КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наумочкина Ирина Фёдоровна

Программы кружковой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Documents\IMG_20231011_0005.jpg

Пояснительная записка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры. Кроме того, занятия лепкой способствуют развитию ряда важных качеств:

- Умение преодолевать трудности. Ребёнок повторяет попытки многократно, если поделка не получается с первого раза.

- Внимательность. Ребёнок изучает предметы, которые ему предстоит воспроизвести, обращая внимание на детали.

- Терпение и труд. Занимаясь с пластилином, ребёнок втягивается в рабочий процесс. После занятий он учится убирать за собой рабочие место, приучаясь к порядку.

- Усидчивость. Увлекаясь процессом, ребёнок непроизвольно учится подолгу находиться на одном месте.

В процессе лепки у детей развивается синхронность движений правой и левой руки, развитие межполушарного взаимодействия, развитие сенсорной чувствительности. Дети начинают лучше различать размер предметов, их вес, осознавать форму.

Регулярные занятия лепкой способствуют развитию речи, хорошей координации, фантазии и постоянно активизируют умственную деятельность.

Лепка для детей 3-4 лет – захватывающее и увлекательное занятие, которое помогает адаптации в детском саду и создаёт условие для социализации детей.

Цель программы: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки.

Основные задачи:

  1. Стимулировать пробуждение живого интереса к лепке.
  2. Познакомить с техническими способами изготовления поделок (отделять от цельного куска, скатывать, раскатывать, соединять, сплющивать, оттягивать, прищипывать).
  3. Сформировать умение лепить базовые формы (шар, цилиндр, диск) и создавать на их основе более сложные предметы.
  4. Формировать умение работать в группе выполняя свою часть общей работы.
  5. Развивать инициативность, эстетическое восприятие мира и творческую активность.

Занятия лепкой проводятся один раз в неделю, во второй половине дня длительностью 15 минут.

Срок реализации программы 9 месяцев.

Предполагаемый результат

  1. Положительный эмоциональный настрой у детей в процессе занятий, интерес к лепке.
  2. Соблюдение элементарных правил поведения. Доброжелательное отношение друг к другу. Развитая в соответствии с возрастом мелкая моторика.
  3. Самостоятельное применение приемов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Список использованной литературы.

  1. Грибовская А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет. – М.: Сфера, 2010.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: Скрипторий, 2003.
  3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Карапуз, 2004.
  4. Лыкова И.А. Пластилиновый ёжик. Азбука лепки. – М.: Карапуз, 2005.
  5. Шницкая И.О. Аппликация из пластилина. – М.: Феникс, 2008.
  6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – Мозаика – синтез, 2013.

Календарно – тематический план.

Месяц

Тема

Цель

Материалы и оборудование

Сентябрь

1 неделя

«Мячики для котёнка»

Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы, учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

Силуэт котёнка на каждого ребёнка, цветной пластилин, салфетки, доски для лепки. Рисунок или образец.

2 неделя

«Шубка» для ёжиков

Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска, обучать размазыванию «иголочек» на ограниченном пространстве.

Пластилин чёрного цвета, салфетки, доски для лепки, образец или рисунок, силуэт ёжика без иголок.

3 неделя

«Как у котика усы удивительной красы…»

Учить детей размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения «усов» у кота. Продолжать обучать детей работать на заданном пространстве.

Пластилин чёрного или белого цвета, салфетки, доски для лепки, образец или рисунок, силуэт котёнка без усов.

4 неделя

«Подводное царство»

Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

Картинки рыбок, пластилин разных цветов, доски для лепки, образец или рисунок, силуэт рыбки.

Октябрь

1 неделя

«Листопад»

Учить детей размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Иллюстрация «Листопад». Листочки из картона белого цвета на каждого ребёнка. Красный, жёлтый и зелёный пластилин, салфетки, доски для лепки.

2 неделя

«Морковки для зайки»

Развивать умение лепить предметы в форме конуса. Воспитывать стремление помогать кому – либо.

Игрушка – зайчик, пластилин оранжевого и зелёного цветов, доски для лепки салфетки.

3 неделя

«Погремушка»

Продолжать учить скатывать шарик из пластилина и прикреплять к нему палочку. Закреплять навык скатывания и раскатывания пластилина между ладонями.

Игрушка – погремушка, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Вишенки для торта»

Продолжать учить скатывать шарик из пластилина и прикреплять к нему палочку и листочек.

Иллюстрация «Торт», «Вишенки», пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

Ноябрь

1 неделя

«Зонтик»

Продолжать учить детей шарики из пластилина, сплющивать их при помощи всех пальцев рук. Развивать мелкую моторику.

Пластилин разных цветов, трубочки от сока, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Мухоморы»

Развивать творческое воображение детей. Продолжать учить скатывать шарики и расплющивать.

Иллюстрация мухомора, пластилин красного и белого цветов, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«Бусы для мамы»

Продолжать учить детей скатывать шарики-бусины и нанизывать их на толстую проволоку.

Бусы, толстая проволока, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Украсим кукле платье»

Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина и скатывать из них шарики.

Кукла в красивом платье, силуэт платья из картона разного цвета на каждого ребёнка, пластилин разного цвета, доски для лепки, салфетки.

5 неделя

«Снежинка»

Закреплять навыки раскатывания прямыми движениями между ладоней. Создавать композицию по образцу, передавая ритмичность рисунка.

Бумажная снежинка, пластилин белого и голубого цветов, доски для лепки, салфетки.

Декабрь

1 неделя

«Снег идёт»

(коллективная работа)

Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска.

Половина ватмана с нарисованным на нём городом, пластилин белого цвета, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Ёлочная игрушка»

Продолжать учить скатывать шарик из пластилина и прикреплять к нему пластилиновый жгутик. Закреплять навык скатывания и раскатывания пластилина между ладонями.

Ёлочная игрушка, пластин разного цвета, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«дед Мороз»

(коллективная работа)

Закреплять приёмы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями.

Игрушка дед мороз, на половине ватмана силуэт деда мороза, белый и красный пластилин, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Ёлочка зелёная»

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями. Раскатывать цилиндры разной длины и толщины. Составлять из полученных частей «рисунок», передавая характерные особенности ёлочки.

Елочка, зелёный пластилин, доски для лепки, салфетки, стеки.

Январь

1 неделя

«Ёлочные шары на веточке»

(коллективная работа)

Уточнять знания о круглой форме предметов, закреплять знания о цветах. Продолжать закреплять умение раскатывать колбаски, жгутики одной длины.

Ёлочные шары, веточка ели, веточка ели на ватмане, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Снеговик»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Учить создавать образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Образец снеговика, пластилин белого, оранжевого и коричневого цветов, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«Снегирь»

Продолжать учить детей использовать контурный рисунок, закреплять освоение приёма размазывания.

Иллюстрация с изображением снегиря, картон синего цвета, пластилин красного и черного цветов, доски для лепки, салфетки.

Февраль

1 неделя

«Разноцветный светофорчик»

Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания.

Иллюстрация с изображением светофора, пластилин красного, желтого и зелёного цветов, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Мишутка»

Формировать умение лепить сказочного персонажа, состоящего из шариков и овальчиков. Развивать мелкую моторику рук.

Иллюстрация с изображением медвежонка, сказка «Три медведя», пластилин коричневого и серого цветов, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«Самолёт»

Закреплять умение детей делить кусочек пластилина на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей. Дополнять изображение дополнительными деталями (окошками – иллюминаторами, используя знакомые приёмы лепки: раскатывание, сплющивание, размазывание).

Иллюстрация с изображением самолёта, самолёт – игрушка, картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, пластилин серого, жёлтого и белого цветов, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Смешарики - Крош»

Закреплять навыки лепки: катание шаров, раскатывание цилиндров и их сплющивание.

Иллюстрации Кроша, пластилин синего, белого, черного, розового цветов, доски для лепки, салфетки.

Март

1 неделя

«Цветы для мамы»

Закреплять навыки лепки: раскатывание цилиндров, катание шаров и их сплющивание. Соединение лепных элементов в одну композицию.

Иллюстрация цветов, образец цветочка, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Посуда для зайчика»

Учить детей лепить посуду (чашка, блюдце).

Игрушка – зайчик, детская посуда (чашка, блюдце), пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«Петушок»

Продолжать учить детей действовать поэтапному показу – скатывать из пластилина шарики (зёрнышки) и палочки. Соединение лепных элементов в одну композицию.

Игрушка – петушок, киндер – яйцо, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Черепаха»

Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей катать и расплющивать шарики, катать колбаски.

Иллюстрация черепахи, пластилин коричневого или зелёного цвета, доски для лепки, салфетки.

Апрель

1 неделя

«Птичка»

Формировать желание передавать в лепке образ птички, правильно передавая форму частей тела, головы, хвоста. Развивать умение рассказывать о том, что сделали.

Иллюстрация птички, образец, пластилин коричневого цвета, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Гусеница»

Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.

Иллюстрация гусеницы, образец, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«Божья коровка»

Закреплять навык лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Иллюстрация божьей коровки, пластилин черного и красного цвета, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Бабочка - красавица»

Развивать мелкую моторику рук. Продолжать закреплять навыки лепить предметы из нескольких частей.

Иллюстрации цветов и бабочки, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

Май

1 неделя

«Улитка»

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями между ладоней и скручивании в спираль. Передавать характерные особенности улитки, создавать образ.

Иллюстрация улитки, образец, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

2 неделя

«Пирамидка»

Раскатывание цилиндров разной длины с замыканием в кольцо. Оформление деталей в пирамидку. Развитие глазомера. Воспитывать умение положительно оценивать работы товарищей.

Игрушка - пирамидка, образец, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

3 неделя

«Радуга – мостик для Феи»

Закреплять навык раскатывания пластилина прямыми движениями между ладоней. Создавать композицию по образу с учётом цветового порядка. Учить лишний пластилин отрезать стекой.

Иллюстрация радуги, образец, пластилин разных цветов, доски для лепки, салфетки.

4 неделя

«Мышка - норушка»

Продолжать делить пластилин на две неравные части. Раскатывание овала, оттягивание части материала для головы, прищипывание ушек. Раскатывание колбаски для хвостика.

Игрушка – мышка, образец, пластилин серого и черного цветов, доски для лепки, салфетки.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Цели и задачи программы.

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

- Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- Развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию;

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Категория обучающихся, возраст.

Средняя группа: 4-5 лет.

Срок реализации программы.

Срок реализации Программы – 9 месяцев (37 занятий).

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Общее количество - 37 занятий, длительность занятия - 20 мин.

Методы, используемые в работе кружка.

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.

Словесные: чтение художественной литературы, беседы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры.

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование), экспериментирование.

Прослушивание музыкальных произведений.

Планируемые результаты освоения программы.

- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Самарского края;

- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Список использованной литературы.

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2015год.

4. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год

7. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г

8. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС Вераксы Н.Е. Мозайка-Синтез 2014 г.

9. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Итоговые обучающие ситуации с игрушками разного типа. И.А. Комарова 2011. Учитель

10. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

11. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М.П. Костюченко .- Волгоргад: «Учитель» 2013 .-190 с. Рецензенты: Е.М.Рунова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного технического университета.

Календарно – тематический план работы кружка «Экологическая радуга».

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

7. 09. 2023 г.

«Здравствуй осень!»

Прогулка по территории детского сада.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

Загадывание загадок, беседа «Здравствуй, осень золотая».

14.09.2023 г.

«Цветы на участке осенью».

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

Игра «Угадай по описанию», загадывание загадок.

21.09.2023 г.

«Вечер экологических игр».

Продолжать знакомить с основными видами овощей и фруктов, развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

28.09.

2023 г.

«Морковка».

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

Аппликация из ниток.

Октябрь

5.10.2023 г.

«Осень в белые туманы».

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это - туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

12.10.

2023 г.

«Яблочный сад».

Познакомить детей со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки), развивать воображение.

Аппликация из гофрированной бумаги. (коллективная аппликация).

19.10.2023 г.

«Зелёная аптека».

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Беседа о лекарственных травах. Загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями. С. р. игра «Кукла Катя заболела».

26.10.2023 г.

«Чудо - ягодка».

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).

Рассматривание иллюстраций, муляжей. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

Ноябрь

2.11.2023 г.

«В гостях у птиц».

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).

Презентация «Зимующие и перелётные птицы». Наблюдение за птицами на участке. Слушание пения птиц (аудио запись). Пальчиковая гимнастика «Птичка».

9.11.2023 г.

«На бабушкином дворе».

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные.
Дидактическая игра:
"Назови детёнышей".

16.11.2023 г.

«Путешествие в мир комнатных растений».

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань). Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус, кактус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание растений. Игра «Какого растения не стало». Беседа об уходе за комнатными растениями. Лепка «Кактус».

23.11.

2023 г.

«Аквариумные рыбки».

Учить выделять и называть части тела рыб. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Аппликация "Аквариум" (коллективная работа). Рассказ Л. Берг "Рыбка".

30.11.

2023 г.

«Грибное царство».

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Разгадывание загадок о грибах. Дидактическая игра «Найди лишний гриб». Лепка «Мухомор».

Декабрь

7.12.2023 г.

«А снег идёт».

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Наблюдение «Снег, какой он?». Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

14.12.

2023 г.

«Путешествие по временам года».

Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года.

Путешествие по временам года.

Дидактическая игра «Какое время года? ».

21.12.2023 г.

«Воздух».

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Эксперимент «Что в пакете?». Игры с воздушными шариками и соломинкой. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

28.12.2023 г.

«Волшебница - вода».

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить".

Эксперименты по определению свойств воды.

Изготовление цветных льдинок.

Январь

11.01.2024 г.

«Ёлочка красавица – всем ребятам нравится».

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Сравнение живой и искусственной елей. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

18.01.

2024 г.

«Зимушка - зима».

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

Беседа «Что нам нравится зимой». Аппликация» Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок).

25.01.2024 г.

«Мороз – удивительный художник».

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок. Чтение художественной литературы. Наблюдение.

Февраль

01.02.2024 г.

«Сказка ложь, да в ней намёк».

Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а также зачатки экологического идеала с помощью загадок и сказок о животных, где добро, побеждает зло, прекрасное над безобразным.

Чтение экологических сказок на экологическую тему: «Экологическая сказка про каплю», «Дождевой червяк» и другие.

08.02.2024 г.

«Человек – часть природы»

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое), совершенствовать речь детей, развивать фантазию, воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Беседа «Что такое природа?» Д. игра «Живая – неживая».

15.02.

2024 г.

«Ветер, ветер, ветерок».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека.

Беседа «Что такое ветер?», игра «Ветер дует, лодочка плывёт».

22.02.

2024 г.

«Берегите природу!»

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Беседа «Что такое экологические знаки?».

29.02.2024 г.

«Растения и животные».

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе.

Беседа «Что такое живая природа?». Д. игра «Растение или животное?».

Март

7.03.2024 г.

«Весна идёт!».

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Разгадывание загадок о весне. Чтение стихотворений о весне. Эксперимент «Таяние снега».

14.03.2024 г.

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, беседа «Для чего нужна почва?».

21.03.

2024 г.

«Камни и песок».

Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

Эксперименты с камнями и песком. Рисование на камнях.

28.03.

2024 г.

«Жила – была лягушка».

Познакомить с циклом развития лягушки.

Рассказ о лягушке. Объёмная аппликация «Лягушка».

Апрель

4.04.2024 г.

«Земля – мой дом!».

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

Беседа « Где я живу».

Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде». Беседа о звёздах. Рисование «Звёздное небо». (Нетрадиционная техника).

11.04.

2024 г.

«Посадка лука».

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

Беседа о временах года, о посадке лука.

Посадка лука.

18.04.

2024 г.

«Водоёмы».

Дать детям представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море). Учить их различать друг от друга.

Рассматривание иллюстраций. Беседа о водоемах. Отгадывание загадок.

25.04.

2024 г.

«Рыбы наших водоёмов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

Беседа о рыбах.

Дидактическая игра «Что есть у рыбы». Лепка «Рыбка».

Май

2.05.2024 г.

«Экологическая тропинка».

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить её. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу».

Целевая прогулка по экологической тропинке.

16.05.2024 г.

«Цветущие деревья».

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Беседа о яблони, вишни. «Цветущая веточка яблоньки» (Пластилинография). Коллективная работа.

23.05.2024 г.

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Рассматривание иллюстраций и фотографий. Беседа «Что такое облака, дождь, гроза?». Чтение стихотворений.

30.05.2024 г.

«Насекомые – наши помощники».

Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Наблюдение за насекомыми на прогулке. Лепка «Зелёная гусеница». Дидактическая игра «Летает – не летает». Отгадывание загадок.

Картотека опытов и экспериментов с воздухом.

Опыт 1. Что в пакете

Цель: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт 2. Игры с соломинкой

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта –схема.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3. Лодочка

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Оборудование: таз с водой, лодочка, карта-схема.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?». Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опыт 4. Поиск воздуха

Цель: обнаруживать воздух.

Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.

Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

Опыт 5. Что в пакете

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом), карта- схема.

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.

Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

Опыт 6. Загадочные пузыри

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт 7. Надувание мыльных пузырей

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Опыт 8. Пузырьки-спасатели

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин, карта- схема.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Дети наблюдают, обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет), что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.