Система оценивания образовательных достижений

Артюкова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Приемы формирования самоконтроля и самооценки

Приемы по формированию самоконтроля и самооценки

Обоснование выбора приема

Результативность применения

Словесные (рефлексия)

Для развития самоконтроля и самооценки в конце уроков задаются следующие вопросы:

Что ты узнал на уроке?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания показались трудными?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Формирование осознанного восприятия учебного материала, понимания границ своих знаний, повышения уровня ответственности за учебную деятельность, умения прогнозировать последствия. Учащиеся проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания; уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта.

Портфолио

Портфолио помогает самому ребенку сформировать знания о себе, учиться анализировать свои достижения и неудачи, стремиться к новым результатам.

С 5 класса ученики продолжают формировать Портфолио в рамках преемственности с начальной школой. Качественная работа над Портфолио дает возможность ученикам принимать участие в конкурсе на присуждение стипендий и грантов.

Сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка

Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество.

Формирование самоконтроля и самооценки.

Выполнение задания по алгоритму и оформление оценочного листа

Оценочный лист для учителя - показывает картину успешности учащихся в усвоении темы, позволяет определить уровень усвоения материала каждым учеником и скорректировать дальнейшую деятельность.

Оценочный лист для учащихся позволяет повысить мотивацию, видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других.

Тестирование

Тесты – это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания. Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных понятий, включенных в минимум географического образования, проводить по образцу самооценку выполненного задания.

Формируются навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации, практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами.

Повышается плотность опроса и накопляемость оценок.



Предварительный просмотр:

«Формирующее оценивание на уроках географии – современный подход к оценке учебных достижений обучающихся»

      Тема формирующее оценивание актуальна и обусловлена потребностью современного учителя в применении новых подходов к оцениванию результатов. Формирующее оценивание включает в себя: оценивание достигаемых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, оценивание процесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса.

       В педагогической практике учителя сегодня используют приемы и методы формирующего оценивания.  Уроки обобщения и систематизации знаний строятся на принципах деятельностного, развивающего обучения  

       Обучение строится по схеме: «самостоятельно нашел (или вместе с учителем, одноклассниками) — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». 

      Алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса данной технологии состоит из 9-ти шагов.  

     Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.  В РП по учебному предмету «ГЕОГРАФИЯ» представлены планируемые образовательные результаты, поурочное распределение предметных, метапредметных результатов учащихся

     Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты учащихся. Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.  На урок были представлены 2 цели: 1) для учителя - цель, которой я собиралась достичь в ходе работы на уроке; 2) для учащихся – цель, к которой будут стремиться ученики. Ученикам были предложены глаголы, свою цель они записали на индивидуальном оценочном листе, где велись записи всего урока.  

       Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.     Далее цель урока должна быть трансформирована в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся к достижению цели.  

         За один урок курс географии за 8 класс, повторить невозможно, поэтому ученики на уроке были подведены мною к тому, что уникальность любой страны зависит от географического положения, оказывающее свое влияние на климатические условия и особенности природы в разных регионах нашей страны

          Знания по этим вопросам необходимы при выполнении ВПР и на экзамене по географии.

         Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности   учащихся на уроке. На оценочном листе были представлены критерии оценивания решения этих задач по 3-м заданиям. Критерии были разработаны мною, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Ученики должны знать критерии оценивания выполнения работы.

         Шаг 5. Оценить деятельность учащихся по темам, заданиям. При самостоятельном выполнении заданий, а затем при проверке заданий ученик оценивал свою деятельность в соответствии с данными критериями и выставил количество баллов в столбик «моя самооценка»

         Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.     Для формирующего оценивания обязательным условием является организация обратной связи, которая имеет разные направления: 1) от учителя к ученику; 2) от ученика к ученику; 3) от ученика к учителю.  

      При проверке 1задания: Знание приграничных стран РФ, 18 учеников, по цепочке выходили к доске, называя страну и столицу, определяли ее географическое положение (раздаточный материал был выдан ученикам перед уроком, такую форму работы использую часто). От ученика к ученику, началась проверка задания, я, как учитель, выполняла роль организатора учебного процесса, учащиеся без моей помощи, определили правильный вариант выполнения данного задания, произошло осмысление ошибок, была проведена самооценка, вспомнили + и –черты ГП РФ, их следствия.

       При выполнении2 задания, 14 учеников устанавливали соответствие между климатическими поясами и климатограммами, были допущены ошибки, в ход пошли доказательства от учеников класса, был определен правильный вариант выполнения данного задания, произошло осмысление ошибок, проведена самооценка.

        При выполнении 3 задания, ученики самостоятельно определяли природные районы России по их описанию, Обратная связь от ученика к ученику осуществлялась в ходе взаимного оценивания работы.

        Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений. При оценивании образовательных результатов, учащихся с предыдущим уровнем их достижении, ученикам   на уроке была дана возможность в устной форме, по желанию, сравнить свои знания, полученные по данным темам ранее на уроках, определить для себя, какой материал необходим для повторения.

         Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели. Для определения личного «образовательного прогресса» ученики подвели итог, суммировали общее количество баллов, определили уровень отметки. Из 23 обучающихся: 9 - оценили себя и справились на «отлично», 12- на отметку «хорошо», 2 – на «удовлетворительно» Оценивание учащихся совпало с оцениванием учителя.

       С помощью листов самооценки, я определила для себя проблемы учащихся в освоении материала, увидела, какие знания и умения необходимо отработать на уроках географии.

        Шаг9. Откорректировать образовательный маршрут учащегося. По итогам урока мною были определены обучающиеся, которые имели проблемы, с ними проведена индивидуальная работа, были даны дополнительные задания по закреплению материала. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

          Таким образом, технология формирующего оценивания - это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать процесс обучения, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Поэтому данная технология, мною используется при подготовке к экзамену по географии и всероссийским проверочным работам.



Предварительный просмотр:

Лист оценки предметных результатов

География

9 класс

0 б. – не научился

1 б. – частично научился                                             учебный год ____________________

2 б. – в полной мере научился

                                                 Ф.И. ученика

Умения

Начало года

Конец года

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

- -определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;

- выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:

- - выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий);

расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы

принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию

- географические особенности отдельных стран

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий

- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

- создавать простейшие географические карты различного содержания

- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации

- -подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

 географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс

примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- составлять описание природного комплекса; -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами

- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы