Проектная деятельность

Трегубова Екатерина Владимировна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc394.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Тополек» города Кирова Калужской области

Педагогический проект

«Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

 

        Выполнила: воспитатель

Трегубова Екатерина Владимировна

        Киров 2022г.

Содержание

1.Теоретическое обоснование проекта ………………………………………………...3

2. Построение модели проекта …………………………………………………………4

3.Описание практической части реализации проекта ………………………………...8

4.Анализ результатов по реализации проекта ………………………………………..18

Заключение ……………………………………………………………………………..24

Список используемой литературы ……………………………………………………26

Приложения

1. Теоретическое обоснование проекта.

Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира.

Каким образом развивается ребёнок как личность в современном мире?

С введением Федерального государственного основного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из первостепенных задач современного образования поставлена задача воспитание всесторонне развитой творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребностей в положительных эмоциональных контактах с людьми.

Но в современном обществе интеллектуальное развитие ребёнка часто идет в ущерб эмоциональному: дети реже удивляются, восхищаются, сопереживают, их интересы и общение ограничены, а игры однообразны. В век развития компьютерных технологий, наши дети постепенно уходят от   эмоциональных переживаний, восхищений, восторгов. Появилась подмена эмоционального живого общения зависимостью от компьютера. Это проблема нашего общества.  

В нашем современном мире компьютеров      большое значение для ребёнка может сыграть    театрализованная деятельность.  

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка.

На сегодняшний день в педагогической практике существует довольно большое количество методик, программ, развивающих технологий, статей по развитию детей в театральной деятельности, которые можно успешно использовать в своей работе воспитателя дошкольного учреждения.

По мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития, как личностных качеств ребёнка, так и его творческих способностей. Ведь все дети без исключения талантливы. Кто - то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто то поёт, другой – с удовольствием танцует, а кто то увлечённо рассказывает друзьям о волшебных мирах, а кто то уже в дошкольном возрасте показывает свои артистические данные, играя в театр. В выборе средств, которые помогли бы творческому развитию ребёнку, можно остановиться на театрализованной деятельности. Именно она способствует интеллектуальному эмоциональному творческому развитию дошкольника и обеспечивает сотрудничество через совместную деятельность. Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, а также развитием коммуникативных качеств.

Театрализованная деятельность - это особая среда для развития творческих способностей детей.  Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре живого общения. Благодаря волшебству театральной деятельности, дети воспринимают окружающий мир не только умом, но и всем сердцем. Это дает возможность для развития умственных способностей, эмоционального интеллекта, чуткости, собственного отношения к добру и злу, вместе    с персонажами сказок учатся быть смелыми, добрыми, приветливыми, трудолюбивыми, осуждают пренебрежение к труду, надменность, бездушное отношение к людям и всему живому.   Это мощный инструмент открытия и шлифовки человеческих способностей, и в первую очередь – познать себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Эмоциональный подъём обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своём воображении происходящие события – даёт толчок развитию творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей способствуют развитию личности ребёнка в целом.

 Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие, основой художественно-творческих способностей являются общие способности, но именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Чтобы научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, свободно мыслить, эмоционально   доброжелательно контактировать с людьми без зажатости и скованности, согласовывать свои действия с другими детьми, я решила, что в развитии творческих способностей у детей, необходимо использовать методы и приёмы театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способом приобщения к духовному богатству.  При этом, работая в этом направлении, опираться на личностно – ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).

Всё выше сказанное и определяет актуальность выбранной темы.

2.Построение модели проекта        

Основываясь на анализ художественно – эстетического развития дошкольников, я выделила для себя основную проблему, которая заключается в сниженном развитии творческих способностей детей.

Данная проблема возникает из ряда следующих причин:

1. недостаточная профессиональная компетентность педагогов и специалистов в понимании значимости данного вопроса

2. недостаточное информирование родителей по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

3. недостаточное насыщение развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, целью проекта является создание условий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность через изучение правовых документов ДОО и методической литературы по проблеме формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

2. Подготовить информационный материал для родителей по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

4. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

5. Разработать план работы с детьми, родителями и со специалистами по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Участниками проекта выступили: дети старшего возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – логопед, педагог – психолог, родители воспитанников старшей группы.

Тип проекта: педагогический, художественно – эстетический

Продолжительность проекта: долгосрочный, педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (с сентября 2020г. – по май 2021г.)

        Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

        Методы реализации проекта:

- словесные (беседа, рассказывание по картине, по воображению, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пересказ, заучивание скороговорок, чистоговорок, разучивание текста по ролям);

- наглядные (показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, показ разных видов театра: настольные, пальчиковые, на фланелеграфе, теневой театр, варежковый, конусный, платочный, вязанный кукольный, с куклами би – ба – бо)

- практические (упражнения для социально – эмоционального развития детей, упражнения по формированию выразительности исполнения, речевая гимнастика, театрализованные постановки в разных жанрах: драматические, музыкальные, шуточные, кукольные)

Пути реализации проекта:

I этап – аналитико – теоретический

II этап – практический

III этап - аналитико – диагностический

I этап проекта – аналитико – теоретический

1. Изучить научно – методическую литературу по данной теме.

2. Анализ предметно – пространственной развивающей среды театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и проанализировать уровень развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

4. Подобрать упражнения, игры, игровые   ситуации, стимулирующие творческую активность детей.

5. Подготовить наглядный материал (разные виды театра, необходимые костюмы персонажей, декорации).

6. Составить картотеку чистоговорок, скороговорок, упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата для детей старшего дошкольного возраста. 

7. Подготовить дополнительный познавательный материал, расширяющий кругозор детей.

8. Разработать мероприятия, направленные на развитие творческой личности ребёнка старшего дошкольного возраста, с использованием    театрализованной деятельности.

9. Анкетирование родителей на тему: «Поговорим о творчестве»

10. Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы) и работы с родителями.

II этап - практический

1.Осуществить запланированную систему мероприятий по развитию творческой личности ребёнка старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Реализовать взаимодействие с родителями по вопросам творческого развития детей старшего дошкольного возраста   через театрализованную деятельность и по созданию условий для обогащения предметно – пространственной среды группы.

III   этап – аналитико – диагностический

1. Проанализировать уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности по окончании реализации проекта.

2. Проанализировать проведённую работу и полученные результаты.

3. Разработать перспективы на последующую работу по развитию творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности.

Продукт проекта

Практический материал работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности

Картотека организованной образовательной деятельности.    

Картотека скороговорок

Картотека чистоговорок

Картотека потешек, песенок для инсценирования

Картотека упражнений по дикции

Картотека пальчиковых игр

Картотека дидактических игр. Общеразвивающие игры.

Картотека специальных театрализованных игр, упражнений, этюдов

Картотека игр на действия с воображаемыми предметами

Картотека игр на развитие двигательных способностей

Картотека музыкально-пластических игр

Картотека творческих игр со словом

Практический материал работы с родителями по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности           

Мероприятия с родителями

Памятки для родителей

Буклет для родителей

Рекомендации для родителей

Папки-передвижки для родителей

Консультации для родителей

Ожидаемые результаты:

Дети:  

1. Приобщение детей к театральному искусству, повышение интереса к театрализованной деятельности.

2. Развитие у детей творческих способностей через театрализованную деятельность.

3. Формирование коммуникативных способностей детей в процессе знакомства с театром и театральной деятельности, в процессе игрового общения.

4. Повышение у детей уровня уверенности в себе.  

5. Улучшение навыков связной эмоциональной, выразительной и содержательной   речи воспитанников.

6. Развитие мышления, фантазии, воображения.

7. Улучшение уровня произвольной памяти, внимания детей.

Родители:        

1. Приобщение родителей к сотрудничеству с детским садом

2. Формирование желания участвовать в жизни   группы своих детей.

3. Взаимодействие   с педагогами и детьми по театрализованной деятельности.

4. Построение взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшение взаимоотношений между детьми и взрослыми.  

        

Воспитатель:

1. Повышение профессионального мастерства.

2. Овладение проектной деятельностью.

3. Повышение интереса к проблеме развития творческой личности детей старшего возраста через театрализованную деятельность.

4. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме (формирование практических умений по использованию театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста).

Долгосрочные результаты

1. Продолжать применять различные формы работы по развитию творческих способностей у детей через театрализованную деятельность, расширяя их диапазон новыми наработками.

2. Поиск и включение в мероприятия новых современных технологий по развитию творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности.

3.Разработка новых форм взаимодействия с семьёй, создание «Семейного театра в детском саду».

3.Описание практической части реализации проекта

Деятельность практической части реализации проекта началась с поиска и изучения методической литературы, направленной на освещение данной темы проекта.

На основании изученного, был проведён анализ, систематизация и обобщение информации по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и разработана модель работы с детьми и их родителями в данном направлении.

Реализация разработанной модели развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности началась с анализа театральной зоны в группе, с целью выявления её наполняемости для насыщенной и полноценной работы по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

В дальнейшем был проведён анализ первичной диагностики по выявлению уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и осуществлено анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах творческого развития детей средствами театрализованной деятельности.

Полученные данные по диагностике детей и анкетирование их родителей помогли оценить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно -  эстетическом направлении средствами театрализованной деятельности, а также осведомлённость родителей в данном вопросе.

На основе всей проделанной работы, был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей по развитию творческих способностей у детей средствами театрализованной деятельности.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности

Период

Наименование мероприятия

Ответственный проведения

Место проведения с детьми

Работа с детьми

Место проведения с родителями

Работа с родителями

Сентябрь

Групповое помещение

Проведение диагностики по выявлению уровня развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Музыкальный зал

1.Родительское собрание на тему: «Мы ищем таланты» (см. Приложение 4.1.)

2.Анкетирование на тему: «Поговорим о творчестве» (см. Приложение 2.1.)

3.Выпуск буклетов для родителей на тему: «О детской креативности» (см. Приложение 4.3.)

Воспитатель

Октябрь

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Муз. зал.

1.Беседа с детьми «О, как красив и поэтичен народный наш язык». Прослушивание под муз. В. Волкова «Капризуля», Чтение «Девочка – рёвушка» А. Барто. (формировать умение вслушиваться в особенности поэтических и литературных текстов).

2. Речевая игра «Ветер» (см. Приложение 3.7.)

 (развивать речевое дыхание, силу голоса)

3.Пальчиковая игра «Моем руки» (развивать мелкую моторику) (см. Приложение 3.6.)

4. Игра – имитация «Домашние птицы» (использовать мимику, жесты для более точной передачи персонажей)

5.Досуг

«Необычный вечер» (формировать представление о театре как одном из видов искусств) (см. Приложение 3.1.)

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

1.Консультация в родительский уголок «Домашний театр» (см. Приложение 4.6.)

2.Консультация: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средством театральной деятельности» (см. Приложение 4.6.)

3.Список рекомендуемых упражнений

по дикции (артикуляционная гимнастика)

4.Папка – передвижка с образцами дидактических игр на тему: «Развиваем творческие способности через игру» (см. Приложение 4.5.)

5.Выпуск буклетов для родителей «Развитие речи, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (см. Приложение 4.3.)

Воспитатель

Воспитатель

Учитель – логопед

Воспитатель

Воспитатель

Ноябрь

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Муз. зал

1.Речевая игры «Дорожная шумелка» (Б. Заходер). «Веселый старичок» (Д. Хармс) (Формировать понятия о красоте правильной речи (интонационная  выразительность, красивый тембр) (см. Приложение 3.8.)

2. Чтение по ролям отрывков из сказки «Три поросёнка» (побуждать к импровизации образа, используя двигательные навыки, жест и мимику)

2. Образно -пластическое упражнение «Изобразим домашних животных» (развивать пластическую выразительность, непринуждённость) (см. Приложение 3.11.)

3.Творческое задание «Сыграть на металлофоне, как поросята  купаются в луже» (Приучать к первоначальным исполнительским навыкам- передача художественного образа) создать среду для самостоятельной театрально – игровой  деятельности (см. Приложение 3.12.)

4.Театральные встречи. Презентация «Когда появился театр?»

Групповое помещение

Групповое помещение

Муз. зал

Групповое помещение

Групповое помещение

1.Консультация «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре» (см. Приложение 4.6.)

2. Консультация  

«Театр в детском саду. Какой он?

(виды театров)

(см. Приложение 4.6.)

3.Мастер - класс «Как изготовить куклу из конуса для домашнего театра» (см. Приложение 4.1.)

4.Выпуск памятки для родителей «Театр и дети»

(см. Приложение 4.2.)

5. Изготовление буклетов для

родителей «Ловкие пальчики-

развитая речь» (см. Приложение 4.3.)

 Воспитатель          

музыкальный  руководитель

воспитатель

Воспитатель

учитель -логопед

Декабрь

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Муз. зал

Групповое помещение

1.Прослушивание аудио записи сказки «Три поросёнка» (продолжать развивать интерес к художественной литературе, быть внимательным и заинтересованным слушателем)

2.Пальчиковая игра «За работу» (формировать правильное звукопроизношение, умение чётко и быстро говорить) (см. Приложение 3.6.)

3. Образно – пластическое упражнение «Весёлый поросёнок из сказки», «Уверенный в себе поросёнок из сказки», «Испугавшийся поросёнок из сказки» (учить точно передавать образ героя). (см. Приложение 3.11.)

4.Подготовка декораций к сказке «Три поросёнка» (ёлочки, грибы, цветы, деревья с разными листьями -  летними и осенними)

5. Показ кукольного театра «Три поросёнка» (развить интерес к театральной  деятельности) (см. Приложение 3.1.)

6. Д/игра «Какая сказка спряталась?» (см. Приложение 3.7.)

Групповое помещение в раздевальной комнате

Групповое помещение

Групповое помещение

в раздевальной комнате

Групповое помещение

1. Выставка книг, по которым можно придумать и показать театр в домашних условиях

«Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Красная шапочка» и др.

2. «День добрых дел»

Подготовка ширмы для показа кукольного театра

3. Консультация в родительский уголок «Подготовка к театрализованной деятельности»

(см. Приложение 4.6.)

4. Консультация в родительский уголок «От специалистов»

 «10 простых советов от логопеда» (см. Приложение 4.6.)

Воспитатель  

Воспитатель  и родители

Воспитатель 

Учитель-логопед

Январь

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Муз. зал.

1.Речевые игры «Скажи как…», «Скажи тихо – громко»

(учить произносить чистоговорку голосом разным по тембру) (см. Приложение 3.5.)

2.Пальчиковая игра «Колечко» (способствовать умению концентрировать свое внимание, опосредованно  влиять на развитие речи) (см. Приложение 3.6.)

3.Мини – этюды из сказки «Маша и медведь» (способствовать возникновению собственного творческого видения сказочного образа) (см. Приложение 3.8.)

4.Упражнения для развития выразительной мимики с помощью подсказывающего кубика «Сделай как я» Приложение 3.8.)

5.Разучивание ролей к сказке «Маша и Медведь» (поощрять попытки самостоятельного поиска при выборе средств выразительности  сказочного образа)

6. Показ театрализованной сказки «Маша и Медведь» (см. Приложение 3.1.)

Групповое помещение

Групповое помещение в раздевальной комнате

Групповое помещение

В раздевальной

комнате  

 муз. зал

1.Консультация в уголок для родителей «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника» (см. Приложение 4.6.)

2.Родительская стенгазета «Так мы в семье играем в театр»

3.Рекомендации  

«Как подготовить творческий проект в семье» (приглашать принимать участие в создании общих семейных композиций, сюжетов). (см. Приложение 4.4.)

4. Фотовыставка «Наш домашний конусный театр»

5.Помощь в подготовке костюмов к показу сказки «Маша и медведь»

Воспитатель

Воспитатель и родители

Воспитатель  

Воспитатель и родители

Февраль

Групповое помещение

1.Речевые игры «Вьюга», «Зима» (развивать силу голоса и речевое дыхание)

2.Развитие мелкой моторики «Ножницы» (опосредованно влиять на правильное звукопроизношение, внимание, память)

 3. Упражнение «Нарисуй в воображении и расскажи образ своего  любимого сказочного героя» (способствовать развитию воображения, собственного видения героя (см. Приложение 3.8.)

3.Игры – этюды на пластику, мимику и жест. Изобразить героев стихотворения «Дозор» З. Александровой (см. Приложение 3.8.)

В раздевальной комнате

В  групповой комнате

В раздевальной комнате

1. Консультация в родительский уголок «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники». (см. Приложение 4.6.)

2. Информация в папке – передвижке «Театрализованная деятельность является ведущей в подготовке детей к обучению в школе» (см. Приложение 4.5.)

3.Оформление фотоальбома «Наши достижения в театрализованной деятельности»

4.Помощь в подготовке костюмов ко «Дню защитника Отечества» (пошив матросских бескозырок и воротников)

5.Папка-передвижка «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь»

(см. Приложение 4.5.)

 Учитель – логопед  

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель и родители 

учитель-логопед

Март

В групповой комнате

В групповой комнате  

В групповой комнате  

В групповой комнате

В групповой комнате  

В муз. зале

1Чтение  стихотворения «Про пана Трулялинского» (Ю. Тувим )

2.Речевая игра «Снег»,

(совершенствовать навыки управления своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией) (см. Приложение 3.5.)

 3.Развитие мелкой моторики «Месим тесто», «Печём блины» (способствовать развитию чистоты речи, умение владеть своим голосом, чёткому произношению)

4. Игры – этюды на пластику, мимику и жест. «Изобрази героев сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» (см. Приложение 3.8.)

5.Проигрывание диалогов Буратино – Мальвина, Пьеро – Мальвина, Пьеро - Артемон (подвести детей к творческому состоянию и готовности выразить свои чувства в действии).

6. «Театральная встреча» - «В театре»

В раздевальной комнате

В групповой комнате

В муз. зале

1.Консультация в родительский уголок «Развитие связной речи дошкольника в семье» (см. Приложение 4.6.)

2. Консультация «Как организовать детский праздник дома?» (см. Приложение 4.6.)

3.Подготовка костюмов к театральной встрече на тему: «В театре»

4.Вечер – беседа «Волшебный мир искусства» (см. Приложение 4.1.)

5. Памятка для воспитанных детей и компетентных родителей (см. Приложение 4.2.)

 Педагог – психолог

Воспитатель

родители

воспитатель

воспитатель

Апрель

В групповой комнате  

В групповой комнате  

В групповой комнате

В муз.зале

1. Речевые игры «Скажи – тихо – громко», «Скажи – медленно – быстро» (совершенствовать навыки – управления своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией) (см. Приложение 3.5.)

2.Музыкально – литературная композиция «Приди, весна, с радостью» (поощрять творческую самостоятельность и оригинальность, дать возможность показать свои достижения сверстникам)

3.Упражнение на дыхание «Надуй шарик и отпусти его в небо»

4.Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» (см. Приложение 3.1.)

В раздевальной комнате

 

В муз. зале

В раздевальной комнате

В муз. зале  

В   кабинете психолога

1. Консультация в уголок родителей «Условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности» (см. Приложение 4.6.)

2. Вечер вопросов и ответов (подготовка вопросов к педагогам по проблеме театрализованной деятельности) (см. Приложение 4.1.)

3. Консультация в родительский уголок «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей 6 – 7 лет» (см. Приложение 4.6.)

4.Праздник – экспромт «День воздушного шарика» – готовится только взрослыми, а дети принимают активное участие (см. Приложение 4.1.)

5. Консультация «Психолог советует» Родителям будущих

первоклассников»

 воспитатель

Воспитатель. родители и дети

Учитель – логопед

Воспитатель, родители, дети

Педагог -психолог

Май

В групповой комнате

Проведение итоговой диагностики по выявлению уровня развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

детей старшего дошкольного возраста

В раздевальной комнате  

В муз. зале

В муз. зале

В муз. зале

В раздевальной комнате

1. Консультация в родительский уголок «Чем заняться с ребёнком в выходные дни   в летнее время?» (см. Приложение 4.6.)

2. Праздник  – экспромт «Наши любимые игрушки»– готовится только взрослыми, а дети принимают активное участие (см. Приложение 4.1.)

3. Презентация: Фотовыставка с рассказом «Как интересно мы провели год» (см. Приложение 5)

4. Презентация на тему: «Театр в нашей группе»

на родительском собрании (см. Приложение 5)

 5. Буклеты на тему: «Театр – дети – семья» (см. Приложение 4.3.)

Педагог - психолог

Воспитатель, родители и дети

Воспитатель

Воспитатель  

4. Анализ результатов по реализации проекта.

Наблюдая за взаимодействием детей старшего дошкольного возраста друг с другом в дошкольном образовательном учреждении, мною были замечены такие проблемы: дети в коллективе не могут самовыразиться, самореализоваться, самостоятельно выйти из сложных ситуаций, их интересы и общение ограничены, а игры однообразны, речь у детей невыразительна и неэмоциональна. Низкий уровень развития творческих способностей (креативности).

Практика показывает, что большое значение для всестороннего развития ребёнка имеет театральная деятельность. Это особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения, даёт возможность самовыразиться и самореализоваться. Решение проблем, возникших у детей – театрализованная деятельность.

Чтобы устранить возникшие проблемы у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, встала необходимость обследовать детей и, в первую очередь, выявить уровень развития их творческих способностей.  

Для подтверждения актуальности возникшей проблемы мною было проведено анкетирование родителей детей дошкольников на тему «Поговорим о творчестве» (см. приложение № 2.1.).

Анализ результатов анкетирования помог определить:

  1. Какой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребёнка - 80 %.
  2. Какой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребёнку в развитии творческих способностей – 20 %.
  3. Каков уровень готовности родителей к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей - 100 %.
  4. Существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого потенциала ребёнка. Существует – ответило - 80 %.

Второе анкетирование родителей на тему: «Какое влияние играет театрализованная деятельность в жизни вашего ребенка?» (Приложение № 2.2) определило интерес, потребность, запрос родителей, а также компетентность по вопросам творческого развития детей через театрализованную деятельность.  Анкетирование показало, что у 80 % дошкольников отсутствует интерес к театральному искусству и деятельности, 100% родителей ответили, что необходимо развивать с помощью театра у ребёнка такие качества, как художественный вкус, речь, творческие способности, мышление, воображение и фантазию, уверенность в себе.  85 % родителей имеют низкий уровень представления о театральном искусстве, 15 % никогда не посещали театр. 100% родителей согласились принимать активное участие в театрализованных представлениях в детском саду.

Опираясь на результаты анкетирования среди родителей, решила обследовать уровень развития творческих способностей у детей 5 лет, взяв за основу методику диагностики авторов В. Синельникова и В. Кудрявцева.  (методика проведения диагностики см. приложение 1.1. таблица № 1)

Диаграмма результатов уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (начало года)

Проводя обследование детей по методике № 1 «Солнце в комнате» для выявления способностей ребёнка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения несоответствия, оценивалась попытка ребёнка исправить рисунок. Обработка данных осуществлялась по пятибальной системе.

Обследование показало, что из 19 детей  

по 1 баллу получили -4 ребёнка – 21 %

по 2 балла – 3 ребёнка; -15 %

по 3 балла – 4 ребёнка; - 21 %

по 4 балла – 6 детей; -  31 %

по 5 баллов -  2 ребёнка  -12%

 Обработка данных по методике №1 показала, что конструктивное воображение на начало года было выявлено у 8 детей из 19. – 43 %

Обследование детей   по Методике № 2 «Складная картинка» показало на сколько дети умеют видеть целое раньше частей.

 Из 19 детей наибольшее количество - 15 баллов набрали 2 ребёнка - 12 %

по 1 баллу получили – 6 детей, - 31 %

по 2 балла –  11 детей – 57 %

по 3 балла  - 2 ребёнка –12%

Обследование уровня детского экспериментирования по Методике № 3 «Дощечка», показало, что наибольшее количество неповторяющихся предметов было выявлено у 5 детей.

5 детей назвали по 2 предмета - 26 %

5 детей – по 3 предмета, - 26%

 4 ребёнка – по 4 предмета - 22 %

5 детей – по 5 предметов.   –26%

Вывод: после обследования уровня развития творческих способностей   у детей старшего дошкольного возраста   посредством методик, предложенных авторами В. Синельниковым и В. Кудрявцевым, можно отметить:

из всей группы детей  26 % имеют высокий уровень развития творческих способностей (креативности);

средний уровень – 50 %

низкий уровень – 24 %

Проанализировав обследование детей, проведённого мною с помощью диагностики авторов В. Синельникова и В. Кудрявцева, я пришла к выводу: актуальность замеченной проблемы налицо. И её нужно устранить путём создания   системы работы для развития у детей старшего дошкольного возраста эмоционально – чувственной сферы и художественного вкуса через театральную деятельность, как подготовительного этапа к самостоятельности и творческой активности детей в играх и в общении друг с другом.

Чтобы повысить уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность, я решила выявить уровень развития детей в театральной деятельности и провести ещё одно обследование по выявлению уровня умений и навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности.  

За основу взяла методику диагностики Н.Ф. Сорокиной и И. Залесской. (см. приложение 1.2. Таблица № 2)

 Диаграмма результатов уровня умений и навыков по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (начало года)

Результаты наблюдения фиксировались в таблице знаками «+», «—»,

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводилась на основе творческих заданий от авторов Н.Ф. Сорокиной и И. Залесской, целью которых было выявление умений детей импровизировать на тему знакомых сказок, умений подбирать музыкальное сопровождение, изготавливать или подбирать декорации, костюмы для разыгрывания сказки.

Обследование показало:

- 36 % от общего количества детей умеют импровизировать на темы знакомых сказок.

- 52 % -  способны понимать основную идею сказки.

-42 % -  могут передавать различные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь.

- 26 % - имеют навык составлять на столе, фланелеграфе, ширме, сюжетные композиции и разыгрывать мезансцены по сказке.

- 68 % - подбирают музыкальные характеристики для создания образов персонажей.

- 31 % - умеют согласовывать свои действия с партнёрами.

- 52 % - используют различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Изучив результат обследования уровня умений и навыков старших дошкольников в театральной деятельности, я, используя диагностику Н.Ф. Сорокиной, решила изучить игровые позиции детей старшего дошкольного возраста в играх – драматизациях – их актёрские, режиссёрские и зрительские умения.

Наблюдения проводились в естественных условиях за самостоятельной игрой – драматизацией детей.

Результаты наблюдения фиксировались в таблице № 3 (см. приложение Таблица 1.3. № 3), фиксировались умения, которые наиболее характерно проявляются у ребёнка в процессе игровой деятельности.

Диаграмма результатов уровня игровых позиций в играх - драматизациях детей старшего дошкольного возраста (начало года)

Согласно методики проведения диагностики изучения игровых позиций детей, графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссёрского» типа. Графа «Роль» позволяет определить детей «актёрского» типа. Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу.

С помощью таблицы № 3, можно определить какую позицию занимает ребёнок в играх – драматизациях.  

Данные обследования на начало года показали – детей

«режиссёрского» типа – 17 % 

«актёрского» - 31%

«зрительского» - 52 %.

Исходя из методики обследования детей, можно отметить, что дети «режиссерского типа» проявляют себя в играх, как умельцы соединять несколько знакомых литературных сюжетов, придумывать новый сюжет для постановки, логически перестраивать один сюжет в другой. Но детей такого типа на начало года – всего 17 %.

Дети «актёрского» типа   активны, умеют передать образ через использование средств выразительности (слова, действия), могут импровизировать. Такого типа детей обследование выявило – 31 %.

Дети «зрительского типа» определены тем, что они любят смотреть, наблюдать за происходящим, сочувствовать, сопереживать героям в спектакле, выражать свое эмоциональное состояние, но творчески не активны- их 52 %.

Вывод: необходимо создать систему работы по повышению уровня развития детей «режиссёрского» и «актёрского» типа.

        С помощью таблицы можно определить какую позицию занимает ребёнок в играх – драматизациях.

        Данные диагностики показали, что из 19 детей

     10 детей – «зрители» - 52 %

9 детей – «актёры» - 47 %, 

3 ребёнка – «режиссеры - актёры» - 15 %, их же можно отнести к позиции «Художники – оформители».

Изучив игровые позиции детей старшего дошкольного возраста в играх – драматизациях по методике диагностирования Н.Ф. Сорокиной, я перешла ко второй части диагностики, связанной с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений, направленных на выявление актерских умений. (см. приложение 1.4. Таблица №4)

Диаграмма результатов уровня актерских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста (начало года)

Проанализировав игровые позиции детей в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений, выяснилось, что у детей выявились такие умения:

актёрские 48(%)

режиссёрские – (19 %)

оформительские - (36 %)

зрительские - (64%).

Сопоставив все полученные данные обследования детей старшего дошкольного возраста в начале года и анкетирование родителей на тему «Влияние театрализованной деятельности на жизнь вашего ребёнка», я решила внедрить в практику с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями свой проект на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

По окончанию действия проекта, я провела ещё раз диагностирование   детей старшего дошкольного возраста на развитие их творческих способностей     средствами театрализованной деятельности.

Сравнительная диаграмма результатов первичной и итоговой диагностики детей.

 Обследование   показало (см. приложение 1.1. Таблица № 1 (конец года)

Диаграмма результатов уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (конец года)

Обследование выявило, что из 19 детей   по методике № 1 «Солнце в комнате» 

по 1 баллу получили -0 детей

по 2 балла- 0 детей

по 3 балла – 2 ребёнка - 12%

по 4 балла – 7 детей  -  36 %

по 5 баллов -  10 детей -52%

         Обработка данных по методике №1 показала, что конструктивное воображение на конец года было выявлено у 17 детей из 19. – 88% вместо 43 %.

Обследование детей   по Методике №2 «Складная картинка» подтверждает, на сколько дети умеют видеть целое раньше частей.

 Из 19 детей наибольшее количество - 15 баллов набрали 14детей - 73 %

по 1 баллу получили –2 ребёнка, - 12 %

по 2 балла –  3 ребёнка – 15%

по 3 балла  -14 детей – 73%

Обследование уровня детского экспериментирования по Методике № 3 «Дощечка», показало, что наибольшее количество неповторяющихся предметов было выявлено у 10 детей.

1 ребёнок назвал 2 предмета - 5 %

 1 ребёнок – 3 предмета – 6 %

 4 ребёнка – 4 предмета - 21%

13 детей – по 5 предметов.   – 68%

При сравнении результатов уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце года, можно отметить положительную динамику роста на 42 %, благодаря внедрению в деятельность детей театральных методов и средств, предложенных в проекте.

Вывод: после погружения в театрализованную деятельность детей и их родителей по предложенному проекту, у детей старшего дошкольного возраста в конце года выявились положительные результаты: из всей группы детей 68 % имеют высокий уровень развития творческих способностей (креативности) вместо 26 % на начало года;

средний уровень – 21 %

низкий уровень –5 %.  

Дети стали не просто механически воспроизводить какие – либо действия, у них появилась возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность. У детей появилась способность творчески раскрываться, что и привело к такому результату.

Чтобы выяснить, на какой уровень развития умений и навыков в театральной деятельности вышли дети после реализации проекта, в конце года была проведена ещё одна диагностика (см. приложение 1.2. Таблица № 2 (конец года), которая показала следующие результаты.

Диаграмма результатов уровня умений и навыков по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (конец года)

При обследовании уровня развития умений и навыков в театрализованной деятельности в конце года выявились умения детей импровизировать на темы знакомых сказок   на 78 % вместо 36 % в начале года.

Методы и средства театрализованной деятельности, приложенных в проекте научили детей понимать основные идеи сказок вместо 52 % в начале года на 85 % в конце года.

Дети научились передавать различные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь вместо 42 % в начале года на 78 % в конце года. У детей выявились артистические качества.

При составлении сюжетных композиций по сказкам на столе или на фланелеграфе у детей проявлялась фантазия и воображение. Уровень умений вырос на 78 % в конце года вместо 26 % в начале года.

В подборе музыкальных характеристик образов персонажей сказок, дети проявляли инициативу, раскрывая свою творческую свободу в конце года - на 84 %, вместо 68 % в начале года.

В конце года дети научились создавать творческие группы для подготовки спектаклей, при этом показывая свои умения согласовывать свои действия с партнёрами. В начале года они умели делать это на 31 %. В конце года виден большой скачок вверх – 73 %.

Создавая атмосферу творчества и доверия, каждому ребёнку предоставлялась возможность высказаться по поводу подготовки различных атрибутов, костюмов и декораций. Поэтому в конце года, после реализации проекта, дети свободно могли использовать различные атрибуты, костюмы и декорации при подготовке спектакля. И это видно в показателях – 84 % - в конце года вместо 52 % в начале года.

Что же может эмоционально раскрепостить ребёнка? Практика показала, что одним из непререкаемых учителей для дошкольников выступает сказка, воплощённая на театральной сцене. 

Изучая актёрские, режиссёрские и зрительские умения старших дошкольников в играх – драматизациях в процессе реализации проекта, появилась необходимость сопоставить результаты обследования детей на начало и конец года При обследовании были выявлены следующие результаты (см. приложение 1.3. Таблица № 3 (конец года):

С помощью таблицы можно определить какую позицию занимает ребёнок в играх – драматизациях на конец года.

Диаграмма результатов уровня игровых позиций в играх - драматизациях детей старшего дошкольного возраста (конец года)

Отмечается положительная динамика в «актёрских» и «режиссёрских» позициях: Данные диагностики показывают: из 19 детей группы - «режиссеры» - 42 %.  

«актёры» - 95 %,

«зрители» - 5 %.

Вывод: такие показатели говорят о том, что   в процессе развития проекта дети стали более раскрепощённее, увереннее в себе, стали свободно чувствовать себя в роли, научились фантазировать, сопереживать происходящему, импровизировать и активно вовлекаться в игровые действия, заметно стал раскрываться творческий потенциал детей.

Перейдя к анализу   второй части диагностики (см. приложение 1.4. Таблица № 4 (конец года)), которая связана с изучением игровых позиций детей в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений на выявление актёрских умений, можно отметить, как положительно изменились показатели актёрских умений и навыков после реализации проекта.

Диаграмма результатов уровня актерских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста (конец года)

Игровые позиции детей в театрализованной деятельности   с использованием этюдов и упражнений на конец года после реализации проекта определяются показателями с положительной динамикой:

актёрские умения детей  - 92 %  

режиссёрские умения – 87 %  

оформительские – 74 %

зрительские  - 87% .

Вывод: результаты диагностики показывают, что театрализованные игры являются одним из эффективных способов яркого обучения проявления принципа обучения – учись играя.

Средствами театральной деятельности, используемые в проекте, у детей сформировались коммуникативные качества, совершенствовался артистизм, навыки   и умения в плане переживания и создания образа, развились творческие способности.

Проект «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» позволил решить многие педагогические задачи: в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей.

У детей за время проведения проекта совершенствовался грамматический строй речи, сформировалась осанка, координация движений.  Театрализованная деятельность стала неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств и уникальным средством развития творческих способностей детей.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

                    - Низкая мотивация детей к участию в театрализованной деятельности

(Подбирать как можно больше интересных методов и форм в проведении мероприятий по театрализованной деятельности и создание разнообразных, мотивационных атрибутов для различных игр, бесед, этюдов и т.д.)

- Отказ родителей от сотрудничества.

(Предоставлять родителям необходимую информацию по эффективности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности)

Заключение

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что – либо новое»

Л. С Выготский

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего, пробудить в ребёнке фантазию и развить её, не просмотреть зачатки тех или иных способностей особого таланта с каким – то видом творческой деятельности.

После активного внедрения проекта «Система работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», театральная деятельность принесла много радости детям. Театр послужил для детей средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень сблизила детей, стремящихся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Во время проведения проекта поощрялась любознательность детей. Сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, взрослые (педагоги и родители) способствовали расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний была необходима для будущей творческой деятельности детей.

Театрализованная деятельность принесла детям положительную динамику в общении друг с другом и со взрослыми.  Дети стали более контактными, раскованными, общительными; стали уверенно отвечать на вопросы педагога, научились правильно выражать свои чувства, мысли; улучшилась эмоционально – волевая сфера, пластическая выразительность, координация движений, чувство ритма, воображение, способность к перевоплощению.

Театрализованная деятельность в проекте помогла решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений и навыков, выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно — эстетического воспитания.

В результате дети познавали мир, выражая своё отношение к добру и злу.

В процессе театрализованных игр, этюдов, постановок, предложенных в проекте, у детей развивалась память, восприятие, воображение; активизировался   и совершенствовался словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, совершенствовалась моторика, координация, плавность, развивалось чувство коллективизма, ответственность друг за друга; и, конечно, развивалась творческая активность.

Внедрение проекта показало, что театрализованная деятельность создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей, сможет показать свой творческий потенциал, на который он способен.

Все выше сказанное говорит о том, что данные результаты в развитии детей не были бы достигнуты, если бы родители не взаимодействовали с дошкольным образовательным учреждением. Проект помог родителям проявить интерес к театральному искусству и деятельности. У родителей повысился уровень представления о театральном искусстве и его значимости в развитии творческих способностей у детей. Ряд мероприятий, которые были проведены с ними по вопросам развития творческих способностей у детей через театрализованную деятельность, привлекли их внимание к совместной работе с педагогами дошкольного учреждения и побудили у них желание взаимодействовать с ДОУ.         Данное направление в воспитании детей показало свою эффективность.

Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков.

Продолжать работу с детьми в этом направлении, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

 Искать новые подходы работы с родителями в этом направлении и внедрять их в практику.

Делиться наработанным материалом по данному направлению, публикуясь на интернет – сайтах (например, «Педсовет», «1 сентября» и пр.), участвуя в методических объединениях города и района.

        Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

        Практика доказывает, что именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

Список использованной литературы

1. Инновационная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» (издание пятое(инновационное) под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М., Мозаика – Синтез, 2019.

2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

3. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. - 2 изд.– М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. – 127с.

5. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

6. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду» (совместная деятельность педагогов, родителей и детей) - М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 64 с.

7. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре /

- М.: Просвещение, 1994. – 128с.

8. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов – М.: Сфера, 2001. – 128с.

 9. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

10. Л.Е. Осипова «Родительские собрания в детском саду» - М. «Издательство «Скрипторий 2003» - 2010. – 56с.  

11. Н.Ф. Сорокина, Е. В. Степанова «Кукольный театр для детей с ОВЗ» - М. «Линка – Пресс» - 2020 – 116 с.  

12. И. Б. Ярославцева «Кукольный театр для малышей» - М., ТЦ Сфера, 2018 – 128 с.

13. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр – творчество дети», М., АРКТИ, 2004 г.

14. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 5, 2014, с.74.

15. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2015, с. 112. «Технология развития творческого воображения дошкольников».

16. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2018, с. 82. «Будем дружными» (кукольный спектакль.

17. Журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2018, с.54 «Играем Чуковского» (И.В. Бодраченко)

18. Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Дошк. воспитание - 1996 - №8 - с. 9-18; №9 - с. 14-20; №11 - с.7-13.

19. Интернет-ресурсы:

        http://www.yandex.ru/

          https://www.maam.ru

          http://www.moi-detsad.ru/

          http:// www./detskiysad/ru

          http://www.edu.-all.ru

          http://www.dohcolonoc.ru

          http://www.ped-copilka.ru

        http://www.vospitatel.com.ua

          http://www/razvitierebenka.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad

https://infourok.ru