения письму в игру – сядьте рядом с малышом и дорисуйте непонятным знакам глаза, улыбки, ножки и ручки. Так ребенку будет веселее. Он доверится вам, процессу, букварю и в следующий раз точно нарисует букву, а не бегемота или толстого кота. Главное правило – учитесь рисовать буквы четверть часа. Давайте ребенку отдых. Даже творчество, которым увлечен малыш, может его вымотать и отбить желание учиться письменности.

Шаг № 3. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» Развивайте мелкую моторику

Вместе с ребенком занимайтесь лепкой из пластилина, стройте башенки и чудо-зверей из конструктора, рисуйте, раскрашивайте раскраски, делайте аппликации, выкладывайте мозаики, вышивайте крестиком. Занимайтесь ежедневно, увлекайте ребенка творчеством и вместе с тем помогайте ему развивать мелкую моторику рук. Если он научится манипулировать разными маленькими предметами, ему будет легче научиться писать. Тренировка мелкой моторики позволяет развить височные отделы мозга, которые ответственны за речь. Если у малыша хорошая моторика, он отлично пишет, то ему также не составит труда красиво рассказать стихотворение или придумать находу рассказ и ярко его представить семье, одноклассникам, учителю. В человеке все очень тонко взаимосвязано.

Шаг № 4. Научите сидеть с прямой спиной

Спина ребенка не должна изгибаться колесом. Неправильная осанка негативно скажется на здоровье внутренних органов малыша, на его психологическом состоянии, даже на активности его мышления. Занимайтесь с ребенком спортом (гимнастикой, плаванием). Показывайте ему, как правильно надо ходить, – прямо с немного поднятым подбородком, устремляясь макушкой вверх. Научите его правильно сидеть за столом: в пояснице ребенок должен прогибаться, плечи должны быть немного расслаблены, опущены. Малыш не должен облокачиваться сильно на спинку стула и перекладывать весь вес тела на стол. Мышцы верхней части тела должны быть в тонусе и слегка напряжены, но шея не должна вытягиваться вперед. Небольшой наклон головы допустим. В любом случае проконсультируйтесь с педиатром о том, как правильно сажать ребенка за стол. Он подскажет действенные практики по контролю мышц спины, шеи, рук и подробно расскажет о том, почему так важно выработать привычку сидеть за столом правильно.

Шаг № 3. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали!» Развивайте мелкую моторику

Вместе с ребенком занимайтесь лепкой из пластилина, стройте башенки и чудо-зверей из конструктора, рисуйте, раскрашивайте раскраски, делайте аппликации, выкладывайте мозаики, вышивайте крестиком. Занимайтесь ежедневно, увлекайте ребенка творчеством и вместе с тем помогайте ему развивать мелкую моторику рук. Если он научится манипулировать разными маленькими предметами, ему будет легче научиться писать. Тренировка мелкой моторики позволяет развить височные отделы мозга, которые ответственны за речь. Если у малыша хорошая моторика, он отлично пишет, то ему также не составит труда красиво рассказать стихотворение или придумать находу рассказ и ярко его представить семье, одноклассникам, учителю. В человеке все очень тонко взаимосвязано.

Шаг № 4. Научите сидеть с прямой спиной

Спина ребенка не должна изгибаться колесом. Неправильная осанка негативно скажется на здоровье внутренних органов малыша, на его психологическом состоянии, даже на активности его мышления. Занимайтесь с ребенком спортом (гимнастикой, плаванием). Показывайте ему, как правильно надо ходить, – прямо с немного поднятым подбородком, устремляясь макушкой вверх. Научите его правильно сидеть за столом: в пояснице ребенок должен прогибаться, плечи должны быть немного расслаблены, опущены. Малыш не должен облокачиваться сильно на спинку стула и перекладывать весь вес тела на стол. Мышцы верхней части тела должны быть в тонусе и слегка напряжены, но шея не должна вытягиваться вперед. Небольшой наклон головы допустим. В любом случае проконсультируйтесь с педиатром о том, как правильно сажать ребенка за стол. Он подскажет действенные практики по контролю мышц спины, шеи, рук и подробно расскажет о том, почему так важно выработать привычку сидеть за столом правильно.