Консультации для педагогов дошкольной организации

Моисеенко Жанна

Взаимодействие воспитателей всех возрастных групп и музыкального руководителя- основа интересных занятий , утренников и развлечений

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 66 «Забавушка»

Рекомендация:

« Музыкотерапия в режиме дня»

Составила:

Музыкальный руководитель

Моисеенко Ж.Н.

г. Нижневартовск

Представляется целесообразным, после проведения исследования, поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как с совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельно для взрослых. В сущности, данные рекомендации сводятся к достаточно простым советам:

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии ( от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени ( светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.



Предварительный просмотр:


«Значение фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Составили и подготовила: Моисеенко Ж.Н.

В первые дни появления малыша в детском саду использование малых фольклорных форм представляют собой особую значимость.

Правильно подобранная и выразительно прочитанная «потешка» помогает погасить в ребёнке отрицательные эмоции и быстро установить контакт с малышом. Например:

- Киска, киска, киска, брысь

На дорожку не садись

А то (имя ребёнка) Варенька пойдёт

Через киску упадёт!

- Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка (имя) хороший

Ванечка пригожий!

Детские «потешки» хороши тем, что их можно рассказывать во время любого действия с ребёнком. Помогают они и в организации детей и в речевом развитии каждого ребёнка.

Потешка «Петушок»

Воспитатель: Послушайте, ребята, кто то кричит! – Кукареку! Кто это?

Дети: Петушок!

- А давайте его позовём:

- Петушок, петушок, золотой гребешок

Выгляни в окошко, дам тебе горошка!

Воспитатель показывает Петушка.

Воспитатель: Давайте покормим Петушка.

- Клю, клю, клю, как горошек я люблю. (дети повторяют, воспитатель привлекает всех детей)

«Курочка»

Воспитатель: Посмотрите, ребятки, курочка какая! (гладят)

Курочка хохлатка по двору ходит

По двору ходит цыпляток водит

Хохолок распускает, малых деток созывает! Ко-Ко-Ко ( дети повторяют)

« Мурка»

Воспитатель: Ребята! Мяу, мяу! Чей это голосок? Кошечки! Пойдемте поищем кошечку ( находят)

- Здравствуй, Мурка!

Попевка

Киска к деткам подошла

Молочка просила, молочка просила , «Мяу говорила»

-Как киска просила? (имя ребёнка) Мяу!

Угостили молочком

Кисонька поела

Кисонька поела, песенку запела! Мур..мур..

Как кисонька запела?

Дети повторяют

Использование колыбельных песен, их мелодичность, протяжность очень помогают при засыпании детей. Например:

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, собачка, не лай,
Нашу детку не пугай.
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди.
А прийди к нам ночевать –

Нашу деточку качать.

Уж ты, котенька – коток

Котя серенький хвосток

Приди, котя, ночевать

Нашу деточку качать

Уж как я тебе коту

За работу заплачу

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.


При проведении некоторых режимных моментов:

При кормлении: Кашка мягкая, пушистая

Вкусная, душистая

Кашка вкусная, варилась в печке

Варилась и прела, чтобы Машенька ела.

Все детки сидят, кашу вкусную едят.

При умывании: - Водичка, водичка, умой моё личико

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели!

-Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся, маме улыбаемся

Будет мыло пенится и грязь куда то денется!

Утренняя зарядка, разработанная на фольклорном материале очень полезна для развития детей.

«Два весёлых гуся»

Воспитатель: Жила была бабушка и у бабушки были гуси! Один серый другой белый, вот какие гуси! ( выкладывает на мольберт) Пошли гуси гулять! Идут по кругу

Воспитатель: Вытянули шеи, у кого длиннее! Один белый, другой серый! У кого длиннее! Потягиваются на носочках, руки вверх!

Воспитатель: Ой, кричит, бабуся, ой , пропали гуси! Присели.

Воспитатель: Выходили гуси, кланялись бабусе! Наклоны.

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы



Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 66 «Забавушка»

Консультация для воспитателей :

« Культурно – досуговая деятельность

в ДОУ»

Составила:

Музыкальный руководитель

Моисеенко Ж.Н.

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно­образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Эффективному проведению праздника способствуют:

объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

отбор художественного материала;

выбор эмоционально-выразительных средств;

подбор исполнителей;

коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно ­ досуговой деятельности. Во - вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В — третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника – это подробная литературно - текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально -ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально -игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Развлечения - как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

При организации развлечений первого вида с целью активизации детей их привлекают к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно -досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

Классификация развлечений по содержательной направленности

театрализованные: кукольный и теневой театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной театр и др.;

познавательные: КВН, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа; экологические;

спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты;

музыкально — литературные концерты.

Такие развлекательные моменты помогают воспитателю снять усталость у детей, способствуют переключению внимания с одного вида культурно — досуговой деятельности на другой. Поэтому их можно проводить в любой момент, когда это требуется для создания положительного микроклимата. Не обязательно для таких веселых потех собирать всех детей группы. Просто воспитателю надо уметь видеть и чувствовать ребенка, которому необходима эмоциональная разрядка, или тех, кого нужно подбодрить или просто помочь выбрать для себя занятие.

Творчество – еще один важный вид культурно — досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Детство, прежде всего дошкольное, единственный период в жизни человека, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия.

Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что -то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески проектировочную среду.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Музыка и здоровье ребёнка»

Составила:

Музыкальный руководитель

Моисеенко Ж.Н

Дверь в мир музыки человеку впервые открывает его мама. Вы спросите почему? Потому что ещё в утробе матери ребёнок слышит ту музыку, которую слушает будущая мама. И уже тогда начинает реагировать на музыку. Учёные доказали, что во внутриутробный период дети просто млеют от музыки Вивальди, и начинают нервничать под металл и тяжёлый рок.

А когда рождается малыш, первое пение он опять-таки слышит от матери, которая поёт ему колыбельные. А вы поёте своим детям колыбельные? Поверьте для вашего ребёнка голос мамы, лучше всех золотых голосов мира, потому что это самый ласковый, самый успокаивающий и самый любящий голос на свете. Для ребёнка очень важно слышать мамину колыбельную даже самую простую (н/р: «Баю, баю).

Но вот ребёнок стал подрастать и ему нужно расширять свой музыкальный кругозор и самое доступное и понятное в этот период для него – детские песенки, через которые он познаёт мир, характеры, различные образы, понятие о доброте, дружбе и многое другое.

У кого есть дома диски с детскими песнями? Отлично! На первый взгляд может показаться, подумаешь какая разница - слушает ребёнок детские песни или нет. А если вдуматься: слушая их ребёнок развивает воображение, память, ритмический слух, учиться правильно интонировать (т.е. чисто петь), через песни он пополняет свой словарный запас, развивается речь, а если ребёнок ещё и танцует под песенки, то укрепляются мышцы всего организма, придумывая движения, ребёнок развивается творчески, не говоря уже про хорошее настроение.

Но для развития музыкального вкуса одних детских песен не достаточно. Конечно, ребёнок дома слушает и эстрадную музыку и это хорошо, малыш должен идти в ногу со временем, но он ещё не может отсеять плохую музыку от хорошей и впитывает, как губка всё, что предложат взрослые. Поэтому на вас лежит ответственность за отбор музыки.

Категорически нельзя слушать при детях музыку с нецензурной речью, песни с откровенно взрослыми словами и сюжетами, так же тяжёлый рок и металл такая музыка разрушает ещё хрупкую психику детей, нельзя слушать музыку очень громко, это может повлиять на слух ребёнка.

Для того, чтобы воспитать хороший музыкальный вкус, ребёнку нужно слушать классическую музыку. Кто из вас дома слушает классику? Очень мало. А ведь классические произведения помимо того, что воспитывают музыкальную культуру ещё и лечат. На этом я хочу остановиться немного подробней.

«Музыка - есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам, она может и отравлять и исцелять» - писал Циолковский. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от недугов, которые неподвластны врачам. В последние десятилетия на западе музыку применяют в трёх направлениях: как средство облегчения болей, для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических клиниках, и качестве трудотерапии.

Правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка напротив- изменяет кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки.

Музыковед- Кристоф Рюгер- считает пригодным для психотерапии только классическую музыку. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная и совершенно очаровательная в своей простоте. Это своего рода музыкальный феномен, который учёные назвали «эффект Моцарта». По мнению ученых, музыка этого композитора способствует развитию умственных способностей у детей. А вот Брамс, страстным стремлением к покою и внутренней гармонии исцелит от усталости. «Картинки с выставки» Мусоргского умиротворят в гневе. От раздражительности и неврозов поможет музыка Чайковского, головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского, нормализует сон, а также улучшает работу мозга– сюита «Пер Гюнт» Грига, кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона, поднимают настроение, избавляют от депрессии – джаз-блюз. Гастрит и язву лечит «Симфония № 5» Бетховена, «Вальс цветов» Чайковского также поможет в исцелении язвы, от неврозов поможет музыка Сен-Санса «Лебедь», Шуберта «Аве Мария», Бетховена «Лунная соната», а для повышения творческого импульса слушайте «Танец с саблями» Хачатуряна. Учтите, что лечение музыкой должно быть не утомительным, регулируйте для себя силу и громкость звука.

В детском саду на музыкальных занятиях дети с младшей группы знакомятся с различной музыкой, от классики до музыки разных народов. Они учатся разбирать её по частям, слышать характер, настроение, чувствовать переживания различных персонажей, подбирать соответствующие картинки к музыке, рисовать схемой характер, подбирать соответствующие к музыке инструменты и подыгрывать на них. К подготовительной группе дети различают жанры музыки, могут выполнить различные танцевальные движения, которые характерны для той или иной пьесы. А в подготовительной, они уже слушают отрывки из симфонии, оперы и балета. Но так как время занятий ограничено, хотелось бы, чтобы ребёнок и дома обогащал свой музыкальный запас. В наше время многие дети гиперактивны и я хочу посоветовать вам слушать с ними музыку для релаксации (т.е. расслабления). В продаже есть серия музыки « Малыш в деревне», «Малыш в лесу», «Малыш у моря» и т.д. В эти сборники включены классические произведения с шумом леса, моря, голосов животных, так же есть серия «Хэппи Бэби», где классическая музыка записана без низких звуков и подобрана по гороскопу ребёнка.

Своё выступление я хочу закончить словами великого композитора и педагога Нейгауза: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают». Я желаю, чтобы вы создали у себя дома такую почву для своих детей.