Виктория Суслова

Проект "Моя семья" как условие формирования первичных представлений о семье и ее истории у детей старшего дошкольного возраста

Паспорт проекта «Моя семья», для детей старшего возраста

Тема проекта

 

«Моя семья»

Вид проекта

 

Детско-родительский, исследовательский, творческий.

Возраст детей

6-7 лет

Актуальность проекта

 

Воспитатель рассматривает фотографии своей семьи. Дети увидели это и подбежали к воспитателю.

Д: а что это у вас за фотографии?

В: ребята, это моя семья. Тут мои бабушка с дедушкой по линии моей мамы. А это по линии папы. А вот родители моих бабушки и дедушки – прабабушка и прадедушка. Ребята, а вы знаете родителей своих родителей?

 

Кроме этого был проведен опрос на тему: «Моя семья» и

проанализирована сформированность представлений детей о семье и ее истории в вопросе о том, знают ли они свою семью.

 

Большинство детей знают своих родителей, бабушек и дедушек, но имеют поверхностные представления о прабабушках и прадедушках в разных поколениях (со стороны как мамы, так и папы). Совсем не знают историю своей семьи, своего рода.

 

Поэтому детям было предложено создать книгу о своей семье и организовать выставку.

 

Цель проекта

 

Создание выставки книг «Моя семья».

 

Проблема

Дети не знают историю своей семьи (своего рода), свою родословную.

 

Проблемный вопрос

Что нужно узнать о семье и ее истории, чтобы создать книгу?

Задачи проекта

Задачи для детей:

1. Рассмотреть семейный альбом вместе с родителями.

2. Вместе с родителями отобрать фото мамы, папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.

3. Разучить вместе с родителями стихотворения о своей семье.

4. Составить короткие рассказы: «Мои бабушка и дедушка», «Мои прабабушка и прадедушка», «Моя семья. Семейные традиции».

5. Принести семейные фотографии в группу и подготовить рассказ об одном представителе семьи

6. Нарисовать на занятии с воспитателем свою семью.

7. Принять участие в НОД «Что такое родословное древо?»

8. Нарисовать свое родословное древо на занятии с воспитателем.

Задачи для родителей:

1. Познакомиться с содержанием проекта «Моя семья» в общем чате социальной сети WhatsApp.

2. Посетить консультацию на тему «Что такое родословное древо?»

3. Вместе с детьми рассмотреть семейный альбом

4. Рассказать детям о их бабушках, прабабушках, дедушках, прадедушках.

5. Помочь детям составить рассказы на тему: «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья. Семейные традиции».

6. Разучить с детьми предложенные воспитателям стихи о семье.

7. Собрать фотографии для создания генеалогического древа каждой семьи

8. Подготовить семейные фотографии вместе с детьми, с представленными рассказами.

Задачи для воспитателей:

1. Создать группу для родителей в социальной сети WhatsApp с целью ознакомления с проектом и реализацией.

2. Отослать родителям алгоритм составления краткого рассказа о каком – либо члене семьи.

3. Отправить родителям ссылки на сайты, где можно подобрать для детей стихотворения о семье и разучить с ними дома.

4. Провести беседы по данной теме с детьми «Родовая ветвь мамы», «Родовая ветвь папы»

5. Провести НОД по рисованию на тему: «Моя семья»

6. Провести образовательную деятельность по теме «Что такое родословное древо?» для детей

7. Провести НОД по рисованию с детьми на тему: «Рисуем свое родословное древо»

Продукт проекта

 

Выставка книг «Моя семья».

Сроки реализации

17 апреля – 28 апреля 2023 год.

Ресурсы проекта

Материально-технические: икт-оборудование (ноутбук, мышка, по возможности интерактивная панель), памятка для родителей «Как создать родословное древо»

Человеческие: воспитатель, дети, родители

Информационные: Т.С Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», сборник стихов о семье

Финансовые: проект был создан при поддержке ДОУ

 

Практическая значимость проекта

Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

 

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

 

 

Подготовительный этап:

 

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

17.04

Проведение опроса среди детей

Ноутбук, принтер

Болеет большая часть детей (перенести сроки проведения опроса)

Актуальность проекта и проблема

17.04

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Метод. литература

Данная тема не интересна, и родители не хотят принимать участие (обсудить какая тема им будет интересна и прийти к общему выводу)

 

Цели поставлены, актуальность и значимость проекта определена

18.04

Подбор методической литературы для реализации проекта

Журналы, статьи, иллюстраций

Отсутствие метод. литературы по данной теме (посовещаться с коллегами, опираться на их педагогический опыт)

 

Удалось найти метод. литературу

19.04

Оповещение родителей о содержании проекта в социальной сети WhatsApp, о алгоритме составления краткого рассказа о каком – либо члене семьи (Приложение 2)

 

 

ИКТ-оборудование, бумага

Родители не прочитали сообщение (оповестить их о проекте, когда они придут в детский сад за детьми и попросить их ознакомиться)

Родители ознакомились с содержанием проекта

 

 

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

 

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

19.04

2 половина дня

Консультация для родителей «Что такое родословное древо?» (Приложений 3)

 

Воспитатель, родители

Родители расширили представления о родословном древе (его видах) и том, как его составлять.

 

20.01

1 половина дня

Дидактическая игра «Кто старше? Кто младше?» (Приложение 4)

 

Дети, воспитатель

Дети поупражнялись в применении прилагательных сравнительной степени – «моложе», «старше», «младше». Научились высказываться сложными предложениями с союзом «а».
 

20.04

2 половина дня

Подвижная игра «Бабушка распутай нас!» (Приложение 5)

 

Дети, воспитатель

Развили умение ориентироваться в пространстве.

21.04

1 половина дня

Заучивание стихотворение о семье

 

Дети, воспитатель, родители

Дети выучили с родителями дома стихотворения наизусть.

 

21.04

2 половина дня

Чтение произведения «Печенье» В. Осеевой, его обсуждение (Приложение 6)

 

Дети, воспитатель

Закрепили умение составления цепочки последовательности событий рассказа В. Осеевой в ходе чтения, дидактической игры на ИКТ оборудовании и в ходе создания рисунка печенья.

 

24.04

1 половина дня

Беседа на тему «Моя семья» (Приложение 7)

 

Дети, воспитатель

Сформировали позитивное представление о семье, своих близких в процессе беседы.

24.04

2 половина дня

Составление рассказа о своей семье по алгоритму

 

Дети, воспитатель, родители

Дети вместе с родителями составили рассказы о своей семье

25.04

1 половина дня

НОД художественно-эстетическое развитие на тему «Моя семья» (Приложение 8)

Дети, воспитатель

Закрепили умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена.

 

25.04

2 половина дня

Чтение произведения К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» (Приложение 9)

 

Оформление обложки книги

Дети, воспитатель,

Составили пересказ по рассказу К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» с использованием мнемотаблицы.

 

 

 

26.04

1 половина дня

Интегрированное занятие «Моя семья, родословное древо» (Приложение 10)

 

Дети, воспитатель

Расширили представления детей о семье и её истории, создали свое родословное древо.

26.04

2 половина дня

Разбор и обсуждение пословиц и поговорок о семье

Дети, воспитатель

Дети вместе с воспитателем разобрали и обсудили пословицы и поговорки о семье.

27.04

1 половина дня

Создание выставки книг «Моя семья»

 

Дети, воспитатель

Воспитатель вместе с детьми организовывают выставку книг.

 

 

Заключительный этап:

 

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

28.04

Проведение выставки книг «Моя семья»

Родителям понравилась выставка книг, так как они оставили отзывы в родительском чате группы в WhatsApp.

Дети остались под впечатлением поскольку на протяжении реализации всего проекта, они были заинтересованы.

Воспитателю понравился материал, который был подобран для реализации проекта.

 

92% детей приняли участие в создании и оформлении выставки

83% семей приняли участие в мероприятиях проекта.

 

Размещение на сайте статьи о проведении проекта и всей информации по нему.

Выступление на педагогическом совете с представлением результатов проекта.

Размещение фотографий с реализаций этапов проекта, детского продукта деятельности.

 

 

 

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов