Внеурочная деятельность

Доржиева Оксана Пренлеевна

Классный час на тему "Город безопасных дорог" в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе на тему:

«Город безопасных дорог»

Подготовила: Учитель начальных классов МАОУ СОШ №63

Доржиева Оксана Пренлеевна.

Цель:

1. Углублять знания учащихся о ПДД.

2. Формировать у школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

3. Развивать умение работать в паре, группе, умение выслушивать друг друга. Развивать мышление, память, речь. Обучать методам проектной деятельности.

4. Воспитывать навыки основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Беседа с детьми.

-Ребята вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в Город Безопасных Дорог.

- Дорога, автомобиль, пешеход как неразрывно связаны эти три слова. О их взаимосвязи мы сегодня поговорим.

Девиз нашего мероприятия: «Посреди дороги дети, мы всегда за них в ответе, чтоб не плакал их родитель, Будь внимательней, водитель!»

- В нашем городе, много дорог и перекрестков, поэтому нам необходимо быть внимательными на улицах. Мы должны уважать дорогу, что бы дорога уважала нас.

-Кто из вас переходит улицу, когда идет в школу?

- Какие правила вы соблюдаете при переходе улиц?

- Как называют людей, идущих по улице?

Вывод:

- Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, чтобы не мешать движению транспорта, каждый человек должен строго соблюдать правила дорожного движения.

- А где по улицам можно ходить пешеходам?

- Где можно играть детям?

3 Часть улицы (проезжая часть, тротуар, обочина).

Выходя на улицу

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность ,

А главное - …(внимание)

Давайте все хором скажем:

«Запомнить следует, друзья!

Играть на улице нельзя!»

Чтобы не было, дружок,

У тебя несчастий,

Не играй ты никогда

На проезжей части.

Это правило запомнить

Нужно обязательно:

На дороге

Будь всегда внимательным!

4. Дорожные знаки.

- Ребята, с вами хотят «познакомиться» дорожные знаки. Для этого вам надо будет отгадать загадки.

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - ...(дорожный знак)

Я приятель пешеходу,

Я водителю гроза,

Я стою у перехода,-

Нажимай на тормоза!

Пешеход! Решил дорогу

Безопасно перейти –

В этом я тебе подмога,

Поспеши меня найти. (Пешеходный переход)

Это что же? Ой-ой-ой!

Переход здесь под землей.

Так смелей иди вперед!

Трусишь ты напрасно.

Знай! Подземный переход

Самый безопасный! (Подземный переход)


Я детишек добрый друг,

Я их жизни охраняю.

Школа рядом – всех вокруг

Шоферов предупреждаю! (Осторожно, дети).


Машины мчат во весь опор,

И вдруг навстречу знак.

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, смотрю в упор-

Шоссе закрыто на запор. (Железнодорожный переезд со шлагбаумом).

Вот дорожная загадка:

Как зовется та лошадка,

Что легла на переходы,

Где шагают пешеходы? (Зебра.)

У него суровый норов –

Длинный, толстый, словно боров,

Он залег у перехода,

Защищая пешехода. (Лежачий полицейский.)

Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Регулировщик.)

Есть сигналы светофора —

Подчиняйся им без... (Спора!)

Желтый свет — предупреждение:

Жди сигнала для ... (Движения.)

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята... (Могут!)

Красный свет нам говорит:

— Стой! Опасно! Путь... (Закрыт!)

Все будьте правилу верны:

Держитесь... (Правой стороны!)

И зверята даже знают:

На дороге не ... (Играют!)

Хоккей — игра на льду зимой,

Но не игра на ... (Мостовой.)

#1055;овторение знаний о сигналах светофора.


- Кто самый главный начальник на дороге городской улицы, отгадайте загадку:


Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны,

И хотя ещё ни разу

Не смотрел он всеми сразу -

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор.

Что же это? ... (Светофор.)


Учащиеся обсуждают, как лучше добираться от дома к школе, учатся ходить по тротуару (придерживаясь правой стороны), по обочине дороги (навстречу транспорту), вспоминают, какие правила дорожного движения необходимо помнить и соблюдать, упражняются в правильном переходе улицы.

#1062;ифры и числа могут рассказать многое о дороге.

-Ежегодно на дорогах России погибает около 1,5 тыс. детей. Чьих - то самых лучших, самых любимых.

24 тыс. детей получают ранения. Это не просто цифры. Это чьи-то страдания, боль, невосполнимые потери, крушения чьих-то надежд. Если посмотреть на эти цифры в сравнение со Вселенной, то они ничтожно малы, а если рассматривать их по количеству выплаканных мамами слез то это огромные цифры

#1055;ричины ДТП

Легковушек столкновение

Перекрыло всё движение.

И припомнил я в момент,

Это что за инцидент. (Авария, ДТП.)

-Ребята, а в чем причины дорожно-транспортных происшествий?

(обсуждение ответов учеников).

- Итак, очень часто дети перебегают дорогу перед близидущим транспортом. Такое поведение заканчивается плачевно. Даже если водитель сумеет быстро нажать на тормоза, это не спасет. Почему?

(обсуждение ответов).

- Может ли машина моментально остановиться?

- Почему нельзя остановить машину сразу?

-Машина при резком торможении по инерции продолжает движение. Путь который проходит машина с момента торможения называется тормозной путь.

-Автомобиль мгновенно остановить нельзя.

(обсуждение с детьми).

Для пешехода это пустяк, это один шаг, а для водителя одна секунда - это :. (работа с таблицей).

- Какой можно сделать вывод ?

Сделаем вывод:

Дорогу нужно переходить осторожно, минимальное расстояние до машины 50 - 60 метров.

8. Подведение итогов урока.


-Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Желаю вам безопасных дорог, будьте внимательными, будьте культурны, воспитаны.

Вывод:

Правила дорожного движения нужно знать и помнить.

Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов в сложной дорожной обстановке.

Нетрудно догадаться, что автомобиль, дорога, пешеход неразрывно связаны между собой. Если хоть одна составляющая нарушает правила, то во многих случаях происходят аварии. Разберем с вами несколько ситуаций.

Например, автомобиль едет с огромной скоростью, а впереди светофор. Водитель пытается успеть проехать на мигающий зеленый. Но он проезжает уже на красный, а пешеходы уже переходят смело на свой зеленый. Увы, все это может закончиться плачевно. Если все же автомобиль перед самым светофором решил затормозить, а дорога при этом была скользкая, то он может сбить переходившего пешехода. И так далее. Итак, понятно, что каждый участник движения должен всегда соблюдать правила, иначе беды не миновать!

Игра в «Светофор».

Я называю цвет светофора, а вы выполняете действия. Садимся в автомобиль и поехали. Зеленый свет – идете, желтый – руку вверх, красный – остановиться.

Умейте также понимать язык автомобиля.

1. Обращай внимание на сигналы автомобиля. Указатели поворота – мигающая лампочка на боках автомобиля, заднего хода – яркий свет лампочки на задних фарах, тормоза – машина без движения, ярко – красный цвет фар сзади).

2. Контролируй свои движения, чтобы водитель ориентировался на твои предстоящие действия. Поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля, никаких резких и непредсказуемых движений.

Следующее задание – сложить главный девиз на дороге. (Детям раздаются листочки со слогами, дети выкладывают из них слова и составляют девиз – Дисциплина на дороге – залог безопасности!)

Итак, сделаем вывод и проговорим основные правила поведения на дороге:

1. Ходить всегда по тротуару, если нет, то по обочине, навстречу движущемуся транспорту.

2 Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.

3 Если переходите дорогу, то сначала нужно посмотреть налево, а потом – направо!

4 Не перебегайте дорогу перед транспортом!

5 Всегда иметь при себе светоотражающие элементы!

6 Переходите дорогу на свой зеленый сигнал светофора, при этом проверив, что автомобили остановились.

7 Стоящий на остановке автобус обходите осторожно только в разрешенных для перехода местах.

8 Не устраивайте игры на проезжей части!

9 Помните, что в темное время суток и в непогоду вероятность аварий возрастает в несколько раз! Будьте осторожны!

blob: blob:

C:\Users\Wrk\Downloads\image-22-11-23-07-37 (1).jpeg

blob: blob:



Предварительный просмотр:

«МАОУ Средняя общеобразовательная школа №63» г.Улан-Удэ

Контрольно-измерительные материалы

по предметам

«Математика», «Русский язык», «Чтение»

За 1 четверть

3 класс

УМК «Школа России»

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.

Математика.

Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.


За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.


За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

Контрольная работа

1 четверть

Вариант 1.

#1056;еши задачу:

В куске было 64 м ткани. Из этой ткани сшили 8 пальто, расходуя по 3 м на каждую. Сколько метров ткани осталось в куске?

2. Реши примеры:

7 • 2 = (15:3) • 9 - 15= 27 : 3 = 60: (4+6)•3= 16 : 2 = 63 + 27 – 56=

3. Реши уравнения:

62 - Х = 41 39 + а = 80

#1057;равни:

1 см 3 мм … 12 мм 25 см … 3 дм

3 см 6 мм … 4 см 84 мм … 8 см 5 мм

5. Решите геометрическую задачу:

Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см и найдите его периметр.

Вариант 2.

#1056;еши задачу:

Для изготовления папок ребята приготовили 50 листов бумаги. Они сделали 8 папок, расходуя на каждую по 4 листа бумаги. Сколько листов бумаги у ребят осталось?

2. Реши примеры:

8 • 2 = (24:3) • 2 + 14= 24 : 3 = 50: (4+6)•8= 14 : 2 = 80 – 34 + 16= 3. Реши уравнения: а + 18 = 85 63 – х = 18

#1057;равни:

2 см 5 мм … 4 см 14 см … 1 дм

1 см 8 мм … 13 мм 24 мм … 4 см

5. Решите геометрическую задачу:

Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см и найдите его периметр.

Тест 1 вариант


1. Найди выражение, в котором ответ равен 62:

а) 50+13 б) 81-13 в) 46+18 г)84-22


#1054;предели выбор действий для решения задачи:
В корзине было 15 яблок. А в вазе на 6 яблок меньше. Сколько яблок было в корзине и вазе?

а 1)+ 2)+ б) 1) – 2)+ в) 1)+ 2)- г) 1)- 2)-

#1053;а сколько 5 десятков больше 3 единиц?

а) на 47 б) на 8 в) на 53 г) на 2


#1059;величь число 36 на 3. Сколько получилось?

а) 33 б) 39 в) 73 г) 66


5. Какое число меньше 30 на столько же, на сколько 17 меньше 27?

а) 20 б) 10 в) 40 г)30


#1059;кажи выражение, в котором первым действием должно выполняться вычитание.

а) 40+30-7 б) 50-10+8 в) 80 – (30+10) г) 30-3х5


7. Найди произведение чисел 7 и 6.

а) 36 б)46 в) 42 г) 56

8. Найди частное чисел 18 и 6. а) 5 б)3 в) 6 г) 4

9. Найди разность 37 и 19.

а)16 б)18 в) 17 г)20


10. Реши задачу и выбери правильный ответ:
У маленького велосипеда 3 колеса. Сколько всего колёс у 4 велосипедов?

а) 34 б)10 в)12 г)7


#1042;ычисли периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см.

а) 8 см б) 32 см в) 16 см г)20 см


12. Чему равен X в уравнении: х * 9 = 54?

а) 4 б) 5 в) 6 г)7

Тест 2 вариант


1. Найди выражение, в котором ответ равен 68:

а) 50+13 б) 81-13 в) 46+18 г)84-22


#1054;предели выбор действий для решения задачи:
В корзине было 15 яблок. А в вазе на 6 яблок больше. Сколько яблок было в корзине и вазе?

а 1)+ 2)+ б) 1) – 2)+ в) 1)+ 2)- г) 1)- 2)-

#1053;а сколько 5 десятков больше 2 единиц?

а) на 47 б) на 8 в) на 48 г) на 2


#1059;величь число 70 на 3. Сколько получилось?

а) 33 б) 39 в) 73 г) 66


5. Какое число меньше 30 на столько же, на сколько 17 меньше 37?

а) 20 б) 10 в) 40 г)50


#1059;кажи выражение, в котором первым действием должно выполняться вычитание.

а) 80 – (30+10) б) 30-3х5 в) 40+30-7 г) 50-10+8


7. Найди произведение чисел 6 и 6.

а) 36 б)46 в) 42 г) 56

8. Найди частное чисел 18 и 3. а) 5 б)3 в) 6 г) 4

9. Найди разность 36 и 19.

а)16 б)18 в) 17 г)20


10. Реши задачу и выбери правильный ответ:
У маленького велосипеда 3 колеса. Сколько всего колёс у 3 велосипедов?

а) 34 б) 9 в)12 г)6


#1042;ычисли периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.

а) 8 см б) 32 см в) 16 см г)20 см


12. Чему равен X в уравнении: х * 9 = 36?

а) 4 б) 5 в) 6 г)7

Ключи к тесту

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

г

б

а

б

а

б

в

б

б

в

в

в

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

а

в

в

б

г

а

в

в

б

г

а

РУССКИЙ ЯЗЫК


Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.

Оценки за грамматические задания.

«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Оценки:

«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления. «3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки. «2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок

Словарный диктант
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок;
«1» – более 7 ошибок.

Оценка тестов.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.

Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

«2»

«3»

«4»

«5»

Словарный диктант

Обед, пирог, ужин, помидор, огурец, столица, четверг, шоссе, компьютер, вторник, среда, трактор.

Контрольный диктант

Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили жёлтые листья. В лесу идёт дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

Грамматические задания:

Вариант 1

  1. Выполнить разбор 4 предложения: подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.
  2. Подобрать и записать 2 однокоренных слова к слову лист, выделить корень.

Вариант 1

  1. Выполнить разбор 6 предложения: подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.
  2. Подобрать и записать 2 однокоренных слова к слову лес, выделить корень.

Контрольное тестирование

Вариант 1

1. Что такое тема текста?

а) то, о чём или о ком говорится в тексте б) начало и концовка текста в) то, о чём я думаю г) то, что мы списываем

2. Найди простое распространённое предложение.

а) На площадке стояли подъёмные краны. б) Сегодня холодно. в) Белый снег пушистый. г) Ребята собрались за ягодами, и Тарас разбудил сестру.

3. Что такое корень слова?

а) изменяемая часть слова б) общая часть родственных слов, в которой передаётся их основное значение в) часть слова, в которой находится ударный слог г) всё слово без окончания

4. Как найти проверочное слово при написании безударных гласных?

а) безударные гласные проверить нельзя б) проверочным может быть любое однокоренное слово в) определить количество звуков в проверяемом слове г) изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным

5. Найди ошибку.

а) праздник б) восток в) пшеница г) шосе

6. Найди ошибку в подборе проверочных слов. а) гру(з,с) – грузило, грузить, грузы б) уло(в,ф) – ловить, уловом, лов, ловушка в) горо(д,т) – города, городок, городище г) гла(д,т)кий – гладить, гладенький, погладить

7. Укажи сложное предложение.

а) Рано утром дети пришли в сосновый лес. б) Дети долго гуляли в тенистом саду. в) Девочки пели весёлую песню, а мальчики слушали их. г) Солнце, весёлый, плавает, привет, умные, брат.

8. Какая запись не является словосочетанием?

а) прекрасная музыка б) туман над лесом в) ребята играют г) под голубыми небесами

9. В каком слове пишется буква О?

а) м…рской б) гл…за в) пос…дить г) стр…на

10. Укажи главные члены в предложении.

а) Сквозь зелень сверкнул золотой шпиль древнего храма. б) сквозь зелень в) шпиль храма г) золотой шпиль д) сверкнул шпиль

11. Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными.

а) водный, обводить, водяной б) медь, медный, медовый в) дружить, дружный, подружка г) гора, загореть, горный

  1. . Укажи слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) ёлка б) люстра в) весло

Вариант 2

1. Что такое тема текста?

а) то, о чём или о ком говорится в тексте в) начало и концовка текста г) то, о чём говорится в середине текста д) то, что мы изучаем

2. Найди простое распространённое предложение.

а) Сосновый бор пахнет смолой. б) Стройные ели. в) И под утро снегом. г) Кошка играла с котятами, их согревало солнышко.

3. Что такое окончание слова?

а) изменяемая часть слова б) часть слова, которая стоит после корня в) неизменяемая часть слова г) последняя буква в слове

4. Как проверить слово с парными согласными в корне?

а) подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук б) прочитать слово по слогам, а затем написать в) подчеркнуть букву, которую нужно проверить г) поставить ударение и подумать

5. Найди ошибку.

а) понедельник б) чёрный в) картофель г) компьютор

6. Найди ошибку в подборе проверочных слов.

а) тяжёлый – тЯжесть б) похвала – хвАлит в) столовая – стОлы г) гостиница – гОсть

7. Укажи сложное предложение.

а) От сильной бури повалилась старая сосна. б) Холод сковал озеро, птицам грозила гибель. в) Природа, друзья, бумага, звезда, крепко, избы. г) Много счастливых минут доставляют книги.

8. Какая запись не является словосочетанием?

а) наступила весна б) лежал на полке в) на дне лодочки г) пакет с яблоками

9. В каком слове пишется буква А?

а) м…рской б) л…шадка в) пос…лить г) стр…на

10. Укажи главные члены в предложении.

Многие звери меняют к зиме свой летний наряд. а) звери меняют б) многие звери в) летний наряд г) меняют к зиме

11. Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными.

а) летать, лето, лётчик б) корм, накормить, кормушка в) гористы, пригорок, горе г) рисовый, рисовать, рисунок

12. Укажи слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) лошадь б) тетрадь в) беседа

Контрольное списывание

Цель: проверить навыки списывания.

В ноябре

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

Чтение

Особенности контроля и оценки по чтению.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Тексты для проверки техники чтения.

Лесной лакомка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники

12 13 14 15

осторожно пошли на шум.

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа росла

29 30 31 32 33 34 35 36 37

вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.

38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском.

49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61

Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на

62 63

ее вершину.

64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево

75 76 77 78 79

лапами. Липа затрещала и рухнула.

80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка

90 91 92 93 94 95 96 97 98 99

убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для Медведя.

1. Кто назван лакомкой?

2. Почему медведь назван лакомкой?

3. Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель?

4. Что вы узнали о медведе?

5. Из чего видно, что медведь был сообразительный?

6. Как вы думаете, что сделал медведь, когда охотники ушли?

Теплинка.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На

18 19 20

опушке набрали рыжиков.

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали

32

землей.

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43

На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.

44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне

56 57 58

и быстро пеклись.

59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же

73 74 75

был наш обед!

1. Что называют «теплинкой»?

2. Какие припасы были у мальчиков?

З. Как ребята развели теплинку?

4. Как они испекли яички?

5. Как они жарили грибы?

6. Что сделали мальчики, когда теплинка стала им не нужна?

7. Каков получился обед в лесу?