Летний семейный этнолагерь “Belejep uзuora” ( “Бэлээйэп удьуора”)

ФеклаБолд

Для внедрения и содействия восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в образах народного искусства, родной литературы, традиционных спортивных играх и обрядах наша большая семья Беляевых ( дети и внуки  Николая Петровича и Любовь Михайловны Беляевых) открыла летом в июне 2022 года семейный этнолагерь “Belejep uзuora” в селе  Хатылы Чурапчинского улуса, где находится отчий дом Беляевых с историческим значением.

Программа лагеря  является комплексной,  которая включает четыре направления: краеведение, этнокультура  и родной язык,  трудовое воспитание, здоровьесберегающая деятельность. Для внедрения и содействия восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в образах народного искусства, родной литературы, традиционных спортивных играх и обрядах наша большая семья Беляевых ( дети и внуки  Николая Петровича и Любовь Михайловны Беляевых) открыла летом в июне 2022 года семейный этнолагерь “Belejep uзuora” в селе  Хатылы Чурапчинского улуса, где находится отчий дом Беляевых с историческим значением.

Программа лагеря  является комплексной,  которая включает четыре направления: краеведение, этнокультура  и родной язык,  трудовое воспитание, здоровьесберегающая деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_letnego_etnolagerya_belyaev_uduor_.docx85.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Летний семейный этнолагерь “Belejep uзuora” ( “Бэлээйэп удьуора”)

Чурапчы туһунан өйдөбүл-

Көлүөнэ ситимэ, кэс тыла,

Чурапчы туһунан өйдөбүл –

Туруулаһыы, олохпут суола,

Чурапчы туһунан өйдөбүл -

Сахабыт дьонун киэн туттуута,

Чурапчы туһунан өйдөбүл –

Алаас, ахтылҕан тардыыта.

Сэмэн Тумат

Актуальность проекта:

            Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание наших детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

    Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.

В век информационных технологий именно этнокультурное развитие имеет актуальное значение в воспитании будущего “цифрового поколения Z” (поколение детей и молодежи, прошедших социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий в сфере обыденной жизни, образования и профессиональной деятельности. Родившиеся с 1995 по 2010 год. Это первое поколение, полностью сформировавшееся под влиянием гаджетов и соцсетей, так что их главная особенность и основное преимущество – технологичность. Поколение Z или по –другому центениалы – это люди, родившиеся после 2000 года).

Обоснование проекта:      

          В связи с этим ключевая роль семьи - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение  этнокультурной среды, основанной на   ценностях родного края.  

Для внедрения и содействия восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в образах народного искусства, родной литературы, традиционных спортивных играх и обрядах наша большая семья Беляевых ( дети и внуки  Николая Петровича и Любовь Михайловны Беляевых) открыла летом в июне 2022 года семейный этнолагерь “Belejep uзuora” в селе  Хатылы Чурапчинского улуса, где находится отчий дом Беляевых с историческим значением.

Программа лагеря  является комплексной,  которая включает четыре направления: краеведение, этнокультура  и родной язык,  трудовое воспитание, здоровьесберегающая деятельность.  

Инновационность данной формы летнего отдыха  в том, что  программа летнего этнолагеря   предусматривает изучение вопросов национальной культуры народа саха  в условиях сельской  среды через разные виды деятельности: просветительскую, образовательную, трудовую, в будущем исследовательскую.

 Дети нашей большой родни из разных деревень, улусов, городов, которые летом могут приехать  в родной край –село Хатылы Чурапчинского улуса,  где они проведут 10 прекрасных дней  как одна большая, дружная семья. Здесь они знакомятся ближе, узнают друг друга лучше, что в будущем поможет в установлении хороших контактов, будут опорой и поддержкой друг для друга в таком быстроменяющемся сложном времени.

         Воспитанники лагеря  в основном из многодетной семьи. Как и все современные дети наши дети - не исключение, большое время проводят на гаджетах, что приводит к незнанию родного языка, неправильной форме осанки, ожирению и отделяются от живого общения, работы. Поэтому бабушки, дедушки и вся родня Беляевых решилась  реализовать этот проект в жизнь. Многие из нас имеют педагогическое образование – члены педдинастии Поповых, глава семьи Николай Николаевич Беляев имеет крестьянское хозяйство (скотоводство и коневодство), Николай Николаевич Захаров - охотник с большим стажем, рыбак, народный умелец, поэтому есть возможность детей приучить к традиционному труду и приобщать с природой родного края.  

 Цель работы лагеря:

 Формирование  и развитие национального самосознания и этнокультурной компетентности детей в условиях летнего  семейного этнолагеря сельской местности.

 Задачи:

1. Ознакомление с   родословным древом семьи, со связью поколений.

2. Создание воспитательной этнокультурной среды для   гармоничного  общения и взаимодействия детей и взрослых на родном языке, где  раскрывается творческий потенциал каждого ребенка;

3. Трудовое воспитание детей на основе исконно традиционных промыслов: сенокос, скотоводство, коневодство, рыболовство, сбор ягод и уход за огородом.

4. Создание здоровьесберегающей среды.

Участники этнолагеря: дети и внуки и правнуки   Николая Петровича и Любовь Михайловны Беляевых

Инициатор и автор проекта Болдовская (Беляева) Фекла Николаевна, учитель родного языка и литературы МБОУ “Чурапчинская гимназия имени С.К. Макарова”, заслуженный учитель РС(Я), обладатель знака «Учитель учителей РС(Я)».

Соавторы: 

1. Николаева Туйара Михайловна - учитель математики ГБОУ РС(Я) “ЧРССШИОР им.Д.П.Коркина” , обладатель знака «Педагогическая династия Поповых»;

 2. Собакина (Захарова) Любовь Николаевна- главный инженер производственно – технического отдела Чурапчинского филиала ГУП  «ЖКХ РС(Я)»;

3. Беляева Марианна Михайловна – тьютор детского сада “Чуораанчык” с.Чурапча;

 4. Болдовская Агдосия Дмитриевна – социальный педагог детского сада “Мичил” с.Чурапча, по уходу за ребенком;

Помощники этнолагеря:

Дети и внуки Николая Петровича и Любовь Михайловны Беляевых:

  1. Беляев Николай Николаевич – глава крестьянского хозяйства «Сылгыһыт», отличник сельского хозяйства РС(Я);
  2. Николаева (Беляева) Анна Николаевна- учитель математики, Почетный работник РФ, обладатель знака «Учитель учителей РС(Я)»;
  3. Захарова (Беляева) Любовь Николаевна – фельдшер ЦУБ, отличник здравоохранения РС(Я);

Захаров Николай Николаевич – ветеран системы Чурапчинского филиала ГУП  «ЖКХ РС(Я)», пенсионер;

  1. Козлова (Беляева) Прасковья Ивановна- отличник муниципальной службы РС(Я), пенсионерка;
  2. Болдовский Сергей Игоревич – ветеран труда, пенсионер;
  3. Николаева Мария  Михайловна – тренер по шахматам;
  4. Жиркова (Болдовская) Ольга Сергеевна – документовед в МАНОУ “Дворца детского творчество” г. Якутска;
  5. Жирков Виктор Георгиевич – генеральный директор ООО “Радикслаб”
  6. Болдовский Алексей Сергеевич – инженер производственно – технического отдела Чурапчинского филиала ГУП  «ЖКХ РС(Я)»;
  7. Козлов Владимир Семенович - член крестьянского хозяйства «Сылгыһыт»;
  8. Захаров Егор Николаевич – начальник АДС ЖКХ Чурапчинского филиала ГУП  «ЖКХ РС(Я)»;
  9. Захарова Мария Михайловна – бухгалтер УЦБ, по уходу за ребенком;
  10. Собакин Семен Семенович – диспетчер РЭС Чурапчинского улуса;
  11. Захаров Николай Николаевич – слесарь АДС Чурапчинского филиала ГУП  «ЖКХ РС(Я)»;
  12.  Захарова Валентина Семеновна – воспитатель детского сада «Улыбка»;
  13.  Лыткина (Беляева) Анна Николаевна – инженер РЭС, по уходу за ребенком;
  14.  Лыткин Артем Матвеевич – инженер по IT - технологии.

Воспитанники семейного этнолагеря “Belejep uзuora” ( “Бэлээйэп удьуора”):

Правнуки Николая Петровича и Любовь Михайловны Беляевых.

  1. Жиркова Лина Викторовна – ученица МОБУ СОШ № 29  с углубленным изучением отдельных предметов г. Якутска, 2006 г.р.
  2. Жирков Мирослав – ученик МОБУ ЯГНГ имени А.Г. и Н.К. Чиряевых г. Якутска,  2011гр;
  3. Жирков Радомир -  ученик МОБУ ЯГНГ имени А.Г. и Н.К. Чиряевых г. Якутска,  2013 гр;
  4. Собакин Дьулустан – ученик МБОУ “Чурапчинская гимназия имени С.К. Макарова”, 2011 гр;
  5. Болдовский Саша – ученик МБУ “Хатылы СОШ имени В.С. Соловьева – Болот Ботура”, 2013 гр;
  6. Беляев Эрчим – воспитанник детского сада “Чуоранчык”, с Чурапчы, 2016гр;
  7. Захарова Диана -  воспитанник детского сада “Мичил”, с Чурапчы, 2017гр;
  8. Болдовская Алиса -  воспитанник детского сада “Мичил”, с Чурапчы, 2017гр;
  9. Захарова Рада -  воспитанник детского сада “Мичил”, с Чурапчы, 2018гр;
  10.  Лыткина Арианна  -  воспитанник детского сада  города Алма-Аты, 2018гр;
  11.  Захаров Коля - воспитанник детского сада “Мичил”, с Чурапчы, 2019гр;
  12.  Лыткин Мичил - воспитанник детского сада  города Алма-Аты, 2020гр;

Этапы реализации проекта ( на 5 лет):

  1. 2022 год. Подготовительный этап. Возраст воспитанников: мальчики 9, 11 лет.  

- Создание плана программы и заключение устного договора между родителями воспитанников лагеря;

- Разработка УМК (маршрутный лист на каждый день для воспитанников, выбор книги для занятия по внеклассному чтению, по развитию читательской грамотности, подготовка материалов для творческих  занятий, снабжение спортивными сооружениями, снарядами и национальными настольными играми).

  1.   Реализация проекта. 2022 -2026 гг.

2022 г. Возраст воспитанников: группа “ Сыныктар”: мальчики 9, 11 лет.

  •  ознакомление с   родословным древом семьи, со связью поколений (с гордостью рассказать  детям и внукам, что в нашем роду были великие люди, которыми гордимся не только мы, но и вся республика в целом. Например: первый ученый – лингвист С.А.Новгородов, народные писатели В.С.Соловьев –Болот Боотур, С.А.Попов-Семен Тумат, с прототипами ( Томороон Ньукулай, Сүөкүлэ) своих предков в  романе  “Уһуктуу” Болот Боотура);     
  • экскурсия по местностям родного края, по южным аласам села Хатылы  “Букаакы”, “Биттики”, “Аана алааһа”, “Мөкү күөлэ”, знакомиться с топонимикой каждого аласа ;
  • развитие читательской грамотности на родном ( якутском) языке.Чтение рассказов с актуальными проблемными вопросами. Например: “Онус тоҕо?”  по мотивам рассказа Н.Е.Мординова –Амма Аччыгыйа;
  • создание творческого  процесса  разносторонней направленности: пение, танцы, уолан  ааҕыыта, рисование;
  • ознакомление с   исконно традиционными  промыслами: сенокосом, скотоводством, коневодством, рыболовством;
  •  сбор ягод и уход за огородом;
  • участие в благотворительном мероприятии “Ис сүрэхтэн”.  Предоставление помощи ветеранам, старым, больным, нуждающимся людям.
  • развитие  физических качеств с применением  водных процедур, зарядки, тренировок;
  • ознакомление с национальными играми, традицией, обычаями, обрядами, культурой народа саха;
  • создание ютуб канала для лагеря, сделать отчетную работу в  виде  видеоматериала и вложить в ютуб канал.  

2023 г. Возраст воспитанников:

1 группа“ Сыныктар”:  мальчики 7, 10, 12 лет,

2 группа “Чэчиктэр”: девочки 4 -5 лет.

  • экскурсия по местностям родного края, по аласам предков “Чуораайытта”, “Лээги”, “Томороон Уһун сыһыыта”, “Байхан” “Имигиттэ” ( Чтение книги “Лингвист С.А.Новгородов” – Чуораайытта, отрывки из романа “Уһуктуу”, где  подробно описываются эти места, ознакомление с прототипами –предками Томороон Ньукулай, Сүөкүлэ из  романа – Томороон Уһун сыһыыта, Лээги, Байхан);  
  • Экологическая акция “Дорообо, күөх чэбдик тыам!” по местностям родного края, по аласам;
  • развитие читательской грамотности на родном ( якутском) языке.
  • развитие финансовой грамотности;
  • создание творческого  процесса  разносторонней направленности: пение, танцы, уолан  ааҕыыта, рисование;
  • работа на сенокосе, скотоводстве, коневодстве, рыболовстве;
  •  сбор ягод и уход за огородом.
  • участие в благотворительном мероприятии “Ис сүрэхтэн”.  Предоставление помощи ветеранам, старым, больным, нуждающимся людям.
  • развитие  физических качеств с применением  водных процедур, зарядки, тренировок;
  • проведение  национальных игр, конкурсов;
  • проведение отчетного концерта воспитанников лагеря “Эн сулускун!”
  • сделать отчетную работу в виде  видеоматериала и вложить в ютуб канал.
  • посещение музея истории и этнографии имени А.А.Саввина в с. Чурапчы Чурапчинского улуса;
  • посещение с.Мындагай, купание в реке Амга. Рыболовство спиннингом.
  • посещение Черкехского историко-мемориального  музея “ Якутская политическая ссылка”. с Чөркөөх Таттинского улуса.

2024 г. Возраст воспитанников:

1 группа “ Сыныктар”: мальчики 8, 11, 13 лет;

2 группа “Чэчиктэр”: девочки 5-6 лет.

  • Экологическая акция “Дорообо, күөх чэбдик тыам!” по местностям родного края, по аласам;
  • развитие читательской грамотности на родном ( якутском) языке.
  • развитие финансовой грамотности;
  • создание творческого  процесса  разносторонней направленности: пение, танцы, уолан  ааҕыыта,рисование;
  • работа на сенокосе, скотоводстве, коневодстве, рыболовстве;
  •  сбор ягод и уход за огородом;
  • участие в благотворительном мероприятии “Ис сүрэхтэн”.  Предоставление помощи ветеранам, старым, больным, нуждающимся людям;
  • развитие  физических качеств с применением  водных процедур, зарядки, тренировок;
  • проведение  национальных игр, конкурсов;
  • проведение отчетного концерта воспитанников лагеря “Эн сулускун!”
  • сделать отчетную работу в  виде  видеоматериала и вложить в ютуб канал;
  • посещение с.Мындагай, купание в реке Амга. Рыболовство спиннингом.  
  • посещение музея таксидермии в  с Чурапчы  А.А.Попова.

2025 г. Возраст воспитанников:

1 группа “ Сыныктар”: мальчики 9, 12, 14 лет;

2 группа “Чэчиктэр”: девочки 6 – 7 лет.

  • Экологическая акция “Дорообо, күөх чэбдик тыам!” по местностям родного края, по аласам
  • развитие читательской грамотности на родном ( якутском) языке.
  • развитие финансовой грамотности.
  • создание творческого  процесса  разносторонней направленности: пение, танцы, уолан  ааҕыыта,рисование
  • работа на сенокосе, скотоводстве, коневодстве, рыболовстве, строительстве;
  •  сбор ягод и уход за огородом;
  • участие в благотворительном мероприятии “Ис сүрэхтэн”; Предоставление помощи ветеранам, старым, больным, нуждающимся людям;
  • развитие  физических качеств с применением  водных процедур, зарядки, тренировок;
  • проведение  национальных игр, конкурсов;
  • проведение отчетного концерта воспитанников лагеря “Эн сулускун!”;
  • сделать отчетную работу в виде  видеоматериала и вложить в ютуб канал;  
  • посещение  “Музея спортивной славы” в  с Чурапчы.
  • посещение с.Мындагай, купание в реке Амга. Рыболовство спиннингом.

 

2026 г. Возраст воспитанников:

1 группа “ Сыныктар”: мальчики 10, 13, 15 лет;

2 группа “Чэчиктэр”: девочки 7 – 8 лет, мальчики 6, 7лет

  • Экологическая акция “Дорообо, күөх чэбдик тыам!” по местностям родного края, по аласам;
  • развитие читательской грамотности на родном ( якутском) языке.
  • развитие финансовой грамотности;
  • создание творческого  процесса  разносторонней направленности: пение, танцы, уолан  ааҕыыта,рисование;
  • работа на сенокосе, скотоводстве, коневодстве, рыболовстве, строительстве;
  •  сбор ягод и уход за огородом;
  • развитие  физических качеств с применением  водных процедур, зарядки, тренировок;
  • проведение  национальных игр, конкурсов;
  • проведение отчетного концерта воспитанников лагеря “Эн сулускун!”;
  • сделать отчетную работу в виде  видеоматериала и вложить в ютуб канал, подготовить доклад для НПК;  
  • посещение “Музея переселенцев”  в с Хатылы Чурапчинского улуса;
  • посещение с.Мырыла, купание в реке Амга. Рыболовство спиннингом.  

  1. Заключительный этап. 2027 год.

 Возраст воспитанников:

1 группа мальчики “ Сыныктар”: 11, 14, 16 лет;

     2 группа “Чэчиктэр”: девочки 8 -9 лет и мальчики 7, 8лет

  • Экологическая акция “Дорообо, күөх чэбдик тыам!” по местностям родного края, по аласам
  • развитие читательской грамотности на родном ( якутском) языке.
  • развитие финансовой грамотности.
  • создание творческого  процесса  разносторонней направленности: пение, танцы, уолан  ааҕыыта,рисование;
  • работа на сенокосе, скотоводстве, коневодстве, рыболовстве, строительстве;
  •  сбор ягод и уход за огородом;
  • развитие  физических качеств с применением  водных процедур, зарядки, тренировок;
  • проведение  национальных игр, конкурсов;
  • проведение отчетного концерта воспитанников лагеря “Эн сулускун!”;
  • сделать отчетную работу в виде  видеоматериала и вложить в ютуб канал, подготовить доклад для НПК.
  • посещение с. Чычымах, купание в реке Амга. Рыболовство спиннингом.

Финансирование энтолагеря:

Финансовая сторона это спонсорство организаторов этнолагеря (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди  воспитанников лагеря): материальная база, продукты, учебные принадлежности, спортивные инвентари, настольные игры, транспорт, гсм, призы, аппаратура.

Режим дня этнолагеря

Время

Режим лагеря

Ответсвенные

8ч30м

Подъем

Болдовская ФН, Жиркова Л

8ч 30м -8ч45м

Утренний туалет

Жиркова Л

8ч 45м -9ч 15м

Зарядка, купание

Николаева ТМ

9ч 15м - 9ч 30м

Завтрак

Николаева АН, Захарова ЛН

9 ч 30м – 12ч30

Занятие № 1

Болдовская ФН, Жиркова Л

12ч 30м – 13ч 30м

Обед

Николаева АН, Захарова ЛН

13ч 30м – 14ч 00м

Купание

Беляева ММ

14ч 00м – 16ч 00м

Занятие № 2

Болдовская ФН, Жиркова Л

16ч 00м-16ч 30 м

Купание

Беляева ММ

16ч 30м- 16ч 45м

Полдник

Николаева АН, Захарова ЛН

16ч 45м – 18 ч 30м

Занятие № 3

Болдовская ФН, Жиркова Л

18ч30м - 19ч 30м

Ужин

Николаева АН, Захарова ЛН

19ч 30м – 20ч15м

Работа в огороде

Болдовская ФН

20ч15м – 22ч 00

Свободное время

Жиркова Л

22ч 00м – 22ч30м

Вечерний туалет

Николаева ТМ,  Жиркова Л

22ч30

Отбой

Болдовская ФН, Николаева ТМ

 

Бэлиэ тыл ( девиз воспитанников):

Сахалыы саҥарыахха,

Кырдьаҕаһы ытыктыахха,

Айылҕаны харыстыахха,

Үлэлии үөрэниэххэ!

Биһиги ырыабыт (наша песня)

(Посвящается нашим прадедушкам -  коневодам И.Ф.Попову, Н.П.Беляеву и дедушкам Н.Н.Беляеву и М.Н.Беляеву, которые посвятили жизнь коневодству)

Дьөһөгөйүм оҕото

Үрүҥ хаары, үрүҥ хаары өрүкүтэн,
Үөр сылгылар сырсаллар,
Үрүҥ туллук, үрүҥ туллук кэриэтэ
Үөһэ дайар курдуктар.


Хос ырыата:
Дьөһөгөйүм оҕото, сыһыы сыспай сиэллээҕэ,
Сындыыс курдук сыыйыллан,
Сындыыстана эн көтүүй!


Хатан тымныы, хатан тымныы күүһүттэн
Хаайтарбыта биллибэт,
Хатан тыалтан, хатан тыалтан, силлиэттэн
Хата, олох иҥнибэт.

Хос ырыата


 Үрүҥ сиэли,  үрүҥ сиэли өрүкүтэн,
Сылгыларым сырсаллар,
Үөрүү дьол, үөрүү дьол ырыатын
Мин сүрэхпэр саҕаллар.

Маршрутный лист

Дата: 11.07-20.07.2022 г.

Путевка 10 дней, 9 ночей

1 день. 11.07.2022 г.

  • 9ч00м - заезд  на базу лагеря с Хатылы, улица Бабагинская, 4  в отчий дом Беляевых
  • Встреча с братьями, сестрами. Общение.

Занятие. Беседа. Ознакомление с   родословным древом семьи, со связью поколений.

 Особое внимание обращает на старинный дом, доставшийся по наследству от Новгородовых, антикварную мебель  (старинный диван, шкаф, стол)  - беседу ведет Анна Николаевна Николаева, бабушка детей.

  •  Открытие лагеря. Проводятся игры, конкурсы. Награждение. Каждому воспитаннику в подарок дается папка с учебными приндлежностями  (тетради, күннүк (дневник), цветные карандаши, фломастеры, альбом для рисования)
  • Праздничный ужин.
  • Рефлексия ( общение и заполнение күннүк (дневник).

2 день. 12.07. 2022 г.

  • Занятие по читательской грамотности. Основная литература: книга - рассказ детей  “Онус тоҕо” по мотивам народного писателя Н.Е.Мординова –Амма Аччыгыйа” Тоҕус төгүл тоҕо?”- занятие проводит Фекла Николаевна Болдовская, бабушка детей.

Виды работ по читательской грамотности:

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Рассказ  о прочитанном.

4.  Ответы на вопросы по усвоению содержания текста.

5. Обсуждение. Ответы на проблемные вопросы по прочитанному рассказу.

6. Творческая работа по прочитанному произведению: отзыв о прочитанном рассказе, стихотворении, сочинение мини - рассказа, стихотворения, рисование и. т. д.

  • Между занятиями проводится отдых ( свободное время), где дети играют во дворе:  купание, бадминтон, волейбол, футбол и настольные игры.  
  • Рефлексия ( общение и заполнение күннүк (дневник).

3 день. 13.07.2022 год.

  • Занятие  “Эбэ бэлэҕэ”- поездка на рыбалку. Сопровождающие: бабушки и тети Туйара Михайловна, Марианна Михайловна.

Занятие ведет дедушка Дьулустана Николай Николаевич Захаров, заядлый охотник, рыбак. Он нас возит “Аана алааһа”, в 5 километрах от с. Хатылы, где есть маленькое озеро. Дети с собой берут купальники. Николай Николаевич ставит сети. Он прокатал  детей по одному на лодке (учитывая правила плавания на лодках: надевает жилет ребенку, которому садится на лодке),  показывает сеть с рыбой. Дети очень довольны.

  • Дети купаются на озере;
  • Дети помогают в очистке рыбы;
  •  Вечером на ужине готовим уху из свежей рыбы.  Все очень довольны;
  • Вечер. Рефлексия по пройденному дню, дети заполняют дневник –күннүк.

4 день. 14.07.2022 год.

  • Занятие  “Амсат эрэ, дьэдьэҥҥиттэн”,  “Хаптаҕас” - поездка за земляникой, красной смородиной. Сопровождающие: дедушка, бабушки, тети.  
  • Сбор земляники, красной смородины;
  • Купание на речке Таатта;
  • Игры по шахматам;
  • Работа на огороде;
  • Вечер. Рефлексия по методу 5 пальцев – Кибер Педия: состоит из пяти этапов, направленных на разные сферы человеческой жизни:
  1. Интеллект;
  2. Достижение целей;
  3. Эмоции;
  4. Взаимодействие с другими людьми;
  5. Здоровье и самочувствие.

Суть метода в том, чтоб оценить, как прошедший день или завершенная задача повлияла на каждую из этих сфер. Чтобы легче запомнить этапы, в методе используется простая мнемотехника: каждый этап соответсвует своему пальцу на руке.

 (обращение внимания на себя, переосмысление происходящего, анализ) по пройденному дню, дети заполняют дневник –күннүк (Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше? Каждый ребенок высказывает свою точку зрения).

Рефлексия- конверт с вопросом.  каждый воспитанник, вытащив из конверта  вопрос, отвечает. Вопрос готовит вожатый ( воспитатель)  Например, “ Я сегодня молодец, потому что ...”  и т.д.

5 день. 15.07.2022 год.

  • Занятие - благоворительное мероприятие “Ис сүрэхтэн”.
  • Работа на огороде соседки М.П.Монастыревой, которая лежит в больнице ( полив огорода, удаление сорняков);
  • Занятие по занимательной математике;
  • Игры ( бадминтон)
  • Работа на огороде;
  • Рефлексия - конверт с вопросом.  
  • Заполнение күннүк.

  1.  день. 16.07.2022 год.

Занятие «Алааспыт эмтээх отторо», « Бэйэбит аспыт-үөлбүт туһата” ( о лекарственных травах Якутии, пользе местной  продукции)

  • Беседа бабушки Дьулустана Любовь Николаевны Захаровой.

 

База: с. Чурапчы. Дом Захаровых. Любовь Николаевна рассказывает о  лекарственных растениях Якутии и о пользе местной продукции своего хозяйства (рыба, мясо, молочные продукции –быырпах, суорат, күөрчэх, ягоды). Любовь Николаевна демонстрируя, ведет мастер класс по готовке местной продукции и угощает детей.

  • Игры, купание;
  • Работа на огороде;
  • Вечер.Рефлексия по пройденному дню, дети заполняют дневник –күннүк.
  1. день. 17.07.2022 год.

Занятие – турнир  “Өбүгэ оонньуулара” по настольным играм хабылык, хаамыска.

  • Товарищеская встреча с детьми других семей. (Внуки семьи Смирниковых, Пермяковых, дети семьи Гоголевых).
  • Чаепитие “Билсиһиэҕиҥ!”;
  • Награждение победителей турнира;
  • Игра ( футбол);
  • Работа на огороде;
  • Рефлексия, заполнение күннүк (дневника)
  1. день. 18.07.2022 год. Занятие – праздник  “С днем рождения, Дьулустаан!”
  • Подготовка поздравительных номеров: песни, танцы, чтения. Рисование открыток.
  • Праздник ведется по сценарию родителей Дьулустана.
  • Дети участвуют в мероприятии активно: поздравительный номер ( бэлиэ тыл, песня, танец –флешмоб ( якутские движения);
  • Игры ( баскетбол, бадминтон);
  • Работа на огороде;
  • Вечер. Рефлексия по пройденному дню, дети заполняют дневник – күннүк.  
  1. день. 19.07.2022 год.

Занятие “Ходуһаҕа”. Ознакомление с работой сенокоса.

  • Поездка на сенокос. (На машине возят дедушка Николай Николаевич Захаров и родитель Алексей Сергеевич Болдовский)
  • Беседа “Саха төрүт дьарыга – сүөһү, сылгы көрүү. От үлэтэ – тыын боппуруос”

                        Оо, хоноҕор муостаах хотон иччитэ ынах - сүөһү, бу кырыалаах кыһыннаах кытыы дойдуга

Урааҥхай саханы эн киһи –хара гынаҕын.

 Ол эрээри киниттэн үгүс сыратын-сылбатын ылбытыҥ

Далан “Тыгын Дархан” романыттан.

  • На травяном луге (ходуһаҕа) нас встречает и ведет беседу   глава крестьянского хозяйства “Сылгыһыт” Николай  Николаевич Беляев, дедушка Арианны и Мичил Лыткиных. Рассказывает о работе сенокоса, показывает луга, скошенное сено, всю технику (трактор, косилка, пресс-подборщик). Детям дает вопросы на развитие логики, мышления, дает решать задачи, связанные с сенкосом, жизнью (практические задачи). Дети справились со сложными  заданиями  достойно, решили задачи, дали правильный ответ. Все довольны.
  • Интервью у сенокосчиков (главные сенокосчики: Владимир Козлов – член крестьянского хозяйства “Сылгыһыт” - дядя детей, Алексей Болдовский – отец Саши, Алисы, Насти Болдовских, Айсен Слепцов - брат детей, горожанин, студент, который на сенокосе работает с 7 лет).  
  • Обед на лоне природы;
  • Купание в речке Таатта;
  • Работа на огороде;
  • Рефлексия. Заполнение күннүк (дневник)
  1. день. 20.07.2022 год.
  • Занятие – закрытие лагеря “Аны сайын көрсүөххэ диэри!”;
  • Подготовка к праздничному мероприятию (каждый воспитанник готовит творческую работу (рефлексия: из жизни лагеря (сочинение, стихотворение, песни, танцы, рисунки и.т.д.); 
  • Праздничный ужин в кафе “Инь и янь”.
  •  Вручение памятных подарков, именных грамот  с номинацией ( Мэҥэ сурук);  
  • Игры;
  • Прощание. Отъезд по домам.

Анализ:

 Программа данного проекта  была  апробирована в 2022 году летом в июле месяце на базе нашего летнего семейного этнолагеря «Бэлээйэп удьуора» в селе Хатылы Чурапчинского улуса на 10 дней. Программа лагеря  была рассчитана для детей в возрасте от 9, 11 и 16 лет  в количестве 5 человек.

Итоги этнолагеря    были освещены на родительском семинаре  МБОУ «Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова», на родительском собрании 11 «а» класса ГБОУ РС(Я) “ЧРССШИОР им.Д.П.Коркина”,  на республиканских курсах учителей родного (якутского) языка и литературы ИРОиПК РС(Я), видеоматериал вложен в ютубе (ссылка https://youtu.be/CDY3RKX7UpI.).

    

C:\Users\Пользователь\Downloads\PHOTO-2023-06-07-14-15-14.jpg

В основу реализации программы лагеря были заложены следующие  принципы и подходы:

  • сотворчество детей, родителей, бабушек, дедушек, родственников    в совместном процессе освоения этнокультурной программы;
  •  вовлечение ребёнка в игровую, трудовую, творческую деятельность; использование различных форм деятельности: викторины,  экскурсии,  практикумы, беседы, игры, конкурсы, творческие дела,  встречи; 
  •  формирование и развитие у детей  потребностей преобразовать свой родной край и стать  полезной, творческой, трудолюбивой, духовно –нравственной  личностью, которая достойно будут продолжать  род Беляевых.      

На наш взгляд, главным результатом в работе этнолагеря  является интерес  со стороны  детей в познании родного языка и литературы, изучении   истории, географии и   культуры своих предков.

       Мы надеемся, что проводя работу в данном направлении  закладываем в  детях то зернышко, которое впоследствии может прорости в   большую силу любви и гордости к своей малой  Родине. 

В будущем, мы готовы делиться опытом и работать вместе с людьми, семьями, которые работают или желают работать по аналогичному  проекту.

С уважением: автор  проекта Болдовская Ф.Н.

к.т.89141009910,

 соавторы Николаева Т.М.

 к.т. 89142818349,

Беляева М.М.

89248725472,

 Болдовская А.Д.

89241745214.

7 июня,  2023 год. Чурапчы.

Приложение

 Для всестороннего развития наших детей-воспитанников летнего семейного этнолагеря “Бэлээйэп удьуора”, реализации данного полезного  проекта, мы просим  материальную  помощь в сумме:

Список

Количество

Цена

1

Палатка  Шатер

туристический-1 кемпинговый -1

10000

2

Палатка

2х местная -1, 3х местная-1, 4х местная-1

23000

3

Спальний мешок

6 штук

18000

4

Бассейн

Маленький-1, большой -1

30000

5

Теннисный стол

1 штука

20000

6

Настольные национальные игры

10 штук

10000

7

Спортивный уголок

2 штуки

23000

8

Футбольный мяч

2 штуки

8000

9

Волейбольный мяч

2 штуки

8000

10

Бумага А4

2 коробки

2000

11

Музыкальные колонки

2 штуки

3000

12

Гитара

1 штука

4000

13

Спиннинг

5 штуки

13000

14

Книга “Төрүччү” (Родословное)

4 штуки  1 штука *3.250

13000

15

Туристический стол и стулья

Стол 1 штук, стулья 6 штук

15000

Общая сумма

(Сто шестьдесят семь тысячи триста рублей)

200000

С уважением: автор  проекта Болдовская Ф.Н.,

 соавторы Николаева Т.М., Беляева М.М, Болдовская А.Д.

7 июня 2023 год. Чурапчы.