Для родителей

Дубинина Светлана Михайловна

Уважаемые родители, на этой странице представлены материалы для Вас. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

              Консультация для родителей

            «Опыты и эксперименты дома»

        В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети  каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.https://fsd.multiurok.ru/html/2021/01/10/s_5ffa958db7895/1609237_1.jpeg

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.


Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и

конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. 

Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.   Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?

Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
Опыт:" Цветы лотоса".

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт: «Подводная лодка».

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.


Опыт со свечой.

Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.


 
Опыт: "Соломинка- шприц - -пипетка".

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работают шприц и пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Мыльные пузыри


Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

«Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите

внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.


«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".


 
«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло.

Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные

вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
  Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка




Предварительный просмотр:

             Консультация для родителей

              «Папа, мама. я – читающая семья.»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится - то: к полям, стружкам, пинкам!

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения - не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение, но и воспитание новой человеческой генерации - безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку«Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?»«поиграй со мной»«что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.

Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка.

 Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности.

Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.



Предварительный просмотр:

           Консультация для родителей

«Техники разрешения конфликтных ситуаций между детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Социальная компетентность - одна из ведущих компетентностей дошкольника. Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме.

В детском саду между детьми формируется широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складываются благополучно. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, они с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Нелегко приходится детям с неконструктивным поведением, причины которого разнообразны. Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются: импульсивное, агрессивное, демонстративное, протестное поведение. Такое поведение детей отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Дети с неконструктивным поведением чаще своих сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.

Моя задача - научить детей договариваться, познакомить с другими

«мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, привлечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников, переключить свое внимание или внимание оппонента,

разделить деловую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

У детей старшего дошкольного возраста конфликтов достаточно много и они достаточно сложные. Здесь нужно помнить о том, что конфликт - это всегда дефицит ресурса (игрушки, время, внимание воспитателя, сверстников и т. д., у конфликта всегда бывает второй и третий слой, потому что иногда настоящая причина конфликта очень часто от окружающих скрыта, и если человек, который разбирается в конфликте - тот, кто выполняет роль модератора, поймет о чем 2 и 3 слой, тогда конфликт может быть исчерпан с выгодой для всех его участников. Если мы рассматриваем только первый слой и не рассматриваем другие слои, тогда конфликт не может быть исчерпан, то есть кто-то все - равно останется обиженным. И очень важно понимать, что компромисс- это не самое лучшее решение конфликта, например, конфликт из-за новой куклы, где педагог говорит одной из девочек: «Ты уже поиграла какое-то время, пусть и Катя теперь поиграет куклой», после чего просто отдает куклу Кате, у другой девочки слезы и крик, почему она еще не может куклой поиграть; или другой вариант, когда педагог говорит: «Если вы не договоритесь, значит, вообще никто не будет играть с куклой», а дети просто не знают и не умеют договариваться. В любой конфликтной ситуации нужно найти точку во времени и пространстве, где интересы всех сторон будут выполняться в наибольшей степени и наилучшим образом.

Как вести себя в конфликте - это то, что мы должны сказать детям:

1) это уважение к собеседнику, как к себе;

2) это разговаривать только о той ситуации, которая произошла и не говорить слов: «Ты всегда делаешь вот так, ты вечно что-нибудь не то делаешь»;

3) что очень важно, говорим о своих желаниях;

4) выслушиваем оппонента, то есть говорим о своих желаниях и потом точно так же вежливо выслушиваем желания другого человека, уважительно принимаем его точку зрения;

5) находим решение, которое устроит всех.

Я хочу порекомендовать несколько техник, которые можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, они помогут исчерпать конфликт с пользой для всех участников этого конфликта.

1) «Якательный перевод» - очень смешная техника, она взята из симоронской техники (одно из первых направлений позитивной психологии). Симоронить – это значит находить выход из проблем играючи, используя смешные и нелепые ритуалы (например, можно было прогуляться с утюгом по улице и получить повышение по службе). Это значит поставить все с ног на голову, выйти за рамки привычного и увидеть все в новом свете (автор- Петр Бурлан).

Например,

- Саша, ты почему в пазлы поиграл и не убрал их на место?

- Я не хочу, я хочу конструктор LEGO собирать.

- А для кого я их вчера целый вечер разбирала по коробочкам, что бы у вас картинки получались красивыми?

- Но это с ними играл Коля.

-Коля уже ушел домой. Давай, иди и собери их.

- Но почему я должен это делать, ведь и Коля тоже с ними играл?

- Если не соберешь, значит, завтра я тебе не разрешу с ними играть и т. д.

То есть здесь постепенно ситуация накаляется и переходит в открытый конфликт. Якательный перевод предполагает, что человек все фразы оппонента будет говорить от своего имени. И тогда эта же ситуация будет выглядеть вот так:

Сделаем якательный перевод

- Я почему в пазлы поиграла и не убрала их на место?

- Я не хочу, я хочу конструктор LEGO собирать.

- Я для себя их вчера целый вечер разбирала по коробочкам, что бы у меня картинки получались красивыми.

- Но это с ними играл Коля.

-Коля уже ушел домой. Нужно мне идти и собрать их.

- Но почему я должна это делать, ведь Коля тоже с ними играл?

- Если не соберу, значит, завтра я себе не разрешу с ними играть и т. д.

И на этом этапе, во-первых, появляется желание похохотать, посмеяться; а во- вторых, человек автоматически становится на точку зрения своего оппонента. И когда этот якательный перевод применен, то можно уже этот конфликт весело, по-доброму и безболезненно разрешать. Попробуйте выполнить это с детьми, и хохота будет полная группа.

2) Вторая техника чуть сложнее и называется она «Мои истинные желания»- это уже для детей подготовительной группы, у которых есть такой навык самоанализа, то есть, когда я говорю что-то, что я хочу на самом деле?

Например: когда я говорю «Саша, ты почему в пазлы поиграл и не убрал их на место? А для кого я их вчера целый вечер разбирала по коробочкам, что бы у вас картинки получались красивыми?» На самом деле, я хочу, чтобы дети мои выросли самостоятельными и ответственными, чтобы мои просьбы выполнялись, хотела получить благодарность за проделанную работу (перебрала все пазлы).

Или

Когда я говорю…. На самом деле я хочу….

Но почему я должен это делать, ведь Коля тоже с ними играл? Желание ребенка быть справедливым к нему. Ведь Коле этого не сказали. А

накажут только его, не разрешат завтра с пазлами играть.

И так под каждой фразой, которая произнесена в конфликте есть что-то еще и это что-то еще можно озвучить.

И дальше, когда уже произошел такой разбор ситуации- мы встали на точку зрения собеседника, выяснили свои истинные желания, то можно использовать такую технику, которая называется

3) «Шестиступенчатая модель переговоров»

1. Комплимент: создаем атмосферу доверия.

2. Описываем ситуацию. Только факты без эмоций!

3. Описываем свои чувства по этому поводу. Только Я-высказывание!

4. Приглашение к сотрудничеству. «Готов ли ты обсудить ситуацию?»

5. Обсуждение и выбор действий

6. Договор о санкциях с обеих сторон.

Эта техника универсальна, то есть она подходит для всех, в любом возрасте, в любой ситуации. Как происходят переговоры в этом случае?

Например, та же самая ситуация с пазлами. Я беру шестиступенчатую модель и начинаю разговаривать с ребенком: «Саша, ты у меня самый лучший и интересный собеседник в группе. Ты понимаешь, что я их вчера целый вечер разбирала по коробочкам, что бы у вас картинки получались красивыми. И мне сейчас очень обидно, потому что они разбросаны и перепутаны. Как ты думаешь, что мы можем сделать в этой ситуации? Может быть мне их больше не разбирать? А может вы самостоятельно без меня будете каждый день их разбирать?»

Далее переходим к обсуждению действий, в результате действий вырабатывается какое-то решение, и в то же время оговариваются санкции. Допустим, мы с детьми решили, что у нас в группе появляется правило-

«Поиграл- убери за собой!» или «У каждой игры есть своя полка!» и это правило в группе выполняют все дети, если это правило нарушается, то пазлы убираются с полки вообще (на пару дней).

В этой технике я выражаю по – честному свои чувства и приглашаю к сотрудничеству, это модель, когда мы выражаем свои чувства.

Очень часто мы свое чувство, то есть хочу, выражаем через «могу» и «надо». Допустим, надо, чтобы ты убрал за собой пазлы, вместо «я хочу, чтобы ты убирал за собой пазлы, но если ты не хочешь об этом разговаривать, то давай

тогда вообще уберем пазлы из группы. И убрать. Но вряд ли ребенок скажет

«нет», потому что истинное выражение чувств очень сильно располагает. Наоборот, когда педагог не открывает свои чувства, то ребенок ощущает эту ситуацию как нападение.

Что мы делаем с конфликтующими детьми? Берем какое-то приспособление. Мне в этом помог конструктор «Вязкий пушистый шарик» (липучие круглые шарики яркие и разноцветные, они с легкостью сцепляются друг с другом). Выбираем 6 разноцветных шариков и даем каждому участнику конфликта.

Например, дети обмениваются комплиментами и скрепляют шарики фиолетового цвета, коммуникация совершилась. Далее дети описывают ситуацию каждый со своей стороны, если соглашаются с этой ситуацией, то сцепляют вторые шарики синего цвета. Далее выражают свои чувства и также скрепляют шарики голубого цвета, затем приглашение к сотрудничеству и т. д. с данным приспособлением на начальном этапе у детей получается хорошо, но потом нужда в шариках отпадает сама собой.

Представленные техники - это работающие техники. Из наблюдений за свободной деятельностью старших дошкольников отмечается, что дети умеют договориться (так как в арсенале детей имеются сценарии поведения в конфликтной ситуации, дети применяют в межличностном общении эффективные техники разрешения конфликтов (некий алгоритм действий по благополучному выходу из конфликта); дети с неконструктивным поведением реже разрешают конфликтные ситуации криками, драками, обзывалками.

Трудности возникали тогда, когда мы с детьми проводили самоанализ случившегося конфликта в технике «Мои истинные желания», когда ребенку нужно было сказать, а чего он на самом деле хочет? Например, девочки рисовали котенка, одна из них черканула и затем порвала рисунок второй девочки.

Естественно слезы, крик, обиды. На вопрос, зачем ты так поступила? Ребенок говорил, что она не дала карандаш, она плохая, не буду с ней дружить. Но какое же было у нас удивление, когда мы выяснили настоящее желание ребенка- она тоже мечтает так научиться рисовать котенка как и ее подружка.

Кого из коллег заинтересовала представленная практика, то я могу предоставить консультационное сопровождение, мастер-класс, где будет возможность на практике применить техники, разбирая конкретные случаи из опыта работы коллег.