Учебно-методический комплекс по дисциплине

Жамбалов Буянто Жамбалович

В данном разделе размещены учебно-методическая документация по преподаваемой дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАПОУ РБ «Республиканский многоуровневый колледж»

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ  № 2

Учебный цикл Профессиональный

Наименование дисциплины (МДК) Безопасность жизнедеятельности

Специальность (код, наименование) 49.02.01 Физическая культура

Группа  501

Преподаватель  Жамбалов Б.Ж.

Тема занятия Защита населения и территорий при стихийных бедствиях

Вид занятия_Лекция с обратной связью

Тип занятия  Урок усвоения новых знаний

Дата____________________________ Время________________________________________

Цель занятия: первичное осознание и восприятие обучающимися нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

Образовательная: расширить знания обучающихся о ЧС и их видах, познакомить с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначением и основными задачами, раскрыть содержание основных мероприятий по защите населения от ЧС; обратить внимание на роль МЧС России в проведении этих мероприятий

Развивающая: содействовать формированию у обучающихся навыков безопасного поведения в случае угрозы и возникновения ЧС

Воспитательная: содействовать формированию психологической готовности обучающихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, воспитывать самостоятельность, внимание, чувство взаимопомощи.

Формируемые компетенции

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

Межпредметные связи: история 

Литература для студента Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511659 

Наглядные пособия, раздаточный материал презентация

ТСО, оборудование проектор

Нормативно-методическая документация Рабочая программа и КТП

Технологическая карта элементов занятия

п/п

Элементы занятия, изучаемые вопросы

Планируемое время

Методы обучения

Формы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Приложения

1

Организационный этап

2 мин

Словесный

Фронтальная

Приветствует обучающихся.

Приветствуют преподавателя

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин

Наглядный

Фронтальная

Учебная игра «А знаете, что…». Через игру подводит к теме урока и целям и задачам урока

Отвечают на вопросы.

Обучающиеся формулируют тему урока.

3

Актуализация знаний

10 мин

Просмотр видеоролика

Беседа

Фронтальная

Предлагает обучающимся. Вспомните, что такое стихийные бедствия?

Беседа после просмотра видеоролика

Отвечают на вопросы

4

Первичное усвоение новых знаний

25 мин

Объяснение

Наглядный

(работа по схеме)

Фронтальная

Фронтальная

Сообщение преподавателя.

  1. Стихийные бедствия. Виды стихийных бедствий.
  2. Работа по схеме.

  1. Просмотр видеоролика (наводнения)

  1. Преподаватель предлагает самостоятельно изучить материал учебника

Сообщение преподавателя

 Слушают и записывают определение.

Внимательно изучают схему и записывают порядок действий при землетрясениях.

Внимательно изучают видеоматериал и выявляют ошибочные действия при наводнениях

Самостоятельно изучают материал и записывают в тетради правила поведения при ураганах и смерчах

5

Первичная проверка понимания

Работа с терминами

15 мин

Наглядный

Фронтальная

На доске записано задание на соотнесение понятий и терминов.

Обучающиеся выполняют задание на соотнесение и проверяют.

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Заполнить таблицу: Виды стихийных бедствий и действия населения

3 мин

Инструктаж

Фронтальная

Объясняет порядок выполнения задания

Слушают объяснение преподавателя

7

Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 мин

Беседа

Фронтальная

Проводит рефлексию, оценивает, подводит итог урока

Заполняют лист рефлексии

Материал к уроку.

Действия населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Ведение спасательных и других неотложных работ.

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары. Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бед­ствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду. Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуаци­ях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи постра­давшим. Что же представляют собой стихийные бедствия, каковы их особенности, каковы правила поведения и действия людей в чрезвычайных ситуациях? Стихийные бедствия — это опасные природные явления или процессы геофизического, геологи­ческого, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких мас­штабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничто­жением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных. Землетрясение — это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпи­центром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей ча­стью в 20-30 км от поверхности. Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается це­лостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водо­провод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются челове­ческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв. Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны — цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше. Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагически­ми. Как следует поступать при землетрясении?

 Если первые толчки вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбе­жать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 — 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, спрячьтесь под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов. Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от здания, на свободную площадку Смотрите, чтобы никто не пользовался лифтом. В любой момент он может остановиться, и люди застрянут, а это очень опасно. Если первые толчки застали вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов — они могут упасть и придавить вас. Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток. Не стойте на мостах. Не прикасайтесь к проводам — они могут оказаться под током. В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, осветительная арматура, вывески, дорожные знаки, столбы. Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

Наводнение – это временное затопление значительной части суши водой в результате действий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результате обильных осадков или интенсивного таяния снега. Во-вторых, из-за сильных наганных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях, например, Каспия и в устьях рек, впадающих в море (залив). В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны — цунами. Скорость их распространения достигает 400 — 800 км/час. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути. Наводнение стало фактом.

Эвакуация — один из способов сохранения жизни людей. Для этого используются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины-амфибии. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой — бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые. Может быть и такое: вода застала вас в поле или в лесу. Как быть, что делать? Срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные развесистые деревья. К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

Лесные пожары. До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безо­пасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от мол­ний во время грозы. По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары — до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни. При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десятков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15 — 20 км/час. Захлестывание кромки пожара — самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого используют пучки ветвей длиной 1 -2 м или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород. Группа из 3-5 человек за 40 — 50 мин может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м. В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Безусловно, лучше, когда это де­лается с помощью техники. Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространяться. Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому населенному пункту, расположенному в лесу. Что предпринять? Главное — эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производят в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль рек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Не забудьте взять с собой документы, деньги и крайне необходимые вещи. Помните, огонь безжалостен.

Селевые потоки и оползни Сель — это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина его возникновения — интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников. В отличие от обычных потоков сель движется, как правило, отдельными волнами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количество вязкой массы. Размеры отдельных валунов и обломков достигают 3-4 м в поперечнике. При встрече с препятствиями сель переходит через них, продолжая наращивать свою энергию. Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи, электропередачи, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается очень недолго — 1-3 часа. Время от начала возникновения в горах и до момента выхода его в равнинную часть исчисляется 20-30 мин.

Оползень — скользящее смещение земляных масс под действием собственного веса. Происходит чаще всего по берегам рек и водоемов, на горных склонах. Основная причина их возникновения — избыточное насыщение подземными водами глинистых пород. Можно ли предсказать начало оползня? Да, можно. Оползень никогда не является внезапным. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и береговых укреплений, смещаются здания, сооружения, деревья, телеграфные столбы, разрушаются подземные коммуникации. Очень важно заметить эти первые признаки и составить правильный прогноз. Движется оползень с максимальной скоростью только в начальный период, далее она постепенно снижается. Чаще всего оползневые явления происходят осенью и весной, когда больше всего дождей.

Бури — разновидность ураганов и штормов. Сюда же, к ветрам огромной разрушительной силы, следует отнести и смерчи — восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Смерч как бы «свешивается» из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри его давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы. Надвигаются ураган, буря, смерч. Что предпринять? Гидрометслужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предуп­реждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стек­ла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить аварийное освещение — фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передаваться различные со­общения и распоряжения. Из легких построек людей перевести в прочные здания. Остерегайтесь ранения стеклами и другими разлетающимися предметами. Если вы оказались на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

Источник: https://admbal.ru/zhitelyam/podgotovka-nerabotayushchego-naseleniya-grazhdanskaya-zashchita/deystviya-naseleniya-pri-stikhiynykh-bedstviyakh/ 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: