Для коллег

Переверзева Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей «Новогодняя открытка своими руками» с детьми дошкольного возраста

Совсем скоро наступит долгожданный праздник Новый годВсем приятно в эти дни получать подарки. Самый лучший подарок - это подарок, сделанный своими руками. Остановимся поподробнее на открытке - самом доступном подарке, который может сделать дошколёнок, своими руками.

Открытка — дословно означает открытое письмо.

История

Китайцы считают, что открытка их изобретение. Известно, что самые древние в мире поздравительные открытки использовали китайцы более тысячи лет назад. Первоначально на них указывалось лишь имя человека, который пришел с визитом, но не застал хозяина дома.

Позднее, китайцы, в канун праздника стали вывешивать возле двери мешочек с надписью: "Извините, что не могу принять лично". В этот мешочек следовало опустить свою карточку с пожеланием. Изначально все карточки были только красного цвета.

Французы, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали рисунки.

Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 году. Она была создана английским художником Добсоном, который подарил своему другу карточку. На ней был изображен зимний пейзаж и семейная сценка возле елки.

Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, в 1842 годуОн обратился к своему другу Джону Хорсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия, состоящая из тысячи экземпляров новогодних открыток.

С тех пор обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии.

В настоящее время открытки выпускаются разных размеров – от самых маленьких (4 x 6 см, «визитки», до больших – «картина».

Форма открытки

Самая распространенная форма –прямоугольная, но встречается и круглая форма, овальная, квадратная. Открытки могут быть

одинарными или складными, рисунок изображен вертикально или горизонтально.

Бывают открытки в форме предметов, например, снежинок или мешочка с подарками. Есть объемные открытки, например, в виде домика.

Края открыток могут быть неровными, а зубчатыми.

Что касается оформления открыток, то чаще всего встречаются рисованные открытки. Помимо нарисованных, бывают оригинальные открытки.

Техники выполнения открытки.

Открытки можно выполнять в различных техниках. Самая распространённая - это аппликация.

Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани…

Можно оформить открытку в технике оригами, квиллинг, коллаж.

Оригами - складывание фигурок из бумаги.

Коллаж - техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.

Квиллинг - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Материалы для изготовления открытки.

Чаще всего открытки изготавливают из бумаги и картона. Но для изготовления оригинальных открыток можно использовать ткань, нитки, кружево, фольгу, кожу и мех, бусы и полубусины, пуговицы и пайетки…

Памятка как изготовить открытку своими руками.

1. Продумать план композиции.

2. Выбирая дизайн для открытки, обратите внимание на интересы адресата.

3. Составьте список всего необходимого.

4. Подготовьте материалы и инструменты.

5. На лицевой стороне открытки не должно быть надписей от руки.

6. Пожелания и поздравления лучше писать внутри открытки, поэтому не забудьте оставить для этого место.

7. Соблюдайте аккуратность!

8. Проявляйте свою фантазию, экспериментируйте!

9. Помогите советом, своим присутствием малышу, если это необходимо!



Предварительный просмотр:

Тема выступления из опыта работы:

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды в познавательно - исследовательской деятельности»

Переверзева Е.А.. воспитатель МАДОУ

 «Центр развития ребёнка – детский сад № 28 «Журавлик»

Актуальность: Наши дети живут и развиваются в эпоху информатизации. А в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Широкие возможности для решения данной задачи открывает детское экспериментирование с различными объектами и материалами.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности педагога является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.

Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность.  Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

Проект  «Юные исследователи воды» основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт,
усваиваются прочно и надолго.

Цель: Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.

Задачи: 
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Обучающая:
- расширять представления детей о свойствах воды;
- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
- приучать детей зарисовывать  и отмечать результаты наблюдений;
Развивающая:
- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Предполагаемый результат:
- дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде;
- у детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
- понимают, что вода это ценный, жизненно-необходимый,  исчерпаемый ресурс;
- осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя. На этих занятиях экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Был составлен цикл занятий по экспериментированию:

  1. «Окрашивание воды»,
  2. «Растения «пьют воду»,
  3. «Растворимые и не растворимые вещества»,
  4.  «Прозрачность воды»,
  5. «Водяная мельница»,
  6. « Фильтрование воды»,
  7. «Вода жидкая и текучая»,
  8. «Вода не имеет формы»,
  9. «Форма капель»,
  10. «Лёд – твердая вода»,
  11. «Лёд легче воды»,
  12. «Пар тоже вода»,
  13.  «Испарение», 
  14. «У воды нет вкуса»,
  15. «У воды нет запаха»,
  16. «Вода бывает разной температуры»,
  17. «Вода нужна для прорастания»,
  18.  «Вода бывает сильной»,
  19.  «Превращение в воду»,
  20.  «Иней»,
  21.  «Свойства воды, снега и льда»,
  22.  «Круговорот воды»,
  23.  «Плавает – тонет.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы, лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.

В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Познавательно-исследовательский проект в детском саду в старшей группе на тему: Удивительная вода

Познавательно-исследовательский проект «Удивительная вода». Старший дошкольный возраст

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/5/1_49a8a691d43eee1d7a2b19f9d5fcbff1.png.jpg


Актуальность реализации проекта:
Вода… Как ценна она для всего живого на Земле. Как важно её беречь. Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает различными свойствами.
Ведущим познавательным процессом у детей дошкольного возраста является восприятие – «..непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». Важно, чтобы пробелов в представлениях детей о свойствах предметов и явлениях окружающей действительности у детей не было.
Вспомним слова Конфуция: «Скажи мне – я забуду, покажи мне-и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательный. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.

Автор проекта: Останина Виктория Александровна, воспитатель.
Тип проекта:
исследовательский, познавательный, краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Ожидаемые результаты:
- дети осознают ценность воды для человека и всех живых организмов на Земле;
- знают об основных свойствах воды;
- умеют экспериментальным путём найти подтверждение своим знаниям о свойствах воды;
- понимают необходимость сбережения воды.
Проблема:
Дети не имеют представлений о свойствах воды, не осознают её ценности для всего живого на земле.
Место проведения: МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце».
Сроки проведения: 2 месяца.
Режим работы: вне занятий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель: Останина В.А..
Возраст детей: 5-6 лет.
Содержание проекта.[/u]
1 этап. Целеполагание.[/h2]
Цель:
Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Обучающая:
- расширять представления детей о свойствах воды;
- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
- приучать детей зарисовывать и и отмечать результаты наблюдений;
Развивающая:
- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Предполагаемый результат:
- дети, знают основные свойства воды;
- могут экспериментальных путём подтвердить свои знания;
- понимают, что вода это ценный, жизненно-необходимый, исчерпаемый ресурс;
- осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.

2 этап. Разработка проекта.

1. Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их.
2. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
3. Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта
3.1.Экспериментальная деятельность
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
- «Форма воды»
- «Вкус воды»
- «Запах воды»
- «Прозрачность воды»
- «Текучесть воды»
- «Испарение воды»
- «Звуки воды»
- «Прозрачность воды»
- «Испарение воды»
- «Три состояния воды»
- «Вода питает растения»
- «Взаимодействие воды с другими веществами»
- «Масло и вода не смешиваются»
- «Твёрдые тела впитывают воду»
- «Бумага против воды»
- «Растворимость продуктов в воде»
- «Плавучесть предметов»
- «Влияние на воду природного материала»
- «Какие материалы пропускают воду»
- «Воздух и вода»
- «Поднимающаяся вода»

3.2. Игровая деятельность.
Цель: продолжать учить детей играть в различные игры, обратить внимание на необходимость соблюдения правил игры, вырабатывать привычку прибирать игры на место после игровой деятельности.
*** Дидактические игры: «Плавает - не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Где живёт вода?», «Что сильнее?», «Круговорот воды в природе», «Для чего нужна вода?» «Какая бывает вода?».
*** Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри»; «Не зевай, а за нами повторяй», «», «Солнце, дождик, ветер», «Найди капельку», «Донеси воду в ложке», «Водовозы».
*** Подвижные игры; «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик».

3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: продолжать работу по расширению словарного запаса детей, учить слушать и слышать воспитателя, учить задавать вопросы и давать полный ответ на поставленный вопрос, учить анализировать полученную информацию и делать выводы, выражать свои впечатления и ощущения в форме мини рассказов.
* Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство»;
* Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде;
* Разгадывание загадок о воде;
* Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик»;
* Разучивание стихотворений о воде.

3.3. Продуктивная деятельность.

Цель: учить детей отображать увиденное на листе бумаге, вести журнал опытов, с зарисовкой результатов и выводов;
* развивать творческие способности детей;
* развивать умение работать в подгруппе, создавая коллективную работу.
- Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Такая разная Капелька», «Три состояния воды», «Всем нужна вода», «Тонет-не тонет», «Вода в природе», «Воздух и вода»,
- Социальная живопись «Мир воды»;

3.5. Совместная работа с родителями:
Цель: способствовать активизации совместной деятельности детей и родителей.
- Экспериментальная деятельность детей и родителей «Самый интересный опыт с водой»
- Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят»
(по результатам проведённого дома с детьми опыта, родители и дети оформляют его на листе А4 и в результате из всех работ оформляется один общий альбом);
- Оформление дневника «Опыты с водой»
(родители совместно с ребёнком оформляют рисунки ребёнка, в которых отображены результаты опытов проведённых в группе, в дневник)
- Консультация для родителей: «Расскажите детям о воде», «Игры с водой»;

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Выставка детских дневников «Опыты с водой».
4.2. Фотоколлаж «Наша лаборатория»
4.3. Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят».

Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика.

«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Дождик-дождик»
Дождик-дождик, Полно лить,
Малых детушек Мочить!
(Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Дождик песенку поет
Дождик песенку поет,
Только кто его поймет? (Хлопаем в ладоши)
Не пойму ни я, ни ты, (Развести руки в стороны, покачать головой)
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва. (Хлопаем по коленям ладошками)
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно. (Руки постепенно поднимаем вверх перед собой)
Кончится дождь! (Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее и медленнее, останавливаются.)

«Туча и дождик»
Туча по небу плыла (Правая рука описывает дважды большой круг)
Дождик за руку вела, (Правая рука берет левую руку за большой палец)
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошах. (Руки вытянуты вперед, двигаются влево и
вправо)
Дождик всюду походил, (Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы)
На крылечке наследил, (Шлепки по коленям)
Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками)
Уж как шла лиса по тропке
Уж как шла лиса по тропке
(Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед)
Нашла грамоту в охлопке. (То же по другой руке)
Она села на пенек (Хлопнуть ладонями по коленям)
И читала весь денек. (Описываем круг обеими руками)

«Гроза»
Капли первые упали,
Пауков перепугали. (Постукиваем по столу пальчиками поочерёдно)
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей. (Постучать по столу всеми пальцами)
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук
бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает, (Нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (Сильнее постучать по столу всеми пальцами
обеих рук)
А потом из тучи солнце (Хлопаем в ладоши)
Вновь посмотрит нам в оконце! (Поднять обе руки вверх с разомкнутыми
пальцами.

Приложение 2.
Стихи и сказки о воде.

***
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Тамара Маршалова
***
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Татьяна Жиброва
***
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
***
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Ирис Ревю
***
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку ?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Лев Квитко (Перевод Е. Благининой)

Сказка про Воду
Ирис Ревю
Жила-была Вода. Она была красивой, серебристой и блестящей. Своим внешним видом Вода восхищала всех. Иногда красавцу Воду приглашали в русские народные сказки, и она там подрабатывала — то она была «живой» водой, то «мёртвой». Но Воде хотелось настоящего, серьёзного дела. Как его найти?
И вот однажды Вода встретилась с Человеком. Первым делом Человек сказал Воде, что она очень красива. А затем спросил, не хочет ли Вода помочь ему в свершении больших, нужных дел?
Вода с радостью согласилась. И тут Человек сказал: «Спасибо тебе, Вода, за то, что ты даришь жизнь всему живому. Без тебя мы бы все погибли. Но жизнь идёт вперед, и разные другие дела ждут нас».
Первым делом Человек построил плотину, а рядом с плотиной — мельницу, и падающая вода стала крутить жернова, которые перемалывали зерно в муку.
А когда Человек изобрёл электричество, то Вода стала крутить электрические генераторы. Электричество сделало жизнь Человека проще и лучше.
Вода стала использоваться повсюду — в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине.
Далеко шагнула трудяга Вода. Её волшебные свойства и поразительная трудоспособность изумляли многих. Но она при этом оставалась скромной. Во многом Вода освободила руки человеческие. Ведь что непосильно им, то подвластно Воде.
…Но умеет Вода быть и грозной. С ней, как со многими природными силами в этом мире, надо соблюдать осторожность. Быть осмотрительным и внимательным…
Человек и сейчас поёт оду Воде – скромной труженице, великой помощнице, постоянному другу.
…Жила-была Вода. Своей чистотой и прозрачностью она восхищала многих. А главное, что Его Величество Труд Вода за самого главного властелина почитала.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка»
города Бирска муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан

РМО старших воспитателей

выступление на тему:

"Развитие интереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности"




Выполнила: воспитатель

Насибуллина А.Р.






БИРСК-2015

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом принципе и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей работы.

Основными целями нашей работы являются:                  

- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Для реализации этих целей были поставлены следующие  задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр — экспериментов: увеличительное стекло, весы, линейка, сантиметровая лента, микроскоп, бинокль.

3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,    обобщение.

4. Социально- личностное развитие ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе «Ягодка» был создан уголок «Детская научная лаборатория», в которой и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций; формирование умения комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы «Почемучки». На этих занятиях учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

При организации детской исследовательской деятельности соблюдаем определённые правила:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
  2. Не сдерживать инициативу детей;
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений;
  5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний, прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  6. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Экспериментальная деятельность используется нами на занятиях, в совместной с воспитателем деятельности, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям: неживая природа, живая природа,  знакомство с рукотворным миром.

  1. Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

Наблюдая за объектами неживой природы, знакомили детей со свойствами воздуха, воды, их ролью в природе и жизни человека. Подвели к пониманию опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого. Много интересных опытов проводили с воздухом и водой на занятиях «Куда же делись соль и сахар», «У воды нет вкуса и запаха», «Можно ли увидеть воздух?», Такие опыты как: «Отдели соль от перца», «Прыгающая бумага» позволили познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность.

2. Живая природа: знакомили детей с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, многообразием живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.

Провели с детьми цикл опытов: «установление способности растения к поиску света», «наблюдение за ростом корней», «всасывание воды».

Совместно с детьми оформили огород на подоконнике. Дети принимали активное участие в посадке семян. Дежурные в уголке природы фиксировали появление всходов в дневнике наблюдений.

3. Знакомство с рукотворным миром.

Знакомили детей с разновидностью  металлов (алюминий, сталь, медь, бронза, серебро), сравнивали их свойства.

Упражняли детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учились сравнивать их свойства.  Познакомили детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.

Развивали у детей интерес к камням. Сравнивали виды тканей и бумаги по их свойствам и назначению.

Результаты  наблюдений дети фиксировали  в своих дневниках наблюдений.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Нами были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Также родители оказали большую при оборудовании мини-лаборатории.


На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

В результате нашей работы, мы отмечаем, что дети проявляют интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в «Детской научной лаборатории» (весы, лупа, микроскоп, песок, камни и пр.). Во время опытов выполняют инструкции педагога, использует схемы для проведения самостоятельных опытов, отражают опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.



Предварительный просмотр:

                                                 Переверзева Е.А., Феллер О.Е,

                                                           Воспитатели

   МАДОУ «Центр развития ребенка –

                                                детский сад № 28 «Журавлик»

                                                  г. Губкин Белгородская область

«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ»

Аннотация: Дошкольники живут и развиваются  в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй воли, приводит к тому, что у дошкольников более эффективно формируется милосердие, ответственность и самостоятельность, развивается интеллектуальный потенциал.[1]

Ключевые слова: Волонтерская деятельность, дошкольник,

Для осуществления  эко-волонтерской деятельности  был разработан проект «Эколята – дошколята», который  осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой  Николаева С.Н.

Проект предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих интеллектуальных и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире. [2]

В подготовительной к школе группе  № 2 « Колобок»  был  создан экологический волонтёрский отряд «Росинка»

Цель волонтерского отряда: способствовать созданию условий для формирования основ экологического  волонтерского  мировоззрения детей дошкольного возраста.

В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, мы выделили 4 этапа:

  1. этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение худ.литературы, просмотр мультфильмов и др.);
  2. этап – Формирование волонтёрского движения «Росинка» (разработка эмблемы, вовлечение детей в движение);
  3. этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах и др.);
  4. этап - «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».

Работа на первом этапе -  знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение».  С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение.

На втором этапе - детям вместе с родителями было предложено разработать эмблему, девиз. В домашней обстановке дети вместе с родителями придумывали эскизы будущей эмблемы.

     Педагогами детского сада был организован конкурс рисунков: «Дошкольники помогают экологии!»;

        На третьем этапе в рамках волонтерского движения 1-2 раза в неделю дети подготовительной к школе группы приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (играют в различные игры, участвуют в праздниках и развлечениях, читают стихотворения, и т.д.).

После посещения младших групп,  дети приходили удовлетворенные  тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

По итогам волонтерского движения в конце каждого дня подводятся итоги на «Дереве добрых дел». «Дерево добрых дел - это информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались «добрые дела» воспитанников.

        Четвертый этап – проведение акций и мероприятий. Воспитанники подготовительной к школе группы вместе с родителями участвуют в различных акциях:«Сдай макулатуру – сбереги природу»; «Из мусорной корзинки»; «Посади  дерево»;«Во саду ли в огороде»;

Акция «Птицы -  наши друзья» - экологическая акция проводилась с целью экологического воспитания дошкольников, формирования экологической компетентности и культуры у детей подготовительной к школе группы через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями, изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники подготовительной группы следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.

  • Акция «Создадим красоту своими руками» - облагораживание территории детского сада - в весенний период родители делились семенами, рассадой цветов и овощей, а воспитанники помогали ухаживать за цветниками и огородом на территории ДОУ. В ходе акции у детей сформировалось заботливое и бережное отношение к природе, дети получили необходимые навыки работы с инструментами, а самое главное проявлять осознанную заботу о живом.

- Акция «Дарим приятные сюрпризы» - с детьми волонтёрами в честь праздника пожилого человека приготовили подарки и вышли к близлежащим домам с поздравлением. Это способствовало формированию у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. В  честь восьмого марта дети вырастили и подарили тюльпаны для любимых мам.

- Акция «Поможем братьям нашим меньшим» - дети-волонтеры вместе с родителями посетили Старооскольский зоопарк, куда приехали с подарками для животных, которые вырастили сами. Общение с живой природой и братьями нашими меньшими гармонизирует эмоциональное состояние каждого ребенка, способствует формированию позитивного мировосприятия, а также несет в себе значительный воспитательный и интеллектуальный потенциал.

-  Итоговая акция «Праздник вежливости и доброты»

помогает развитию нравственно-этических качеств милосердия, сочувствия. У воспитанников формируется ответственность за тех, кого они приручили, милосердие, сострадание, волевые и нравственные качества.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей  ответственность за результаты воспитания своих детей.

Также у детей расширилось представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников; сформировались  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности; сформировалось ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; повысился интеллектуальный потенциал; сформировалось понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружение: Старшая группа. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80с.  

2. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства/  С.Н. Николаева – М.: «Мозаика-Синтез», 2012. – 112с.

3. Пономарева, Л. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. -  Екатеринбург, 1998.-  20c.

4. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа ФГОС./ О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112с

Приложение1

C:\Users\Переверзевы\Desktop\рождественские чтения 2021\фото к статье Переверзева Феллер ДОУ28\акция Птицы - наши друзья.JPGC:\Users\Переверзевы\Desktop\рождественские чтения 2021\фото к статье Переверзева Феллер ДОУ28\акция птицы наши друзья.JPG

                                   Акция «Птицы - наши друзья»                            

C:\Users\Переверзевы\Desktop\рождественские чтения 2021\фото к статье Переверзева Феллер ДОУ28\Акция Дарим приятные сюрпризы.JPGC:\Users\Переверзевы\Desktop\рождественские чтения 2021\фото к статье Переверзева Феллер ДОУ28\вырастили тюльпаны для мам.JPG

Акция «Дарим приятные сюрпризы»

C:\Users\Переверзевы\Desktop\рождественские чтения 2021\фото к статье Переверзева Феллер ДОУ28\Акция Поможем братьям нашим меньшим.jpg

C:\Users\Переверзевы\Desktop\рождественские чтения 2021\фото к статье Переверзева Феллер ДОУ28\Посвящение в эколят.JPG

Посвящение в экологический волонтерский отряд     «Росинка»

Акция «Поможем братьям нашим меньшим»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Основным принципом дошкольного образования согласно ФОП является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

• игра;

• познавательно-исследовательская деятельность;

• продуктивная деятельность;

• коммуникативная деятельность и др.

Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

Для развития детской инициативности нужно:

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы и направления поддержки детской инициативы

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

• содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Оказание недирективной помощи детям.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.

Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:

- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Проектная деятельность

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т. е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.