Педагогам

Гаджиева Татьяна Евгеньевна

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №5»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

НА ОРИЕНТИРОВКУ

В ПРОСТРАНСТВЕ

(для детей 3 – 4 лет)

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/5207084/img_id1678070719308273774.jpeg/orig

подготовил:

 инструктор по физической культуре

Гаджиева Т.Е.

Оренбург, 2024

«НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: В ряд ставят стулья, сиденьями поочередно в разные стороны. Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой об пол, этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая группа. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют все за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли свои места. А это теперь не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось места.

«УГАДАЙ, КТО И ГДЕ КРИЧИТ»

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры: Дети становятся в круг спиной к центру. Педагог стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются, лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий.

Указания: Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.

«НАЙДИ, ЧТО СПРЯТАНО»

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены комнаты. Педагог показывает игрушку (предмет), говорит, что, спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Педагог, прячет флажок и говорит: «Пора» Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры.

Указания: Если дети долго не могут найти флажок, педагог подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

С БРОСАНИЕМ

И ЛОВЛЕЙ

https://otkrit-ka.ru/uploads/posts/2021-08/krasivye-kartinki-dlja-oformlenija-fizkulturnogo-ugolka-v-detskom-sadu-10.jpg

«КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ МЕШОЧЕК»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

Правила игры: Бросать и поднимать мешочки можно только по сигналу педагога.

Ход игры: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных педагогом, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По сигналу педагога: «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Педагог обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Педагог называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.

«ПОПАДИ В КРУГ»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в метании правой и левой рукой.

Правила игры: 

1. Бросать мешочек нужно по сигналу педагога: «Бросай!»

2. Поднимать по сигналу: «Поднимите!».

Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1–2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По сигналу педагога «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» – говорит педагог. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Педагог отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

«СБЕЙ КЕГЛЮ»

Цель: развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Правила игры: Энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед на кегли.

Ход игры: Педагог ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч. Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли.                (воспитатель указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело         (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!                        (обращает внимание на сбитые кегли)

Игру повторить 4–5 раз.

«БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ»

Цель: выполнить действия быстрее других, найти свое место или сохранить свой предмет 

Ход игры: Дети образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной (и.п.) У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубики руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676541965_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-zanyatiya-sportom-7.jpg

                     

                                                                                  Подготовил:                              

инструктор по физической культуре

Гаджиева Т.Е.

                г. Оренбург, 2024 г.

    Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. Формы этой работы могут быть различными:

1.Физкультурные занятия.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, гимнастика после сна, закаливающие мероприятия).

3.Активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дня здоровья, каникулы).

4.Самостоятельная двигательная активность.

5.Домашние задания по физкультуре.

6.Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

7.Кружки.

       Главная цель:

  • удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития;
  • обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре;
  • создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребенка и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.

Каждая форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение:

  • обучающее (занятие по физкультуре);
  • организационное (утренняя зарядка);
  • стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы);
  • коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);
  • создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа);
  • специальная лечебная профилактика.

Обязательное требование к каждому физкультурному мероприятию – все они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.

Физкультурные занятия.

Включают в себя:

  • вводно-подготовительную часть (разминку),
  • основную, где решается комплекс основных задач,
  • заключительную (назначение которой восстановить дыхание и пульс)

 Выделяют следующие формы физкультурных занятий:

1.Учебно-тренировочные или традиционные

2.Сюжетные

3.Игровые

4.Тематические

5.Комплексные

6.Занятия на открытом воздухе

7. Контрольно-учетные

Форма занятия зависит от возраста детей, задач, места проведения.

Утренняя зарядка

Современные требования к утренней зарядке в детском саду.

Во время проведения утренней зарядки:

  • не должно быть никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины!
  • следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую раскованность движений!

Зарядка – это не только физкультурное мероприятие, но и  целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, общение, игра).

   Формы проведения зарядки:

  1. Традиционная форма с использование общеразвивающих упражнений.
  2. Обыгрывание какого-нибудь сюжета (Например: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата»).
  3. Подвижные игры с разным уровнем подвижности (средним - в начале занятия), средне - большим – в середине, малым – в конце).
  4. Использование элементов ритмической гимнастики танцевальных движений, хороводов;
  5. Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени).

   Для ритмичного сопровождения используются счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение.

Зарядка проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 минут. Комплекс утренней зарядки планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.)

В заключительной части утренней зарядки проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

  • упражнения на восстановление дыхания;
  • пальчиковые гимнастики;
  • упражнения для глаз;
  • упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Физминутки.

Физминутки снимают усталость и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

   Требования:

  1. Должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта.
  2. Содержание физминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
  3. Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям.
  4. Предпочтение нудно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  5. Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, и результативность.

Подвижные игры.

Подвижные игры могут быть разнообразными:

  1. По типу физкультурных занятий. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подбор упражнений подчинен тем же требованиям: обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с постепенным повышением нагрузки. Главное отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше.
  2. Подвижные игры с элементами спорта  (баскетбола, футбола и т.д.)
  3. Игры разной подвижности и на разные движения.
  4. Подвижные игры на развитие физических качеств (развитие ловкости, быстроты, выносливости. Например: метание мяча и бег за ним, подкидывание мяча вверх и ловля мяча и т.д.
  5. Сюжетные игры с движениями («Гуси- лебеди», «У медведя во бору»).

Гимнастика после сна.

Основная цель – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение  простого самомассажа (растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам).

Гимнастика должна помочь ребенку проснуться, вызывать у него положительные эмоции, укреплять мышечный тонус.

Закаливающие мероприятия.

Закаливание - это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

В программу закаливания в детском саду должны входить методы, предусматривающие воздействие разных закаляющих факторов: воды, воздуха, температур, солнечных и ультрафиолетовых лучей, механических и прочих раздражителей.

Правила закаливания:

  1. Регулярность.
  2. Интенсивность должна возрастать постепенно.

Таким образом: Физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительная работа, проводимая педагогами в течение дня, являются важнейшими условиями сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Список источников

  1. Вераксы Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»// Мозайка-Синтез, М., 2010г.
  2. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.
  3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г.
  4. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224с. (Растим детей здоровыми).

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждениеC:\Users\z1x8c0\Desktop\1667478689_4-sportishka-com-p-sportivnie-ramki-dlya-oformleniya-teksta-i-4.jpg

«Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Игровой подход

к развитию двигательных навыков детей»

подготовил:

инструктор по физической культуре

Гаджиева Т.Е.

Оренбург, 2023

Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, спортивные игры, игро-тренинги.

        Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально – волевые качества, формируют поведение ребёнка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.

        Подвижные игры развивают способности адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на уже воспринятое.

        Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др. повышают кожно–тактильную и мышечно- двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников.

        В подвижных играх участникам приходится выполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и пр.), что развивает у них организаторские навыки.

        Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

        Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

        Ситуации на игровой площадке, которые всё время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие навыки пространственной ориентировки и др.

        Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

        Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

        Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

        В младшем дошкольном возрасте при обучении детей различным движениям широко применяются игровые приёмы, которые ведут к эмоционально – образному уточнению представлений о характере движений.

Например, когда детям говорят: «Бегайте тихо, как мышки. Прыгайте, как зайчики».

        Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к содержанию.

        Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно ещё учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой весёлый звонкий мяч…», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай», или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает педагог, похож на настоящий – с крышей и трубой…

         Дети среднего дошкольного возраста любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Детей можно собрать при помощи   зазывалок:

«Раз! Два! Три! Играть скорей беги!;

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех зову играть!»  и др. 

Можно поручить    собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и др.) Эффективны сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользнуть по ледяной дорожке и пр.

        Здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим – в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а ещё другим – в бессюжетные игры – соревнования, эстафеты, игры – забавы с предметами (кегли и т.п.).

        Необходимо учитывать:

1. Склонности и интересы конкретного ребёнка, например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры).

2. Возможности ребёнка, уровень его способностей (в организованных играх ребёнок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить, двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости – найти компромисс при выборе игры, распределении ролей и т.п.).

       Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребёнок может проявлять разный

уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.  Если цель игры, сама перспектива активной двигательной деятельности, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку, и организацию игры (как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.

      Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Данную работу целесообразно проводить, начиная со старшей группы. Педагог сначала сам, а дальше привлекая к этому детей, подаёт им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит двигательный игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы.

        Это можно реализовать, создавая проблемно – поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариативности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введения дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.

       Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит педагогу, но постепенно детям предоставляется всё больше и больше самостоятельности. После этого детям предлагается самим придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные.

       Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

1. Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

2. Усложнить двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают).

3. Изменить размещение играющих на площадке («ловишка» не сбоку, а в середине площадки).

4. Сменить сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный).

5. Провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее, в лесу, убегая от «ловишки», можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

6.  Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

       Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая своё понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывания ими новых подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

       Придумывание новых подвижных игр даётся не всем детям. Причинами этого могут являться индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребёнка к творчеству.

       Каждый раз, применяя разные соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирования интереса к ней, распределения ролей. Приёмы оценки и подведения итогов по её окончании, педагог создаёт у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр, творческого самовыражения в них во время произвольной (самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным) и вводить их не только в процессе организованного обучения (занятия), но и в самостоятельную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.

        Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или, когда им нужен отдых после физической нагрузки.

       Творческие подвижные игры – это игры, созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.

Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представления об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей

к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать своё действие, не похожее на действие других детей, новые правила, решить по – своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.

      Для повышения интереса к физическим движениям широко применяются игры-тренинги, которые имеют эмоциональную привлекательность.  Дети становятся непосредственными участниками тех или иных событий, перевоплощаются в какой-либо образ, что повышает их интерес к игре. Как следствие, мотивация к выполнению заданий на таких занятиях очень высока, что помогает даже самым неактивным детям не оставаться в стороне.

       Игры-тренинги в течение года проводятся со всей группой, это позволяет независимо от типа двигательной активности непрерывно решать следующие задачи:

  • совершенствование двигательных умений и навыков;
  • развитие взаимоотношений в группе;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие воображения.

       Система занятий по двигательному игро-тренингу для старших дошкольников включает в себя следующие разделы:

  • «зверобатика»;
  • двигательные сказки;
  • «театр в руке»- пальчиковые игры с использованием художественного слова, игры с использованием нетрадиционного оборудования;
  • игры – тренинги с использованием ТРИЗ технологий.

«Зверобатика» это игра перевоплощения, точнее, это элементарные перемещения детей, включающиеся в любую спортивную игру или т ренировку. Автор данной методики С.В. Реутский создал внешне очень простую, но хитроумную организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до рискованных. Упражнения в «зверобатике» - работа в непривычных условиях. Например, футбольный матч в положении «паучка». Десять минут игры – и упадешь от усталости. Принципиально новых упражнений в «зверобатике» нет.

В ней важно другое:

  • постоянное усложнение заданий;
  • возможность совместных действий в непривычных условиях;
  • образная основа движения.

Всю «Зверобатику» можно делать на скорость, точность, чувствительность (вслепую), в парах и командах; по всем усложняющим траекториям. Особое внимание в физическом развитии старших дошкольников уделяется играм и упражнениям на взаимодействие. Это так называемые «игры дружбы»,

которые предполагают обязательное партнерство, чувство локтя, взаимопомощь, тактильный контакт.

 

Освоив движения животных в зверобатике, можно приступить к обыгрываниям «двигательных сказок», перевоплощаясь обыгрывать какое-либо действие.

Для игры нам понадобятся мнемотаблицы либо эмблемки на руку (если распределяются роли среди детей), на руках эмблемы с изображением животных детям не мешают и к тому же дети всегда видят тот образ, в который им нужно перевоплощаться.

Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя один из вариантов мнемотехники, позволяющий с помощью образов запомнить и воспроизвести сюжет. С ее помощью дети «выполняют» сказку, как единый двигательный комплекс. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания.

 В разделе «театр в руке» представлены занимательные игры, пальчиковая гимнастика с носочками – животными, которые одеваются на руку, они повышают эмоционально – положительный фон занятий, развивая мелкую моторику рук, физические качества, творческие способности.

Игры – тренинги с использованием ТРИЗ технологий

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Нужно развивать в детях умение анализировать, размышлять, договариваться. Стремиться к тому, чтобы дети сами пришли к решению задачи, а не давать точные указания. Этому способствуют игры с использованием ТРИЗ технологий.

1.Синектика (аналогия)

Задачи: Формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение. В основном используется в младшем дошкольном возрасте.

Личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем, как воробушки);

Прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки;

Сравнение объекта с чем-либо (нахохлился как…; задиристый как петушок)

Старший дошкольный возраст:

Символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают.

Преобразование - отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.

Для старших дошкольников можно предложить более сложную ситуацию, где заложена много вариантность решения. Взрослый не дает прямых подсказок, готовых правильных ответов, а только помогает активизировать

самостоятельные размышления детей с помощью вопросов и может вместе с ним открыть абсолютно новые варианты решений. Это развивает самостоятельность дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте стоит знакомить детей с работой по графическим изображениям, по карте. Очень интересен детям такой вид, как спортивное ориентирование, где дети, получая на руки план местности с определенным маршрутом должны быстро добраться до определенного пункта. Но для начала нужно научить детей читать карту, ориентировать на местности по плану карты. Затем уже по 3-5 человек соревнуются на время. Затем можно усложнять ситуацию, в план включать препятствия, например,: подбежав к песочной яме прыгнуть 2 раза.

 

2.Дробление и объединение

Задачи: Развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.

а) Большой снежный ком, прикоснулся к нему Волшебник Дроби и разлетелся снежный ком на маленькие снежки, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. со снежками, покидать - кто дальше бросит.

б)  Из множества камней волшебник объединил - сделал мостик через ручей, реку по которому прошли дети на противоположный берег

 

3.Метод морфологического анализа

Задачи: Обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.

Классификация по одному признаку - цвету.

Игра "Цветные автомобили». Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж. Игра «Ваня-Ваня не зевай себе пару выбирай»

Классификация по половому признаку. (Кто быстрей построиться в колонну девочки или мальчики?)

Классификация по иному признаку (животные, птицы, живое- неживое,..)

4. Игры -медитации

 Задачи: Способствуют регуляции дыхательных и других функций организма; оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость, дает возможность детям насладиться приятными эмоциями.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Народные подвижные игры

 на прогулке»

https://sun9-26.userapi.com/LfA3omIxf7wFT7AlsDftRuhb2qxU5K0tTKnA0Q/6bZCbdMoQnk.jpg

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Гаджиева Т.Е.

Оренбург

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры – это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также, как и сказки, и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Составляя план работы по ознакомлению детей с русскими народными подвижными играми, можно пользоваться книгой М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры». В сборнике представлены игры, главным образом, для детей старшего возраста, но есть и игры, которые можно использовать и в младшем возрасте.

Игры разделены по видам движений: игры с бегом, с метанием, с прыжками. Некоторые игры можно проводить как в теплое время года, так и в холодное. Представлены игры малой подвижности, которые можно проводить в ненастную погоду на ограниченной площадке.

 В сборнике дано много старинных и современных считалок, скороговорок.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного или двух, для этого служат считалки и скороговорки.

Русские народные игры и их варианты, данные в сборнике, доступны детям в детском саду. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок.

Учитывая все преимущества русских народных игр, следует как можно чаще использовать их в разные отрезки времени с детьми дошкольного возраста.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ

В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Для детей 3 – 4 лет.

У детей младшей группы кругозор еще не велик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им даются игры с простым, несложным сюжетом. Движения, которые входят в игры, просты и разнообразны - это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба, бег, подлезание, прыжки, равновесие и т.д. В играх малышей отсутствует элемент соревнования.

Рекомендуемые игры:

- «Солнышко и дождик»,

- «Мыши и кот»,

- «Воробушки и автомобиль»,

- «Цветные автомобили»,

- «По ровненькой дорожке»,

- «Поймай комара»,

- «Пузырь»,

- «Кто бросит дальше мешочек?»,

- «Попади мешочком в круг».

Для детей 4 – 5 лет.

С детьми средней группы проводятся игры более разнообразные по содержанию, чем с малышами. У детей этого возраста в результате воспитательной работы расширяют представления об окружающем. Поэтому в игры можно включать не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми детей знакомят при помощи рассказов, картинок.

В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них носят элемент соревнования, сначала индивидуального, а затем и коллективного.

В средней группе также даются игры, сопровождающиеся текстом, причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и т.д. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений. Произнесение текста является иногда отдыхом после интенсивных движений, например, после бега сопровождает спокойную ходьбу в играх «Мы веселые ребята». «Карусель».

Рекомендуемые игры:

- «Найди себе пару»,

- «Чья колонна скорее соберется»,

- «Самолеты»,

- «Мы веселые ребята»,

- «У медведя во бору»,

- «Гуси – лебеди»,

- «Зайцы и волки»,

- «Охотник и зайцы»,

- «Кто скорей снимет ленту»,

- «Кто скорей добежит до флажка»,

- «Затейники».

Для детей 5 – 7 лет.

В старшей группе увеличивается количество игр, в которых нет образов: даются разного рода, «ловишки», игры с мячом и т.д.

Игры детей этого возраста также построены на основных движениях – беге, прыжках, метании, лазании, но к детям предъявляются больше требований в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, легко бегать.

Правила в старшей группе усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости.

Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективное соревнование.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Организация активного отдыха

в дошкольном образовательном учреждении»

https://www.dsad12.com.ru/upload/information_system_39/2/2/3/item_2232/item_2232.jpg

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Гаджиева Т.Е.

Оренбург

Цель: дать понятие об активном отдыхе детей, его важном значении для развития детей в дошкольном возрасте;

воспитывать у воспитателей, родителей желание использовать различные формы организации и проведения активного отдыха детей.

Активный отдых – это культурно – досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные
ресурсы ребёнка.

Специфика активного отдыха заключается в создании обстановки, побуждающей к творческому использованию имеющихся двигательных умений и навыков в процессе игрового общения со сверстниками и взрослыми.  

Содержание мероприятий активного отдыха мы выстраиваем в соответствии:

  • возрастными особенностями, состоянием здоровья, физической подготовленностью детей;
  • содержанием программы по физической культуре и объёмом пройденного учебного материала;
  • временем года, погодными и климатическими условиями;

Формы активного отдыха:

  • физкультурные праздники;
  • физкультурный досуг;
  • дни здоровья;
  • недели здоровья;
  • малые формы активного отдыха (физкультминутки, физкультурные паузы)

 Основу всех мероприятий составляет двигательная деятельность детей. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворить естественную биологическую потребность в движении.

Условия: 

  • активизация каждого участника;
  • широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений;

Тематика определяет содержание мероприятия, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Подбирают упражнения, освоенные детьми в процессе образовательной деятельности.   Их можно обновить путём введения неожиданных условий, необычных пособий и способов организации. Широко используются приёмы контроля и регулирования нагрузки.

Дни здоровья предусматривают предупреждение переутомления детей, максимальное удовлетворение их естественной потребности в движении, обогащение самостоятельной двигательной деятельности

Проводится не реже одного раза в квартал, начиная со второй младшей группы.

День здоровья – день отдыха. Игр и развлечений. Все учебные занятия отменяются, а воспитательная работа направлена на создание условий для активного отдыха детей.

В дни здоровья проводятся подвижные игры. Спортивные упражнения и развлечения, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. В дни здоровья включаются и различные формы трудовой деятельности (с учетом возраста детей, например, уборка территории, починка игрушек, поделки из снега (горки, ледяные дорожки, снеговики). Работа в цветнике.

При проведении дня здоровья особое внимание следует уделить двигательной активности во второй половине дня.

В этот период целесообразно включать в режим физкультурный досуг. Длительность его не должна превышать 20 – 30 минут. Положительные эмоции, полученные во время досуга, снижают утомление детей, вызывают интерес к выполнению разнообразных движений.

Литература. В. Н. Замонина. Воспитание ребенка – дошкольника. «Владос», 2004г. Н. В. Сакратова. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. «Детство-Пресс», 2004 г.