ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!


Предварительный просмотр:

Приложение №

C:\Users\Галя\Desktop\СРОЧНО\!. РАБОТА ПОДРАБОТКА\АТТЕСТАЦИЯ\дс 60\логопедам\Без названия.jpgКонсультационный материал для воспитателей ДОУ

Самое главное о мнемотехнике

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, формируется культурный уровень маленького человечка, развивается память. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения которые развивают речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и другое.

Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи дошкольников.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность воспитанников согласовывать прилагательные с существительными в роде, падеже, числе.

5. Способствовать формированию развития у детей умения использования средств технологии, воспроизведения, восприятия.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас же данная техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги могут решить следующие проблемы у детей:

- сохранения и запоминания информации, развитие памяти;

- развитие логического мышления;

- становление речи, а в частности улучшение дикции и произношения звуков;

- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

- повышает способность ребят концентрировать внимание на одном занятии;

- техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, а также облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

 

   Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структура мнемотехники

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ad.jpg

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дерево, дом, цветок и т.д.


 Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание и демонстрируя мнемодорожки, которые представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить пару простых предложения.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246af.jpg

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ae.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ag.jpg

Какие выводы можно сделать по результатам планомерной работы

По выявлению развития памяти детей - у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

В чем заключается эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

- использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно влияет на речь детей.

- система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

- использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.



Предварительный просмотр:

Список методической         литературы по теме

«Развитие речи и приобщение к художественной литературе

детей дошкольного возраста»

 

  1. Азбука сочиняйки. Программа и методические рекомендации по развитию связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Г Шадрина, Е.П Фомина, О.С Тумакова, и др/ -M.: Просвещение, Тольятти, 2002-220 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.
  3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика – Синтез, 2004.
  4. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
  5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М.  Бородич. - М.: Проcвещение, 1981. - 256 с.
  6. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду», М., 1979.
  7. Большева Т.В. Учимся по сказке. -  СПб., 2009.
  8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.,2014.
  9. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе», М.- Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Гербова, В.В., Сотникова, В.М.. Как много интересного вокруг. Пособие по развитию речи детей 2-4 лет. М., Просвещение, 1992.
  11. Выготский, Л.И. Психология развития ребенка [Текст] / Л.И. Выготский. — М: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
  12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.
  13. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста», М., 1985.
  14. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи : Методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс,2003.
  15. Громова, О. Е. Путь к первым словам и фразам. – М.: Просвещение , 2008.
  16. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников общим речевым недоразвитием [Текст]/ В.П. Глухов, под ред. Е.П. Трухановой. – М.: Аркти, 2006. - 182с. С.– 22-46 – 68-78-83-95-107.
  17. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 4. –– 56 с.
  18. Гурович Л.М. Ребёнок  и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 2009.
  19.  Гурович, Л. М., Береговая, Л. Б., Логинова, В. И., Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя дет. сада/ изд. 3-е, испр. и доп. – СПб. : Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
  20.  Дмитриева Е. Д. «Выразительное чтение» М., Просвещение, 1980.
  21.  Доронова, Т.Н. Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми от 2 до 3 лет. М., ООО «Детям XXI века», 2006.
  22.  Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . – М., 2006. – т. 1.
  23.  Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль, «Академия развития», 1997.
  24.  Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497.
  25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П. Короткова. – М.: Проcвещение, 1982. – 128 с.
  26.  Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошкольных образовательных учреждений и семейного воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - М.: Просвещение, 2003.
  27.  Крюкова С. В., Слободеник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», М., 2005.
  28.  Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004.пк
  29. Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста с использованием традиционных и нетрадиционных методов [Электронный ресурс] // Новаторская педагогика. URL: http://www.newlypedagog.ru/nepjs-226-1.html.
  30. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 266 с.
  31.  Новотворцева Н. В. «Развитие речи детей», Ярославль, 1995.
  32. Овсянникова, С.А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / С.А. Овсянникова // Специальное образование. -2015. - №1. - С. 225-228.
  33.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: Мозаика - Синтез, 2014.
  34.  Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000.
  35. Панков В. И. «Ваши помощники – книги», М., 1978.
  36.  Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005.
  37.  Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Сохина Ф. А. , М., Просвещение, 1984.
  38.  Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / С.Л. Рубинштейн; сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. – 560 с.
  39.  Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / И.Логинова, А.И. Максакова, М.И. Попова. – М., 2014.
  40.  Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н., Мещерякова, С.Ю. Первые шаги / Е.О. Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю. Мещерякова- М: Мозаика-Синтез, 2007.
  41.  Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.
  42.  Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., «Сфера», 1998.
  43.  Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Лотарев В.К, Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2014.
  44.  Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», М., 1981.
  45. Шадрина, Л.Г., Ушакова, О.С. Развитие предпосылок связной речи [Текст]. / Л.Г Шадрина, О.С.  Ушакова // Дошкольное воспитание – 1997. № 2. – С. 63 - 71.



Предварительный просмотр:

Виды творческих заданий по обучению различным видам монологической речи

Виды заданий

Обучение пересказу

  • Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.
  • Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы, компьютера). 
  • Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам. (Изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание). 
  • Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом: 
    а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений.
  • Составление "творческих пересказов" - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. 

Обучение рассказыванию по картинам

  • Придумывание названия к картине или серии картин" а также разных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). 
  • Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.).
  • Упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картины.
  • Придумывание продолжения к действию" изображенному на картине (их серии). 
  • Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). 
  • Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. 
  • Игра-упражнение "Угадай-ка", (По вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине" но не показанного фрагмента" закрытого экраном). 

Обучение описанию предметов

  • Игра-упражнение "Узнай" что это!" (Узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам). 
  • Составление описания предмета по собственному рисунку. 
  • Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин"; "Пропала собачка" и т. д.). 




Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ»

Значение пересказа в формировании монологической речи.

  • Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
  • Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
  • Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
  • Понимание сюжетной линии рассказа.
  • Развитие планирующей функции речи.
  • Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль).
  • Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
  • Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
  • Воспитание в ребенке положительные качества личности.

 

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

Задачи подготовительного этапа:

Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке).

Учить называть и сочувствовать героям произведения.

Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

Организуются специальные занятия по обучению пересказу.

Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряж

Требования к литературному тексту для пересказа:

  • доступное, понятное детям содержание,  т.е. полное понимание текста, является главным в обучении ;
  • разнообразие жанров;
  • четкая композиция;
  • простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
  • небольшой объем;
  • произведение должно развивать в ребенке положительные черты личности.
  • полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
  • последовательность и связность пересказа.
  • использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
  • плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
  • выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Типовая структура занятия по пересказу

  1. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
  2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
  3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ);

определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)

  1. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.
  2. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
  3. Пересказ (3—7 человек).
  4. Анализ пересказов детей.

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА

1.Подробный, или близкий к тексту;

2.Краткий или сжатый;

3.Выборочный;

4.С перестройкой текста;

5.С творческими дополнениями.

Выборочный пересказ - вид устного пересказа как прием развития речи. В пересказе воспроизводят какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказ всего, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всего, что характеризует картины природы в тексте. Выборочный пересказ может быть связан с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя, с желанием самого учащегося.

Краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный, сжатый текст.

Подробный пересказ - вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки; задача подробного пересказа - не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.

Творческий пересказ - вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других, и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоение логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

1.«Расскажи самому себе».

Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех четырех уровнях. Ребенку приходится распределять внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушающего и осуществлять конструирование предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в условиях зоны актуального речевого развития.

2.Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.

3.Пересказ по кругу.

Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.

4.Пересказ группе детей.

Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой стих. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

Начиная со средней группы, в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.

Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали художественный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Тексты подбирают доступны маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Еще ряд обязательных требований к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнение; желательно так же наличие не сложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связанной речи детей и совершенствование коммуникативных способностей.

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Начиная с раннего возраста, детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведение художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявление активности и самостоятельности. Необходимо учитывать и особенности детского восприятия литературно художественного произведения, а так же особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т.д.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих - новые только что прослушанные тексты. В этом случае ознакомление с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи, с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее.

Для того чтобы подготовить детей к пересказу, воспитатель читает текст, затем беседует с ними о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями он стремиться сосредоточить внимание на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями. Педагог добивается того, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев.

Поскольку речевая практика дошкольников на занятиях по пересказу строится в основном на языковом материале прочитанного произведения, воспитатель различными приемами привлекает внимание детей к словосочетаниям, оборотам, точным словам - обозначениям, ритмическим особенностям текста и т.д. Учитывая что дети при пересказе пользуются простыми грамматическими конструкциями, педагог побуждает их повторять за ним то или иное сложное предложение, т.е. побуждает следовать языковому образцу.

Ставя задачу пересказать для слушателей рассказ или сказку, педагог помогает детям постепенно овладевать доступными им средствами выразительной речи, элементарными формами исполнительского творчества. Дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи и т.д. Они приобретают первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.

На занятиях по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: обеспечивающие осмысленно-эмоциональное восприятие детьми литературного материала; обеспечивающие педагогическое руководство самим процессом пересказывания и, обеспечивающие анализ и оценку речевой деятельности детей; выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседы о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качество выполнения задания, оценка и т.д.

Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов, сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное заинтересованное отношение.

Конкретные задачи обучения определены программой воспитания в детском саду. В соответствии с программными требованиями в группах систематически приводятся занятия по пересказыванию, содержание которых неразрывно связанно со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом картин и др.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению пересказа. Обучая ребенка пересказу, т.е. самостоятельному, связному и последовательному изложению текста ребенок учится правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука - слово-произношения. Иными словами совершенствуются все стороны речи ребенка - лексическая грамматическая и фонетическая.