Инновационная/экспериментальная деятельность

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа

Межрегиональной профильной смены с погружением

в бурятскую языковую среду для учащихся 8 классов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края

на базе ГБОУ «Шимкинская ШИСОО» в 2023 году

с 10 по 17 сентября 2023 года

Пояснительная записка

Задача  профильной смены «Түнхэнэй үлгы»- не просто создать условия для отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать потребности отдыхать с пользой для себя и социума. Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для ребят это возможность создать свой интеллектуальный продукт с последующим представлением его на мероприятиях различного уровня.

 Процесс возрождения национального самосознания, получивший развитие в последние годы, обусловил проявление интереса к истории и культуре края, своего народа.

Данная программа  по своей направленности является комплексным, поскольку включает в себя этнокультурное, историко-краеведческое направление, а также разноплановую деятельность, объединяет направления оздоровления, отдыха, художественно - эстетического образования и воспитания детей в условиях языковой профильной смены.

Профильная смена проводится на базе ГБОУ «Шимкинская ШИСОО» Тункинского района Республики Бурятия с пребыванием детей, которое расположено в одном из самых живописных мест Тункинской долины с.Шимки.

По продолжительности программы профильной смены реализуется в течение 7 дней.

Основной состав лагеря –  учащиеся 8 классов средних общеобразовательных школ Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. При комплектовании предпочтение отдается детям, изучающим бурятский язык, историю края, культуру народа, его обряды и обычаи. Деятельность воспитанников во время профильной  смены осуществляется в отрядах (3 отряда) общей численностью 60 человек.

Идея профильной смены:

       Помимо функции погружения в языковую среду детей смена несет и функцию оздоровления и дополнительного образования. Это работа в различных творческих мастерских. Творчество сопровождает человека всю жизнь, является мощным средством совершенствования духовного здоровья личности, даёт ощущение свободы, необходимое для поиска гармонии в себе в окружающем мире, гармонии во взаимоотношениях с другими людьми. В художественно – творческой деятельности происходит слияние четырёх основных направлений воспитательного воздействия: познавательное, созидательное, ценностно-ориентационное и коммуникативное. Все эти направления представлены в программе в виде определённых форм работы с коллективом детей.

Основная задача языкового профильной смены – помочь детям погрузиться в языковую среду. При этом немаловажно любить свой край, природу, знать традиции своего народа. Учитывая изложенное педагогический коллектив профильной смены ставит перед собой следующие цели и задачи:

Целевая группа

Помимо профильных занятий содержание программы включает встречи с интересными людьми – специалистами в сфере бурятского языка: писателями, поэтами Тункинского района,  общественными деятелями.

Цель программы: создание условий, направленных на поддержку и развитие талантливых школьников в области изучения бурятского языка.

Задачи программы направлены на:

  • развитие и сопровождение талантливых школьников в области изучения бурятского языка;
  • развитие способностей и расширение кругозора детей, путем интенсивных занятий на родном языке;
  • совершенствование личностных коммуникативных качеств и речевой культуры обучающихся;
  • активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, проявивших интерес и склонность к изучению бурятского языка.

Планируемые результаты освоения программы профильной смены   посредством проведения мероприятия Межрегиональная профильная смена с погружением в бурятскую языковую среду.

Знания

1.Повышение у детей интереса к бурятскому языку.

2. Овладение знаниями по истории края, по истории развития бурятского народа и его культурного наследия.

3. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

4.Укрепление физического и психического здоровья ребенка.

5. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве профильной смены.

6. Развитие творческой активности каждого ребенка.

7.  Раскрытие творческого потенциала, креативного мышления.

Умения

1.  Систематизация и применение полученных знаний на практике;

2. Способность извлекать информацию из разных источников;

3. Развитие способности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Основное содержание программы и механизмы его реализации.

п/п

Название блока

Цель

Основные задачи

Основные мероприятия

1

Край родной навек любимый.

Нравственное воспитание школьников на традициях бурятской культуры.

1. Создание у воспитанников более полного представления о культуре бурятского народа, через познание истории  края, культурных традиций, уклада жизни, природы.

2. Формирование умений и навыков поиска информации, выполнения творческих работ.

Занятия в творческих мастерских.

Экскурсия в МБОУ  «Толтойская СОШ»;

Встреча с участниками ТОСа «Бадарал» (Данжеева Д .И)

«Алтан Мундаргын зохёолшодой аялгын дээжэдэ хүртэе» - Встреча с членами Литобъединения имени «Мунко-Саридак»;

Дни погружений:

- бурятский язык;

-бурятская кухня;

  бурятские народные игры  

- еохор и т. д.

Мастер - классы по валянию шерсти, «Хорло», и т. д.

Астрономический час «Түхэреэн Түнхэнэй мүшэдэй аялгын самаряан соогуур».

2

Беречь природу –

беречь Родину

Развитие в личности ценностей экогуманитарного мировоззрения, отражающего место человека в природе.

1. Формирование у воспитанников бережного отношения к природе.

2.Развитие творческих способностей у учащихся.

Этические беседы по экологии: экскурсия в Тункинский национальный парк;

Радиоастрофизическая обсерватория Бадары – экскурсия  

Экскурсия в Хойтогольский музей и Культовое место «Бурхан Баабай».

Мараловая ферма, Страусиная ферма – экскурсия.

3

Здоровым быть модно

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

1.Формирование здорового образа жизни.

2. Воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Проведение утренней зарядки.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Соревнования.

Любительский клуб верховой езды «Мүнгэн хазаар» - экскурсия.

Восхождение на Пик Любви. Водопад п.Аршан.

Сплав по р.Иркут.

В реализации программы будут использоваться:

– практическая деятельность (спорт, труд, занятия в творческих коллективах, экскурсии по Тункинскому району и т. д.);

– эстетическая деятельность (пение, хореография, музыка, рисование);

– досуговая деятельность с преобладанием языковых игровых форм, творчества, прогулок на природу и др.

– умственная деятельность (интеллектуальные мероприятия, викторины, конкурсы, Мастер-классы и т. д.);

Механизм реализации программы:

I. Подготовительный этап включает:

–  подбор педагогических кадров,

–  комплектование отрядов;

– разработку документации;

– оформление профильной смены.

II. Организационный этап включает:

–  знакомство с детьми;

–  знакомство детей  с распорядком жизни профильной смены;

–  выбор органов самоуправления;

–  игры-тренинги на сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

–  подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Дети, педагоги, воспитатели, общественные организации – организаторы программы:

– погружаются в бурятскую языковую среду;

– изучают бурятский язык;

– знакомятся с историей бурятского  народа, его культурным наследием;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют творческие отчеты по итогам полученных знаний, работы в творческих мастерских, по итогам экскурсий и т. д..

IV. Заключительный этап.

- Подведение итогов работы.

- Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

-  Выводы, рекомендации на будущее.

- Круглый стол.

Сводный план мероприятий

Межрегиональной профильной смены с погружением

в бурятскую языковую среду для учащихся 8 классов Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края

на базе ГБОУ «Шимкинская ШИСОО» в 2023 году

с 10 по 17 сентября 2023 года

Дата

Время

Мероприятие

Место

ФИО отв

10.09.2023 г.

Заезд участников

Ознакомление и экскурсия по школе.

ГБОУ ”Шимкинская ШИСОО”

Сушкеев С.М.

Бадеева А.П.

Табиханова С.В.

Базарова С.С.

Сушкеева С.В.

Сушкеева С.Б.

Ухеева З.Д.

Сыбыкова В.Б.

Ангархаева Р.С.

11.02.2022 г.

понедельник

09.00-09.50

«Арадай аман зохёолой алтан абдар».

Лекция беседа – «Оролто хэшээл»

Занятие исследование – «Оньhон үгэнүүд оншотой»

СДК “Дружба”

Самбялова Мария Николаевна, учитель бурятского языка и литературы.

МАОУ «Орликская СОШ»

10.00-10.50

Лекция-беседа, викторина. Манай тоонто- Могойтын аймаг. (Цугольский дацан, Алханай, Дуроо-шулуун, Аршаны. Известные люди Могойтуйского района и т.д.)

СДК “Дружба”

Эрдынеева Дарима Ринчинхандаевна, учитель бурятского языка и литературы, русского языка и литературы  

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»

11.00-11.50

Шүлэг зохеолгын, найрууулгын  уран арганууд

СДК “Дружба”

Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна, Буряад Уласай үндэһэтэнэй 1-дэхи лицей-интернадай буряад хэлэ ба уран зохеолой багша

12.00

обед

13.00 – 17.00

Выезд в Этнографический музей у.Хойто-Гол, культовое место «Бурхан Баабай»

у.Хойто-Гол

Сушкеев С.М.

Сушкеев А.С.

Шалданов З.С-Д.

18.00

ужин

19.00

Танилсалгын үдэшэ.

СДК “Дружба”

Бадеева А.П.

Табиханова С.В.

Базарова С.С.

Сушкеева С.В.

Сушкеева С.Б.

Ухеева З.Д.

Сыбыкова В.Б.

Ангархаева Р.С.

21.00

Второй ужин

12.09.2023 г.

вторник

09.00-13.00

Выезд в МБОУ «Толтойская СОШ»

с.Толтой

Сушкеев С.М.

Сушкеев А.С.

Бадеева А.П

Базарова С.С.

13.00

Обед в МБОУ «Толтойской СОШ»

13.30 – 17.00

Посещение бассейна «Саяны» и Радиоастрофизическая обсерватория Солнечная обсерватория «Бадары»

п.Аршан

Бадары

Сушкеев С.М.

Шалданов З.С-Д.

Сушкеев А.С.

Сушкеев Б.С.

18.00

ужин

19.00

Литературный вечер “Алтан Мундаргын зохёолшодой аялгын дээжэдэ хүртэе” - Встреча с членами Литобъединения “Мунко-Саридак”  

с.Шимки

Аюшеева Г.Д.

Безотечество О.М.

Зверева Г.Т.

Базарова С.С.

21.00

Второй ужин

13.09.2023 г.

среда

09.00-09.50

«Дуунуудаа дуулая хамта».

Мастер-класс по переводу русских песен на бурятский язык

ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

Атутова Инна Петровна, учитель бурятского языка и литературы.

МБОУ «Бурят-Янгутская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина» Осинского муниципального района

10.00-10.50

Буряад нютаг хэлэнүүдэй онсо шэнжэнүүд.

СДК “Дружба”

Балдуева Любовь Михайловна- Буряад Уласай үндэһэтэнэй 1-дэхи лицей-интернадай хүтэлбэрилэгшэ

11.00-11.50

 Викторина. «Табан хушуун мал».          

Беседа, игра «Шагай наадан», «Баргай наадан,

СДК “Дружба”

Эрдынеева Дарима Ринчинхандаевна, учитель бурятского языка и литературы, русского языка и литературы  

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»

12.00

обед

13.00 – 17.00

Выезд в п.Аршан

Восхождение Пик Любви. Водопад. Мараловая ферма. Страусиная ферма.

п.Аршан

Сушкеев С.М.

Шалданов З.С-Д.

Сушкеев А.С.

Сушкеев Б.С.

18.00

ужин

19.00-20.00

Мастер – класс «Хорло»

Кабинет бурятского языка

Базарова Соёлма Саяновна, учитель бурятского языка ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

Мастер – класс «Валяние»

Кабинет технологии

Сушкеева Саяна Буянтуевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

21.00

Второй ужин

21.30

Астрономический час “Түхэреэн Түнхэнэй мүшэдэй аялгын самаряан соогуур”

с.Шимки

Зайганова В.В.

Бадеева А.П.

14.09.2023 г.

четверг

09.00-09.50

Занятие исследование – «Оньhон үгэнүүд оншотой»

Практическое занятие:

Yреэлэй баян удха

Таабаритайхан таабаринууд

СДК “Дружба”

 Самбялова Мария Николаевна, учитель бурятского языка и литературы.

МАОУ «Орликская СОШ»

10.00-10.50

практическое занятие,

ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

Атутова Инна Петровна, учитель бурятского языка и литературы.

МБОУ «Бурят-Янгутская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина» Осинского муниципального района

11.00-11.50

Уран зохеолой хэшээлнүүдтэ когнитивнэ карта хэрэглэлгэ.

ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна, Буряад Уласай үндэһэтэнэй 1-дэхи лицей-интернадай буряад хэлэ ба уран зохеолой багша

12.00

обед

13.00 – 17.00

Сплав по реке Иркут

Экскурсия по окрестностям с.Шимки

Встреча с старожилом у.Хужиры Шагдуровой Д.Г.

с.Шимки

Сушкеев С.М.

Шалданов З.С-Д.

Сушкеев А.С.

Сушкеев Б.С.

18.00

ужин

19.00

Мастер класс

 Встреча с участниками ТОСа «Бадарал» (Данжеева Д .И)

Интеллектуально-развлекательная игра (МБОУ «Жемчугская СОШ»)

с.Шимки

Молокшонова Х.О.

Табиханова С.В.

Сушкеева С.В.

Дарима Бимбажаповна

Ухеева З.Д.

Сыбыкова В.Б.

Ангархаева Р.С.

21.00

Второй ужин

15.09.2023 г.

пятница

09.00-09.50

Эссе бэшэлгэдэ табигдадаг эрилтэнүүд.

СДК “Дружба”

Балдуева Любовь Михайловна- Буряад Уласай үндэһэтэнэй 1-дэхи лицей-интернадай хүтэлбэрилэгшэ

10.00-10.50

Буряад дуунуудта дурлал түрүүлгэ.

СДК “Дружба”

Бадмацыренова Цырендолгор Бадмаевна, Буряад Уласай үндэһэтэнэй 1-дэхи лицей-интернадай буряад хэлэ ба уран зохеолой багша

11.00-11.50

Итоговое мероприятие:

«Арадай hургаал – алтан»

Хэшээл - концерт

СДК “Дружба”

Самбялова Мария Николаевна, учитель бурятского языка и литературы.

МАОУ «Орликская СОШ»

12.00

обед

13.00 – 17.00

Выезд в Национальный парк «Тункинский»

с.Кырен

Ильина А.С.

Сушкеев С.М.

Ангархаева Р.С.

18.00

ужин

19.00-20.00

Мастер-класс «Валяние»

Кабинет технологии

Сушкеева Саяна Буянтуевна, учитель начальных классов

ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

Мастер – класс «Хорло»

Кабинет бурятского языка

Базарова Соёлма Саяновна, учитель бурятского языка ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

21.00

Второй ужин

16.0292023 г.

суббота

09.00-09.50

итоговое мероприятие с детьми.

СДК “Дружба”

Атутова Инна Петровна, учитель бурятского языка и литературы.

МБОУ «Бурят-Янгутская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина» Осинского муниципального района

10.00-10.50

 Беседа. Буряад хубсаhан.         

Мастер- класс «Плетение узла сомпи», «Сохимол сохихо».

ГБОУ «Шимкинская ШИСОО»

Эрдынеева Дарима Ринчинхандаевна, учитель бурятского языка и литературы, русского языка и литературы  

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»

11.00-11.50

Итоговое занятие

СДК “Дружба”

Балдуева Любовь Михайловна- Буряад Уласай үндэһэтэнэй 1-дэхи лицей-интернадай хүтэлбэрилэгшэ

12.00

обед

13.00 – 17.00

Мастер-класс по стрельбе из лука.

Мастер-класс по лепке бууз. 

с. Шимки

Сушкеев С.М.

Шалданов З.С-Д.

Сушкеев А.С.

Сушкеев Б.С.

Сушкеева С.В.

18.00

Праздничный ужин

19.00

Церемония закрытия профильной смены

Коллектив школы

21.00

Второй ужин

17.09.2023 г.

09.00

Завтрак

Отъезд

Сушкеев С.М.

Бадеева А.П.

Табиханова С.В.

Базарова С.С.

Сушкеева С.В.

Ангархаева Р.С.

Ухеева З.Д.

Сушкеева С.Б.

Сыбыкова В.Б.

Распорядок дня

1. Вставай-ка. – 07.00 часов

2. Тематическая зарядка - 07.05 – 07. 15

3. Мойдодыр - 07.15 – 07.30

4. Утренняя трапеза - 08.00 – 08.30

5. Творческие мастерские - 09.00 – 12.00

6. Обед - 12.00 – 12.30

7. выезд  - 13.00 - 17.30

8. Полдник. 16.00- 16.30

9. Ужин – 18.00-18.30

10. Подготовка к тематическим мероприятиям -  16.30 – 17.00

11. Тематические мероприятия – 19.00-21.00

12. Второй ужин – 21.00 – 21.30

13. Гигиенка, сон – 22.00

Кадровое обеспечение

Успех реализации программы в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения со знанием бурятского языка: преподаватель истории, преподаватель хореографии, воспитатели,  другие специалисты.

Следует отметить тот факт, что технический и обслуживающий персонал профильной смены также является двуязычным, что даёт возможность постоянного общения с детьми на бурятском языке.

1. Начальник лагеря

2. Воспитатель  - учителя

3. Медицинская сестра

4. Повар

5. Водитель



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Шимкинская школа-интернат среднего общего образования»

Научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

Направление: Геометрия

Геометрия  в  бурятских орнаментах

        Выполнила: Самбялова Айлана

ученица 9 класса

Руководитель: Сушкеева С.В.,

учитель математики высшей категории

             

                                                                                                                         

                                                                 

Шимки, 2022

Оглавление:

1.     Введение:                                                                                

2.     Основная часть                                                                      

2.1   Бурятский узор, его особенности.                                  

2.2   Топология и бурятский узор.                                  

2.3  Линии на плоскости                                                      

3. Заключение                                            

4. Литература                                                                                                                                                                                                                                                  

5. Приложения.                                                                                  

Введение.

Восхищаясь  рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.

Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве.

Орнаменты с давних времен применяются в  декоративном искусстве.  При исследовании геометрического строения кристаллов выяснилось, что их атомы расположены очень правильным образом, образуя как бы пространственный орнамент.

Именно это открытие побудило в конце XIX века физиков и математиков подробнее изучить орнаменты (тогда и было дано точное математическое определение орнамента).      

Бурятский орнамент – составная часть художественной национальной культуры, сохранившая самобытный характер, преемственную связь с прошлым.

Актуальность:

Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований  на примере исследования орнаментов. Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.   

Цель работы: исследовать бурятские узоры с помощью геометрических фигур, группы узлов топологии, уравнений линий.

Задачи:

1.  изучить использование геометрических форм и линий в практической  деятельности человека;

2. рассмотреть геометрические преобразования, которые лежат в основе создания орнаментов.

Проблема: Математические закономерности, связанные с бурятскими орнаментами.

Объект:  Орнаменты с геометрическими  формами.

Методы исследования:

 - изучение дополнительной литературы по данному вопросу

- описательный метод с приемами наблюдения.

- сравнительный метод.

   

  1. Бурятский узор, его особенности.

Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

«Слово «орнамент» - латинского происхождения означает «узор», «украшение», связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлением человека о Вселенной. Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз». Новыми для бурятского декоративного искусства явились такие символы буддийской культуры, как улзы, соёмбо, зэндэмэни, бадма сэсэг, ваджра, ратна, шоу, и другие. Если в начале эти элементы имели каноническое использование в оформлении буддийских храмов, внутреннего убранства дацанов, культовых атрибутов, то постепенно они приобрели значение национально-эстетических компонентов орнамента и нашли широкое применение в украшении предметов народной бытовой среды. Для бурятского орнамента свойственны графическая четкость контура, симметричность формы, выразительная локальность цвета.

Цвет играет исключительную важную роль в традиционном декоре, поскольку этническая самобытность узоров во многом определяется их характерным колористическим решением. В бурятском орнаменте преобладают белый цвет – цвет чистоты благородства, цвет Луны. Красный цвет считается цветом огня, олицетворяет радость, счастье, торжество и связывается у бурят с изображением Орла (существа небесной сферы, символа огня и солнца). Голубой цвет – цвет чистого неба над степью – почитается как цвет верности и постоянства. Желтый цвет – цвет золота – выражает в народной символике монголов великую любовь, способную выдержать любые испытания, оранжевый – символ раннего восхода Солнца, возрождения, расцвета, зеленый – символ цветущей степи и вечной жизни. В декоративных композициях предпочтение отдается следующим их сочетаниям: красному желтым, оранжевому с зеленым, синему с белым. Коричневый и черный цвета чаще применяются в качестве фона и декоративной отделки, придающих контраст изображению. В орнаменте, как правило, используются яркие, насыщенные краски, лишенные дополнительных цветовых оттенков, чем достигается особенная выразительность узоров.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с  его  обрядами и обычаями.                

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.  Все многообразие орнаментов разделяются на  пять основных групп:

  1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….)
  2. Зооморфные ( животные, птицы..)
  3. Растительные (листья, цветы, лотос…)
  4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)
  5. Культовые    

Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов – геометрические.

Ведущими мотивами геометрического орнамента являются «меандр» или «алхан хээ» - (молоточный орнамент), рисунок стеганого матраса – шэрдэг – «шэрэмэл шэрдэгэй хээ», «улзы» - (плетенка) и сложенные сочетания крестообразного орнамента «хас» - (свастика), круг.

Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, так как по-бурятски и монгольски «алха» - молоток.

Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречаются классический меандр греков, его упрощенные и усложненные виды. Но не только уважение, но и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, так как известно, что кочевники прославились как искусные мастера по приготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» трудовой орнамент встречается всюду.

Наряду с меандром в монгольский мир проникли и другие геометрические узоры. Наиболее давнее происхождение имеют такие геометрические узоры, как тумэн наст; у бурят тумэн жаргал, - сложное переплетение крестообразного орнамента, символизирующее долголетие; Хаан бугуйвч - «царские браслеты», изображение спаренных ромбов, выражающее идею верности, дружбы, силы, прочности; хатаны суйх - «серьги царицы» – спаренные круги, - символ веры, неутомимости; Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из дерева, металла, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.

Часто встречаются в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Земным эквивалентом Солнца является  «огонь». Огонь с древнейших времен не  только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии –  прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии.    

В ходе работы я   экспериментировала на  компьютере, строя  комбинации  осевой и центральной симметрии  параллельного переноса, поворот.  Компьютерная техника позволяет  сейчас моделировать и строить узоры, достаточно построить фрагмент узора.

Современные узоры можно рисовать так: сначала фрагмент узора, а затем его отсканировать и с помощью Microsoft Photo Editor производить движение фрагмента, используя буфер обмена Office. Если нет сканера можно рисовать с помощью программы Pаint.

  1. Топология и бурятский узор

Топология – это одна из математических наук, изучающая те свойства геометрических фигур, которые могут быть описаны с помощью понятия непрерывности.

В топологии рассматриваются различные узлы, и для каждого узла определяется некоторая  группа, называемая группой узлов.

    На иллюстрации 1

                                                                                            за систему образующих

        группы    узла     можно

                                                                                            принять дуги а1, а2, а3,

                                                                                           между, которыми имеются

                                                                                           соотношения.

Этот узел называют математики «трилистником».

  1. Линии на плоскости

  Бурятские узоры можно представить в виде алгебраических линий (кривых) п - ого       порядка:

  • линий первого порядка – прямых

矵ﶀᙱ矵݈

Этот узор по бурятски называется «алхам хээ» - узор шага, ассоциирует ежедневный шаг человека, который приносит либо счастье, либо грусть.

Вода  изображается в виде волн, означая очищение, прохождение через мир иллюзий

  • линий второго порядка- окружности, эллипсов, гипербол, парабол…

круг

Внутри круга изображено «солнце». Солнце – источник высших ценностей, духовной власти. Оно изливает на землю поток жизнетворных сил.

Вряд, ли умельцы – дарханы, подозревали, что в их узорах, изображающих рога баранов, лосей, изюбра можно увидеть алгебраические линии  высших порядков.

  • линии высших порядков.

- ДЕКАРТОВ ЛИСТ -  плоская алгебраическая кривая 3-го порядка, уравнение которой в декартовых прямоугольных координатах имеет вид: x3+y3-3axy=0.высшка

высшка

 

Эти линии в школьной программе не изучаются, поэтому я просто воспроизвела со справочника по высшей математике.

Я думаю, что в бурятских узорах используется роза – линия, заданная полярным уравнением , где а и к - положительные числа. Роза состоит из конгруэнтных лепестков симметричных относительно наибольших радиусов, каждый из которых равен а, количество лепестков зависит от числа к.

Линий высших порядков много, которые, по моему мнению, используются в бурятских узорах:

Я хочу представить свой узор, который назвала бы «Как прекрасен этот мир…»  

Каждому человеку, живущему в этом мире, необходимы, прежде всего:

Воздух, чтоб дышать,

Огонь, чтоб греться,

Вода, чтобы пить,

Земля, чтобы на ней жить!

Землю я изобразила в виде зеленого прямоугольника. Дальше использовала бурятский узор   «алхам хээ» - узор шага, ассоциирующий  ежедневный шаг человека, который приносит либо счастье, либо грусть. Воду изобразила в виде полукругов – волн. Очень важно, чтобы у каждого человека была крыша над головой, в моем узоре – это изображено в форме трапеций. В середине узора изображен красный огонь, солнце. Также в своем узоре я использовала узор Инь-Ян – символ двойственности мира, так как в мире всегда существуют принципы двойственности (тепло - холодно, светло - темно, радостно - грустно и т.д.),  это два уравновешивающих друг друга принципа, связаны мужским и женским началами мировоззрения. И, конечно же, я хочу, чтоб над нами всегда было мирное синее небо.

Заключение

При исследовании этой темы я много узнала о бурятских орнаментах, его символике и цветах. И то, что она мало исследована, так как мало литературы о ней. Эта тема хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представление о самобытной культуре бурятского народа. Когда я сама рисовала узор, то, оказалось, трудно рисовать «плетенку», она действительно развивает пространственное воображение. Выбранная мною тема дала возможность приблизиться к культуре моего народа.  Я прониклась уважением к мастерам, которые, не имея математических знаний, точно и верно вырисовывали орнаменты, имеющие все виды преобразований на плоскости.

При работе с этой темой я научилась анализировать и делать выводы, ставить вопросы «А что дальше?», «Почему..?». Также устанавливать различные взаимосвязи и взаимодействия между элементами объекта.

Меня заинтересовали алгебраические линии высших порядков их вид и то что, кроме прямоугольной системы координат, есть и полярные координаты. Я думаю, что полученные умения работать над темой,  мне пригодятся при учебе в дальнейшем. Этот доклад тесно связан по тематике с докладом  «Символика чисел» , который я написала в 6 классе.  

Литература:

  1. Антонов В. «Национальные символы Бурятии» Байкал. 1987г.
  2. Атлас Бурятии- издательство Улан-Удэ. 2000 г
  3. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят» г. Улан-Удэ. 2004г.
  4. Балдаев Ф.И. « Бурятский национальный орнамент» Улан-Удэ. 1972 г.

      5.   Гнеденко Б.В. «Энциклопедический словарь юного математика» М. Педагогика.      

        1989.  стр 62.,стр 72, стр 89.

Рецензия

на научно- практическую работу по теме

«Геометрия  в  бурятских орнаментах»

Ученицы 10 класса МБОУ «Баянгольская СОШ»

Санжиевой Арюны.

   

 В рукотворной красоте орнаментов велика роль геометрии в создании этих произведений.

 Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии - классификации орнаментов. Проблема изучения символики орнамента была и остается одной из актуальных для понимания основ традиционной культуры, путей развития историко-культурного процесса в целом.  Одной из актуальных  проблем является проблема сохранения и распространения  народных традиций, обычаев.

Арюна подошла к данной теме творчески, рассматривая применение геометрии в  создании бурятских  орнаментов. Умеет анализировать, обобщать, экспериментировать. Глубина и значимость исследования, которые делает школьница, решая задачи, определяется характером осуществляемой  деятельности и мерой ее усвоения. Арюна подходит к любой задаче творчески, ясно и кратко ставит вопросы, умело применяет знания в нестандартных ситуациях, овладевает мыслительными операциями и методами научного познания..

Результаты и выводы обоснованы. Оформление работы соответствует предъявленным требованиям.         Таким образом, настоящая работа достигла поставленных целей и заслуживает хорошей оценки.

                 

                                        Руководитель:  Цыдыпова В.М.



Предварительный просмотр:

Мастер класс по лепке бууз.

Мастер класс по лепке бууз.

Мастер класс по лепке бууз.