Индивидуальная работа с обучающимися


Предварительный просмотр:

 

План индивидуальной работы со слабоуспевающим учащимся.

ФИО учителя  Петриченко Виктория Михайловна

Фамилия ученика (класс)……+++++++++++++++++++++++++, 7 класс….

Предмет   …………математика……………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) …Обыкновенные и десятичные дроби. Действия с  обыкновенными и десятичными дробями. Задачи на проценты, уравнивание, движения

1. Цели:

1.  Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

  1. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников
  3. Реализация разноуровнего обучения
  4. Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации
  5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

                                         Ключевые моменты в организации учебного процесса

  • Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
  • Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
  • На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  
  • При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
  • Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  • Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  • В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  • В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  • При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

№  

Пробелы в знаниях

дата

отметка о выполнении

1

Повторение. Все действия с положительными и отрицательными числами.

2

Повторение. Раскрытие скобок. Решение уравнений методом переноса слагаемых из одной части в другую.

3

Числовые выражения и выражения с переменными.

4

Свойства действий над числами.

5

Линейное уравнение с одной переменной.

6

Решение задач с помощью уравнений на части.

7

Решение задач с помощью уравнений на движение.

8

Среднее арифметическое, размах, мода, медиана.

9

Вычисление значений функции.

10

Перпендикулярные прямые.

11

Построение графика линейной функции.

12

Умножение и деление степеней.

13

Возведение в степень произведения и степени.

14

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

15

Сложение и вычитание многочленов.

16

Умножение одночлена на многочлен.

17

Вынесение общего множителя за скобки.

18

Умножение многочлен на многочлен.

19

Разложение многочлена на множители способом группировки.

20

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.

21

Признаки равенства треугольников

22

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

23

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

24

Умножение разности двух выражений на их сумму.

25

Разложение разности квадратов на множители.

26

Признаки параллельности двух прямых.

27

Разложение на множители суммы и разности кубов.

28

Решение задач на разложение на множители.

29

Применение различных способов для разложения на множители.

30

График линейного уравнения с двумя переменными.

31

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

32

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

33

Прямоугольные треугольники.

34

Построение треугольника по трем элементам.

35

Решение задач на построение

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

  • Ликвидация неуспеваемости.
  • Повышение уровня ЗУН учащихся.
  • Повышение качества знаний учащихся.
  • Повышение мотивации к учению.


Предварительный просмотр:

Выполнила:

Петриченко Виктория Михайловна

учитель математики

МБОУ «СШ№34» г. Нижневартовск

Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»

Пояснительная записка.

         Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели в нашей школе. Программа по работе с одаренными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. 

      Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашего округа. (Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года»).

Программа составлена с учетом требований образовательной программы по математике для 5-7 классов. Программа направлена на развитие математических способностей обучающихся, имеющих высокий уровень учебных возможностей по математике.  

Новизна программы состоит в том, что она поможет расширить и углубить знания  обучающихся по всем разделам математики, алгебры и геометрии. Кроме этого, программа направлена на формирование предметных и метапредметных результатов и познавательных интересов учащихся по математике, реализации интеллектуальных и творческих способностей у школьников. Содержание материала, представленный в программе, значительно дополняет учебный материал общеобразовательной школы.

        Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Актуальность предлагаемой программы определяется тем, что материал, предлагаемый в данной программе, углубляет знания учащихся; способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся; ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности одаренного ребенка.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет.  Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, обучающиеся учатся думать.

Программа составлена на 35 часов, предназначена для обучающихся 5-7 классов.

Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года. Предпочтительны коллективные и индивидуальные занятия.

Для подтверждения своей успешности обучающиеся могут участвовать в олимпиадах различного уровня; вести исследовательскую, самостоятельную работу, по итогам которой оформлять проектные работы и портфолио.

        Способности детей есть продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие. Главная задача учителя – это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

При построении методики развития математических способностей учащихся в процессе обучения математике в обычной массовой общеобразовательной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и развивающего обучения.

Для построения методики необходимы:

  • Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).
  • Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).
  • Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).
  • Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.

Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми на современном этапе развития школы являются:

1.​ Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2.​ Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

3.​ Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу.

4.​ Развитие математических способностей и мышления у учащихся.

5.​ Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.

6.​ Расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых- математиков в развитии мировой науки.

7.​ Осуществление индивидуализации и дифференциации.

8.​ Разностороннее развитие личности.

Организация учебной деятельности учащихся

        При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п. В старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся. Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.

1.​ Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и т. п.

2.​ Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.

3.​ Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п. На дополнительных тематических курсах учащиеся:

  • знакомятся с общими проблемами применения математики в будущей профессии;
  • изучают дополнительные главы по элементарной математике, углубляющие и расширяющие основную программу, например логические основы математики, плоские кривые в пространстве, неевклидова геометрия и т. п.;
  • готовят свои рефераты (учитель читает сначала небольшую лекцию, затем проводится самостоятельное изучение учащимися материала, консультации). При проведении дополнительных тематических курсов учитель может применять и нетрадиционные методы занятий.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • работа по Индивидуальным образовательным маршрутам;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • работа в кружках;
  • участие в международном конкурсе «Кенгуру»;
  • участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;
  • организация исследовательской деятельности учащихся по математике;
  • внеурочные занятия: «Математический КВН», «Морской бой», «Ярмарка задач», математическое соревнование «Математический аукцион»;
  • творческие мастерские.

Одной из форм проведения занятий являются:

  • соревнования на лучшее решение задачи по математике;
  • соревнования на лучшее решение прикладной математической задачи средствами физики, информатики;
  • соревнования на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным предметам школьного курса, например, физика.

Основная часть

Цель: создание условий для выявления и оптимального развития интеллектуально одаренных детей

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу и участие в олимпиадах различного уровня.

Реализация мероприятий программы позволят:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;
  • обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;
  • очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам. 

Этапы реализации:

Этап

Мероприятия

Организация

1 этап: диагностико - прогностический, методологический

(2017-2018 годы)

Мониторинг  

Создание:

  • банка данных по   детям с высоким уровнем обученности;
  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов по математике;
  • портфолио ученика;
  • рекомендаций по работе с  детьми с высоким уровнем обученности.

Организация:

  • системы дополнительных занятий;  
  • внеклассной работы по предмету;
  • деятельности научного общества.

Анкетирование учащихся по

методике «Карта одаренности»

(А.И.Савенкова)

Выявление одаренных по следующим видам одаренности:

интеллектуальная, академическая,

техническая.

Формирование групп.

2 этап: деятельностный (2018-2019 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Внедрение метода проектов.
  • Учет индивидуальных достижений.  
  • Переход на систему портфолио.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

Организация в школе олимпиад по математике;

организация участия обучающихся в дистанционных олимпиадах по математике;

организация сотрудничества учащихся с вузами, участие в научных конференциях;

участие обучающихся в научно- исследовательских конференциях.

3 этап: констатирующий (2019-2020 годы)

Создание банка педагогического опыта в работе с  детьми с высоким уровнем обученности.

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Организация конкурса портфолио учащихся.

Организация награждения учащихся.

Проведение рефлексии.

№п/п

Содержание мероприятия

Сроки проведения

1.

Изучение Практические занятия интересов и склонностей обучающихся;  Формирование списков обучающихся.

Сентябрь

2.

Разработка тематики исследовательских работ, составление плана исследований.

Сентябрь

3.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня  (заочные олимпиады и викторины по математики).Участие в дистанционных конкурсах разного уровня.

в течение года

4.

Участие во всероссийской олимпиаде школьников по математике.

сентябрь

4.

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

в течение года

5.

Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет - ресурсами.

в течение года

6.

Работа над исследовательскими работами.Защита во время декады математики.

 октябрь - март

9.

Подготовка и проведение Декады  математики

Февраль

10.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

В течение года

11.

Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности

В течение года

12.

Индивидуальные занятия.

В течение года

Формы контроля и мониторинга результативности:

В обучении

В воспитании

В развитии

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Портфолио достижений школьника.

Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка. Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период.

Примерные темы занятий для учащихся разных классов.

1.​ Задачи, решаемые с конца (5-6 классы).

2.​ Числа - великаны и числа-малютки (5-6 классы).

3.​ Запись цифр и чисел у других народов (5-6 классы).

4.​ Занимательные задачи на проценты (6 класс).

5.​ Математические ребусы (5-6 классы).

6.​ Геометрические задачи со спичками (5-6 классы).

7.​ Задачи на разрезания и перекраивания фигур (5-7 классы).

8.​ Простейшие графы (6-7 классы).

9.​ Упражнения на быстрый счет (5-7 классы).

10.​ Занимательные задачи на построения (7 класс).

11.​ Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7 класс).

12.​ Недесятичные системы счисления (5-7 классы).

13.​ Взвешивания (5-7 классы).

14.​ Логические задачи (5-7 классы).

15.​ Неопределенные уравнения (7 класс).

16.​ Теорема Пифагора (7 класс).

18.​ Геометрические задачи на местности (7 класс).

19.​ Как на практике измеряют длины и углы? (7 класс).

20.​ Аналогии в математике (7 класс).

21.​ Индукция в математике (7 класс).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Форма урока

1-2

2

Беседа, игра

3-4

2

Практическое занятие

5-6

2

Практическое занятие

7-8

2

Игра

9-10

2

Практическое занятие

    11-12

2

Игра

13-14

2

Практическое занятие

15-16

2

Беседа, игра

17-18

2

Практическое занятие

19-20

2

Беседа.  Практическое занятие

21-22

2

Игра

23-24

2

Практическое занятие

25-26

2

Беседа.  Практическое занятие

27-28

2

Игра

29-30

2

Практическое занятие

31

1

Практическое занятие

32

1

Практическое занятие

33

1

Практическое занятие

34

1

Практическое занятие

Примерные темы докладов для учащихся 5 -6 х классов:

Примерные темы докладов для учащихся 7-х классов:

Числа великаны и числа малютки.

Как люди научились считать.

История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

История календаря и т. п.

 Геометрия в древнем Египте.

 Теорема Пифагора и пифагоровы числа.

 От Евклида и до Лобачевского.

Архимед и т. п.

Математические софизмы.

Социальные партнеры:

  • Нижневартовский государственный университет
  • Нижневартовский социально-гуманитарный колледж
  • Центр развития образования г. Нижневартовска
  • Городская централизованная библиотечная система.
  • Форсайт-центр предметной области «Математика» на базе МБОУ «Лицей»

Использование современных образовательных технологий:

  1. Технологии развивающего обучения.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Информационно - коммуникационные технологии.
  4. Метод проектов.
  5. Исследовательская технология.
  6. Технология личностно ориентированного обучения
  7. Технология саморазвития личности
  8. Технология продуктивного обучения.
  9. Рил – обучение (реализация индивидуальности личности).

Использование современных оценочных средств в процессе обучения:

1.Рефлексия.

2. Самооценка.

3.Результаты участия в олимпиадах (очных и дистанционных).

4. Участие в межрегиональном фестивале исследовательских работ.

5. Участие в городском слете научных обществ.

6.Технологии формирующего оценивания.

  В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Основные виды логических задач.
  • Способы решения популярных логических задач.
  • Основные принципы математического моделирования.
  • Основные свойства делимости чисел.
  • Умение решать основные задачи на %.

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические  модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Учащиеся должны научиться выполнять исследовательские работы.

 Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.

    При подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель - научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего  ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученики,  встретив  задачу с необычной формулировкой, сразу же   " споткнутся".

    Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы учеников с обучением их общим  методам и подходам. Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладевшим этими методами ученикам будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи.                                                             

Работа с родителями:

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Формы работы с родителями

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Творческие отчеты;
  • Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
  • Выполнение рекомендаций литературы.
  • Консультирование учащихся

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2013г.
  2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М., 1993. / б-ка журнала «Вопросы психологии»/ с. 40-49.
  3. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020.
  4. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка – М.: Просвещение, 2011.