Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Поздеева Василиса Васильевна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» 5 класс.

Пояснительная записка

Особенности преподавания предмета в данном классе

Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 класса разного уровня подготовки.  

На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.

  В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

 Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-  Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных  школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

-  Развитие  познавательных  интересов,   интеллектуальных  и  творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными. 

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

 - Развивать  наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся,  умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Общая характеристика учебного курса

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа ориентирована на обучающихся 5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

 Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Интересный мир биологии

25

13

12

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

0

3

3

Познаем себя

7

0

7

Итого:

35

14

21

Место курса в учебном плане

     Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.

Количество тем регионального содержания – 12;

Количество лабораторных работ – 3;

Количество экскурсий -2;

Количество бесед – 35;

Количество тестов – 1.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

 В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий;

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

 - наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- какую пользу приносят представители животного мира;

- съедобные и ядовитые растения своей местности;

- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • наблюдать предметы и явления природы;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • подготовить доклад, презентацию;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

     Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения  являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями, грибами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:  

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

 5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание курса

  1. Интересный мир биологии (25ч)

По страницам Красной книги.

Биологическая викторина.

Легенды о цветах.

Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

Викторина «Час цветов».

Виртуальная экскурсия в археологический музей.

Экологический турнир «В содружестве с природой».

Викторина о птицах.

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

Взаимоотношения животных.

Способы защиты животных.

Самые быстрые, ловкие, сильные.

Кое – что о внешнем виде животных.

Великаны и лилипуты животного мира.

Человек и биосфера.

Организм и среда обитания.

Культурные растения.

Комнатные растения.

Лекарственные растения.

Съедобные и ядовитые растения.

Флора и фауна водоёмов.

Флора и фауна  леса.

Флора и фауна луга.

  1. Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (3ч)

     Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

  1. Познаем себя (7 ч)

Определение норм рационального питания.

Определение темперамента.

Оказание первой медицинской помощи.

Приготовление фитонапитков.

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

Круглый стол « Экология моей местности»

Круглый стол «Я и биология».

Материально-техническое обеспечение учебного курса  

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника

2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология». 

       Наборы картинок в соответствии с тематикой.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Микроскоп

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

Лупа ручная

Транспаранты

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы».

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Настенная  доска.

                                                                                                                Тематическое планирование

п/п

Название раздела (темы)

Коли

чество часов

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

Интересный мир биологии

25

1

По страницам Красной книги.

2

Биологическая викторина.

3

Легенды о цветах.

4

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».

5

Виртуальное путешествие «В мире динозавров».

6

Викторина «Час цветов».

7

Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис».

8

Экологический турнир «В содружестве с природой».

9

Викторина о птицах.

10

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».

11

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

12

Взаимоотношения животных.

13

Способы защиты животных.

14

Самые быстрые, ловкие, сильные.

15

Кое – что о внешнем виде животных.

16

Великаны и лилипуты животного мира.

17

Человек и биосфера.

18

Организм и среда обитания.

19

Культурные растения.

20

Комнатные растения.

21

Лекарственные растения.

22

Съедобные и ядовитые растения.

23

Флора и фауна водоёмов.

24

Флора и фауна  леса.

25

Флора и фауна луга.

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

3

1(26)

         Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».

2(27)

Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».

3(28)

Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».

3

Познаём себя

7

1(29)

Определение норм рационального питания.

2(30)

Определение темперамента.

3(31)

Оказание первой медицинской помощи.

4(32)

Приготовление фитонапитков.

5(33)

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».

6 (34)

Круглый стол «Экология моей местности»

7(35)

Круглый стол «Я и биология».

Список книгопечатной продукции

Для обучающихся

  1. Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
  2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип.  (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
  4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
  5.  Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)  - М.: Дрофа, 2010.
  6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

Для учителя

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
  4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
  4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
  5.  http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
  6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

Дополнительная литература:

1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,

2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по биологии.

9 класс

На выполнение заданий отводится 90 минут.

Задание 1. Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один Ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

1.   Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:

а) молочнокислое;

б) маслянокислое;

в) спиртовое;

г) уксуснокислое.

2.   Мицелий гриба рода Пеницилл:

а) неклеточного строения;

б) одноклеточный одноядерный;

в) одноклеточный многоядерный;

г) многоклеточный.

3. Спасти человека, отравившегося смертельно ядовитыми грибами, трудно, так как токсины этих грибов:

а) очень ядовиты;

б) разного действия и их очень много;

в) токсины этих грибов быстро всасываются в кровь;

г) вызывают симптомы отравления спустя 12 - 20 часов, когда их действие необратимо.

4.  К наземной жизни приспособилась водоросль:

а) хламидомонада;

б) хлорелла;

в) плеврококк;

г) нителла.

5. Растение, изображенное на рисунке, относится к семейству:

а) Розоцветные;

б) Губоцветные;

в) Лилейные;

г) Пасленовые.

6.  Формула цветка крестоцветных:

а)  Ч4Л4Т6П(2)

б)*Ч4Л4Т4П(2);

в) *Ч2+2Л4Т2+4П(2);

г) *Ч4Л4Т8П(2).

7.   Клеточная оболочка отсутствует у:

а)  корненожек;

б) жгутиконосцев;

в) инфузорий;

г) всех простейших.

8.  Основной хозяин малярийного плазмодия:

а) человек;

б) личинка малярийного комара;

в) малярийный комар;

г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

9.  Заражение дизентерией происходит:

а) через укус насекомого, переносчика заболевания;

б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;

в) воздушно-капельным путем;

г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.

10. У кишечнополостных медуза и полип являются:

а) различными стадиями бесполого размножения;

б) соответственно личинкой и взрослым животным;

в) проявлением чередования поколений;

г) различными видами кишечнополостных.

11.  По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:

а) автотрофами;

б) всеядными животными;

в) фильтраторами;

г) хищниками.

12.  Кровеносная система кольчатых червей:

а) незамкнутая;

б) замкнутая, пульсирует спинной сосуд;

в) замкнутая, пульсирует брюшной сосуд;

г) замкнутая, пульсируют кольцевые сосуды в передней части тела.

13.  У дождевого червя кровь:                                                             

а) не содержит специальных пигментов;

б) содержит свободный гемоглобин;

в) содержит эритроциты с гемоглобином;

г) отсутствует, т.к. дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

14.  Мантией у моллюсков называется:                                                             

а) наружная часть раковины;

б) кожная складка, покрывающая тело;

в) часть системы органов размножения;

г) часть пищеварительной системы.

15.  Четырехжаберными головоногими моллюсками являются:

а) каракатицы;

б) осьминоги;

в) кальмары;

г) наутилусы.

16.  Из перечисленных членистоногих брюшные конечности развиты у:

а) ракообразных;

б) паукообразных;

в) насекомых;

г) многоножек.

17.  Фитофтора - заболевание томатов, картофеля, которое проявляется в потемнении листьев и плодов, вызывает: 

а) бактерия

б) вирус

в) гриб

г) лишайник

18.  Из перечисленных пауков ядовитым для человека является:

а) паук-крестовик;

б) паук-серебрянка;

в) каракурт;

г) домовой паук.

19.  Ядовитые железы паука находятся:

а) у основания хелицер;

б) у основания ног;

в) в передней части брюшка;

г) в задней части брюшка.

20.  Из названных насекомых конечности роющего типа имеет:

а) комнатная муха;

б) постельный клоп;

в) медведка;

г) рыжий муравей.

21.  Из названных насекомых ротовой аппарат грызущего типа имеет:

а) стрекоза;

б) мясная муха;

в) комар звонец;

г) жук плавунец.

22.  Рабочие пчелы являются:

а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;

б) самками, у которых на развиты половые железы;

в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;

г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.

23.  Ланцетники живут:

а) только в теплых морях;

б) только в теплых пресных водоемах;

в) в холодных морях высокой солености;

г) в болотах и на отмелях пресных водоемов.

24. В эндосперме Покрытосеменного растения может быть:

а) 14 хромосом;

б) 24 хромосомы;

в) 34 хромосомы;

г) 44 хромосомы.

25.  Орган слуха рыб представлен:

а) органом боковой линии;

б) наружным ухом;

в) средним ухом;

г) внутренним ухом.

26.  У змей веки:

а) свободные, прозрачные;

б) свободные, непрозрачные, подвижные;

в) сросшиеся, прозрачные;

г) сросшиеся, прозрачно только верхнее веко.

27.  От желудочка сердца пресмыкающихся отходит:

а) только одна дуга аорты;

б) только две дуги аорты;

в) одна дуга аорты и легочная артерия;

г) две дуги аорты и легочная артерия

28.  В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

а) чешуя;

б) печень;

в)  кишечник;

г) плавательный пузырь.

29.  Температура тела тритона зависит от:

а) характера пищи;

б) содержания жира в тканях тела;

в) содержания воды в тканях тела;

г) температуры окружающей среды.

30.  Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:

а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;

б) уменьшение обилия кормовой базы;

в) изменение длины светового дня;

г) образование брачной пары.

Задание 2. Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки "+". В случае исправлений знак "+" должен быть продублирован.

1.        На рисунке изображены варианты положения завязи в цветке. Нижняя завязь представлена под номерами:

а)   1;

6)  2;

в)   3;

г)    4;

д)   5.

2.    Элементарное соцветие колосок в метелке:

а) пшеницы;

б) ячменя;

в) риса;

г) овса;

д) камыша.

3.   Простейшие (Protozoa) могут передвигаться с помощью:

а) псевдоподий;

б) жгутиков;

в) ресничек;

г)  щупалец;

д) параподий.

4.    К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

б) трёхслойность;

в) наличие гастральной полости;

г) ганглинозный тип нервной системы;

д) хищнический образ жизни.

5. К двустворчатым моллюскам, обитающим в пресных водоемах, относятся:

а) перловицы;

б) прудовики;

в) шаровки;

г) гребешки;

д) беззубки.

6.    Развитие кровеносной системы паукообразных зависит от:

а)  величины тела;

б) развития и строения дыхательной системы;

в) величины сердца;

г) формы сердца;

д) объема крови.

7.  На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

а) зрения;

б) обоняния;

в) осязания;

г) вкуса;

д) слуха.

8.  Четырехкамерное сердце имеют:

а) ящерицы;

б) черепахи;

в) крокодилы;

г) птицы;

д) млекопитающие.

9.  Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;

б) рыб и птиц;

в) амфибий и рептилий;

г) рептилий и млекопитающих;

д) птиц и млекопитающих.

10.  Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

а) грызунов;

б) хоботных;

в) парнокопытных;

г) зайцеобразных;

д) непарнокопытных.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (10 суждений).

1.   В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

2.   Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.

3.   У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.

4.   Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

5.   Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

6. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

7.   Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.

8.  У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с копями для лазания по деревьям.

9.    Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

10. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки - реципиент.

Задание 4. Подберите соответствующий термин для данного определения.

  1. Личинка чешуекрылых насекомых - ___________________________.
  2. Передний конец тела ленточного червя, несущий органы прикрепления к кишечнику хозяина - _____________________________.

3.  Передний конец тела ленточного червя, несущий органы прикрепления к кишечнику хозяина -_____________________________.

9 класс [max 54 балла]

Задание 1 [max 30 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ]:

1-в, 2-г, 3-г, 4-в, 5-а, 6-в, 7-а, 8-в, 9-г, 10-в, 11-г, 12-г, 13-6, 14-6, 15-г, 16-а, 17-в, 18-в; 19-а; 20-в;

21-г; 22-б, 23-а, 24-6, 25-г, 26-в, 27-г, 28-г, 29-г, 30-в.

Задание 2 [mах 10 баллов, каждая ошибка минус 1 балл]:

1 - б, в;  2 - в, г, д;  3 - а, б, в;  4 - а, в, д;  5 - а, в, д;  6 - а, б;  7 -в, г;  8 - в, г, д;  9 - б, д;  10 - а, 6, г.

Задание 3 [max 10 баллов, каждая ошибка минус 2 балла]:

Правильные суждения - 1, 3, 6, 8, 10.

Задание 4 [max 4 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ):

1 - гусеница; 2 - боковая линия; 3 - сколекс; 4 - брызгальца.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс

«Биологический хоккей»

Цель: формирование у учащихся познавательного интереса к биологии.

Задачи:

  1. Развить познавательную активность учащихся.
  2. Развить творческое мышление учащихся.
  3. Формировать бережное отношения к окружающему миру.
  4. Воспитать командный дух и волевое стремление к победе, повысить самооценку учащихся, сплотить коллектив.
  5. Закрепить пройденный материал по ботанике, зоологии.

Девиз урока: « то, что мы знаем, - ограничено, то, чего мы не знаем, -бесконечно» (П.-С. Лаплас)

Форма проведения - игра-соревнование (мероприятие сопровождается  мультимедией), рассчитано примерно  на урок 45-50 мин.

Методический комментарий. Внеклассная работа по предмету определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса к изучаемому предмету.

При определении содержания внеклассного мероприятия учитель исходит из таких принципов, как связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

Содержание проводимого данного мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке 6-7 классов (разнообразие цветов, животных и птиц). Кроме этого данное мероприятие способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Даст возможность учащимся расширения и закрепления экологических знаний и реализации возможности применения их на практике; формирование у школьников убеждений и навыков, нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды к разнообразию животного и растительного мира. Одним из главных направлений здоровьесбережения на данном мероприятии является создание здорового психологического климата на мероприятии и повышение интереса к предмету. В связи с этим на уроке происходит чередование нескольких видов деятельности; используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение на данном мероприятии уделено и эмоциональный климату на уроке: "хороший смех дарит здоровье", мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.

В игре принимают участие 2 команды

Зал, где проходит игра, украшен биологическими экспонатами, на стенах висят газеты-викторины, газеты-почемучки, подготовленные учащимися заранее

На стене висит плакат:

“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину”.

М. Пришвин

Ход мероприятия.

Учитель: Добрый день дорогие ребята, все слышали о такой замечательной коллективной и подвижной игре как хоккей (высказывания детей). Сегодня  мы с вами попробуем поиграть в эту замечательную игру,  только  у нас она будет немного с другим уклоном, и назовем ее  «биологический хоккей» (слайд 1). Ну и как в настоящей игре у нас будут соревноваться две команды.  Команда «Флора» и команда «Фауна». В каждой команде количество «хоккеистов » - по 6 человек : 1 вратарь, 2 защитника, 3 нападающих. Вратарь является капитаном команды.

Заранее дети определяют роли в своей команде. У  каждого участника команды  на груди  висят таблички «вратарь», «защитник» и т.д.

Учитель: Ребята как протекает игра в хоккее (дети высказываются). Наша игра  будет проходить в три периода с небольшими перерывами. В роли главного судьи буду выступать я,  и мне нужны  еще два помощника (выбираются из тех детей,  которые не задействованы  в командах). Итак,  дорогие ребята  условия игры  будут простые:   если  команда отвечает на вопросы  каждого периода правильно , то ей засчитывается гол.  Если игрок,  который некорректно ведет себя на поле – спорит с судьей и  игроками и т.п. удаляется на время  от 2-5 мин. Выиграет та команда , забросившая большее количество шайб за все три периода игры. Ну что ребята  готовы!? Тогда поехали!!!

Первый период.  Разминка «Удивительные животные» (слайд 2)

Учитель: По очереди  каждой команде будет задаваться по пять вопросов,   если команда отвечает правильно на вопрос , будет защитан гол, если команда не отвечает, то   команде - сопернице можно ответить на вопрос соперника и тем самым заработать дополнительный гол.

  1. Какая птица носит название танца? (чечетка) (слайд 3)
  2. Какой кит ныряет глубже всех? (кашалот, ныряет до глубины 2200 м, может оставаться под водой  почти 2 часа) (слайд 4)
  3. Какая рыба носит название человека (карп) (слайд 5)
  4. Благодаря чему муха ползает по потолку и окну (на лапках имеются присоски)
  5. Только этот крупный  представитель кошачьих в хорошем расположении духа умеет мурлыкать как обыкновенная домашняя киска (гепард) (слайд 6)
  6. Часто в мороз можно видеть, что птица нахохливается и делается пушистой. Каково значение этого явления (в распушенных перьях сохраняется тепло)
  7. Какая птица может во время  перелета  уснуть на несколько минут

( аист) (слайд 7)

  1. Какая рыба называется так же, как и спортсмен-легкоатлет? (Прыгун - илистый прыгун) (слайд 8)
  2. Новогвинейские папуасы поклоняются этим животным. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать с собой , гладят,  ласкают и плачут,  когда животное заболело, кормят лучшими блюдами со своего стола. (свиньи) (слайд 9)
  3.  Об этих  животных в священной книге персов «Зену –Авеста»записано «В них наша сила, в них наша потребность, в них  наша пища, в них  наша одежда, в них  наша победа» (коровы) (слайд 10)

Учитель подает свисток.

Учитель: Первый период закончился со счетом ……Все большие молодцы. объявляю небольшой перерыв между первым и вторым периодом. Прошу всех встать и вас болельщики тоже. Хоккей это очень динамичная игра, поэтому нам обязательно нужна тренировка.

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
 

(вращение головой).

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Отдохнули!? Тогда объявляю второй период , который называется «Цветик - семицветик». Поговорим об прекрасных  цветах.

Учитель:

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

 

Перед вами   цветок из семи лепестков  разных по цвету.(слайд11)    На каждый цвет лепестка зашифрован цветок . На слайде  для вас будет показаны задания  в виде ребуса загадки,  картинки  про  определенный цветок. Кто вперед догадается, о каком цветке идет речь тому и гол (балл).

Слайд

Название

Загадка

Легенда (дополнительно читается если команды не могут отгадать каком цветке идет речь)

12-13

Василек

Он растёт на тонкой ножке
В синей ситцевой одёжке,
Ты всегда его найдёшь,
Там, где в поле зреет рожь.

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью этого цветка смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса.
Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с парнем, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают эти цветки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

14-15

Астра

Красивые цветочки 
Расцвели в саду, 
Запестрели красками, 
А осень на носу.

В начале 17 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что по-гречески означало «звезда».

С тех пор этот цветок и стали называть астрой.

Слайд

Название

Загадка

Легенда

16-17

 

Ромашка

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся …

Много лет назад в одной небольшой деревушке жила-была милая девушка со светлыми волосами и голубыми глазами. Эта девушка была давно влюблена в парнишку по имени Роман и ее чувства были взаимны. Они каждый день гуляли в лесу, собирали грибы, ягоды, цветы и практически совсем не расставались.

Однажды молодому человеку приснился сон, в котором седовласый старец дарит ему неведомый ему цветок, с ярко-желтой серединой, окаймленной множеством длинных тонких лепестков. Пробудившись ото сна, парнишка действительно находит около себя этот диковинный цветок. Он сразу же побежал к своей возлюбленной и подарил ей цветочек. Она была в восторге и сразу дала ему название – Ромашка, от ласкового названия имени Романа.

Но девушке стало грустно потому что другие влюбленные были лишены возможности любоваться такими цветами и она попросила Романа отправиться в страну снов и собрать букетик ромашек. Он отправился в путь, но не так просто было найти эту страну. Проведя в странствиях несколько лет, Роман все-таки нашел эту страну. Правитель страны выслушав историю юноши согласился подарить смертным ромашковое поле в обмен на то, что юноша навсегда останется в стране снов. Влюбленный юноша на все был готов ради своей любимой и согласился.

Девушка изо дня в день ждала возвращение любимого, и вот однажды она выглянула в окно и увидела под окном целое поле ромашек и поняла что ее любовь теперь с ней. Вот так вот на земле и появилась ромашка-символ любви.

18-19

Венерин башмачок

Эту туфельку на ножку не надеть,
Эта туфелька наполнена нектаром.
На неё мне можно лишь смотреть,
В «Книгу красную» она занесена не даром.

Охотилась однажды богиня Венера со своим возлюбленным Адонисом в лесу. Вдруг нагрянула гроза. Влюбленные спрятались в пещере, а промокшие туфельки Венера сбросила у входа. Случайный путник, тоже застигнутый грозой в лесу, тоже хотел найти убежище в пещере, но увидел на земле чудные туфельки. Едва он наклонился, чтобы поднять их, как туфельки превратились в орхидеи. Догадался путник, что в пещере отдыхают боги, и убрался подобру-поздорову, а прекрасная орхидея венерин башмачок с тех пор растет в лесу.

Слайд

Название

Загадка

Легенда

20-21

Хризантема

Цветок-загадка символом осенним,
Звездой спускается сияющей с небес...
Нам осень дарит «звездные мгновенья» ,
И за окном цветоподобный лес.

Однажды царь драконов решил навредить людям, похитив Солнце.

Дракон прилетел к нему и хотел схватить, но спалил себе кончики пальцев.

Тогда он сильно разозлился и стал рвать Солнце на кусочки.

Оторванные кусочки Солнца падали на землю и в этом месте вырастали прекрасные цветы — хризантемы.

22-24

Кактус

Что за странный шар растёт
На окне в иголках?
Зеленеет и цветёт,
И на вид не ёлка.

У розы, нежной и беззащитной был однажды день рождения. Все цветы приготовили ей свои подарки - лепестки с капельками росы. И только Кактус не знал, как ему быть. "Роза ведь так прекрасна! - думал он. - А я такой неуклюжий, безобразный со своими колючками... нет, не для меня ее день рождения..."


А Роза, оказывается, была чуткой и внимательной, она словно угадала печальные мысли Кактуса и попросила знакомую Бабочку передать ему чтобы он обязательно пришел: ведь нет подарка дороже, чем дружба. Как обрадовался Кактус приглашению!


- Я обязательно приду, - сказал он Бабочке.
И вот наступил день рождения Розы. Принимая подарки гостей, она каждому улыбалась нежно и чуть печально. Последним к Розе подошел Кактус.

- Я желаю тебе всего-всего самого хорошего, - сказал он. - Но ты такая беззащитная, тебя так легко обидеть, и поэтому твоя улыбка всегда чуть печальна. Я долго думал, что тебе подарить... Вот, прими это... - и Кактус протянул Розе колючую шубку.
- Спасибо тебе, дорогой друг, - ответила Роза, - Мне очень недоставало этой шубки. Но ты слишком уж скромен - ведь у тебя тоже день рождения. Я не забыла об этом. Прими и от меня подарок, - Роза протянула ему ароматный белый бутон.
С тех пор Роза носит колючую шубку, а Кактус цветет в день своего рождения.

Слайд

Название

Загадка

Легенда

25-26

Ирис

Конфеты есть такие,

И есть такой цветок,

И нитки, из которых

Смотаешь ты клубок.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.

Звучит свисток.

Учитель: Второй период закончен со счетом …..,  объявляю перерыв.  Поиграем  в назойливую муху.
Посмотрите на свое лицо со стороны,
Теперь на ту часть, на которую села муха, а точнее на подбородок,
Сгоните муху мышцами лица.
Она улетела на другое место – на щеку,
Снова сгоните муху.
Муха перелетела на лоб.
Сгоните муху со лба.

Последний  период называется «найди животное »

Учитель: Каждой команде раздаются листочки  с заданиями ,в них  5  предложений  где спрятаны  названия животных

Давайте один пример разберем вмете: (слайд 29)

Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной

В этом предложении спрятано название животного, найдите его…

Ответ: Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной.

Теперь я раздаю вам листочки  с заданиями. Даю вам ровно три минуты,   за это время вы подчеркиваете в каждом предложении,  найденные вами зашифрованные названия животных.

Листочки с заданиями каждой команде (слайд 30)

  1. Я захожу во все заливы, ищу какой-нибудь поживы
  2. Нашел я чей-то шлем. Ура! Мне нестрашна теперь жара!
  3. Немногие найдут мой след: я здесь, а кажется,  что нет
  4. Дышать легко, закат пылает, прохладный вечер наступает.
  5. Гром грохотал, весь лес трясло, но я гулял грозе назло.

Ну а пока наши команды трудятся я предлагаю поиграть со зрителями

Викторина для зрителей «такие замечательные птицы..»

  • Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  • Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)
  • Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (Птицы выносят их в клюве)
  • Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны)
  • Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)
  • Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
  • Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
  • Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птицы бросают гнездо)
  • Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (Одинакова)

Ответы  команд проверяются на слайде. Подсчитываются голы (баллы за третий период конкурса и за все три вместе). Выявляется победитель. Награждаются команды за участие и  как победитель.

Учитель: Ну что ж дорогие ребята, ну вот и завершилась наша игра «биологический хоккей» и в завершении нашего мероприятия, мне бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете. У каждой команды на столах лежат цветы  трех  разных  цветов,  предлагаю составить нам всем вместе букет настроения на доске. Каждый из вас выберет  цветок своего цвета и  поместит на доску

 Красный цветок означает – мероприятие мне понравилось,  у меня хорошее настроение,  я многое интересного  для себя усвоил.

Желтый цветок означает – мероприятие мне понравилось, мое настроение не изменилось, я ничего особо нового для себя не узнал

Синий цветок означает – мероприятие мне не понравилось, мне было скучно, ничего нового для себя не узнал

 Учитель: И закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно 
В счет будущего дня.

Всем удачи, берегите себя и главное свое здоровье!!!!

Список используемой литературы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития,1997
  2. Плавильщиков Н.И. Жизнь труда.М.: Просвещение, 1997.
  3. Тереньтьев В.П., Чернов С.А., Краткий определитель пресмыкающихся и земноводных. М.: Просвещение , 1997.
  4. Энциклопедия для детей: Биология. М.:  Аванта +, 1994.
  5. http://bio.1september.ru
  6. http://www.bioljgi.da.ru



Предварительный просмотр:

Программа курса

внеурочной деятельности

«Чудеса химии в повседневной жизни человека»

9 класс

срок реализации 1 год

Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса

Предметными результатами освоения курса являются:

  • в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты, химические рекции, протекающие в природе и в быту;
  • в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
  • в трудовой сфере: планировать и проверять химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
  • в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Личностными результатами освоения программы является:

  • в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за рассийскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  • в познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
  • умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  • использовать различные источники для получения химической информации.

Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 35 занятий за учебный год.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.

4. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

В том числе

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

2

1

1

2

Вода

2

1

1

3

Смеси в жизни человека

2

1

1

4

Поваренная соль

2

1

1

5

Химия пищи

6

1

1

4

6

Спички

1

1

7

Бумага

3

1

1

1

8

В мире красок и карандашей

2

1

1

9

Стекло

2

1

1

10

Керамика

2

1

1

11

Химия стирает, чистит и убирает

4

1

3

12

Химия – хозяйка домашней аптечки

2

1

1

13

Химия – помощница садовода

2

1

1

14

Химия и ювелирные украшения

2

1

1

15

Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии

1

_

_

_

16

Итого

35

14

2

18

Программа

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода (2 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (2 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (6 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Тема 6. Спички (1ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Тема 7. Бумага (3ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

Тема 9. Стекло (2 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 10. Керамика (2 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).

Календарно-тематическое планирование (35 часов)

№  урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

35

По плану

По факту

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).

1

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

1

2

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

1

Тема 2. Вода (2 ч).

3

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

1

4

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

1

Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).

5

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

1

6

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

1

Тема 4. Поваренная соль (2 ч).

7

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

1

8

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

1

Тема 5. Химия пищи (6 ч).

9

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

1

10

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

1

11

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

1

12

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

1

13

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

1

14

Урок - семинар

1

Тема 6. Спички (1ч).

15

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

1

Тема 7. Бумага (3ч).

16

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

1

17

Практическая работа № 9: Изучение свойств различных видов бумаги.

1

18

Урок - семинар

1

Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).

19

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

1

20

Практическая работа № 10: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

1

Тема 9. Стекло (2 ч).

21

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

1

22

Практическая работа № 11: Изучение физических свойств различных стекол.

1

Тема 10. Керамика (2 ч).

23

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

1

24

Практическая работа № 12: Исследование физико-химических свойств глины.

1

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).

25

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

1

26

Практическая работа № 13: Определение среды в мылах и шампунях.

1

27

Практическая работа № 14: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

1

28

Практическая работа № 15: Выведение пятен с ткани.

1

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (2 ч).

29

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

1

30

Практическая работа № 16: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

1

Тема 13. Химия – помощница садовода (2 ч).

31

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

1

32

Практическая работа № 17: Изучение состава различных почв.

1

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

33

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

1

34

Практическая работа № 18: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

1

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).

35

Урок обобщение.

1

Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

  • составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
  • нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;
  • истории возникновения керамики и ее видов;
  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;
  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы проектных работ учащихся

  1. Имеет ли вода память.
  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  3. Физиологический раствор в медицинской практике.
  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.
  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
  6. Продукты, старящие организм.
  7. Отравление препаратами бытовой химии.
  8. “Соляные бунты” в России.
  9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
  10. История бумажных денег.
  11. История спичек.
  12. Реставрация знаменитых картин.
  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
  14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
  16. Выращивание растений на питательных растворах.
  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.

Литература

  1. Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
  2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
  3. Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
  4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
  6. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
  7. Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
  8. Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
  9. Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
  10. Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
  11. Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
  12. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные занятия по химии. 8 класс.

(школьный уровень)

1 уровень

1. Сколько элементов, простые вещества  сегодня в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
А) 118
Б) 22
В) 200
Г) 89

2. Какой элемент назван в честь небесного тела — спутника Земли:
А) Со — кобальт
Б) Те — теллур
В) Sе — селен
Г) U — уран

3. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
А) Та — тантал
Б) Тh — торий
В) Nb — ниобий
Г) Pm — прометий

4. К чистым веществам относится

А) уксус
Б) дистиллированная вода
В) воздух
Г) молоко

5. Является веществом:
А) капля росы
Б) медная монета
В) кусочек мела
Г) ртуть

6. Одинаковую относительную  молекулярную массу имеют вещества , формулы которых: А) CuSO4 и CuS
Б) CuS и CuO
Б) CuO и Cu 2S
Г) CuSO4 и Cu 2S

7. Массовая доля серы в серной кислоте H2S04 равна:

А) 2,04%
Б) 65,31%
В) 32,65%
Г) 3,2%

8. Какое из перечисленных веществ самое соленое?
А) N2
Б) NaCl
В) H2O
Г) С2Н5ОН

9.Сложными являются вещества пары:
А) сера и алюминий
Б) вода и метан
В) озон и хлороводород
Г) аммиак и азот

10. К химическим явлениям относится:
А) плавление парафина
Б) растворение спирта в воде
В) выпаривание раствора соли
Г) изменение окраски индикатора

  1. уровень

Задание 1    

Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов (не менее 5). 

Задание 2

 Массовая доля углерода будет наибольшей для вещества, формула которого:

 1) ССI4

2) CHCI 3

3) CH2CI2

4) CH3CI

Задание 3

Разгадай кроссворд

1. В этой чашке из гладкого твердого материала растирают или измельчают вещества.
2. Она используется для переливания жидкостей и для фильтрования.
3. Эта химическая посуда бывает плоскодонная и круглодонная, применяют для хранения кислот.
4. Это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла, предназначена для проведения самых разных опытов.
5. Он используется для закрепления приборов при проведении эксперимента. 
Ключевое слово – стеклянная посуда, которая применяется для приготовления и хранения растворов.
(5 баллов)

3 уровень

Задание 1

Восстанови пропуски в уравнениях реакций

  1. 4P + … → 2P2O5
  2. 2H2S + 3… → 2H2O + 2SO2
  3. C2H2 + 5O2 → 4 …+ 2H2O
  4. …+3O2 → CO2 + 2SO2

Задание 2

           Молодой учитель химии Колбочкин подготовил карточки с символами элементов и подстрочных индексов, чтобы поиграть с ребятами в игру на составление формул

бинарных соединений. Какие соединения учитель Колбочкин зашифровал, если в его чемодане лежали следующие карточки:

Mn K O 2 5 P O N 3 Na 2 2 O 2 7

При этом каждая карточка может быть использована только один раз.

Учтите, что лишних карточек у учителя нет, и ни одна из карточек не потерялась.

Ответы к олимпиаде по химии для учеников 8 класса

(школьный уровень)

1 уровень

  1. А
  2. Г
  3. Г
  4. Б
  5. Г
  6. Г
  7. В
  8. Б
  9. Б
  10. Г

По 1 баллу за правильный ответ

  1. уровень

Задание 1    

Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов (не менее 5). (5 баллов)

Г.Х. Андерсен «Золотой мальчик», А.Н. Толстой «Золотой ключик», Братья Гримм «Золотой Гусь», «Златовласка», «Золотой бычок»; А.С. Пушкин «Золотой Петушок»; Киплинг «Золотая Антилопа»; миф «Золотое руно», А. Грин «Золотая цепь»; И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок»; М. Пришвин «Золотой луг»; П.П. Бажов «Золотой волос»; А.К.Толстой «Князь Серебреный»; П.П. Бажов «Серебреное копытце»; А.И. Куприн «Серебристый волк»; П.П. Бажов «Хозяйка медной горы»; А.С. Пушкин «Медный всадник»; В. Катаев. "Повелитель железа"; Братья Гримм «Королевич Лягушка, или Железный Генрих»; Жан-Кристиан Птифис «Железная маска»; "Огонь, вода и медные трубы".

Задание 2

 Массовая доля углерода будет наибольшей для вещества, формула которого:

 1) ССI4

2) CHCI 3

3) CH2CI2  (5 баллов)

4) CH3CI

Задание 3

Разгадай кроссворд (5 баллов)

с

т

у

п

к

а

в

о

р

о

н

к

к

о

л

б

а

п

р

о

б

и

р

к

а

ш

т

а

т

и

в

3 уровень

Задание 1

Восстанови пропуски в уравнениях реакций

  1. 4P + … → 2P2O5
  2. 2H2S + 3… → 2H2O + 2SO2
  3. C2H2 + 5O2 → 4 …+ 2H2O
  4. …+3O2 → CO2 + 2SO2

  1. 4P + 2 → 2P2O5            1 балл
  2. 2H2S + 2 → 2H2O + 2 SO2        1 балл
  3. 2C2H2 + 5О2 → 4CO2 + 2 H2O       2 балла
  4. СS2 + 3O2 → CO2 + 2SO2        2 балла

Задание 2

           Молодой учитель химии Колбочкин подготовил карточки с символами элементов и подстрочных индексов, чтобы поиграть с ребятами в игру на составление формул

бинарных соединений. Какие соединения учитель Колбочкин зашифровал, если в его чемодане лежали следующие карточки:

Mn K O 2 5 P O N 3 Na 2 2 O 2 7

При этом каждая карточка может быть использована только один раз.

Учтите, что лишних карточек у учителя нет, и ни одна из карточек не потерялась.

Решение:

За нахождение формулы каждого вещества по 5 баллов

Вещества:

Mn2O7,

K3N,

P2O5,

Na2O2