Методические разработки
В данном разделе представлены методические разработки учителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологии портфолио в воспитании и социализации личности ребёнка
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений (Портфолио). Но наша задача – рассмотреть портфолио как средство самооценки, самоконтроля ребёнком своих индивидуальных достижений в учебной, творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой видах деятельности.
Под понятием портфель достижений мы понимаем:
- коллекцию работ и результатов, которая демонстрирует личностный рост, индивидуальный прогресс личностного развития ребёнка в разных областях;
- материалы, фиксирующие динамику достижений ребёнка в области саморегуляции, самоконтроля, самооценки и рефлексии, т.е отслеживаем процесс формирования регулятивных умений и навыков;
- демонстрацию образовательных достижений (результатов) в широком образовательном контексте, подразумевая уровень сформированности познавательных, коммуникативных УУД учащегося.
Итак, создавая портфолио, ребёнок учится:
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
- отслеживать свой индивидуальный прогресс;
- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- формировать и поддерживать мотивацию;
- формировать и развивать навыки самостоятельной деятельности.
В целом, портфолио реализует функции образовательной деятельности: целеполагания, мотивационную, содержательную, диагностическую, критериальную, развивающую.
Самоанализ, интерпретация и самооценка учащимся составляющих портфеля ведётся с позиций достижения планируемых результатов общего образования, устанавливаемых стандартом.
Критерии самооценки отдельных составляющих портфеля достижений разработаны в соответствии с особенностями образовательной программы школы, возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Лист самооценки фиксирует наличие материалов, отражающих личные отношения, достижения, интересы, склонности, по которым ученик делает вывод о проявлении результатов по разделам: развитие личности, владение УУД, достижения в учебной и внеучебной деятельности.
Подход к оцениванию осуществляется с позиции самого учащегося на той же содержательной и критериальной основе, что позволяет получить понятные всем и объективные данные.
Итоговый результат каждого из четырёх разделов, в которых ученик проводит самооценку, изображается самим ребёнком в виде рисунка (столбиков), позволяющего обратить внимание на те показатели, которые находятся на более низком уровне, чем остальные, и, следовательно, наметить дальнейшую работу для повышения их уровня.
Структура портфеля достижений обучающегося
Титульный лист.
Первый раздел –« Знакомьтесь, это - я!»
В нем отражены материалы, характеризующие индивидуальный прогресс ребёнка в мотивационно-смысловой сфере развития личности.
Следующий раздел – «Я – гражданин», где собраны материалы, показывающие степень сформированности у обучающегося основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира.
Третий раздел - «Я – человек».
Цель данного раздела – систематизация материалов, отражающих знание учащегося моральных норм поведения и уровень сформированности морально – этических суждений, способности к решению и оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной, нравственно-этической нормы.
В разделе «Я – часть природы» ребёнок систематизирует материалы, фиксирует динамику личных достижений в деятельности формирования целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, а также представления об основных компонентах культуры здоровья и здоровом образе жизни.
Личностные результаты, зафиксированные в первых четырех разделах Портфеля достижений, рассматриваются учащимися как достижения в их личностном развитии (система ценностных отношений, интересов, мотивации и др.)
Пятый раздел – «Мои учебные достижения» – необходим для систематизации материалов, отражающих способность обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
В данном разделе собраны материалы, позволяющие дать оценку метапредметных и предметных результатов.
Основным объектом самооценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Самооценка метапредметных результатов может производиться в ходе различных процедур:
- в ходе проведения комплексных работ.
В комплексные работы на межпредметной основе вынесена оценка сформированности большинства познавательных учебных действий, навыков работы с информацией, опосредованная оценка сформированности коммуникативных и регулятивных умений.
- в ходе неперсонифицированных процедур оценивается ряд универсальных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для развития личностных качеств.
В этом же разделе ученик может продемонстрировать свои предметные результаты. Объектом самооценки служат образовательные достижения, определенные в требованиях к освоению образовательной программы ФГОС.
Для достижения цели была разработана система универсальных количественных показателей, характеризующих состояние подготовки обучающихся по учебным предметам (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир). Основанием для данной самооценки являются результаты диагностических контрольных работ.
Данный раздел заканчивается мониторингом активности и результативности участия детей в предметных олимпиадах, конкурсах и т.д.
Следующий раздел – «Мое созвездие успеха», в котором ребёнок фиксирует материалы, характеризующие его достижения в рамках внеучебной и досуговой деятельности.
Критерии самооценки данного раздела: степень вовлечённости во внеурочную деятельность, активность и результативность участия в мероприятиях разного уровня, степень участия в классном самоуправлении.
В седьмом разделе – «Я-исследователь» отражаются материалы, характеризующие участие и успешность обучающегося в проектно-исследовательской деятельности.
Последний раздел – «Пожелания, отзывы» – включает в себя психолого-педагогические рекомендации, направленные на обеспечение успешной реализации намеченных задач на следующий период обучения.
По результатам самооценки портфеля достижений ребенок может сделать выводы:
1) о сформированности у себя универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в следующем классе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции;
4) о задачах, которые следует поставить на следующий этап обучения.
Важно, что оценку Портфеля достижений целесообразно проводить в классе малыми группами в конце каждого учебного года. Причем на начальной стадии оценивания требуется помощь педагога. В дальнейшем к самооценке могут привлекаться одноклассники, а также родители. Данный подход к обсуждению необходим для минимизации риска перехода оценки в формальное отношение к ней вообще, поскольку каждый из ребят может остаться при своем мнении без учёта и понимания другой точки зрения.
Таким образом, портфолио – это система организации накопительной оценки, которая позволяет учащимся отслеживать свои индивидуальные достижения как на стадии начального образования, так и на стадии основного общего образования.
Приложение №1
Лист самооценки достижений обучающегося на основе портфеля достижений
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Класс _______________
Критерии самооценки результатов | Степень достижения результата от 1 до 5 | ||||||||
Я сам себя оцениваю | Меня оценивает мой друг | Меня оценивает мой одноклассник | |||||||
Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности | |||||||||
Самоопределение | Я положительно отношусь к школе | ||||||||
Я хочу сотрудничать с учителем | |||||||||
Я хочу сотрудничать с одноклассниками | |||||||||
Я осознаю себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России | |||||||||
Я горжусь за свою Родину, народ и историю, осознаю ответственность каждого человека | |||||||||
Я умею оценивать себя, свои результаты; умею выделять свои сильные и слабые стороны | |||||||||
Смыслообразование | Я хочу познавать новое | ||||||||
Я стремлюсь быть полезным обществу | |||||||||
Я умею планировать результаты своей деятельности | |||||||||
Морально-этическая ориентация | Я умею оценивать свои поступки и действия других людей | ||||||||
Я знаю правила поведения в обществе и стремлюсь их выполнять | |||||||||
Я понимаю чувства других людей и сопереживаю им | |||||||||
Я веду здоровый образ жизни | |||||||||
Я берегу природу | |||||||||
Я много читаю, стараюсь посещать выставки, ходить в музей, театр | |||||||||
Оценка овладения универсальными учебными действиями | |||||||||
Регулятивные | Я принимаю и сохраняю учебную цель и задачу | ||||||||
Я планирую свои действия | |||||||||
Я контролирую свои действия | |||||||||
Я умею оценивать свои действия | |||||||||
Познават. | Я умею использовать знаки и символы для решения задач | ||||||||
Я умею сравнивать, группировать, обобщать информацию | |||||||||
Коммуникативные | Я умею общаться | ||||||||
Я умею грамотно строить свою речь | |||||||||
Работа с информацией | Я умею осознанно читать тексты и выбирать из них нужную информацию | ||||||||
Я умею пользоваться компьютером для поиска информации | |||||||||
Оценка достижений в учебной деятельности | |||||||||
Я хорошо пишу контрольные работы по учебным предметам | |||||||||
Я активно участвую в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам | |||||||||
Оценка достижений во внеучебной деятельности | |||||||||
Я активно посещаю кружки, секции, внеурочные занятия | |||||||||
Я активно участвую в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерских акциях | |||||||||
Я активно участвую в классном самоуправлении и организации внеклассных мероприятий | |||||||||
Итого | |||||||||
Общее количество баллов | |||||||||
Средний балл | |||||||||
Уровень моих достижений | |||||||||
Самооценка достижений формируется путем определения среднего балла трех экспертов.
79 баллов и ниже (менее 50% ) - низкий уровень
От 80 баллов до 99 баллов (50% - 62%) – уровень ниже среднего
От 100 баллов до 118 баллов (63%-74%) - средний уровень
От 119 баллов до 139 баллов (75% - 87%) –уровень выше среднего
От 140 баллов до 160 баллов (88%-100%) – высокий уровень
Приложение №2
Лист самооценки достижений обучающегося на основе портфолио
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Класс _______________
Критерии самооценки результатов | Степень достижения результата от 1 до 5 | ||||||||
Я сам себя оцениваю | Меня оценивает мой друг | Меня оценивает мой одноклассник | |||||||
Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности | |||||||||
Самоопределение | Я положительно отношусь к школе | ||||||||
Я хочу сотрудничать с учителем | |||||||||
Я хочу сотрудничать с одноклассниками | |||||||||
Я осознаю себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России | |||||||||
Я горжусь за свою Родину, народ и историю, осознаю ответственность человека за общее благополучие | |||||||||
Я умею оценивать себя, свои результаты; умею выделять свои сильные и слабые стороны | |||||||||
Смыслообразование | Я хочу познавать новое | ||||||||
Я стремлюсь быть полезным обществу | |||||||||
Я умею планировать результаты своей деятельности | |||||||||
Морально-этическая ориентация | Я умею оценивать свои поступки и действия других людей | ||||||||
Я знаю правила поведения в обществе и стремлюсь их выполнять | |||||||||
Я понимаю чувства других людей и сопереживаю им | |||||||||
Я веду здоровый образ жизни | |||||||||
Я берегу природу | |||||||||
Я много читаю, стараюсь посещать выставки, ходить в музей, театр | |||||||||
Оценка овладения универсальными учебными действиями | |||||||||
Регулятивные | Я принимаю и сохраняю учебную цель и задачу | ||||||||
Я планирую свои действия | |||||||||
Я контролирую свои действия | |||||||||
Я умею оценивать свои действия | |||||||||
Познават. | Я умею использовать знаки и символы для решения задач | ||||||||
Я умею сравнивать, группировать, обобщать информацию | |||||||||
Коммуникативные | Я умею общаться | ||||||||
Я умею грамотно строить свою речь | |||||||||
Работа с информацией | Я умею осознанно читать тексты и выбирать из них нужную информацию | ||||||||
Я умею пользоваться компьютером для поиска информации | |||||||||
Оценка достижений в учебной деятельности | |||||||||
Я хорошо пишу контрольные работы по учебным предметам | |||||||||
Я активно участвую в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам | |||||||||
Оценка достижений во внеучебной деятельности | |||||||||
Я активно посещаю кружки, секции, внеурочные занятия | |||||||||
Я активно участвую в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерских акциях | |||||||||
Я активно участвую в классном самоуправлении и организации внеклассных мероприятий | |||||||||
Итого | |||||||||
Общее количество баллов | |||||||||
Средний балл | |||||||||
Уровень моих достижений | |||||||||
Самооценка достижений формируется путем определения среднего балла трех экспертов.
79 баллов и ниже (менее 50% ) - низкий уровень
От 80 баллов до 99 баллов (50% - 62%) – уровень ниже среднего
От 100 баллов до 118 баллов (63%-74%) - средний уровень
От 119 баллов до 139 баллов (75% - 87%) –уровень выше среднего
От 140 баллов до 160 баллов (88%-100%) – высокий уровень
Предварительный просмотр:
Оценочная карта стартовой контрольной работы по математике для 3 класса
№ задания | Уровень сложности | Тип задания | Раздел | Контролируемые умения | Ответы (образец ответа/правильный ответ/ описание ответа) и критерии оценивания |
1 | базовый | КО | Арифметические действия | Умение понимать математическую терминологию; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1). | Ответ: (4*6) - 6=18 1 балл – верно записано числовое выражение и ответ; 0 баллов – не записано числовое выражение и ответ |
2 | базовый | КО | Арифметические действия | Выполнять письменно действия сложения и вычитания с многозначными числами с использованием алгоритмов письменных вычислений арифметических действий. | Ответ: 54, 67 2 балла – примеры записаны и решены столбиком, получены верные ответы; 1 балл- правильно записан и решён только 1 пример; 0 баллов – решение выполнено не столбиком или оба примера решены неверно |
3 | базовый | РО | Геометрические величины | Вычислять периметр прямоугольника. | Ответ: 16 см 2 балла - правильно начерчен прямоугольник и найден его периметр 1 балл – прямоугольник начерчен верно, но в вычислении периметра допущена арифметическая ошибка ИЛИ периметр найден верно, но прямоугольник начерчен неточно 0 баллов – прямоугольник начерчен, но периметр не найден, либо найден периметр, но прямоугольник не начерчен |
4 | базовый | РО | Работа с текстовыми задачами. | Умение решать составные (в два действия) задачи. | Ответ: 1) 35 – 8 = 27 (оч.) 2) 35 + 27 = 62 (оч.) 2 балла – записано верное решение и ответ; 1 балл- в ходе решения допущена арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ; 0 баллов - нет решения задачи, не записан ответ. |
5 | базовый | ВО | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | Распознавать, называть геометрические фигуры. | Ответ: 2; 5 1 балл – верно определены фигуры, являющиеся прямоугольниками; 0 баллов – фигуры, являющиеся прямоугольниками, определены неверно ИЛИ наряду с верными найдены неверные фигуры |
6 | базовый | ВО | Работа с текстовыми задачами. | Оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. | Ответ: решение № 3 1 балл – верно выбрано решение задачи; 0 баллов – выбрано неверное решение |
7 | базовый | КО | Работа с информацией. | Умение сравнивать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в виде несложных таблиц и диаграмм. | 7.1. Ответ: Вася 1 баллов – записан верный ответ; 0 баллов – записан неверный ответ
7.2. Ответ: на 3 года 1 баллов – записан верный ответ; 0 баллов – записан неверный ответ |
8 | базовый | КО | Числа и величины | Умение сравнивать величины (длину, время), используя единицы измерения величин и соотношения между ними. | Ответ: 4 дм 2 см > 40 см; 1 ч 23 мин < 93 мин 2 балла – записаны 2 верных знака сравнения; 1 балл- записан верно только 1 знак сравнения; 0 баллов – записаны неверные знаки сравнения |
9 | базовый | КО | Работа с информацией. Работа с текстовыми задачами. | Умение обобщать и интерпретировать информацию, представленную в виде несложных таблиц; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, выбирать и объяснять выбор действий. | Ответ: в таблицу вписано число 50 1 балл – в таблицу вписано верное число 0 баллов – ответ неверный |
10 | базовый | КО | Числа и величины | Умение устанавливать правило составления числовой последовательности, составлять последовательность по правилу | Ответ: 56, 67, 78 1 балл – последовательность составлена верно 0 баллов- все остальные случаи |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Балл | 0 – 7 | 8 – 10 | 11 – 13 | 14 – 15 |
Процент выполненных заданий | 50 и <50 | 51 – 69% | 70 – 89% | 90 – 100% |
Предварительный просмотр:
Добрый вечер, дорогие ребята! Добрый вечер, прекрасные, грациозные, милые девочки, и мужественные, сильные и решительные наши мальчишки! Сегодня мы пригласили вас в царство красоты, элегантности, изящества и стиля.
Вы нас узнали? ( дети говорят, что перед ними Барби). Молодцы! Конечно же мы – всеми обожаемые куклы Барби.
Наверное, нет такой девочки, у которой не было бы подружки Барби. Для всех девочек она именно подружка, которая выслушает и утешит. Вместе с ней можно помечтать, пофантазировать. Да что говорить, вы, девочки, знаете лучше меня, что для вас значит кукла Барби.
Ребята, а вы хотите немного попутешествовать во времени и узнать, откуда же Барби появилась? (Да!) Ну тогда слушайте (можно сопроводить рассказ презентацией). Родилась Барби в Америке 58 лет назад. А случилось это так… У одной женщины была дочь по имени Барбара, хорошенькая, как кукла. И тогда женщина решила: почему бы не выпустить куклу-девушку, красивую, весёлую и современную? Создавал эту куклу один известный дизайнер. Он и подарил ей внешность самой красивой актрисы американского кино и дал имя Барбара, или Барби. Барби была ростом всего лишь 29 сантиметров, весом 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная причёска «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры тут же разработали для неё гардероб в соответствии с последней парижской модой, а её первой профессией была профессия модели. С тех пор Барби знают во всём мире, и каждые две секунды её где- нибудь кто- нибудь покупает. Почему? Да потому, что она живёт совсем как настоящий человек.
А живёт она, ребята, очень красиво. У Барби трёхэтажная вилла почти в человеческий рост. Лифт поднимает её на второй и третий этажи. В игрушечных комнатах удобная мебель. Перед домом газоны, кусты и деревья. Спортивная машина увозит Барби на прогулку или по делам. А иногда Барби надевает своё вечернее платье, украшения, туфли на шпильке, берёт сумочку и едет в театр.
Ну что, увлекательную историю мы вам рассказали? Хорошо! А теперь давайте, наконец, уже начнём нашу вечеринку!
1) Когда я слышу имя самой знаменитой в мире куклы Барби, то представляю юную принцессу в сияющем пышном платье в сопровождении прекрасного принца, с которыми можно погрузиться в любую сказку и увлекательную игру. И зовут этого принца Кен. И мы вам предлагаем, ребята, своими руками создать Кена.
1 КОНКУРС – СОБРАТЬ КЕНА.
2) Барби – очень модная кукла. Но и Кен от неё не отстаёт в вопросах моды! И поэтому сейчас давайте создадим самый модный и стильный наряд для наших Кенов.
2 КОНКУРС – НАРЯДИТЬ КЕНА (ПО ТИПУ «МУЗЫКАЛЬНОГО СТУЛА»).
3) Ну и какая же вечеринка обходится без музыки и песен?! А Барби и Кен – это настоящие звёзды сцены! Равных им здесь просто нет! Что только они не поют! Ребята, почувствуйте и вы себя сегодня суперзвёздами – самыми известными певцами и певицами.
3 КОНКУРС – ПЕСЕННЫЙ.
4) Наши куклы – всесторонне развиты. Чтобы быть Мушкетёром, скакать верхом, танцевать балет, кататься на коньках и на роликах, отлично плавать, соблюдать фигуру, нужна хорошая физическая подготовка! А где, как не в танцах, её развивать?! Ну что? Разомнёмся и потанцуем?
4 КОНКУРС – ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШМОБ.
5) Барби всегда очень легко находит друзей. В каждой мультипликационной истории про Барби у нее есть верный друг среди животных, она очень любит зверюшек, ее спутниками были полярный мишка, верный конь, кот, кошка, дельфин, дракон и другие сказочные создания. А сегодня к вам на вечеринку в гости к Барби и Кенам пришли другие герои из известных всем мультфильмов.
5 КОНКУРС – ИГРА ПО ТИПУ «КРОКОДИЛ».
6) А сейчас пришло время для следующего конкурса. Любая вечеринка сопровождается роскошным столом с большим количеством сладостей. И наш праздник – не исключение! Поэтому сейчас мы предлагаем вам продемонстрировать своё кулинарное мастерство.
6 КОНКУРС – ТОРТЫ.
7) Перебирать наряды наших кукол – одно удовольствие. Недаром лучшие модельеры придумывали для Барби платья, кофточки, сарафаны, юбки, а для Кенов – рубашки, брюки, галстуки, шорты. Но как приятно смотреть сегодня на вас, ведь ваши наряды такие прекрасные, что так и хочется пригласить вас на лучшие мировые модные показы. А что нам мешает это сделать? Ничего! Приглашаем вас почувствовать себя всемирно известными моделями и устроить настоящее дефиле.
7 КОНКУРС – МОДНЫЙ ПОКАЗ.
В конце – поздравление именинников, угощение и фотографирование.
