Мои публикации

Давыдова Александра Сергеевна

Предварительный просмотр:

Современным детям - современный педагог

Давыдова А.С.,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦВР» г. Тулы

В соответствии с ФЗ № 273 от «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Следовательно, можно сказать, что главной функцией дополнительного образования является воспитательная.

Понятие «воспитание» одно из ключевых в педагогике. Его рассматривают в узком и широком смыслах.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д. [2, с. 12]

В концепции гуманистической воспитательной системы «Центр – наш дом», реализуемой в Центре внешкольной работы с 1994 года, за основу принята формулировка Х.Й. Лийметса и Г.И. Новиковой: «Воспитание – целенаправленный процесс управления развитием личности».

В системе дополнительного образования воспитательный процесс фактически осуществляется в двух направлениях: основы профессионального обучения и основы социального воспитания.

В рамках профессионального воспитания у обучающихся должно сформироваться уважительное отношение к профессиональной деятельности, развиться культура труда. Они должны научиться выполнять профессионально-этические нормы, осознать значимость трудовой деятельности.

В процессе социального воспитания у обучающегося должны сформироваться коммуникативные качества, ответственность, толерантность, активность и инициативность, развиться умение следовать нравственным нормам общества.

А чего хотят сами подростки? Какие они сегодня поколение Z? Это подростки с клиповым мышлением. Они не стараются запомнить много информации, так как в любой момент ее можно найти в интернете; могут делать несколько дел одновременно; инфантильны; не видят разницы между реальным и виртуальным миром; уверены в своей исключительности. В то же время дети поколения Z позиционируют себя как индивидуальности, самодостаточные личности. К основным ценностям они относят богатый внутренний мир, уникальность каждой личности, считают модным быть умным; уважают личное пространство других людей; выбирают высокий уровень мастерства в желаемой профессии; стремятся к лидерству; ищут свои пути; предпочитают комфорт и спокойствие. Любая деятельность для них должна быть в радость.

Конечно, для того чтобы взаимодействие с обучающимися было более эффективным и продуктивным, педагог должен обладать определенными качествами: гуманизм, коммуникабельность, эмпатия, креативность, толерантность, ответственность, чувство профессионального долга, преданность детям, профессии, своим убеждениям, способность к рефлексии (оценке своих действий), знание преподаваемого предмета, эрудиция, любознательность, эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции, стремление и готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

Но этих качеств недостаточно. Сегодня подростки хотят видеть мобильного, творческого и креативного педагога, находящегося с ними на одной волне, не только профессионала, но и товарища – человека, с которым можно пообщаться как со старшим другом на любые волнующие их темы, который посоветует, подскажет, выслушает.

Портрет современного идеального педагога тесно связан с его профессиональной позицией это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. [3, с. 428]. Другими словами, профессиональная позиция определяет личностное отношение к профессиональной деятельности, которой занимается человек, и к самому себе в этой деятельности. Как писал Ш.А. Амоношвили: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу». [1, с. 27]

Если говорить о профессиональной педагогической позиции, то она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей).

Говоря об отношении педагога к своей профессии, выделяют три позиции: дистанционную («далеко», «близко», «рядом»), уровневую (расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: «под», «над», «наравне») и кинетическую (положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе»).[5, с. 289]. Эталоном можно считать следующую позицию: «рядом, наравне, вместе, но чуть впереди». Именно такую позицию я стараюсь занимать по отношению к моим обучающимся как руководитель волонтерского отряда «Лидер» и объединения социально-педагогической направленности «Академия лидерства».

Волонтерское движение активно развивается в нашей стране с 2014 года. В этом же году в Центре внешкольной работы появился волонтерский отряд. В его первоначальном составе было семь обучающихся, в том числе и я. Затем я окончила педагогический колледж и пришла работать в Центр.

Волонтер – это лидер. Ведь быть лидером значит быть примером для всех остальных. А в волонтёрской деятельности ответственность увеличивается в несколько раз, так как дело касается не только коллектива, где ребенок является лидером, но и тех людей, которым волонтёрский отряд оказывает помощь. Волонтером может стать каждый, кто хочет помогать людям. Но, кроме «хочу», есть еще «могу» и «надо». Моя задача как педагога – раскрыть в обучающемся «могу» и соотнести с «надо», ведь волонтерство имеет много направлений, и каждый желающий может себя здесь реализовать.

В 2018 году мы с коллегами педагогами Центра разработали интегрированную программу объединения «Академия лидерства». Мой образовательный модуль называется «Я – лидер!». Стараюсь создать условия для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных важных для их возраста видах деятельности.

В образовательном модуле я выделила три аспекта развития лидерства:

— возможность и необходимость развития лидерских способностей в каждом подростке, независимо от его индивидуальных качеств, характера, жизненных установок;

— активная жизненная позиция лидера в её разнообразных проявлениях: от способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями до деятельного отношения человека к жизни общества, т.е. социальной, гражданской активности;

— третий аспект лидерства связан с необходимостью получения подростком-лидером «допрофессиональных», профильных знаний, т.е. компетентностей в конкретном виде деятельности.

Модернизация системы дополнительного образования детей предполагает совершенствование его содержания, организационных форм, методов и технологий. Всех обучающихся я вовлекаю в активный процесс познания, где они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Проектная деятельность, дискуссии, кластеры, ПОПС-формулы позволяют каждому включиться в работу, развивают навыки самостоятельной и командной работы, успешного общения, способствуют повышению познавательной активности, воспитанию лидерских качеств.

Активно использую технологии личностно-ориентированного обучения, коллективных творческих дел (КТД), способствуя созданию необходимых комфортных условий для самореализации, саморазвития и становления самобытного личностного образа каждого ребёнка. Технология КТД предполагает широкое участие каждого обучающегося в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД волонтёры общаются, учатся работать вместе, делить успех и ответственность с другими. Приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия.

В программе «Академии лидерства» есть целый раздел, посвященный игровым технологиям. На теоретических занятиях будущие лидеры знакомятся с ними, с понятиями «игра», «игровая программа», а также с видами игр. А на практических занятиях они составляют игровые программы, поочередно проводят их, выступая в роли аниматоров и участников игр.

Все обучающиеся объединения «Академия лидерства» входят в волонтерский отряд «Лидер». Несмотря на инфантильность современных подростков, его численность за 6 лет увеличилась в четыре раза, с 7 до 30 человек. Подростки реализуют полученные знания и умения в мероприятиях различного уровня и направленности. В 2018, 2019 годах волонтеры Центра стали участниками акций «Память наших сердец», «Бессмертный полк», «Синий платочек», «Белый цветок», «Собери макулатуру – спаси дерево», «Добрые крышечки».

Ребята вместе с педагогами стали единой творческой командой, которая занимается организацией и проведением разнообразных массовых КТД, система которых сложилась в Центре: мастер-классы, интерактивные праздники и игровые программы, квест-игры, окружные конкурсы и фестивали. В них с удовольствием принимают участие не только обучающиеся Центра, но и их родители, юные и взрослые жители Зареченского округа и города Тулы.

Так что же заставляет подростков заниматься волонтерством? Секрет прост: в любом деле важна мотивация! Если человек мотивирован, он сможет достичь цели. Но невозможно мотивировать и воспитывать других, не мотивируя и не воспитывая себя.

Поэтому я убеждена, что сам педагог должен постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием. Процесс профессионального самовоспитания индивидуален. В нем можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов, речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития – это материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Средства и способы самовоздействия разнообразны: релаксация, средства управления своим психическим состоянием – саморегуляция (приёмы отключения, самоотвлечения, релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

Процесс самовоспитания включает в себя четыре этапа: принятие решения о необходимости личностного самосовершенствования, самопознание, выбор средств, составление плана и реализация планов. [4, с. 48]

Поэтому я, изучив свои возможности, оценив перспективы работы над собой и сформировав модель, к которой надо стремиться, стала проводить самооценку уровня развития того или иного личностного качества или свойства, сформулировала и уточнила свои ценностные ориентиры и составила план, где отражено то, над чем мне предстоит работать, какие методы и средства использовать. Реализовать план помогает активная практическая работа, направленная на достижение моих ценностных ориентиров. Несмотря на то, что я студентка ТГПУ им. Толстого и стаж работы всего лишь 3 года, активно включаюсь в различные профессиональные конкурсы и фестивали: тульский муниципальный педагогический молодежный конвент «Инновации в образовании: вызовы современности, идеи, опыт, взгляды в будущее» - победитель авторских проектов среди участников SMART-площадки «Гражданское образование и патриотического воспитания молодёжи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодёжи», фестиваль педагогических идей педагогов дополнительного образования «Наставничество в системе дополнительного образования детей: новые подходы», региональный конкурс эффективных практик в системе дополнительного образования Тульской области, региональный конкурс «Педагогический дебют - 2020» - 3 место. Являюсь участником методического семинара «Всероссийский конкурс «Учитель года России 2020» как механизм профессионально-личностного развития педагога».

Всё это позволяет мне работать осмысленно и способствует самосовершенствованию.

Я уверена, что изменение профессионального самоопределения педагогов в позиции воспитателя, сформированность у педагогов потребности непрерывного педагогического, профессионального и личностного роста – главное условие достижения эффективности воспитательной системы дополнительного образования.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. - Минск, 1990. - С. 27

2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов, - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 265 с.

3. Психологический словарь. – М., с.

4. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. –512 с.

5. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 460 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О.В.Каверина

А.С. Давыдова

г. Тула

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ

БАЗОВЫХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Аннотация

В статье представлены размышления педагога дополнительного образования о современном содержании и технологиях гражданско-патриотического воспитания в молодёжных объединениях, удовлетворяющих социокультурные и познавательные интересы личности и общества, а также практический опыт организации волонтерской деятельности.

Summary

This article represents thoughts of supplementary education teacher on modern idea and techniques of social and civic education within the frames of youth associations which aim at social, cultural and educative interests of an individual and society, as well as practical experience in organizing the volunteer work.

Ключевые слова

Базовые ценности общества, гражданственность, патриотизм, волонтерская деятельность, современные технологии.

Key words

Fundamental values of society, public spirit, patriotism, volunteer work, modern technologies.

Патриотическое воспитание – один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации. Его главная цель – формирование у детей и молодёжи ценностных ориентаций, качеств и норм поведения гражданина и патриота России [1], позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», уверен Президент РФ В. В. Путин [2].

Как сложная управляемая система патриотическое воспитание включает в себя множество взаимосвязанных элементов. Развитие патриотизма у подрастающего поколения осуществляется по нескольким основным направлениям: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое и спортивно-патриотическое [3]. На развитие патриотического воспитания влияют все социальные институты, с которыми связан ребенок: семья, детский сад, школа, друзья, детские и молодёжные сообщества, объединения дополнительного образования.

В российских образовательных учреждениях давно сложилась система военно-патриотического воспитания детей. Традиционно проводятся тематические занятия и беседы, встречи с ветеранами, смотры строя и песни, конкурсы военных песен и стихов о Родине, военно-спортивные игры и т д. Но достаточно ли этого? Все ли эти формы эффективны для «поколения Z» – подростков с клиповым мышлением? Современные дети не стараются запомнить много информации, так как в любой момент могут найти ее в интернете, к тому же способны делать несколько дел одновременно. Они инфантильны, не видят разницы между реальным и виртуальным миром, уверены в своей исключительности. В то же время дети «поколения Z» позиционируют себя как индивидуальности, самодостаточные личности. К основным ценностям они относят богатый внутренний мир, уникальность каждого, считают модным быть умным, уважают личное пространство других людей, выбирают высокий уровень мастерства в желаемой профессии, стремятся к лидерству, ищут свои пути, предпочитают комфорт и спокойствие.

Ценности, которые были актуальны для молодого поколения прежде, изменяются и сдвигаются в сторону прагматизма. Сегодня для молодежи важен не коллективный успех, а индивидуальный. Чтобы пробудить их гражданское самосознание и гражданскую активность, в первую очередь необходимо сформировать ценностный понятийный аппарат молодёжи: Родина, Отечество и Государство, Патриот и Гражданин, Патриотизм и Гражданственность, Гражданская идентичность, Ответственность и Гражданское великодушие.

Многие ли современные подростки могут самостоятельно правильно истолковать эти ключевые понятия? Обратившись к толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, они узнают, что Родина – это Отечество [4], а Отечество – это страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит [5]. Но, в отличие от Родины, Отечество – духовное понятие, отражающее отношение к отчему краю как к земле предков, с историческим прошлым и настоящим которой неразделима судьба целого народа. «Отечество» образовано в древнерусском языке от слова «отец», то есть обладает мужским началом. «Родина» указывает на род, рождение, следовательно, обладает женским началом. Таким образом, Родина рождает материальную природу, а Отечество придает ей культурное содержание и наделяет смыслом.

Сегодняшняя молодёжь пытается выразить свою точку зрения как может. В опросе «Что значит для современной молодежи Родина? За что вы ее любите (или не любите)?» большинство представителей молодежи ответили, что Родина – это святое, она занимает огромное место в сознании, Родина-Россия – любимое и дорогое, что у нас есть. Молодые россияне любят свою страну за менталитет, за родные просторы, за традиции, за красоту. Но были ответы и другого рода, например, «Люблю свою страну, но не люблю государство», «Родина – место, где я родился. Родину я люблю. Но мне не нравится государственный строй моей Родины…» и т. п. [6]

Среди опрашиваемых были и те, кто считает, что слово «Родина» для них практически ничего не значит, что они скорее не любят Родину, так как в нашей стране трудно жить с материальной точки зрения.

Всё чаще от молодых людей можно услышать негативные высказывания про наше государство, про Родину, желание уехать из родной страны. Меняются ценности, возникают новые проблемы, следовательно, необходимо искать современные содержательные темы, новые технологии и методы для развития патриотизма у современной молодёжи. Следует развивать полноценное патриотическое сознание, которое включает знаниевый, отношенческий (ценностно-эмоциональный) и деятельностный компоненты. Развитие подобного сознания требует практики социальных проектов.

Варианты организации практической деятельности, которые будут интересны сегодняшней молодёжи:

- активное использование диалоговых, дискуссионных форм, которые играют ведущую роль в воспитании патриотизма. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении: «Что такое патриотизм?», «Патриот сегодня: кто он?», «С чего начинается Родина?», «Какие мысли и чувства пробуждает Гимн России?» и др.

- создание проблемных ситуаций, требующих от школьников анализа сложных явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными позициями;

- организация коллективных творческих дел с коллективным целеполаганием и анализом, включая самостоятельную инициативу детей и молодежи;

- проведение познавательных игр в форме фото - и видеоохот, кэшингов, мозговых штурмов, очных и заочных выездных интеллектуально-поисковых экспедиций.

Практический опыт работы доказал, что патриотическому воспитанию подростков способствует волонтерская деятельность. В 2014 году в Центре внешкольной работы города Тулы (далее Центр) был создан волонтерский отряд «Лидер». Деятельность отряда многопланова: патриотическое, социальное, событийное, экологическое волонтерство. Разработанный и реализованный в Центре социально-образовательный проект «Развитие волонтерства в условиях учреждения дополнительного образования как эффективное средство формирования российской гражданской идентичности подростков» позволил его участникам ответить на вопрос, что такое гражданская идентичность и патриотизм, и определить для себя, что эти понятия неразрывно связаны между собой.

Гражданская идентичность – индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. А патриотизм это движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм это, прежде всего, состояние духа, души [7, с. 48-49]. По определению российского ученого Д.В. Григорьева, патриотизм – это причастность ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе мешало и мешает своим и чужим. Он выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Одной из основных задач проекта является формирование гражданской идентичности обучающихся образовательных организаций города-героя Тулы через создание необходимых условий для их духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.

Основа проекта – деятельностный подход в системе творческих и воспитательных событий:

- организация и проведение клубных дней «Закон и порядок», «Я – гражданин Российской Федерации», квест-игры «Страна Правдилия»;

- проведение квест-игр, посвященных Дню России, и флешмобов, посвященных Дню Российского Флага, в рамках сетевого окружного проекта «Содружество»;

- организация общественных акций «Георгиевская ленточка», «Синий платочек», «Память наших сердец», «Звезда Победы», «Блокадный хлеб», «Голубь мира» и участие в них.

С 1918 по 1971 год в здании Центра располагалась школа №1. В ней учились будущие Герои Советского Союза Борис Адамович Булат, Анатолий Михайлович Кобзев, Сергей Николаевич Судейский и Николай Александрович Токарев. Каждый год, традиционно участвуя в шествии «Бессмертный полк», обучающиеся и волонтеры Центра несут их портреты в общем строю.

Волонтёры Центра заинтересовались подвигами наших героев, изучили их биографии и решили рассказать о них своим сверстникам. Совместно с педагогами они разработали проект «Четыре героя четыре подвига», основанный на погружении учащихся среднего школьного возраста в заочную интеллектуально-поисковую экспедицию. Юные следопыты под руководством инструкторов-волонтёров «отправились» по исследовательским маршрутам, чтобы узнать о боевом подвиге героев-земляков.

По итогам поисковой работы участники заполнили карту исследователя, используя наградные листы, архивные документы, письма, газеты. А затем каждая поисковая группа рассказала другим о подвиге своего героя.

Проект был интересен и полезен как волонтёрам - организаторам заочной экспедиции, так и ее участникам-следопытам. Ведь любая деятельность для «поколения Z» должна быть в радость! Кроме того, был учтен региональный компонент, т.к. Герои – уроженцы тульской земли. Осуществлен деятельностный подход: для достижения цели учащимся необходимо было поэтапно выполнить ряд поисковых заданий. И, наконец, «равный обучал равного»: волонтеры-старшеклассники стали наставниками учеников средних классов.

Таким образом, сегодня главной целью детских и молодёжных общественных организаций становится не передача знаний и социального опыта, а погружение в активную деятельность, в ходе которой происходит непосредственное развитие личности молодого человека, его способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Для этого необходимо задействовать интеллектуальную, духовную и деятельностную сферы. И система дополнительного образования, на наш взгляд, располагает для этого необходимыми условиями и возможностями.

Список источников

  1. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Научно-исследовательская работа. URL: .
  2. Российская газета. Путин: Мы должны строить своё будущее на патриотизме. URL: .
  3. Основные направления патриотического воспитания в школе. URL: .
  4. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: .
  5. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: .
  6. Газета национального исследовательского Томского политехнического университета «За кадры». Что значит для современной молодёжи Родина? URL: .
  7. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе, 2006.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Авторы:

- Козлова Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», Россия, город Тула, 89534234233.

- Каверина Ольга Викторовна, методист высшей квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», Отличник народного просвещения, Россия, город Тула, , 89207899034.

Authors:

- Kozlova Aleksandra Sergeevna, supplementary education teacher at Municipal budgetary institution of supplementary education ‘Tsentr vneshkol’noy raboty’ (Centre of extra-curriculum activities), Russia, Tula.

- Kaverina Olga Viktorovna, a high qualification degree methodist of the municipal budgetary institution of supplementary education ‘Tsentr vneshkol’noy raboty’ (Centre of extra-curriculum activities), an excellent worker of public education, Russia, Tula.

Роль волонтерского движения в формировании базовых патриотических ценностей среди детей и молодёжи

The role of the volunteer movement in the basic patriotic values formation among children and young people

Аннотация

В статье представлены размышления педагога дополнительного образования о современном содержании и технологиях гражданско-патриотического воспитания в молодёжных объединениях, удовлетворяющих социокультурные и познавательные интересы личности и общества, а также практический опыт организации волонтерской деятельности.

Summary

This article represents thoughts of supplementary education teacher on modern idea and techniques of social and civic education within the frames of youth associations which aim at social, cultural and educative interests of an individual and society, as well as practical experience in organising the volunteer work.

Ключевые слова

Базовые ценности общества, гражданственность, патриотизм, волонтерская деятельность, современные технологии.

Key words

Fundamental values of society, public spirit, patriotism, volunteer work, modern technologies

Патриотическое воспитание – один из приоритетов государственной политики в Российской Федерации. Его главная цель – формирование у детей и молодёжи ценностных ориентаций, качеств и норм поведения гражданина и патриота России, позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке», уверен Президент РФ В. В. Путин.

Как сложная управляемая система патриотическое воспитание включает в себя множество взаимосвязанных элементов. Развитие патриотизма у подрастающего поколения осуществляется по нескольким основным направлениям: духовно-нравственное, культурно-историческое, гражданско-правовое, военно-патриотическое и спортивно-патриотическое. На развитие патриотического воспитания влияют все социальные институты, с которыми связан ребенок: семья, детский сад, школа, друзья, детские и молодёжные сообщества, объединения дополнительного образования.

В российских образовательных учреждениях давно сложилась система военно-патриотического воспитания детей. Традиционно проводятся тематические занятия и беседы, встречи с ветеранами, смотры строя и песни, конкурсы военных песен и стихов о Родине, военно-спортивные игры и т д. Но достаточно ли этого? Все ли эти формы эффективны для «поколения Z» – подростков с клиповым мышлением? Современные дети не стараются запомнить много информации, так как в любой момент могут найти ее в интернете, к тому же способны делать несколько дел одновременно. Они инфантильны, не видят разницы между реальным и виртуальным миром, уверены в своей исключительности. В то же время дети «поколения Z» позиционируют себя как индивидуальности, самодостаточные личности. К основным ценностям они относят богатый внутренний мир, уникальность каждого, считают модным быть умным, уважают личное пространство других людей, выбирают высокий уровень мастерства в желаемой профессии, стремятся к лидерству, ищут свои пути, предпочитают комфорт и спокойствие.

Ценности, которые были актуальны для молодого поколения прежде, изменяются и сдвигаются в сторону прагматизма. Сегодня для молодежи важен не коллективный успех, а индивидуальный. Чтобы пробудить их гражданское самосознание и гражданскую активность, в первую очередь необходимо сформировать ценностный понятийный аппарат молодёжи: Родина, Отечество и, Государство, Патриот и Гражданин, Патриотизм и Гражданственность, Гражданская идентичность, Ответственность и Гражданское великодушие.

Многие ли современные подростки могут самостоятельно правильно истолковать эти ключевые понятия? Обратившись к толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, они узнают, что Родина – это Отечество, а Отечество – это страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Но, в отличие от Родины, Отечество – духовное понятие, отражающее отношение к отчему краю как к земле предков, с историческим прошлым и настоящим которой неразделима судьба целого народа. «Отечество» образовано в древнерусском языке от слова «отец», то есть обладает мужским началом. «Родина» указывает на род, рождение, следовательно, обладает женским началом. Таким образом, Родина рождает материальную природу, а Отечество придает ей культурное содержание и наделяет смыслом.

Сегодняшняя молодёжь пытается выразить свою точку зрения как может. В опросе «Что значит для современной молодежи Родина? За что вы ее любите (или не любите)?» большинство представителей молодежи ответили, что Родина – это святое, она занимает огромное место в сознании, Родина-Россия – любимое и дорогое, что у нас есть. Молодые россияне любят свою страну за менталитет, за родные просторы, за традиции, за красоту. Но были ответы и другого рода, например: «Люблю свою страну, но не люблю государство», «Родина – место, где я родился. Родину я люблю. Но мне не нравится государственный строй моей Родины…» и т. п.

Среди опрашиваемых были и те, кто считает, что слово «Родина» для них практически ничего не значит, что они скорее не любят Родину, так как в нашей стране трудно жить с материальной точки зрения.

Всё чаще от молодых людей можно услышать негативные высказывания про наше государство, про Родину, желание уехать из родной страны. Меняются ценности, возникают новые проблемы, следовательно, необходимо искать современные содержательные темы, новые технологии и методы для развития патриотизма у современной молодёжи. Следует развивать полноценное патриотическое сознание, которое включает знаниевый, отношенческий (ценностно-эмоциональный) и деятельностный компоненты. Развитие подобного сознания требует практики социальных проектов.

Варианты организации практической деятельности, которые будут интересны сегодняшней молодёжи:

- активное использование диалоговых, дискуссионных форм, которые играют ведущую роль в воспитании патриотизма. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении: «Что такое патриотизм?», «Патриот сегодня: кто он?», «С чего начинается Родина?», «Какие мысли и чувства пробуждает Гимн России?» и др.

- создание проблемных ситуаций, требующих от школьников анализа сложных явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными позициями;

- организация коллективных творческих дел с коллективным целеполаганием и анализом, включая самостоятельную инициативу детей и молодежи;

- проведение познавательных игр в форме фото - и видеоохот, кэшингов, мозговых штурмов, очных и заочных выездных интеллектуально-поисковых экспедиций.

Практический опыт работы доказал, что патриотическому воспитанию подростков способствует волонтерская деятельность. В 2014 году в Центре внешкольной работы города Тулы (далее Центр) был создан волонтерский отряд «Лидер». Деятельность отряда многопланова: патриотическое, социальное, событийное, экологическое волонтерство. Разработанный и реализованный в Центре социально-образовательный проект «Развитие волонтерства в условиях учреждения дополнительного образования как эффективное средство формирования российской гражданской идентичности подростков» позволил его участникам ответить на вопрос, что такое гражданская идентичность и патриотизм, и определить для себя, что эти понятия неразрывно связаны между собой.

Гражданская идентичность – индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. А патриотизм это движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм это, прежде всего, состояние духа, души. По определению российского ученого Д.В. Григорьева, патриотизм – это причастность ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что так или иначе мешало и мешает своим и чужим. Он выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Одной из основных задач проекта является формирование гражданской идентичности обучающихся образовательных организаций города-героя Тулы через создание необходимых условий для их духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.

Основа проекта – деятельностный подход в системе творческих и воспитательных событий:

- организация и проведение клубных дней «Закон и порядок», «Я – гражданин Российской Федерации», квест-игры «Страна Правдилия»;

- проведение квест-игр, посвященных Дню России, и флешмобов, посвященных Дню Российского Флага, в рамках сетевого окружного проекта «Содружество»;

- организация общественных акций «Георгиевская ленточка», «Синий платочек», «Память наших сердец», «Звезда Победы», «Блокадный хлеб», «Голубь мира» и участие в них.

С 1918 по 1971 год в здании Центра располагалась школа №1. В ней учились будущие Герои Советского Союза Борис Адамович Булат, Анатолий Михайлович Кобзев, Сергей Николаевич Судейский и Николай Александрович Токарев. Каждый год, традиционно участвуя в шествии «Бессмертный полк», обучающиеся и волонтеры Центра несут их портреты в общем строю.

Волонтёры Центра заинтересовались подвигами наших героев, изучили их биографии и решили рассказать о них своим сверстникам. Совместно с педагогами они разработали проект «Четыре героя четыре подвига», основанный на погружении учащихся среднего школьного возраста в заочную интеллектуально-поисковую экспедицию. Юные следопыты под руководством инструкторов-волонтёров «отправились» по исследовательским маршрутам, чтобы узнать о боевом подвиге героев-земляков.

По итогам поисковой работы участники заполнили карту исследователя, используя наградные листы, архивные документы, письма, газеты. А затем каждая поисковая группа рассказала другим о подвиге своего героя.

Проект был интересен и полезен как волонтёрам - организаторам заочной экспедиции, так и ее участникам-следопытам. Ведь любая деятельность для «поколения Z» должна быть в радость! Кроме того, был учтен региональный компонент, ведь Герои – уроженцы тульской земли. Осуществлен деятельностный подход: для достижения цели учащимся необходимо было поэтапно выполнить ряд поисковых заданий. И, наконец, «равный обучал равного»: волонтеры-старшеклассники стали наставниками учеников средних классов.

Таким образом, сегодня главной целью детских и молодёжных общественных организаций становится не передача знаний и социального опыта, а погружение в активную деятельность, в ходе которой происходит непосредственное развитие личности молодого человека, его способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Для этого необходимо задействовать интеллектуальную, духовную и деятельностную сферы. И система дополнительного образования, на наш взгляд, располагает для этого необходимыми условиями и возможностями.

Список источников

  1. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Научно-исследовательская работа. URL: .
  2. Российская газета. Путин: Мы должны строить своё будущее на патриотизме. URL: .
  3. Основные направления патриотического воспитания в школе. URL: .
  4. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: .
  5. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: .
  6. Газета национального исследовательского Томского политехнического университета «За кадры». Что значит для современной молодёжи Родина? URL: .
  7. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе, 2006.