Технологическая карта занятия "Путешествие в страну звуков"

Талтыгина Галина Анатольевна

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического сенсорного комплекса «Антошка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Занятие составила: Талтыгина Галина Анатольевна,

учитель-логопед МАОУ «СОШ № 5», г. Усть-Илимск

Группа (класс, логопедическое заключение)

1 класс, индивидуальное занятие

Логопедическое заключение: ОНР – III в. Нарушения формирования процессов чтения и письма. ОВЗ

Тип занятия

Урок «Совершенствования знаний, умений и навыков».

Технология построения занятия

Технология развития фонематического слуха (В.М. Акименко)

Тема занятия

«Путешествие в страну Звуков»

Цель занятия

Совершенствование практических умения и навыков пользования речью.

Продолжительность занятия

30 минут

Задачи занятия

Образовательные:

Закреплять умение производить звуковой, слоговой анализы слов; составлять предложения из обозначенных слов..

Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха через развитие фонематического анализа и синтеза, формирование слухового контроля за качеством собственного произношения. Воспитательные:

Воспитывать у учащегося речевую культуру общения, интереса к занятиям.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом своей деятельности;;
  • формировать умение отстаивать и аргументировать свое мнение

Регулятивные:

  • формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

формировать методы контроля (самоконтроль)

Познавательные:

  • развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала

Коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

индивидуальная

Компьютер; логопедический сенсорный комплекс «Антошка» ; презентация PowerPoint «Артикуляционная гимнастика», «Речевые упражнения»; рабочая тетрадь, изображение Шаролета, лист достижений.

Ход занятия

Этап занятия,

его цели

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

1.

Мотивационный этап

-Здравствуй! Какой замечательный сегодня весенний день. Ты со мной согласен? А как мы узнали, что сейчас весна? Правильно. А еще мы природу можем услышать. Отвернись от экрана, послушай звуки, скажи, что звучит.

Приветствует учащегося, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Приветствует учителя.

Отвернувшись от экрана логопедического комплекса слушает звуки дождя, ветра, раската грозы удара молнии. Называет. Повернувшись к экрану, проверяет свои ответы.

2.

Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Выполняем артикуляционные упражнения для постановки [Ш] :

«Заборчик»

Улыбайся, как лягушка

Тяни губки прямо к ушкам.

«Трубочка»

Вот играет дудочка,

Дудочка – погудочка.

«Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

«Лопаточка» Язык лопаткой положи И под счет его держи

«Чашечка»

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка.

«Лошадка»

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.

«Маляр»

Как-то раз решил свой дом Привести в порядок гном: Краску, кисточку нашел - Потолок белить пошел.

«Часики»

Тик-так, тик-так - Ходят часики вот так…

Артикуляционный аппарат подготовили к работе.

Показ презентации артикуляционных упражнений.

Контролирует выполнение упражнений.

Выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

3.

Постановка учебной задачи занятия

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в Страну Звуков. Поможет нам игровой компьютер. Путешествовать мы будем на Шаролете.

Ведёт подводящий диалог, опираясь на логическое мышление ученика.

Показывает иллюстрацию Шаролета.

Ученик произносит [ш]

4.

Ориентировочный этап

Как ты думаешь, чтобы его завести, какой звук надо правильно произнести Заправим Шаролет. Повтори за мной чистоговорку:

Как погода хороша! Зашумели змейки - Ша – ша – ша – ша. Никуда я не спешу! Прошипела змейка - Шу – шу – шу – шу. Свежим воздухом дыши! Повторяем слоги - Ши – ши – ши – ши.

Организует практическую работу, обеспечивает контроль над выполнением задания.

Обучающийся произносит за логопедом чистоговорку.

5

Поисково-исследовательский этап

Шаролет к полету готов. Полетели.

1 станция «Звук. Буква».

«Собери букву». Из пазлов надо собрать букву. Какую букву ты собрал?

В «Азбуке» назови слова, которые начинаются на [ш].

Молодец! Задание выполнено. Ты получил пропуск – смайлик к полету на следующую станцию. Заводи Шаролет.

2 станция «Слоги».

Из звуков мы собирает слоги.

Задание: На экране нарисован персонаж и заготовка недостающего слога в его название. Необходимо переместить пропущенный слог в название.

Молодей! Следующее задание: «Посчитай слоги». На экране изображена лесная полянка с тремя домиками и животными. На каждом домике стоит номер – число слогов. Расставь животных по своим домикам.

Логопед контролирует правильность выполнения, точность произношения звука.

Логопед показывает картинки: шапка, шиповник, свитер, санки, шарф.

Логопед показывает схемы слов: заяц, лиса.

Педагог показывает игру «Посчитай слоги». Помогает посчитать слоги в словах (зебра, курица, бык; сова, собака, гусь; слон, петух, крокодил)

Произносит звук [ш]

Ученик из пазлов собирает букву Ш.

Ученик прикосновением отмечает предметы. При правильно выполненном задании на экране появляется смайлик.

Произносит звук [ш]

Ученик выбирает слог, перемещая его в схему слова.

Распределяет животных по домикам.

5.

Физминутка

Ходит кошка возле норки,

Спинку выгибает горкой,

Ходит кошка – мышку ждет,

Только мышка не идет.

Кошка вспомнила про плошку,

Побежала по дорожке,

Дома плошка с молоком –

Мышку можно съесть потом.

Вышла мышка не спеша,

Ищет крошки малышам,

Хорошо, что кошки нет,

Будет малышам обед.

Выполняет движения со словами вместе с учеником.

Руки за спиной, ходьба на месте с поворотами влево, вправо.

Бег на месте.

И.п. – наклоны с доставанием пальцами носков.

И.п. – потягивание вверх с разведением рук в стороны.

6

Практический этап

Летим дальше!

4 станция «Слово». Из слогов мы можем собрать слова.

Задание: Составь слово. Четко назови предмет на картинке, собери слово из первых звуков картинок, расположенных ниже. Запиши получившиеся слова в тетрадь. Подчеркни гласные красным , твердые согласные – синим, мягкие согласные - зеленым карандашом.

Молодей! Задание выполнено. Получай смайлик – пропуск на следующую станцию. Заводи Шаролет.

5 станция «Предложение»

Из слов можно собрать предложение.

Задание: Закончи предложение. Прочитай его. Сколько слов в предложении? Нарисуй схему понравившегося тебепредложения в тетрадь.

Ты справился с заданием!

6 станция «Сказка».

Из предложений складываются рассказы, сказки.

Задание: Собери пазл. Как называется сказка? («Лиса, заяц и петух») Мы читали эту сказку. Расскажи какую песенку пела лиса петушку.

Логопед показывает в упражнении «Собери слово» схемы слов: лист, белка, маска.

Преподаватель контролирует правильное произношение звука.

Логопед демонстрирует игру «Закончи предложение». предложение». Помогает подбирать слова. Предложения: «Катя рисует красками», «Юра читает книгу.», « Папа ест блины.», «Мама моет окно» .При построении схемы предложения обращает внимание на большую букву в начале , точку в конце, количестве слов в предложении.

Логопед помогает собрать пазл.

Во время прочтения стихотворения следит за правильностью произношения [ш] в словах.

Ученик собирает слова по первым звукам. Записывает слова в тетрадь, подчеркивает буквы.

Ученик произносит [ш].

Учащийся собирает предложения. Читает их. Рисует схему предложения в тетрадь.

Ученик собирает пазл. Называет главных героев сказки. Читает стихотворение:

Петушок, петушок, Золотой гребешок! Маслена головушка, Шелкова бородушка! Выгляни в окошко, Дам тебе горошка.

7

Рефлексивно-оценочный этап

Все задания ты выполнил правильно. Посмотри, как много смайликов ты собрал. На какой станции тебе понравилось больше всего? Как ты оцениваешь свою работу?

В нашем игровом компьютере еще очень много разных интересных игр. Наше путешествие обязательно продолжится на следующих занятиях.

Анализирует с учеником выполнение каждого этапа занятия. Помогает заполнить общий лист «достижений».

Заполняет лист «достижений». Аргументирует свое оценивание работы на занятии.