Продуктивность методической деятельности педагога

Выступления, показ открытых занятий, мастер классов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО

Сообщение из опыта работы на тему « Арт педагогические технологии для развития детей раннего возраста с учетом требования ФОП»

«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Василий Александрович Сухомлинский.

Основными задачами данной программы являются:

- создание условий для улучшения периода адаптации;

-психологическое сопровождение процесса адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;

- снижение тревожного эмоционального фона, осознание внутренних ресурсов;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие самосознания;

- развитие мелкой моторики;

- улучшение детско-родительских отношений;

- закрепление позитивных поведенческих реакций.

Основной целью реализуемой программы является оптимизация общего состояния и поведения детей в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения с помощью арт-методов

Арт-методы, которые применяются в программе, это - изотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, танцевальная психотерапия, песочная психотерапия, тесто-пластика.

Арт-терапия или «лечение искусством» — достаточно молодое направление в психологии, но интересное не только для педагогов, но и, конечно, малышей. Малыши с удовольствием рисуют и пальчиковыми красками, и мелом, гуашью. Изотерапия– один из методов арт-терапии, применяемый в работе с детьми раннего возраста. Рисование особенно полезно для детей с особыми потребностями. Актуальность методики изотерапии состоит в том, что ребенок раннего возраста может выразить свое эмоциональное состояние не только с помощью общения, а через различные виды творчества. Одна из главных особенностей арт-терапии заключается в том, что у нее нет противопоказаний, она проста в применении и включает в себя использование доступных материалов.

Особенностью изотерапии в работе с детьми раннего возраста является то, что она создает положительную мотивацию, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, развивает у малышей фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Изотерапия включает в себя комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.

Задачи, которые решает специалист при использовании изотерапии:

• выявление психологических проблем;

• вывод наружу скрытых мыслей и чувств;

• возможность выпустить, отработать агрессию и негативные эмоции;

• усиление эффективности психотерапевтического лечения;

• развитие творческих способностей;

• повышение самооценки;

• помощь в установлении социальных контактов.

Специалист может применять как индивидуальную, так и подгрупповую форму работы. Алгоритм работы с детьми раннего возраста включает в себя несколько нижеперечисленных этапов:

1. Подготовительный этап:

- выбор различных изобразительных материалов;

- выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс творчества;

- исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов.

2. Основной этап:

- процесс творческой деятельности.

3. Завершающий этап:

- ребенок переживает ситуацию успеха,

- получает положительный эмоциональный заряд;

- развивается его индивидуальность.

Изотерапия помогает достичь таких результатов как:

- развитие мелкой моторики посредством творчества;

- коррекция эмоционально-волевой сферы;

- создание эмоционально-положительного настроя, преодоление робости и страха;

- оптимизация психических процессов и функций;

- восприимчивость к социуму;

- раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей.

Приемы изотерапии, которые можно использовать с детьми раннего возраста:

- Марания. В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

- Рисование пальцами, ладошками. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления и доступна самым маленьким.

- Техника каракулей. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии? «Сказкотерапия» -здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития

Сказка - это волшебный мир, в который мы окунаемся с детства. Всем в детстве читали и рассказывали сказки мамы, бабушки, воспитатели. Каждому знакомы сказочные герои, вместе с ними мы переживаем различные ситуации. У всех народов мира на протяжении тысяч лет сказки помогают передавать из поколения в поколение необходимый опыт и знания.

Сказка – не только приятное совместное занятие для детей и родителей, но и способ решения различных эмоциональных и поведенческих проблем у ребёнка. В психологии и педагогике существует уникальный метод – сказкотерапия. Благодаря ему можно непринуждённо, в игровой форме, решать воспитательные и образовательные задачи уже с самого раннего возраста.

Сказка:

  • не даёт прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки;
  • обладает психотерапевтическим эффектом, так как в ней непременно находится выход из проблемной ситуации;
  • выполняет развлекающую, обучающую и успокаивающую функции.

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста помогает:

  • обогатить словарный запас, развить речевую активность;
  • развить воображение;
  • расширить представления об окружающем мире;
  • развить умение различать и переживать эмоции;
  • сформировать ощущение психологической защищенности;
  • развить навыки социального взаимодействия, различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • легче преодолеть адаптацию к детскому саду;
  • сформировать положительные черты характера, наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • специальные терапевтические сказки позволяют скорректировать поведение на бессознательном уровне, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить импульсивность и тревожность.

Как использовать сказкотерапию для детей раннего возраста?

  • рассказывание сказки от первого или третьего лица: можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке (например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Волк);
  • самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделение сказочных персонажей качествами, свойственными ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый): ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки;
  • инсценировка, разыгрывание сказок при помощи кукольного, пальчикового театра;
  • арт-терапевтическая работа по сюжету сказки: раскрашивание, рисование, лепка или конструирование по мотивам сказки.

Важная задача в раннем возрасте – заинтересовать ребёнка чтением и сформировать любовь к книгам. Начало этому закладывается именно с изучения и чтения сказок.

К восприятию сказки ребёнка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.

Первые сказки для ребёнка раннего возраста должны быть несложными и короткими, смысл сказки должен быть легко уловим, а слова – понятными: хорошо подойдут народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений, например: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. В этом возрасте ребенку часто бывают более доступны и понятны сказки о животных.

Музыкотерапия-одно из самых перспективных направлений в жизни детского сада. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.

В нашем детском саду мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности, настроения.

Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку., добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон - спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря.

Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Когда ребенок слушает музыку, его организм поглощает музыкальную энергию, и она нормализует работу жизненно важных систем и органов. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на ребенка и его здоровье.

Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения №11 «Созвездие»

города Дубны Московской области

Конспект открытого занятия

для детей группы раннего возраста

«Сказка в стране сенсорики».

Цели: формирование и развитие сенсорных эталонов.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Обучающие: - обогащать сенсорный опыт детей, закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета;

-закрепить знания геометрических фигур (круг, квадрат);

- сортировать предметы двух резко различающихся размеров;

- закрепить понятия: «большой - маленький»; - закрепить понятие «один - много»;

Развивающие: - развивать мелкую моторику; - совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; - развивать внимание, мышление, фантазию;

Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Материалы и оборудование: колобок, заяц (большой, маленький, волк, медведь, лиса; морковки большие и маленькие, корзины большая и маленькая.

Дидактические игры: «Большой - маленький», «Залатай коврик», «Закрой окошко в домике»

Ход занятия.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здороваются с гостями.

Приветствие

Я приглашаю вас поиграть в игру «Здравствуйте»

Давайте встанем все в круг

Здравствуйте наши ручки- (хлоп,хлоп,хлоп)

Здравствуйте наши ножки- (топ, топ, топ)

Здравствуйте наши щёчки- (плюх, плюх,плюх)

Здравствуйте губки

Здравствуйте зубки

Здравствуй носик – пи-пи-пи

Здравствуйте гости! Всем привет!

Дети сели на стульчики

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в сказку. Закрыли глазки «1,2,3 в сказке очутись» (Показываю колобка)

Воспитатель: Ребята в какую мы сказку попали? Дети, кто это?

Дети: Колобок.

Воспитатель: Конечно же, это сказка «Колобок».

Воспитатель: Дети скажите, а какой формы колобок?

Дети: Круглый.

Воспитатель: А какого цвета колобок?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Молодцы. (Дать потрогать колобка)

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Колобок, Колобок

Круглый и румяный бок,

Покатился по дорожке,

Встретил зайку, волка, мишку

У лисы пел на носу

Ищут все его в лесу.

Воспитатель: А давайте пойдем гулять с колобком

Физкультминутка:

Маленькие ножки идут по дорожке.

Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Зайки.

Воспитатель: А какие они?

Дети: Разные. Один зайчик большой, а один зайчик маленький.

Воспитатель: Давайте угостим зайчат морковкой, чтобы они не съели колобка. Какую морковку дадим большому зайке?

Дети: Большую морковку.

Воспитатель: А маленькому зайке?

Дети: Маленькую.

Д/ игра: «Большой - маленький».

Воспитатель: Чтобы зайки не растеряли морковку, мы большому зайке поставим какую корзину? (Ответы детей : большую тарелку). А меленькому? (Ответы детей : маленькую корзину). А как мы с вами узнаем, где большая морковка, а где маленькая? Наложить одну морковку на другую.

Какого цвета морковка? (Ответ детей : оранжевого цвета).

Дети: Раскладывают морковки по корзиночкам.

(Большие морковки в большую корзину, а маленькие в маленькую корзину).

Воспитатель: Молодцы, зайки говорят вам спасибо, а дольше пойдем гулять.

Физкультминутка:

Маленькие ножки идут по дорожке.

Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.

Воспитатель: Посмотрите, а кто это?

Дети: волк.

Воспитатель: Ребята, он такой грустный? Посмотрите, какой у него коврику. Но коврик испорчен. Давайте поможем волку починим.

(дети подходят к столу и выполняют задания)

Дидактическая игра «Залатай коврик»

Воспитатель: спрашивает у каждого ребенка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигура она похожа.

Воспитатель: Молодцы, волк говорит спасибо.

И Волк теперь доволен.

Воспитатель: Пошли дальше гулять. А кто это задумчивый стоит?

Дети: Мишка косолапый.

Воспитатель: И, правда, вот и он. Поиграем с мишкой.

Физкультминутка музыкальная:

«Мишка косолапый по лесу идет»

Воспитатель: Мишка говорит, что ему с вами весело, но ему пора домой. Скажем ему, до свидание.

Воспитатель: Пошли дальше гулять.

Воспитатель: Ой, смотрите ребята, чей это хвостик, рыженький выглядывает?

Дети: Это лиса.

Воспитатель: - Хитрая лиса хочет съесть нашего колобка Ему нужно помочь, если колобок спрячется, то лиса не найдет его и убежит.

Воспитатель: Ребята у меня есть разноцветные домики. Видите в окошко выглядывает колобок? Что бы спрятать его надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет лисичка увидит где окошко, откроет его и съест колобка.

Воспитатель: раздает разноцветные домики детям и предлагает закрыть окошки, выясняя хорошо и правильно ли они закрыты.

Воспитатель: Дети вы хорошо спрятали колобка?

Воспитатель: - Молодцы. Лиса не нашла колобка и убежала. Мы спасли его.

Воспитатель: Колобок говорит, что ему пора возвращаться к бабушке и дедушке. Скажем ему до свидание.

Воспитатель: И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Скажем «1,2,3- в детский сад вернулись мы» (дети проходят, садятся на стульчики).

Самомассаж:

Наша умная головка,

Думала сегодня ловко (погладить себя по голове)

Ушки все услышали (погладить ушки)

Глазки посмотрели (поморгать глазками)

Ручки все исполнили (погладить ладошки)

А ножки все шагали (погладить ножки).

Рефлексия:

Ребята, кто приходил к нам в гости?

Кого мы встретили в лесу?

А вам понравилось гулять с колобком?

Дети называют сказку и героев, выкладывая картинки на фланелеграфе.

Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и спасли колобка.

Угощение.