Родителям

Янгирова Алина Леонидовна

Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то труд­ные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. 

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жиз­ни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: класс­ный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисцип­лины в разных кабинетах.

  В такой период дети нередко ме­няются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание 22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №2

Роль семьи в формировании личности

“Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья” 

Но как писал Макаренко “семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание” 

Большую часть дня ребенок проводит в школе, поэтому воспитание должно опираться на педагогический треугольник ученик - учитель - семья. 

По словам В.А. Сухомлинского: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их”. 

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания. 

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. 

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения. 

У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности. 

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. 

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть. 

Есть много разновидностей любви:

  • любовь умиления; 
  • любовь деспотическая; 
  • любовь откупа. 

Вернемся к наши недостаткам, которые встречаются в воспитании. 

Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность - деспотическая любовьЭта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим. 

Нужно уважать детское желание быть хорошим и помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые люди, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола. 

Третья разновидность - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. 

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? 

Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей, какое он занимает положение в семье. 

Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других. 

Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — “квартирант”. 

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети-свидетели. А может они учатся жить у жизни. 

Игра “Закончи предложение”. 

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть). 

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным). 

3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины). 

4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других). 

5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным). 

6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым). 

7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей). 

8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя). 

9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым). 

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире). 

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия. 

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. 

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. 

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д. 

Законы семьи

Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи. На доске зашифрованные законы. Я предлагаю вам сформулировать каждый. Их всего четыре:

1. Закон единства требования отца и матери.

2. Закон значимости похвалы для ребенка.

3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность.

Несколько советов.

1. Относитесь к ребенку как к самому дорогому гостю. 

2. Боритесь с раздражением. 

3. Мой дом - моя крепость - это должны чувствовать дети. 

4. Чаще произносите слова “Это семейное правило” чтобы предотвратить споры и ссоры. Семейные правила могут поддержать авторитет родителей и поведенческие нормы. 

5. В правовом деле есть пятая поправка, которая гласит “ Вы не обязаны свидетельствовать против себя”. Не забывайте это право пятой поправки в домашнем кодексе, когда в чем-то подозреваете детей. Ребенок оказывается в ситуации, когда признание несет за собой суровое наказание. Это создает чудовищный соблазн - солгать. Помните, что порой достаточным наказанием для ребенка будет сказать вам правду и признать свою вину. Тут речь идет не о серьезном проступке, конечно. 

6. Используйте прием “Удаление с поля”. Это очень короткое наказание - цель которого - прервать несносное поведение или показать, что какое-то действие неприемлемо. “Посиди три минуты на табуретке в коридоре” Поставьте таймер и пусть он отсчитывает время. Не поучайте его в это время, пусть останется наедине с собой и подумает. 

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка. 

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. 

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка. 

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. 

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!