Доклад к родительскому собранию "Начало путешествий в страну знаний"

Жигалова Татьяна Михайловна

Рассказываю родителям о целях и задачах воспитания детей в средней группе, как мы проведем учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_rodit_sobraniyu.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

26 сентября в группе «Радуга» состоялось родительское собрание на тему «Начало путешествий в страну знаний» Хотелось бы предоставить для ознакомления родителей мой доклад о задачах воспитания и обучения детей на 2023-24 учебный год

Доклад к родительскому собранию Жигаловой Т.М. «Начало путешествий в страну знаний»

Тема: Задачи воспитания и обучения на учебный год.

Цели: 

  • расширение контакта между педагогами и родителями;
  • моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;
  • повышение педагогической культуры родителей.

Наши дорогие дети стали на год взрослей, они перешли в среднюю группу детского сада. Большинству детей исполнилось уже 5 лет, в осенний период остальным детям.

 Что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

Развитие психики ребенка в 4-5 лет.

 Этот возраст — переход от раннего детства к дошкольному.  Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается с взрослыми и сверстниками и задает множество вопросов родителям. Он начинает осознавать себя в этом мире. Продолжает формироваться его самооценка.  Ребенок старательно повторяет то поведение, за которое его хвалят взрослые. Ему важно, чтобы его считали хорошим. В это время быстро развиваются психические познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными.  Также сейчас формируются волевые качества характера. Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Он учится сопереживать другим. В основу его личности закладываются нравственные понятия.  

 Интеллектуальная сфера 

Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисование, сюжетная лепка, аппликация. Они довольно точно и детально могут изображать предметы. Развитие интеллекта в этом возрасте уже таково, что ребята могут сочинить свою сказку, песенку или придумать свою рифму к слову. В 4 года у ребенка меняется отношение к предметному миру. Раньше он изучал окружающее в том виде, что существует вокруг. Сейчас ребенок учится преобразовывать предметы и создавать что-то новое. Четырехлетний человечек способен размышлять, правда, иногда делая ошибочные выводы. Поэтому без руководства взрослых в этом вопросе ему пока не обойтись. Теперь он может накапливать знания о тех предметах, которые никогда не видел (например, о дальних странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (к примеру, начинает бояться хищников). Взрослые для ребят 4-5 лет — авторитетные и неисчерпаемые источники самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими почемучками и без устали задают вопросы обо всем на свете.

 Внимание 

Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше.  Дети теперь могут сосредоточенно заниматься около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут быть погружены в процесс гораздо дольше этого времени. Некоторые ребята уже могут удержать в голове несложную инструкцию.  Чтобы помочь развитию внимания, можно учить ребенка рассуждать вслух при выполнении задания.

 Память

Память в возрасте 4-5 лет развивается произвольное припоминание. Ребенок теперь может припомнить картинку, правда без точных деталей и времени. Также формируется преднамеренное запоминание. Детям проще удержать что-либо в памяти при ясности задачи и при хорошей мотивации. Например, они легко могут запомнить нужный набор игрушек для игры. Четырехлетний ребенок способен легко выучить стихотворение. Но для этого нужно, чтобы он понимал смысл текста.

Мышление

 В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Детям все еще важна наглядность, но они уже успешно играют игрушками-заменителями (например, камушками вместо машинок). Так же теперь они могут пользоваться схематичными изображениями, чтобы решить задачу (например, построить узор по схеме или пройти лабиринт). Четырехлетний ребенок умеет предвосхищать событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с предметами от их взаимодействия друг с другом. Например, если столкнуть чашку на пол, то она разобьется. Дети  могут находить различия и сходства между предметами. Также они могут собирать картинку из 4 частей, не смотря в образец. 

Восприятие 

Ребенок активно совершенствует свое восприятие. Он учится измерять, сравнивать предметы путем наложения и прикладывания их друг к другу.  В его сознании продолжают накапливаться и закрепляться знания о  цветах,  формах,  геометрических фигурах,  величине,  времени (время суток, время года),  пространстве (вверх, вниз, далеко, близко),  вкусе (соленый, кислый, горький, сладкий), запахе,  качестве поверхности (гладкий, пушистый, шершавый  и т.д.), звуке.

 Воображение 

В этот период значительно развивается воображение.  Ребенок может придумать что-то по собственному желанию. Его образы настолько яркие и реалистичные для него, что он верит в их существование.  В 4-5 лет у детей могут возникнуть страхи. Это происходит из-за большой впечатлительности и богатого воображения. Это — нормальная особенность развития психики.  

 Речевая сфера 

Развиваются и речевые способности. Улучшается дикция и звукопроизношение.  Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас составляет сейчас около 2000 слов. Он умеет полноценно общаться и выражать свои мысли. Он может охарактеризовать объект, описать эмоции, пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по нему.  Четырехлетний ребенок правильно использует предлоги и учится строить сложные предложения. Также он старается интонационно выделять значимые фразы.  

Эмоционально-волевая сфера 

В этот период значительно развивается эмоциональная сфера.  Чувства ребенка становятся более глубокими  устойчивыми. Например, радость от общения переходит в чувство симпатии и привязанности. Они, в свою очередь, формируют нравственные чувства — доброту, чувство дружбы и т.д. Дети учатся сопереживать другим людям. При этом, они все так же, как и раньше, стремятся к самостоятельности. Но неудачи теперь могут их сильно расстраивать. Если подобное будет случаться часто, то у детей может возникнуть неуверенность в собственных силах и страх неудачи.  

 Игровая деятельность, тематические игры 

Четырехлетний ребенок стремится общаться и играть со своими сверстниками. При этом ему уже не интересно просто “играть рядом”. Теперь ему нужен полноценный партнер по играм. Во время игр дети постигают тонкости общения. Они ссорятся, мирятся, помогают, дружат. В игровой деятельности возникают первые тематические ролевые игры. Причем детям сейчас интересно общаться со сверстниками своего пола. Например, девочкам нравится вместе играть в магазин или в дочки-матери, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдатов.

Игры и игрушки для детей 4-5 лет 

Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит максимально развить его способности и навыки через игру. Вот какие игрушки нужны ребенку 4-5 лет: для развития мелкой моторики — лего, конструкторы, пазлы, шнуровки, мозаика и т.д.; для формирования крупной моторики — подвижные игры с крупными игрушками (куклами, кеглями, машинами); спортивные игрушки — мячик, скакалка;  детский транспорт — велосипед, самокат, беговел; для сюжетно-ролевых игр — наборы доктора, продавца, парикмахера, чемоданчик с инструментами и т.п.; для творчества — карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт. Также очень полезно чтение сказок и стихотворений. После прочтения стоит обсудить поступки героев, узнать о них мнение ребенка. Отличный вариант игры — инсценирование сказок с помощью кукол или фигурок.  В этом возрасте все еще не рекомендуются компьютерные игры.  

Коммуникативная сфера 

Для пятилетнего ребенка очень важно общение со сверстниками. Ему уже недостаточно игр со своими игрушками в одиночестве или в компании родителей.  Ребенку хочется быть признанным в кругу своих сверстников. В этот период появляются первые друзья. А в группе детей возникают первые лидеры и конкуренция. Общение со сверстниками связано с игрой и другими совместными делами.  А при беседе со взрослыми дети учатся говорить о вещах, которые не относятся к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.   Трудности возраста 4-5 лет — это период относительного затишья после сложного кризиса 3 лет. Ребенок снова становится послушным и покладистым. Но и в этом возрасте есть свои сложности. Богатое воображение ребенка может порождать страхи — например, чудовищ или злых сказочных персонажей. Взрослым не нужно акцентировать на них внимание. И тем более нельзя использовать страхи ребенка в воспитательных целях, запугивая его. Также  ребенок этого возраста очень раним и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенная неосторожная фраза в адрес ребенка может надолго травмировать его. Детям сейчас очень важно слышать похвалу от взрослого, чтобы понимать, что они хорошие. Если же взрослые не придадут значения какому-то поступку или действию ребенка, он всерьез может обидеться. В 4-5 лет вредные привычки и недостатки характера легко могут укорениться. Поэтому важно своевременно корректировать их.  

 Благоприятное развитие: советы для родителей 

Родитель для пятилетнего ребенка — некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку.  Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой. Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям. Взрослым важно говорить с ребенком о своих и его чувствах, объяснять мотивы и последствия поступков. Не стоит рассказывать ребёнку  страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать. Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним. Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины. Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки. Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами. Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми. В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п. Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми — уступать, делиться, отстаивать свои интересы. Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.   Возраст 4-5 лет — довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности. Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам. 

Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет

Речевое развитие:

Правильно произносить все звуки родного языка;

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

Согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Употреблять предложения с однородными членами;

Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Познавательное развитие:

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

Различать и называть части суток;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

Знать правую и левую руку;

Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь  вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Называть насекомых;

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Художественно – эстетическое развитие:

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать по диагонали квадрат, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

Уметь договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать  «вежливые» слова;

Иметь  представление о работе своих родителей;

Знать название своей Родины;

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

Соблюдать  элементарные правила организованного поведения в детском саду;

Соблюдать  правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

Соблюдать  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Иметь  представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Физическое развитие:

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; 

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше  5 раз подряд;

Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

Кататься на двухколёсном велосипеде;

Ориентироваться в пространстве.

3. Организация образовательного процесса в средней группе.

Воспитатель: По СанПиНу в средней группе планируется 10 занятий не более 20 минут. Из них 3 занятия по физкультуре, 2 занятия музыкой, 1 – по математике, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1- по развитию речи, 1- рисование, 1 – лепка или аппликация (чередуются через неделю).

Занятия по физическому развитию будет проводить инструктор по физвоспитанию, музыкальное – музыкальный руководитель Сергеева О.Г.