Конструкт занятия по социально-коммуникативному развитию «Хорошо у нас в светёлке»

 Мыльникова  Занфира Гарифяновна

Наряду с обычным конспектом занятия, стало модным делать конструкт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт занятия по социально-коммуникативному развитию

«Хорошо у нас в светёлке»

Дата: 09.12.2021

Тема: «Хорошо у нас в светёлке»

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Образовательная ситуация: Социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности:  коммуникативная, игровая, двигательная

Цель:

Расширить и закрепить знания детей о русских традициях, жизни людей в старину, их развлечениях.

Задачи:

• Закрепить знания детей об устройстве русской избы, о предметах, находящихся в ней.

•Совершенствовать знания о народных традициях: приветствия, гостеприимство, «почитание старости», «помочь».

• Познакомить с традицией «посиделки»

• Воспитывать интерес к жизни на Руси в старину

• Уточнить, соблюдаются ли старинные русские традиции в настоящее время

• Дать представление о рукоделии, об орудиях труда рукодельниц

• Воспитывать духовную нравственность

• Развивать художественно-творческие способности детей.

МАТЕРИАЛ: мини-музей «Русская изба», печка, кочерга, ухват, посуда, лавки, прялка, веретено, спицы, пяльцы, коклюшки, лучины, ложки, запись р. н. мелодий.

Этапы занятия

Методы

и приёмы

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

1.  Организационный этап

Задача: развивать вариативные формы приветствия; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым

Приветствие

 

 Дети входят в мини-музей  под веселую хороводную мелодию. Их встречает воспитатель в костюме Хозяйки  (в сарафане и цветастом платке).

- Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Милости просим в гости, в мою светелку. Я - Марья –хозяйка. Проходите, будем чай пить, хороводы водить хлеб-соль кушать, да песни слушать! Добро пожаловать!

Дети слушают, здороваются разными приёмами: кланяются в пояс, говорят словами, улыбаются, машут руками.

Дети применяют вариативные формы приветствия; проявляют доброжелательное отношение к взрослым и детям

2. Мотивационный       этап.

Задача: вызвать интерес и смотивировать детей на предстоящую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес, сопереживание, доброе отношение к старине

 

Загадки, показ экспонатов, стимулирование занимательным содержанием

Загадаю вам загадку, вы дадите мне отгадку?

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.

(Дом)

- Ребята, скажите, а как раньше называли жилище человека? (изба)

- На какие части делится изба? (сени и горница)

- Что самое главное в горнице?

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает

(Печь)

-На какие части делит печь горницу? (левая, за печкой – женская. Здесь хозяйки делают домашние дела (готовят еду, моют посуду, стирают и т. д.) А женщину в старину называли баба. Вот поэтому место за печкой называли «бабий кут». Кут – угол.)

- Что в нем находится? (посуда, все,что нужно для печи: кочерга, ухват и т.д.)

- А другая сторона, правая, самая нарядная, красивая. Ее называют «красный угол». Тут стоит стол обеденный, сундуки, лавки, икона висит. На полу – половики, на окнах – занавески. Этот угол самый светлый, красивый. Красный угол, по-другому, называют светелкой.

- Здесь гостей встречали, потчевали и все самые важные вопросы семейные решали.

Марья – хозяйка: Ну, что ж, долгожданные мои, сядем рядком, да поговорим ладком! Устали?

Пальчиковая гимнастика: (Чистякова Е.Б.)

Строим, строим, строим дом.                                                   Дом с высоким потолком,                        С треугольной крышей               Вот такой? Нет, выше.        Окон в доме три и три. Поскорей в них загляни.       Там увидишь печку,                    На печке – человечка.

- Вот я вас увидела и сказала «Здравствуйте!» А что это за слово такое? (Ответы детей)

- А в горницу я вас пригласила словами «Милости прошу!» Как вы понимаете эти слова

- Гостей в доме принято угощать. В богатом доме угощение побогаче, в бедной – попроще. А уж хлеб да соль в каждом доме были. Русский народ так и называют – «хлебосольным».

«Дай Бог тому, кто в нашем дому, добрым хозяюшкам, дорогим гостям, малым детушкам. Надели нас, Господь, и житьем, и здоровьицем» Вот с такими пожеланиями потчевали хозяева гостей.

А Бога русский народ всегда вспоминал – и горе, и в радости. А Бог – это кто? Что вы о нем знаете? - А еще на Руси правило было: «почитание старости». Что вы об этом знаете? 

- А изба-то у меня вон какая большая да крепкая! Легко ли одному человеку построить такую избу?

- А скажите, дети, есть ли сейчас такой обычай «помочь», помогают ли люди друг другу. 

 - Вот и нам помогли люди добрые построить такой красивый детский сад с большим и светлым залом благодаря доброй традиции. В нашей светелке много света дают электрические люстры. А в давние-давные времена, когда еще не было электричества, в русской избе горели вот такие лучины.

- Скажите, а зачем нужен был хороший свет девушкам?

- А какие предметы нужны для рукоделия? (прялка, веретено, спицы, пяльцы, коклюшки)

Дети

отгадывают загадку, отвечают на вопросы,  слушают рассказ воспитателя и рассматривают экспонаты мини-музея

(Дети садятся на лавки)

Показ пальчиковой гимнастики:

Ударяем кулачком о кулачок.

-Поднимаем руки вверх, встаем на носочки.

- Показываем руками невысокую,

треугольную крышу.

-Показываем руками высокую,

треугольную крышу.

-Выставляем по очереди по 3 пальца

на каждой руке.

-Ладошки у висков, имитируем

заглядывание в окно.

-Изображаем руками печку.

-Беремся за уши и дразнимся.

(Рассуждения детей. Вывод: Бог – это воплощение добра, любви, справедливости.)

(Высказывания детей)

(Высказывания детей о «помочи»)

(Рассуждения детей. Вывод: Это правило существует и сегодня.)

 (Чтобы девушки могли рукодельничать)

Дети заинтересованы и готовы к предстоящей деятельности;

проявляют эмоциональную отзывчивость, интерес сопереживание, доброе отношение к старине

3.   Практический этап

Задача: обогащать представления о старинных  русских традициях,  развивать художественно-творческие способности детей

Поговорки, пословицы, показ, рефлексия, игры

Марья- хозяйка: Мы сказали, что русский народ гостеприимный, хлебосольный. А какие пословицы, поговорки, прибаутки говорят при встрече гостей.

Марья -- хозяйка: Как вы думаете, ребята, что у нас хранится в этом красивом сундуке? 

Марья- хозяйка : Что нам думать, да гадать? Давайте-ка мы его откроем. (пробует, а он не открывается). А я, кажется, знаю! Этот сундук непростой, а с секретом. Он откроется, если вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.

 (Открываю сундук, а там лежат предметы для рукоделия: пяльцы, нитки, веретено, пряжа, спицы)

Марья - хозяйка: В старину была еще одна замечательная традиция, когда в одной избе, самой большой, собирались девушки и парни. Они рассказывали веселые истории, сказки, пели и танцевали. Такие встречи называли «посиделки». Но на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева.

 -Ну-ка, рукодельницы, покажите наши умения!

-А теперь давайте с нами попоем и спляшем,

И покажем, как играют хохломские ложки наши!

Марья - хозяйка: Рукодельничать, петь, да плясать вы умеете. А вот умеете ли вы думать быстро да соображать?

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЛИШНЕЕ»

-сапоги, туфли, лапти, веретено, калоши (лишнее – орудие труда);

- рубаха, понева, блузка, кочерга, юбка (лишнее – кухонная утварь);

- хохлома, дымка, передник, гжель, жостово (лишнее – предмет одежды)

Марья –хозяйка:

Собрались мы позабавиться,

Да потешиться, пошутить,

Поиграть, посмеяться.

Эй, народ, веселись,

На игру становись!

а) Просим к нам в избу, красному гостю – красное место!

б) В тесноте, да не в обиде, где потеснее, там и веселее!

в) Та –ра –ра, та-ра-ра,

Заходите со двора,

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять!

(Ответы детей)

-Не красна изба углами, а красна пирогами.

-Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

-Труд кормит, а лень портит.

Русский хоровод

Танец с ложками

(Ответы детей)

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»

Дети  активно вспоминают поговорки и пословицы, демонстрируют хоровод и танцы. Дети сняли нервное и мышечное напряжение игрой.

4.    Заключительный этап

  Подведение итогов

Задача: сформировать потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах

Просьба

Марья –- хозяйка: Я вам в подарок даю папку с раскрасками на тему «Русская изба»в свободное время вы можете раскрасить (на выбор).

Дети, повеселились и потрудились вы на славу. Пришло время чай пить с сушками, с ватрушками. Самовар на стол несем. Мы за чаем не скучаем, говорим о том - о сём.

Дети делятся впечатлениями, высказывают собственные суждения, вступают в диалог.

У детей сформирована потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах