Конспект занятия в средней группе " Природа моего края".

Обобщить знание детей о растительном и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.mirom_.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать формировать у детей осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

- Расширять и обогащать знание об особенностях природы своего края.

Развивающие:

- Развивать память, внимание, наблюдательность, интерес к изучению родного края,

-Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные:

- Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу,

- Воспитывать бережное отношение к ней.

Словарная работа: родина, природа, живая и неживая природа.

Предварительная работа: беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М. М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий «Мой край».

Оборудование: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии «звуки природы».

Ход ООД:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Воспитатель: О какой планете говорится в стихотворении?

(Предполагаемые ответы детей: о планете Земля.)

Воспитатель: Правильно ребята. А где находится наш город? Как называется наш город?

(Предполагаемые ответы детей: наш город находится в Республике Мордовия. Мы живем в городе Саранск).

Воспитатель: Конечно это наша с вами родина. Родина - это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.

(Предполагаемые ответы детей:

- Родина любимая, что мать родимая.

- Коли дружба велика, будет Родина крепка.

- На чужой стороне – что соловей без песни.

- Родина-мать, умей за нее постоять).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наша область богата полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить все, что вы знаете о природе нашего края.

Всем и всему на Земле есть место. Вы слышали слово «Природа» Что такое природа?

(Предполагаемые ответы детей: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы…)

Воспитатель: А что нельзя назвать природой?

(Предполагаемые ответы детей: то, что сделано руками человека).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Природа не природа». Воспитатель называет слова, дети должны сказать природа это или нет.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево». Дети называют деревья.

Воспитатель: Для многих людей символом нашего края является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза.

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Воспитатель: Значит, ребята, «природа» - это то, что существует без помощи человека. А «не природа» - это то, что сделано руками человека.

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули - ветер сбивает росу

Руки подняли и помахали - это птицы летят

Как они сядут, тоже покажем - руки согнули назад.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться в леса нашей родины. Леса - это главное богатство. Лес является домом для зверей, птиц и насекомых. Для этого нужно отгадать загадки:

#1056;ыжая плутовка,

хитрая да ловкая,

в сарай попала,

кур пересчитала. (Лиса)

#1051;ежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

#1051;етом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

#1061;ожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

#1050;то в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

#1055;тица чёрная сидит

На лохматой ёлке

- Кар! - всё время говорит.

Клюв - страшней иголки. (Ворона)

#1055;усть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

#1059;гадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Воспитатель: Много разных птиц живёт и зимует в лесах Нижегородской области. Одни птицы живут круглый год – оседлые, другие только летом – перелётные, а третьи - только зимой - зимующие.

Воспитатель: В наших лесах обитает много животных и птиц мы должны их беречь и помогать им. Я хочу задать вопрос: "Зачем люди сажают леса?

Воспитатель: Люди разных профессий ответят нам по-разному. Леса дают человеку древесину, чистый воздух, ягоды, грибы, лекарственные растения. Но, что бы лесных богатств, хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, даже два новых. Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Давайте проверим.

Если то, что скажу, верно – хлопайте в ладоши, если я ошиблась, топайте ногами.

- Цветы не рвать, в венки не сплетать (хлопать)

- Ветви все ломать, листья все порвать (топать).

- Шуметь, кричать, аукать. Громко песни петь (топать)

- Лягушек, гусениц, ужей нужно гнать из леса (топать)

- Чтоб узнать лесные тайны нужно не шуметь (хлопать)

- Все животные и растения нужны в лесу (хлопать)

- В лес возьми с собой топор, сможешь там разжечь костер (топать)

-Мусор везде бросай, за собой не убирай (топать)

- Молодцы. Вы все старались и отвечали верно.

Воспитатель: А сейчас продолжим путешествие дальше по нашему лесу. И я предлагаю игру: «Засели лес животными» (Дети должны выбрать картинки с изображением животных, которые живут в лесах нашей родины).

Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

(Предполагаемые ответы детей: потому что они помогают, нам лечится от болезней).

(Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.)

Воспитатель: Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Ромашка - это лекарственное растение. Она растёт везде - в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Одуванчик - лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать-и-мачеха - это лекарственное растение. Сначала у мать-и-мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать.

Подорожник - это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам спуститься под землю, чтобы узнать какие богатства хранит наша земля.

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу, она понадобится сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе.

Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Воспитатель: Ребята, что мы узнали о природе нашего края?

(Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 58»

Организованная образовательная деятельность

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе

«Природа нашего края».

Подготовила:

Климкина Евгения Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории.

Саранск 2022