Инна Александровна Шевякова

И.А. Шевякова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №85 «Колокольчик» комбинированного вида» (г. Великий Новгород)

Опыт применения дидактических игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Важной интеллектуальной способностью, которую необходимо развивать у детей в старшем дошкольном возрасте, является логическое мышление. Сформированное логическое мышление является одной из предпосылок для обучения в школе.

В данной статье рассмотрен наш опыт применения дидактических игр в работе по развитию логического мышления у старших дошкольников.

В своей работе мы учитываем, что развитие логического мышления необходимо для реализации образовательной области «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]. Кроме того, требование о том, что дошкольник должен научиться выдвигать и доказывать свои предположения, проявлять творчество в исследовательской деятельности, содержится в Федеральной образовательной программе дошкольного образования [2].

При построении работы мы учитываем научные достижения исследователей, которые занимались вопросами применения дидактических игр для развития мышления детей: это работы А.К. Бондаренко [3], Е.А. Михайловой [4], А.И. Сорокиной [5] и других ученых.

Нами разработан и реализован комплекс образовательной деятельности, направленный на развитие у старших дошкольников логического мышления.

Разработана картотека дидактических игр. В картотеку мы включили игры, которые способствуют формированию у дошкольников умений выполнять классификацию, сравнение, систематизацию, умение замечать алогизмы и выявлять причинно-следственные связи.

Учитывая, что мышление дошкольников является наглядным, мы активно применяем иллюстративный материал. Это помогает детям лучше усваивать и понимать тему. В частности, нами создан каталог схем для выкладывания фигур и узоров с применением счетных палочек, а также иллюстрированный альбом, в котором находятся игровые задания для детей.

Также предметно-пространственную среду группы мы пополнили заданиями-шутками, загадками, занимательными вопросами, лабиринтами и головоломками.

Дидактические игры мы применяем как в индивидуальной работе с детьми, так и в подгруппах. При выборе игровых заданий мы учитываем, чтобы они не были слишком легкими для детей, но в то же время оставались доступными. Для этого учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей.

Особое внимание мы уделяем тому, чтобы развивать у детей способности решения занимательных задач.

Применяя дидактические игры, мы интегрируем их в разные образовательные области, чтобы одновременно развивалось сразу несколько сфер личности детей.

Приведем некоторые примеры применяемых нами дидактических игр.

Развитию логического мышления и формированию математических представлений детей способствует игра «Составь из палочек»: детям предлагается ответить на ряд вопросов, а также составить из палочек геометрические фигуры. В качестве усложнения задания дети перестраивают ранее составленные геометрические фигуры.

В дидактической игре «Четвертый лишний» детям необходимо найти на карточке изображение предмета, который не подходит к остальным, а также объяснить свой выбор, назвать отличительные признаки группы предметов на карточке.

Чтобы научить детей осуществлять классификацию, применяется дидактическая игра «Разложи предметы»: детям предлагается набор предметов, которые необходимо классифицировать по существенным признакам и разделить на группы. Предметы с одинаковым существенным признаком нужно положить в соответствующую коробку.

Большой интерес у детей вызывает дидактическая игра «Волшебники», в которой присутствует соревновательный элемент. Дети создают рисунок на основе геометрических фигур, а побеждает та команда, которая придумает и нарисует наибольшее количество картинок на основе одной геометрической фигуры.

Систематизировать информацию дети учатся в дидактической игре «Собери цветок»: дошкольникам необходимо собрать цветок, каждый лепесток цветка – это карточка, на которой изображены предметы. Нужно собрать цветок так, чтобы все лепестки относились к одному понятию.

Развитию у детей умения рассуждать и самостоятельно формулировать выводы способствуют дидактические игры «Логическое лото», «Поймай рыбу», «Кто лишний?» и другие.

Чтобы занятия по развитию логического мышления не утомляли детей, а были более веселыми и интересными, мы также применяем считалки, пословицы, поговорки, шуточные стихотворения и забавные головоломки.

Чтобы работа по развитию у дошкольников логического мышления была наиболее эффективной, мы привлекаем к работе родителей. В частности, подготовили для родителей консультацию на тему «Как развивать логическое мышление у детей?», рекомендовали родителям подборку дидактических игр для того, чтобы родители могли играть вместе со своими детьми дома. Также мы вместе с родителями организовали фотовыставку «Играем дома».

Для оценки эффективности проводимой работы мы осуществили диагностику уровня логического мышления детей в начале и в конце учебного года. Мы получили положительные результаты, подтвердившие эффективность дидактических игр

Таким образом, как показал наш опыт работы, применение дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию у детей навыков систематизации, классификации, умений устанавливать причинно-следственные связи т.д.

 

Литература

 

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – М.: АСТ, 2017. – 140 с.

2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Официальный интернет-портал правовой информации.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Велби, 2010. – 160 с.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Велби, 2013. – 94 с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.

Добавить запись

Защита от спам-роботов