Консультации для родителей

Пушкина Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации.

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически?

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели: базового опыта, развития познания, эмоционального и языкового развития, физической подготовки, умения общаться, зрительного восприятия, различения и памяти, слуховых способностей, отношения к книгам, общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.

Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе.

Развивающие игры основаны на таких принципах:

-принцип сочетания игры и обучения,

-принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности,

- принцип поэтапного усложнения игр и заданий,

- принцип активизации умственного развития ребёнка

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться. Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Игры для малышей, раскраски с крупными изображениями и наклейками, мягкие пазлы большого размера, игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды), игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями. Занимайтесь с детьми с первых дней.

Познавательные игры (дидактические). Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Игры для развития внимания и памяти. «Ищем пару, «Отличия», «В поисках предмета», «Что не так?», «Лабиринт». Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики. Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски. Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы. Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы. Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры. Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой. Головоломки, конструкторы, шнуровки. Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

Интерактивные игрушки: они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.

Сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.

Пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым. Кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.

Конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические — сейчас большой выбор

Настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей — развивают логическое мышление и быстроту реакции.

Сюжетноролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мультфильмов, плюшевые игрушки — с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.

Сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобили, игрушечные музыкальные инструменты) — вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.

Пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие — тренируют первые навыки логического мышления малыша.

Счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов — хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию. шнуровки: готовят руку малыша к письму.

Игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода — физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.

Наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации — развивают детское творчество.

Сегодня на рынке представлено огромное количество развивающих игр.

Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает.

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача — подготовиться к школе. Здесь на первый план выходит подготовка руки к письму, важным является приобретение первых навыков чтения и письма. В этот период предложите ребёнку поиграть в игры, которые помогут укрепить его мелкую моторику детских рук: разнообразные конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.

Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Компьютерные и онлайн игры Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и онлайн игры для детей. Такие игры — абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют — например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся игру на компьютере, тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.

При занятиях за компьютером существуют правила:

- Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером.

- Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.

- Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка.

- Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.

- Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в

развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно — всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Совет. Не рекомендуется усаживать ребёнка за компьютер ранее семи лет: малыш должен разносторонне, а не просиживать у ноутбука или с планшетом целый день.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок — индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе.

Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста.

Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься.

Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.

Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Ребёнок и книга»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.

С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Зачем читать детям книги?

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.

Удовлетворение потребности в безопасности. Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов. Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные

ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний. Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какойто сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

Советы для родителей.

  • Чаще говорите о ценности книги;
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
  • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
  • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
  • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
  • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
  • Чаще устраивайте семейные чтения. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой и необходимостью.


Предварительный просмотр:

Готовность к школе

Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и новому виду деятельности.

Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов

- Психологическая готовность

- Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная

- Физическая готовность

- Здоровье, моторика рук, движения, возраст

- Специальная готовность

- Чтение, счет, учебные умения

Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Это - Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.

Успешное усвоение школьного материала.

Интеллектуальная готовность

1. Ориентировка ребенка в окружающем.

2. Запас знаний.

3. Желание узнавать новое, любознательность.

4. Развитие образных представлений.

5. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.

6. Смысловое запоминание.

Признаки познавательной активности

Наличие у ребенка познавательных интересов:

1. любит книги;

2. любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;

3. любознателен;

4. задает много вопросов.

Развитие речи

1. Умение составить связный рассказ по картинке.

2. Умение пересказать небольшой текст.

3. Умение связно рассказывать истории из своей жизни.

4. Умение рассуждать.

5. Умение различать отдельные звуки (фонематический слух).

6. Произносить все звуки правильно.

Высокая мотивационная готовность

1. Желание пойти в школу

2. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.

Волевая готовность - умение сдерживать и контролировать поведение

1. Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.

3. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.

Эмоционально-волевая готовность - это

1. Способность управлять своими эмоциями и поведением.

2. Стремление преодолевать трудности.

3. Стремление к достижению результата своей деятельности.

4. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

Коммуникативная готовность

Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми:

- играть и общаться с другими ребятами;

- быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

- общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

- доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Физическая готовность

1. Состояние здоровья.

2. Физическое развитие.

3. Развитие анализаторных систем.

4. Развитие мелких групп мышц.

5. Координация движений в соответствии с возрастной нормой

6. Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Советы родителям:

1. Внимательно относитесь к здоровью ребенка.

2. Хвалите ребенка за любые успехи.

3. Побеседуйте с ребёнком на тему «Школа» (Зачем надо учиться? Хочет ли он стать школьником?)

4. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.

5. Обратите внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми и взрослыми.

6. Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10-15 минут.

7. Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?

8. Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.

9. Развивайте мелкую моторику у ребёнка (рисование, раскрашивание, лепка, пальчиковая гимнастика).

10. Развивайте мыслительные операции. Например, Стол, тарелка, стул, шкаф – что здесь лишнее? Кошка – рысь – Чем похожи и чем различаются?

Правила для родителей:

1. Ребенок учится в игре

2. Обучение требует систематичности (10-15 минут ежедневно)

3. Знания лучше передаются «От простого к сложному»

4. Не забывайте оценивать успехи ребенка и одобряйте его действия.

Успехов!