Полезные статьи для родителей

Набиуллина Альбина Ильясовна

Предварительный просмотр:

Когда нужно обратиться к логопеду?

Первые слова у ребенка появляются к году. Уже через некоторое время он уверенно говорит короткими фразами. Стоит немного подождать и дошкольник развернуто отвечает на вопросы, оперирует разными понятиями и задает сотни "Почему?". Однако так бывает не всегда.

Признаки проблем с речью

Далеко не всегда родители знают нормы речевого развития. Если ребенок молчит в два года или ограничивается парой слов, то мало кто проявляет беспокойство. Иногда родителям кажется, что это временное и пройдет при посещении детского сада. Это опасное заблуждение. Первые слова появляются в 8 месяцев, в год уже их должно быть 8-10. При этом после года ребенок уже говорит фразами из 2-3 слов. Важно чтобы он умел правильно применять слова и корректно называть предметы. Болтливый ребенок — это нормально. Он должен интересоваться миром, активно знакомиться с ним и задавать вопросы. Только так можно быть уверенным в нормальном развитие ребенка.

Тревожные звоночки:

  • к трем годам нет связной речи;
  • ребенок не озвучивает действия;
  • в речи нет слов типа "мама", "папа", "баба".

Иногда можно наблюдать следующее явление: ребенок не говорит, но активно жестикулирует. Например, показывает пальцем на вещи или картинки. Это хороший признак: он указывает на наличие понимания речи.

Что делать?

Если есть задержки в речевом развитии, то нужно посетить несколько специалистов. Это невролог, логопед, иногда сурдолог. Последний нужен, для того чтобы выявить нарушения слуха. Иногда требуется психиатр. Например, если ребенок показывает физические и интеллектуальные задержки в развитии, то потребуется помощь врача.

Не стоит бояться специалистов. Если опасения напрасны, то они это скажут. А в случае реальных нарушений важна ранняя помощь. Дома тоже можно заниматься. Например, петь потешки, играть с разными игрушками (твердыми, мягкими, шершавыми и т. п.), читать книги. Чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. Это стимулирует мозг и заставляет его работать.

Когда не нужно беспокоиться?

Устная речь заканчивает формироваться к семи годам. К этому времени у ребенка должно быть чистое произношение звуков. Еще он легко использует все части речи, разговаривает сложными предложениями и составляет рассказ по картинкам — все нормально.

В три года речь ребенка неидеальная. Он может не выговаривать "Р" или шепелявить. Это тоже нормально. С возрастом речь будет становиться все лучше. Если есть сомнения, то стоит посетить логопеда. Он проведет диагностику и определит уровень речевого развития. В случае проблем он предложит регулярные занятия.

Для развития устной речи важно читать ребенку книги, петь с ним песни и много гулять. Смена обстановки стимулирует головной мозг и это приводит к формированию новых связей между нейронами. Это положительно влияет на развитие.

Самое главное: не отрицайте проблему. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем меньше времени понадобится на коррекцию. Поэтому лучше не затягивать с визитом к специалисту.



Предварительный просмотр:

Как воспитывать в детях человечность?

Гуманность — это ключевое качество личности. Без него нельзя представить человека, способного на сострадание и сопереживание. В широком смысле гуманность — это доброе отношение ко всему живому. Термин включает не только понятие "любовь", еще он указывает на уважение к человеческой личности.

Как сделать ребенка гуманным?

Воспитание человечности начинается с первых месяцев жизни. Важна правильная атмосфера в семье. Если родители ругаются или выясняют отношения с другими родственниками, то ребенок будет впитывать негативные эмоции. Это сделает его нервным и беспокойным.

Уже в дошкольном возрасте ребенок показывает характер. Это видно по его отношению к людям и окружающему миру. При правильном воспитании дети становятся отзывчивыми, заботливыми, милыми. При попадании в детский сад ребенок испытывает стресс. Он привыкает находиться в коллективе сверстником и слушать воспитателя. Еще ему приходится подчиняться режиму.

У нахождения в детском саде есть плюс: можно увидеть как ребенок относится к другим детям. Если он проявляет заботу, умеет ставить себя на место другого, часто уступает, то все в порядке. Это признаки проявления гуманности. Однако не стоит ждать, что дошкольник начнет сразу себя идеально вести. Для развития эмпатии (способности понимать чувства других) требуется время. В возрасте трех лет дети переживают кризис — он дает понимание личности. После этого дошкольник четко осознает, что он это не часть родителей, а отдельная личность.

Для формирования гуманности важно сотрудничество родителей и педагогов. Например, мама и папа показывают правильное поведение своим примером. Воспитатели же создают особые ситуации. Они задают вопросы и заставляют детей задумываться над своими поступками. Например, разбирают конфликты и спрашивают, можно ли обижать других дошкольников.

Советы для родителей

С малых лет ребенка нужно ласкать, целовать, гладить и выражать свои чувства. Так он будет ощущать заботу. Еще важно хвалить малыша за каждый правильный поступок. Он может быть по отношению к животным, другим членам семьи, друзьям.

Важно не забывать подавать правильный пример. Родители должны заботиться друг о друге и проявлять эмоции. Так ребенок поймет, что такое любовь.

Еще можно читать книги, смотреть мультфильмы и фильмы, а после разбирать их. Например, обсуждайте поступки героев, предлагайте ребенку решить проблему и учите объяснять свою позицию. Чем чаще дошкольник начнет задумываться, тем лучше для него. Это позволит избежать опрометчивого поведения.

Еще обязательно нужно проговаривать с ребенком пути решения разных ситуаций. Например, как поступать при виде плачущего ребенка. Желательно говорить не в ультимативной форме, а задавать наводящие вопросы. Так ответы будут лучше запоминаться.

Можно устраивать разные игры и моделировать ситуации. Это тоже поможет проговорить основные моменты. К тому же в игре ребенок лучше запоминает информацию.



Предварительный просмотр:

Как воспитывать творческие способности у ребенка

Многим родителям хочется, чтобы их дети стали известными художниками или певцами. Однако для этого недостаточно научить ребенка рисовать или управлять голосом. Нужно развивать в нем творческое начало и сделать это не так легко.

Что есть творчество?

Люди, которые умею писать книги, рисовать картины или сочинять музыку не могут однозначно ответить на этот вопрос. Сходятся они только в одном: это нечто идет откуда-то из глубин души. Иногда приходится пересматривать этюды или подбирать бесконечно сочетание музыкальных инструментов. Так делают и дети. Думают над рисунками, бесконечно стучат по предметам и выбирают наряды по сочетанию цветов. Это тоже проявление творческого начала. Важно не гасить его.

Нельзя оскорблять порывы ребенка, какими бы они не были. Если он рисует на стенах, то установите специальное покрытие, имитирующее доску для рисования. Либо можно расклеить везде ватман. Еще можно приучать к уборке места для занятий. Еще дети любят петь и танцевать. Не нужно гасить в них это стремление. Даже если их движение неуклюжие и смешные — одобряйте ребенка.

Творческие способности помогут и в других делах. Например, в учебе, работе или повседневных делах. С творческим началом легче видеть красоту в простых вещах. Например, в паутине на листьях или полевых цветах.

Основные приемы

Самое главное — это доброжелательное отношение к результату творчества ребенка. Не стоит сразу требовать от него идеальных работ. Например, в рисовании — соблюдения законов перспективы, а в музыке различать полутона.

Лучшие работы ребенка обязательно сохраняют и показывают на видном месте. Например, рисунки вешают на холодильник. Если дети танцуют, то распечатывают фотографии с выступлений или репетиций. Стихи и ноты можно переписать и тоже повесить на видном месте. Обязательно нужно хвалить ребенка. Когда он получит положительное подкрепление своих действий, то он захочет повторить эффект. Это означает продолжение творческих порывов.

Можно устраивать небольшие домашние выставки или просмотры. Важно чтобы не только родители, но и другие родственники поддерживали начинания детей. Это будет вселять уверенность в маленьких творцов. Еще один популярный прием — совместное творчество. Можно вместе рисовать, танцевать, петь, записывать смешные видеоролики. Это позволит ребенку активно заниматься и совершенствоваться — ведь в компании родителей это приятно делать.

Важно развивать у детей восприятие творчества. Для этого посещают концерты, выставки, театр. К каждому путешествию нужно готовиться: обсуждать правила поведения, разбирать, что именно будет на мероприятии, как нужно наряжаться и многое другое. Это будет вызывать приятные ассоциации с творчеством. Хорошо, если родители сами рисуют или поют. Это позволит им подавать пример ребенку. Ведь если он растет в творческой среде, то сам факт творения чего-то будет для него естественным как воздух.



Предварительный просмотр:

Нужен ли детям отпуск от детского сада

Лето традиционная пора отпуска для взрослых людей. Многие с нетерпением ждут его. Не всегда отпуск сопровождается поездкой в другие города или страны. Иногда он просто проходит в отдыхе от работы. Однако встает вопрос: нужен ли отдых детям?

Работает ли детский сад летом?

Да, работает. Воспитатели тоже ходят в отпуск летом. В этом случае руководство назначает педагога на замену в группу. Еще сокращается число учебных занятий.

Выпускники подготовительных групп могут ходить в детский сад до 31 августа. После сразу идут в школу. Поэтому родителям не придется беспокоиться о том, кто позаботится об их ребенке.

Летом можно спокойно водить ребенка в детский сад. Там он будет общаться с друзьями, играть и гулять на площадке. Еще возможно участие в тематических мероприятиях.

Но стоит ли так поступать? Нет. Ребенку тоже нужен отпуск от детского сада. Это смена обстановки, возможность расслабиться, отдохнуть от строго режима. Если есть возможность, то лучше поехать на море, в санаторий или хотя бы на дачу к бабушке.

Почему детям нужен отпуск?

С точки зрения взрослого человека детский сад — это место для отдыха. Ребенка приводят туда и он играет целый день. Даже занятия не такие как в школе: нет проверки домашней работы, оценок, контрольных. Еще воспитатели водят детей на разные занятия: музыкальные, ИЗО, физкультура и другие. Еще и дневной сон положен.

Однако для ребенка — это нагрузка. Детский сад кардинально отличается от того, что принято в семье. Приходится подчиняться воспитателю, следовать режиму и учитывать интересы сверстников. Все это усиливает нагрузку на нервную систему.

Поэтому ребенок приходит уставшим после детского садика. Даже если он только играл — это изматывает. Из-за накопившейся усталости ребенок становится агрессивным и раздражительным.

Поэтому нужно давать ребенку отпуск. Даже в хорошем детском саду обстановка отличается от домашней. А дети дошкольного возраста нуждаются в родителях. Детство мимолетно, а моменты с мамой или папой запоминаются надолго.

Как провести отпуск?

Идеальный вариант — поездка на море или озеро. Можно выбрать турбазу и посетить ее. Главное — смена обстановки! Летом нужно много гулять на свежем воздухе. Под солнечными лучами организм вырабатывает витамин D — это полезно для здоровья. Еще на свежем воздухе происходит закаливание организма.

Нет возможности уехать? В этом случае можно гулять, посещать детские площадки, кататься на самокатах или велосипедах. Еще стоит посетить зоопарк, погулять по музеям и вести активный образ жизни. Обязательно делайте фотографии. Потом можно сделать альбом и показать его в детском саду. Если ребенок будет видеть многое, то у него развивается словарный запас. Он научится связно и много разговаривать.

Не бойтесь спросить у ребенка: что он хочет. Давайте ему право выбирать. И всегда находите на него время. Ведь совсем немного и дети перестанут приходить. В школе у них будут другие друзья и товарищи.



Предварительный просмотр:

Как соблюдать речевой режим при задержке речевого развития (ЗРР)

Если ребенок не говорит к трем годам, ограничивается парой слов или слогов — это повод обратиться к логопеду. Специалист проверит ребенка и скажет родителям, стоит ли беспокоиться. В случае подтверждения задержки речевого развития — нужна еще консультация невролога, в некоторых случаях сурдолога — для исключения нарушений слуха.

Что делать родителям?

Как правило, взрослые очень боятся признавать проблемы у ребенка. Однако в самом статусе "ЗРР" нет ничего страшного. Это всего лишь признание факта проблемы. И чем раньше начнется коррекционная помощь, тем больше шансов на полную ликвидацию задержки.

При ЗРР не страдает интеллект. Однако, если ребенку не оказать поддержку, то помимо нарушений речи будут отмечаться отставания в развитии других психических функций. Это память, внимание, восприятие и другие.

Отсутствие полной устной речи препятствует в построении контактов с другими детьми. Это приводит к нарушениям в социальном развитии. К тому же дошкольник с сохранным интеллектом осознает свою неполноценность. Это приводит к тому, что он замыкается, раздражается, злится.

В некоторых случаях ЗРР проявляется в агрессии в сторону других детей и взрослых. Это приводит к конфликтам в коллективе. Со временем у дошкольника с ЗРР формируется комплекс неполноценности. В школе ему будет сложно учиться и дружить с одноклассниками.

Правила общения с ребенком

Родители — одни из главных помощников логопеда. Если у ребенка ЗРР, то ему сложно освоить устную речь. И именно взрослые обязаны помочь ему в этом нелегком деле.

Речевой режим — это строгие правила общения. Если соблюдать их, то можно улучшить речь ребенка. Например, никогда не создавайте шум. Не включайте фоном видео на сайтах или телевизор. В таком потоке ребенку очень сложно выделить звуки речи, а в тишине он будет ориентироваться на незнакомый ему источник шума и выделять его.

При этом говорить надо мало. Если дошкольник нон-стопом находится в потоке речи, то она сливается в один шум. Он перестает обращать внимание на звуки. Говорить нужно четко и коротко. Не используйте сложные многоступенчатые конструкции. Обязательно выделяйте слова интонацией. Даже можно слегка преувеличить восторг или радость.

На начальном этапе используйте простые слова из 2-3 слогов. Вводите новые слова постепенно. Не торопите события. При этом нельзя коверкать названия. Говорите "машина", но не "бибика".

Всегда хвалите ребенка за то, что он говорит. Даже если слова содержать ошибки. Например, вместо "спать" — "сать". Важно поддерживать и одобрять речевую деятельность. На начальном этапе качество речи не имеет значение.

Помните, что с ребенком дошкольного возраста нет смысла проводить занятия. Лучше играть. Бесконечные "Повтори" только вызовут раздражение. Обязательно используйте игрушки — тогда слова станут наглядными.

Обязательно ведите дневник наблюдений. Тогда вы увидите прогресс. Без записей можно забыть, каким был дошкольник и каким стал.



Предварительный просмотр:

Так ли сильно детям нужен семейный досуг?

Досуг — это совместное времяпровождение с целью веселья. Вопреки распространенному мнению, для этого необязательно отправляться в торговый центр или на базу отдыха. Дети разных возрастов всегда рады провести время с родителями. Только иногда взрослые отказываются от этого, мотивируя свое решение разными причинами.

Например, нет времени или денег, усталость. Но семейный досуг — это важная составляющая гармоничных отношений. Поэтому его нельзя исключать.

Зачем нужен семейный досуг?

Эмоциональные связи самые крепкие. Наверное, многие родители могут вспомнить, как ходили маленькими в парк отдыха и ели мороженое. Эти счастливые воспоминания потом поддерживают в трудные минуты. Поэтому нельзя пренебрегать организацией семейного досуга. Однако нельзя просто взять и пойти куда-то. Нужно учитывать интересы каждого члена семьи. Поэтому его нужно планировать заранее.

Цель совместного досуга — укрепление отношений. Еще один повод собраться вместе — отдых. Не забывайте о том, что можно сделать множество снимков и видеороликов. В дальнейшем их приятно просматривать. Если семейный досуг в новинку, то стоит его хорошо продумывать. По началу может что-то выходить не так — это нормально. Со временем организация мероприятия станет хорошей.

Основные правила семейного досуга:

  • встречи только для положительных эмоций;
  • родителям и детям должно быть интересно;
  • встречи полезны для всех.

Сложнее всего выбрать занятия, которые будут интересны всем. Если в семье есть дети школьного возраста, то можно ввести правило: раз в неделю один член семьи решает, чем именно они займутся.

Идеи для семейного досуга

Основная задача — сделать встречи желанными и ожидаемыми. Поэтому важно привить дошкольнику положительные эмоции. Например, даже прогулка по торговому центру может стать веселой. Для этого выбирается сумма и каждый член семьи ищет вещь, которая порадует другого. Дошкольник остается с мамой или папой — он тоже участвует в выборе.

Можно посещать музеи, тем более, многие готовы предложить экскурсии для детей и квесты для семей. Об этом можно узнать в музее заранее. Еще учитывайте, что выставки бывают постоянными и временными. Во втором случае можно найти нечто интересное.

Еще можно просто гулять по паркам. Например, возьмите велосипеды и покатайтесь всей семье. Либо арендуйте катамаран и прокатитесь по водным каналам. Некоторые базы отдыха готовы предложить оригинальные развлечения, например, катание в санях или на собачьих упряжках.

Устраивайте пикники, концерты, литературные вечера — дошкольников тоже можно привлечь к организации. Например, не ждите утренников и попросите ребенка выучить стишок. Позовите на концерт друзей и родственников — они будут зрителями.

Для успешности проведения досуга обязательно собирайте мнения всех участников. Это позволит скорректировать деятельность. Например, не всем комфортны длительные мероприятия. Поэтому можно будет выбрать короткие встречи.



Предварительный просмотр:

Зачем нужно музыкальное воспитание?

Музыкальное воспитание это не только изучение игры на определенном инструменте. Это прослушивание разных сказок, песен, колыбельных в соответствии с возрастом. Музыка развивает эмоции и чувство прекрасного, понимание плохого и хорошего. Совместное прослушивание укрепляет отношения в семье. Поэтому в детском саду обязательно проводят музыкальные занятия. На них дети не только слушают разные произведения, но и учат песни, стихи и участвуют в организации праздников.

Зачем нужно музыкальное воспитание?

Музыка понимается интуитивно. К тому же она влияет на развитие неречевого слуха и это важно для развития устной речи. Если ребенок различает ноты, то и звуки он хорошо будет выделять на слух.

Музыка обращается прямо к чувствам слушателя. Она может вызывать радость, грусть, веселье, сострадание. Это формирует у него эмпатию — способность к сопереживанию и пониманию чужих чувств. Позже ребенку будет проще выражать свои чувства.

Музыка неотъемлемая часть эстетических представлений. Поэтому без нее сложно понимать картины великих художников.А также представлять себе видеоряды некоторых фильмов.

Как правильно приучить ребенка слушать музыку?

Сложно прослушивания музыки — необходимость концентрации. Ребенку это сделать тяжело, ведь приходится сидеть на месте и без визуальных раздражителей. Например, послушать песню в мультфильме легко: можно смотреть за действиями героя. А вот без этого воспринимать звуки сложно.

Начинать приучение к музыке можно с трех-четырех лет. Прослушивать начинают произведения с 1-2 минут, постепенно увеличивая продолжительность. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще слушать инструментальные композиции, другим сложнее. Если дошкольник ерзает на стуле, пытается что-то разобраться или как-то себя развлечь — ему тяжело. Музыкальные пьесы можно начинать слушать с 5-7 минут. Только выбирайте детские произведения. Иначе ребенок не будет слушать.

Материал приготовьте заранее. Лучше использовать магнитофон и кассеты, либо диски. Это лучше смартфона или телевизора: звучание будет чище. К тому же управлять магнитофоном проще. Можно показать ребенку как перематывать или останавливать воспроизведение.

Идеально будет использование проигрывателя для пластинок. У него звучание приближенно к настоящему. К тому же это атмосферно: нужно достать пластинку, поставить ее, поместить иголку на бороздку. Ребенку это понравится.

Определите уровень громкости. Он должен быть средним. Слишком громкий или тихий только принесет негативные ощущения. В комнате должно быть тихо, поэтому предупредите других членов семьи о сеансе.

Выберите время. Не стоит отвлекать ребенка от игры или слушать с ним музыку, когда он возбужден. Лучше всего после завтрака или дневного сна.

Помните, что дети копируют родителей. Поэтому взрослые тоже должны принимать участие в прослушивании. Не стесняйтесь делиться своими эмоциями и мыслями. Предложите ребенку выбрать следующее произведение для прослушивания.



Предварительный просмотр:

Как справится с кризисом 3 лет и что делать родителям?

Каждый человек в течении всей своей жизни проходит кризисы. Они нужны для развития психики и получения новых навыков. Так в три года ребенок осознает свое "Я" и понимает: он отдельная личность. Поэтому он начинает яростно отстаивать право на собственное мнение. Это проявляется в строптивости, негативизме, упрямстве.

Особенности проявления

Иногда родители замечают странные перемены в поведении ребенка. Например, вы всегда ходили одной дорогой и дошкольник не протестовал. А тут вдруг заявил, что хотел пойти иначе и начинает плакать. При этом вы не пройти поменять дорогу, но уже прошли достаточно и возвращаться нельзя.

Или ребенок начинает требовать определенных действий от родителей. А если те отказываются — плачет и топает ногами. Еще дошкольник может резко перемениться: вчера он выполнял небольшие поручения, сегодня — категорично отказывается.

Все это проявления кризиса трех лет. Демонстративное поведение и истерики возникают из-за того, что ребенок хочет показать свою самостоятельно, на сам еще не может это нормально выражать. Из-за внутреннего конфликта появляются противоречивые эмоции.

Что делать родителям?

Кризис трех лет — это нормальный этап в жизни каждого ребенка. Поэтому наберитесь терпения и просто переждите его. Если дошкольник ведет себя вызывающе, то не заостряйте внимание и не пытайтесь его переспорить. В тоже время вседозволенность недопустима.

Лучше всего переключить внимание ребенка. Например, предложить пойти в определенное место или почитать книжку. В случае пика истерики — просто подождите и дайте дошкольнику выплакаться. Если это происходит на публике (например, в магазине), то отведите ребенка в безлюдное место.

Старайтесь не задавать вопросы, которые подразумевают категоричный выбор. Давайте ребенку право выбора. Например, спросите его куда он хочет пойти гулять или что именно он наденет из одежды.

Помните, что для дошкольника — кризис тяжелое испытание. Он переживает целую гамму эмоций, каждая по-своему особенна. Поэтому не вините ребенка в "не таком поведении" и не сравнивайте его с другими детьми. Иначе вы только усилите негативные эмоции дошкольников.

Полезные советы для родителей

  • хвалите ребенка за правильное поведение;
  • поощряйте самостоятельность;
  • не стыдите за негативные эмоции;
  • делитесь достижениями ребенка с окружающими.

Кризис трех лет — это еще проверка границ допустимого. Ребенок испытывает родителей на прочность и узнает, что именно он может делать. Поэтому придерживайтесь одной воспитательной политики. Донесите ее до бабушек, дедушек и других родственников.

Если вы чувствуете, что терпение вас покидает, то закройте глаза и медленно считайте до 10. После этого говорите. Первый накал раздражения спадет и вы сможете воздействовать на ребенка.

Кризис трех лет не единственный и они еще будут в дальнейшей жизни дошкольника. Поэтому учитесь правильно реагировать на изменения. Не забывайте проявлять терпение.



Предварительный просмотр:

Как учить с ребенком стихи?

В детском саду проводят множество праздников — утренники, дни памяти и многое другое. На них дети танцуют, поют, а также рассказывают стихи. В силу того что ребенок не может читать — учить тексты приходится вместе с родителями. Далеко не каждый взрослый знает, как это лучше сделать.

Почему важно учить стихи?

Не всегда польза от изучения стихов очевидна для родителей. Во-первых, это развивает его мыслительную деятельность. Ему нужно воспринимать текст, а потом запоминать его. Это требует определенных усилий — они положительно сказываются на его развитии.

Во-вторых, мозг — это орган, который нуждается в тренировках. Если не заниматься спортом, то тело станет обрюзгшим и поэтому оно не сможет нести нагрузки. Тоже самое и с мозгом. Если не напрягать его, то он не будет способен к восприятию информацию. После чего возникнут сложности уже со школьным обучением.

В-третьих, знакомство с поэзией — это один из способов развития представлений об эстетике. В стихах заключена сильная культурная мощь, поэтому их нужно знать. Через поэзию можно познакомить ребенка с особенностями фольклора.

В-четвертых, это интересно. Сам формат заучивания стихов можно превратить в игру. Для этого можно использовать разные приемы. Например, мнемотехнику. Тогда каждое слово будет сопровождаться определенным символом. Это помогает ребенку запомнить текст.

Как учить стихи?

Для того чтобы дошкольник хорошо запоминал рифму — нужно знакомить его с инструментальной музыкой. Благодаря этому развивается неречевой слух и ребенок лучше воспринимает ритм стихов. Также полезно петь малышу колыбельные и песни — это можно делать с первых месяцев жизни.

Выбирайте стихи в соответствии с возрастом ребенка. Подойдут короткие работы Барто, Маршака и других. Для ребенка 3-4 лет выбирайте четверостишия, потом можно переходить к более объемным стихам. Для выработки мотивации используйте простой трюк: скажите, что стих — это подарок. Например, для бабушки или Деда Мороза. Тогда ребенка будет проще заинтересовать.

Не забывайте о необходимости заучивать стихи с интонацией и выражением. Если просто прочитать текст, то он не вызовет интереса у ребенка. Поэтому не стесняйтесь проявлять эмоции и придавать стихотворение оттенки настроения.

Помните, что у всех индивидуальный темп. Поэтому не ждите мгновенного запоминания информации. Сначала попробуйте слуховой метод — неоднократно воспроизводите текст. Если ребенку сложно, то включайте двигательный способ. Тогда каждое слово сопровождают определенным движением рук и ног.

Некоторые дети предпочитают логическое запоминание. В этом случае нужно прочитать одну строчку и попросить ребенка рассказать о чем идет речь. Он не должен дословно воспроизводить текст, только объяснить фразу своими словами.

Можно совмещать разные методы. Как вариант: нарисуйте с ребенком иллюстрацию к стихотворению. Визуальное подкрепление упростит процесс запоминания текста



Предварительный просмотр:

Что делать с детской жадностью?

Родители обычно стараются воспитывать детей щедрыми и добрыми. Только вот ребенок не всегда согласен с этим. Он может отказаться делится игрушками или сладким, проявлять агрессию и не слушаться. Такое поведение расстраивает родителей. Однако попытки пристыдить не принесут результата.

Особенности развития

Примерно в возрасте 1,5-2 лет ребенок осознает себя как отдельную личность. До этого он воспринимал себя как часть родителей. С появлением осознания собственной личности ребенок начинает формировать границы. Именно поэтому примерно до 6-7 лет дети эгоцентричны. То есть их интересуют только свои желания, потребности, интересы. Само проявление жадности вписывается в эту систему. Однако оставлять все как есть тоже нельзя. Важно постепенно вырабатывать у ребенка правильное поведение. Для этого нужно придерживаться нескольких правил.

Рекомендации для родителей

Всегда разбирайтесь в причинах поведения ребенка. Например, он может не желать делиться с конкретным человеком — это нормально. Например, ребенка мог обидеть дошкольник или он просто не нравится ему. В этом случае вы можете предложить поделиться чем-то другим. Само по себе нежелание делиться — нормальное явление. Проблемы возникают, когда оно приобретает патологический характер. Например, иногда такое поведение следствие ревности к младшему ребенку или повышенной потребностью во внимании. В этом случае важно разобраться с чувствами дошкольника. Не осуждайте и не ругайте его. Проявляйте ласку, терпение, проговаривайте эмоции. Если в семье несколько детей, то выделяйте время на каждого.

Иногда жадность — это проявление стремления к лидерству. Дошкольник прекрасно понимает, что владение определенной вещью возвышает его. Поддерживать стремление к лидерству нужно, но помогайте ребенку иначе это проявлять. Например, организовывать игры с другими детьми.

Иногда жадность является проявлением скупости. Например, у ребенка мало личных вещей и поэтому он так яростно их оберегает. Можно попробовать убедить его в необходимости обмена. В этом случае он на время берет чужую игрушку и отдает свою.

Что делать?

Нельзя силой отбирать чужую игрушку из рук ребенка. Также нельзя ругаться, оскорблять и применять физическую силу. Не принимайте сторону другого ребенка — это сильно расстроит вашего дошкольника. Старайтесь отвлечь его внимание и переключить на что-то другое.

В семье поддерживайте правило "делится". Однако оно не должно быть обязательным. Поддерживайте порыв ребенка, особенно, если он сам стремится делиться конфетами или фруктами.

Можно разбирать тематические сказки и мультфильмы. Старайтесь наводить ребенка на соответствующие рассуждения. Например, почему быть жадным плохо и захотят ли с таким человеком дружить? При беседе не давайте оценку высказываниям ребенка.

В случае серьезных проблем — обратитесь к психологу. Он поможет понять причины поведения ребенка. А также расскажет, как с ними справиться.



Предварительный просмотр:

Почему так важно художественно-эстетическое воспитание детей?

Распространение виртуальной среды нельзя остановить и она становится частью нашей жизни. Дети растут вместе с гаджетами и все меньше интересуются окружающим миром. Однако это не сделает их нравственными и духовно богатыми людьми. Поэтому важно заниматься эстетическим и художественным воспитание.

Особенности термина

Понимание искусства не появляется само по себе. Его развивают и выращивают, при этом начиная с ранних лет. Ребенка знакомят с музыкой, картинами, скульптурами и учат видеть их красоту. Это долгий процесс, но в дальнейшем он будет духовно богатым человеком, который видит суть вещей.

Также художественное воспитание направлено на развитие бережного отношения к миру. Если ребенок будет видеть красоту повседневных вещей, то у него не возникнет желания разрушать что-то. Это тоже важно для взрослой жизни.

Художественное воспитание также направлено на воспитание творческого начала. Оно выражается через лепку, аппликации, рисование. Помимо целенаправленной деятельности дошкольник так выражает свои эмоции.

Составляющие воспитания

Для развития эстетических представлений ребенка нужно знакомить с музыкой, литературой, фольклором, картинами и другими. Хорошо, если все это будет окружать его каждый день.

Например, можно вешать репродукции картин. Выбирайте соответствующие определенному времени года. Например, для лета подойдут соответствующие пейзажи и натюрморты с цветами. Рассматривайте их, анализируйте, рассказывайте о деталях.

Сложнее дело обстоит с прослушиванием музыки. Детям сложно долго воспринимать ее на слух. Можно включать детские инструментальные произведения во время чистки зубов или после пробуждения. Рассказывайте ребенку о разных музыкальных инструментах и сравнивайте разные типы звучания.

Знакомьте ребенка с разными видами народного творчества. Можно попробовать повторять их в творчестве. Например, сделать гжельскую роспись или дулевские игрушки.

Полезные советы

  • поддерживайте интерес ребенка к искусству;
  • не используйте негативные установки;
  • занимайтесь совместной деятельностью; подавайте пример.

Для развития творческих навыков можно использовать разные способы рисования. Например, купите пальчиковые краски и рисуйте ладошками. Еще один вариант — фронтаж. Под лист бумаги кладут рельефный предмет, например, монету и штрихуют.

Можно купить готовые наборы для творчества и вместе их разбирать. Например, подойдет раскрашивание картин по номерам или аппликация, валяние игрушек.

Обязательно хвалите ребенка за проявление интереса. Не мешайте ему созерцать окружающий мир и старайтесь разнообразить обстановку. Например, ходите в музей, парки, ботанический сад и другие культурные места.

Рассуждайте с ребенком на абстрактные темы: о красоте, добре, любви, морали, эстетике. Не отвечайте за дошкольника — дайте ему возможность сформировать свое мнение. Подсказывайте по мере беседы.



Предварительный просмотр:

Почему детям важен дневной сон?

Режим дня важен не только для родителей, но и для ребенка. Если у него будет нормальное соотношение периодов бодрствования и сна, то проблем со здоровьем не возникнет. Ему будет проще сидеть на занятиях и играть. Однако некоторые родители считают, что дневной сон — лишний.

Причины для сна

Организм ребенка еще не имеет таких ресурсов, как взрослый человек. Поэтому утомляется он быстрее и чаще требует отдыха. Если понаблюдать за котятами, то можно заметить: они играют и в какой-то момент падают спать. С детьми так поступать не надо, но все же днем им нужно спать.

Старайтесь придерживаться того же распорядка, что и в детском саду. Будьте ребенка в одно и тоже время, кормите, а также укладывайте днем спать. Во время отдыха у него успокаивается нервная система, а это способствует повышению концентрации внимания.

Плюсы дневного сна:

  • снижение гормона стресса кортизола;
  • лучшее восприятие информации;
  • выработка гормона роста.

К тому же дневной сон отличная возможность для родителей: они могут заниматься своими делами. Если ребенок категорически не хочет спать, то он не устал или слишком перевозбужден.

Приучение к дневному сну

В норме ребенок испытывает усталость к обеду. Однако это справедливо при раннем пробуждении. Если дошкольник не спит до двух ночи, а просыпается в 11 дня, то в два часа он не захочет спать. Поэтому начинайте с правильной организации режима дня.

Выбирайте одно время укладываться спать и пробуждение. Это важно сохранять даже в выходные и праздничные дни. Иначе режим не установится и ребенок будет уставать и капризничать.

Выбирайте время для дневного сна — тоже, что и в детском саду. Учитывайте, что в разных группах (младшей, средней, старшей, подготовительной) оно меняется. Поэтому нужно будет корректировать.

Что нельзя делать:

  • использовать кроватку как наказание;
  • связывать сон с негативом;
  • пугать болезнями и бабками-ежками;
  • ругаться.

Все это вызовет истерику и негатив со стороны ребенка. Лучше идти путем позитивных убеждений. Например, сделайте ритуал: чтение сказки перед сном или прослушивание аудиоспектакля.

Перед сном лучше гулять на улице. Свежий воздух и активные игры способствуют развитию усталости. Поэтому уже будет проще уложить спать. К тому же плотный обед тоже приведет к желанию отдохнуть.

Важно правильно подготовить места для сна. В комнате должно быть чисто, а сама она проветриваемой. Обязательно предложите ребенку переодеться, помыть руки и лицо, с комфортом лечь. Потом возьмите его любимую игрушку, которая тоже хочет спать и положите рядом.

Самое главное в выработке навыка

Не ждите, что ребенок будет засыпать по щелчку пальца. Он может ворочаться и заниматься своими делами. Предоставьте ему тихую изолированную комнату и время для расслабления. Также поставьте стакан воды на случай, если ребенок захочет пить. Будьте последовательны и дневной сон перестанет вызывать проблемы. Со временем ребенок сам начнет проситься спать в дневное время.



Предварительный просмотр:

Что делать, если ребенок неуверенный

Родители наблюдают за своим ребенком и часто могут видеть то, что им не нравится. Например, неуверенность, робость, нерешительность. Только угрозами ничего не решить, ровно, как и высмеиванием. Уверенность ребенка напрямую зависит от правильного поведения родителей.

Почему появляется неуверенность

Дети дошкольного возраста очень зависимы от родителей и среды. Они только недавно пришли в этот мир. Поэтому все воспринимают всерьез. Неуверенность может развиваться по разным причинам:

  • негативные высказывания со стороны родителей;
  • игнорирование потребностей ребенка;
  • акцент на неудачах;
  • отсутствие такта.

Мало кто из родителей желают плохого ребенку. Зачастую они считают, что поступают как лучше. На самом деле любое негативное слово может ранить и оставить последствия. Помните золотое правило воспитание: оценивают поступок, но не ребенок. Неважно что он сделал — ругайте за действие, но не опускайтесь до уничижительных формулировок.

Даже если вам кажется, что успех дошкольника незначительный — не пренебрегайте им. Поддержка родителей вдохновляет ребенка. В дальнейшем он будет уверенно себя чувствовать.

Иногда неуверенность и чувствительность следствием работы нервной системы. В этом случае нужно создать оберегающий режим. Поместите дошкольника в спокойную обстановку, дозируйте время пребывания у телевизора и компьютера.

Как справиться с неуверенностью

Дайте понять ребенку, что вы верите в него. Для этого поддерживайте его начинания, выслушивайте и подбадривайте. Можете рассказать о том, какие у вас были трудности в детстве. Поделитесь историями о том, как вы их преодолели и справились с ними.

Не оценивайте ребенка по количеству друзей. Это только вызовет негативную реакцию. Всегда подчеркивайте безусловность любви. Не имеет значение число друзей, количество похвалы от воспитателя или объем медалей на стойке. Родители всегда будут любить ребенка.

Иногда дошкольники слишком критично воспринимают критику. Начинают плакать и просить прощения. Это возникает даже в случае, если ребенка никогда наказывали физически. Такое поведение бывает следствием слабого типа нервной системы. Исправить его нельзя, но можно адаптировать ребенка.

Никогда не ругайте его как личность, оценивайте только поступок. Пользуйтесь "Я-Сообщениями" и не перестарайтесь с критикой. Слабые места можно подмечать, но не так чтобы стало обидно.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Вопреки распространенному мнению — это не усиливает азарт и желание превозмогать. Скорее, наоборот, вызывает еще большее падение самооценки.

Если ребенок расстраивается из-за слов других детей, то чаше хвалите его, говорите как сильно его любите и подчеркивает его сильные места. Со временем дошкольник поймет свою ценность как личности и это поможет справиться с неуверенностью в себе.



Предварительный просмотр:

Как подготовить дошкольника к школе?

Подготовка к первому классу должна начинаться заранее. Важно не только научить ребенка считать, читать и писать. Но и адаптировать его к новым условиям. В школе нужно не только слушать учительницу, но и спокойно сидеть на уроке. Только этого нельзя добиться просто приказом "сиди смирно".

Советы для родителей

К школе ребенок должен овладеть следующими социальными навыками:

  • Слышать и слушать. Важно чтобы дошкольник понимал: нужно уметь помолчать, пока другой человек говорит.
  • Групповые роли. Ребенок должен знать, чем можно заниматься в коллективе. Есть лидеры, ведомые, помогающие. Не давите на дошкольника и давайте ему пробовать разные роли.
  • Ресурсы. Разные умения привлекают сверстников. Например, фокусы или способность говорить загадками.
  • Извлечения полезного из среды. Коллектив — это разные дети и у многих есть чему поучиться.
  • Эмпатии. Ребенок должен понимать, что его действия не всегда вызывают приятные эмоции. Поэтому нужно контролировать свое поведение.

Помимо социальных навыков важны интеллектуальные. И это не чтение и письмо. Ребенок должен уметь классифицировать предметы по признакам. Например, чашка, блюдце и тарелка — это посуда, а масло, хлеб и печень — продукты. Обратная операция — исклюение лишнего по признаку. Например, три синих и один красный круг. Лишним будет красный.

Полезные интеллектуальные навыки:

  • рассказ по картинке;
  • сходства и различия;
  • общие представления о мире.

В последнюю категорию входит знание дней недели, месяцев, чисел. Должно быть понимание времени, что такое вчера и завтра. Также ребенок может ориентироваться в признаках времен года.

Не пытайтесь заставлять ребенка сидеть за столом по 40 минут. Это только вызовет негатив. Лучше прогуляйтесь с ним до школы, посмотрите, как дети идут домой после уроков. Походите по игровой и спортивной площадке.

Дома можно разыгрывать сценки из школьной жизни. Например, рассадить кукол и представить, что они ученицы и ребенок тоже. А уже вы будете учитель. Воздержитесь от ругательств и брани. Если ребенок ведет себя неправильно, то мягко пресекайте это и объясняйте в чем его ошибка.

Важные моменты

Иногда родители с удивлением отмечают, что детям скучно в школе и они не хотят туда идти. Все дело в том, что малышей еще в дошкольном возрасте перегружают занятиями. Поэтому они устают и перестают воспринимать учебу как что-то хорошее.

Поэтому не перегружайте ребенка. В детском саду проводятся все необходимые занятия: подготовка к обучению грамоте, математика, ИЗО, физкультура и другие. Этого вполне достаточно, чтобы развивать ребенка интеллектуально и эмоционально.

Будьте всегда примером. Если ребенок не хочет читать, то возможно дело в вас? Возьмите книгу и почитайте ее вместе. Покажите пример интеллектуального досуга: разгадывайте головоломки или играйте в настольные игры.

Никогда не используйте школы в качестве "пугалки". Иначе вы вызовете у ребенка негативизм. Придерживайтесь только положительной информации.



Предварительный просмотр:

Адаптация в детском саду - 10 ошибок мамочек

В этой статье мы подробно разберем ошибки родителей, в частности мамочек, которые ведут детей в детский сад первый раз и очень переживают по этому поводу.

1 ошибка - испытывать чувство вины и угрызения совести перед ребенком. Помните, вы не отправляете его ни в армию, ни на исправительные работы. Вы приводите свое чадо общаться с другими детками и развиваться. Не надо просить за это прощение и делать виноватые глаза. Ребенок чувствует ваш настрой! Если вы сами еще не готовы – начинайте с себя.

2 ошибка - говорить о себе и малыше «Мы» («мы поели», «мы поспали», «мы пошли гулять» и прочее). Отделяйте свое «Я» и «Я» ребенка. У вас имеются свои интересы и обязанности, как и у ребенка, которые где-то уже не должны совпадать. Ваша обязанность – ходить на работу или заниматься домом, а обязанность малыша – посещать детский сад, общаться с другими детьми и впитывать новые знания. Основной лозунг «Мама идет на работу/по делам, а ребенок в сад тоже работать/играть с другими детками».

3 ошибка - долгие прощания. Это одна из основных болей воспитателей. Помните, чем дольше прощание – тем дольше успокоение после ухода мамы. Не терзайте себя и ребенка. Главное правило – уходите быстро – поцеловали, помахали ручкой и ушли. И помните, плач ребенка очень часто прекращается, когда уходит основной зритель – мама.

4 ошибка – спрашивать ребенка о негативном. Например: «Тебя никто не обижал в саду?», «Ты не плакал в саду?» и т.п. Не задавайте такие вопросы, спрашивайте: «Во что вы играли в детском саду?», «Как зовут твоих друзей?», «Что было интереснее всего?» Если что-то было неприятное и ребенок захочет об этом сказать, он расскажет без ваших подсказок.

5 ошибка – отсутствие системы. Сегодня идем в сад, завтра проснулись - плохая погода/настроение и т.д. – в сад не идем. Ходить надо регулярно, без пропусков. Минимум первый месяц. Хоть по 3 часа, но каждый день.

6 ошибка – Использование подкупа в виде игрушек или сладостей: «ты сходишь в садик, а я тебе куплю…». Ребенок очень хорошо запоминает такие вещи и в будущем будет активно этим пользоваться. Будет с утра капризничать и ждать обещания купить новую игрушку или что-то вкусненькое.

7 ошибка – по вечерам нагружать психику ребенка мультфильмами, гаджетами или посещением шумных мест. Ребенок и так эмоционально устает, поэтому на время адаптации к детскому саду ограничьте время мультфильмов и посещения детских комнат.

8 ошибка – резкая перенастройка режима дня ребенка. Приучите ребенка к ранним подъемам заранее, не в момент выхода в сад. Изучите режим детей в саду и постепенно начинайте жить по этому режиму. Если вы привыкли спать до 11 часов, а потом резко поднимете ребенка в 7-8 утра – не ждите хорошего настроения у малыша (и у мамы, скорее всего тоже).

9 ошибка - пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

10 ошибка – негативно отзываться и в принципе обсуждать воспитателей и сад при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

И поверьте, воспитатели делают все возможное и так же заинтересованы, чтобы ребенок как можно быстрее привык к детскому саду и с удовольствием бежал туда. В нашем детском саду точно!



Предварительный просмотр:

Как справиться с детской ложью

Когда родитель сталкивается с явным обманом от ребенка, то он чувствует растерянность. С одной стороны, первая реакция — наказать, а с другой — появляется вопрос «почему он так поступил». Важно правильно действовать.

Причины детской лжи

Нельзя путать ложи и фантазию — истории о воображаемом мире. В случае обмана ребенок хорошо понимает, что он затрагивает реальность. Лгать малыш может по нескольким причинам:

  • Повышение социального статуса — привлечение внимание других детей, улучшение навыков общения, желание возвыситься.
  • Все как у родителей — мама или папа могут попросить ребенка соврать, например, сказать бабушке по телефону, как соскучился ее внук. В итоге дошкольник принимает происходящее за норму.
  • Соглашаться со всеми — в больших семьях родственники нередко конфликтуют. В итоге дошкольник вынужден соглашаться с родителями, бабушкой, дедушкой. Малыш привыкает лгать.
  • Страх — у авторитарных взрослых растет запуганный ребенок. Он боится наказания и оттого придумывает истории, пытается оправдаться и спасти себя.
  • Патологическая ложь — ребенок обманывает всегда, по любым поводам и отказывается признавать свое положение. Может быть признаком психических нарушений. Нужна помощь специалиста. Не всегда легко определить причины обманов. В таком случае можно обратиться к детскому психологу. Он объяснит особенности поведения дошкольника и подскажет, что делать.

Три главных правила

Нельзя ругаться или бить ребенка — это только вынудит его лгать сильнее и чаще. Первое действие — оценить ситуацию. Важно подумать над тем, что вынудило дошкольника так поступить. Может быть он боится наказания от строгой мамы? Или ему страшно сообщать правду о своей семье?

Второе — размышляйте над тем, можно ли не допустить повторения истории. Если ребенку не хватает тепла и ласки, то стоит дать ему ее. Или он боится своего социального статуса, тогда нужно помочь поднять его.

Третье — не обвиняйте. Даже если под давлением малыш сознается, то он уяснит только одно: лгать надо так, чтобы тебя не поймали.

Примеры ситуаций

Если дошкольник сломал игрушку, то вместо ругательств и брани, лучше сказать: сломана? Ты определенно этого не хотел. Неаккуратно взял в руки, и она упала, да?

После этого ребенок не начнет выдумывать, что она сама сломалась. Ему станет легко, а конфликт не разгорится. Можно перевести все в шутку. Например, ребенок разбил чашку. Тогда надо сказать, что у нее выросли ножки и она самоликвидировалась.

Родителям нужно помнить ключевой момент воспитания: взрослые — образец поведения. Если ребенок слышит, как его мама и папа обманывают, то какой вывод он сделает? Врать — это нормально. Поэтому перемены начинают с себя.

На ложь нужно и можно реагировать. Для этого достаточно констатировать факт (цепочка порвана или вещь испачкана) и описать свои чувства. Главное, не уходить в слишком сильный негатив. Все же разбитый сервиз не настолько серьезная потеря. Намного важнее доверие ребенка.



Предварительный просмотр:

Как правильно воспитывать посредством сказок

Когда мама или папа читают книгу, то они не только приучают детей к такому времяпровождению. Между ними укрепляется эмоциональная связь. Сказки взрослые могут придумывать — это позволяет лучше воспитывать малышей.

Преимущества сказок

Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — игровая. Поэтому слушать длинные занудные лекции о правилах поведения им быстро наскучивает. Гораздо лучше воспринимаются сказки, которые уже несут в себе поучительный смысл.

Ребенку проще воспринимать выдуманную историю, соотнести себя с героем, а родители помогают ему сделать выводы. Основная сложность использования народных сказок в том, что они знакомят только с некоторыми явлениями и предметами.

Например, «Колобок». В ней ребенок выступает только слушателем, в реальности такую ситуацию он не сможет использовать. Из остатков муки бабка с дедкой сделали комочек теста и слепили Колобок. Который потом ушел от них и его съела лиса.

Ребенку эта ситуация недоступна. Поэтому гораздо лучше придумывать сказку вместе с малышом. Этот прием позволяет ему:

  • продемонстрировать страхи и опасения;
  • показать решение проблемы;
  • самостоятельно ищет путь выхода.

С помощью выдуманных историй взрослому легче показать дошкольнику ошибочность выбранной модели поведения. Например, можно вспомнить классическую историю о пастушке и волках — этот сюжет встречается во многих детских историях. Это наглядная иллюстрация о том, почему врать плохо.

Почему важно обсуждать?

Обычные поучения и нудные лекции дети не воспринимают, но и без воспитания их нельзя оставить. Придумывание сказок позволяет ненавязчиво сформировать представления о том, какие качества неприемлемы для характера.

Сказка не будет ругать, читать поучения, наказывать. Она дает ответы на важные вопросы. Сочинение фантастических историй помогает укрепить связь между ребенком и родителями.

Пример сказки

Примерное построение текста для решения проблемы неуважительного отношения.

Жила-была синичка, любила, когда ее капризы исполняют. Да остальным членам семьи некогда было ей угождать. Она не помогала им собирать зернышки на зиму, поэтому ее оставили в дупле сидеть. Скоро чувство голода поглотило птицу и решила она поискать себе пропитание.

Вылетела из дупла, опустилась на землю и давай клевать зернышки. Смотрит рядом с ней из лужицы лакает котенок. Грубо она окликнула его и сказал убираться. Котенок заплакал от грубости и позвал-маму-кошку. Та попыталась схватить синичку, но ей удалось улететь.

Перепуганная пташка едва нашла дом, а там ее ждала вся семья. Хотела была синичка придумать что-то да не смогла. Она рассказала всю правду. В итоге родители даже не стали бранить синичку. Но их молчание было сильным наказанием.

Но поняла в этот момент птичка, что грубость и наглость не приводят к добру. Поэтому нужно изменить свое отношение, стать вежливой, уступчивой, заботливой. Иначе быстро она станет едой для кошки.



Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитывать любовь к родине нужно с первых лет жизни малыша. Именно она станет основой формирования порядочного гражданина. В это понятие входит хорошее отношение к дому, детскому саду, окружающим людям.

Почему это так важно?

Современная массовая культура пестрит разными провокационными идеями. Детям внушают мысли о том, что жить надо ради удовольствия, что личная выгода превыше всего и пренебрежение к нравственным ценностям.

Поэтому родителям нужно с детства воспитывать детей патриотами, которые ценят свою страну и любят ее. Малыши должны знать в каком богатом крае они живут и среди каких людей. В этом важно добиваться не только запоминания фамилий известных личностей, но и понимания того, что такое Родина.

Основная сложность состоит в том, что Россия многонациональная страна. В таком случае в детях развивают уважением к лицам других религий и народов. Между ними должна установиться прочная связь.

Основные цели

Патриотическое воспитание осуществляется не только работниками детских садов и школ. Родители тоже полноправные участники процесса, которые напрямую влияют на своего ребенка. Среди задач можно выделить:

  1. Развитие у малыша любви к семье, дому, улице, городу, стране.
  2. Стимулирование чувства бережности по отношению к окружающему миру.
  3. Составление представлений о народных промыслах.
  4. Развитие знание о стране, регионах, областях.
  5. Формирование представлений о гербе, гимне России.
  6. Стимулирование чувства гордости за Родину.
  7. Формирование толерантности.

Все это могут выполнять родители. Но в процессе нужно соблюдать чувство меры и баланса, иначе можно достичь противоположного эффекта.

Некоторые приемы

Основы патриотизма закладываются в семье. Для этого с ребенком разбирают кто входит в семью. С ним можно составить тематический фотоальбом, генеалогическое древо. Малыш должен понимать, кем работают родители, бабушки-дедушки и знать их биографию.

Позже делаются альбомы посвященные детскому саду и группе. В них собирают фотографии, открытки и другие памятные вещи. Ребенок полноправный участник процесса и к его мнению нужно прислушиваться. Отдельно нужно сформировать представления о народных промыслах. Для этого малышу рассказывают о них, показывают фотографии или покупают разные тематические игрушки, например, дымковские. Можно сходить с ним в музей или на выставку.

Любое воспитание должно проходить в игровой форме. Дети дошкольного возраста не смогут долго выслушивать нудные лекции, ровно, как и делать из них выводы. Поэтому все занятия нужно делать интересными и увлекательными.

Например, к разным праздникам ребенок может рисовать картинки. К дню защитника отечества, к дню Победы и многим другим. При постоянном и планомерном воспитании родители смогут вырастить из малыша настоящего и достойного гражданина своей страны. Важно сделать этот процесс непрерывным и тогда у них все получится.



Предварительный просмотр:

Формируем правильное отношение к еде

Культура пищевого поведения выражается не только в правильном поведении за столом. Прежде всего — это полноценное питание. В него входит понимание вредных и полезных продуктов, стремление питаться по режиму. При неправильном подходе у ребенка могут появиться расстройства пищевого поведения.

Несколько важных правил

С раннего возраста ребенка учат относится к еде с уважением. Пищей нельзя играть, кидаться в другого человека и т.п. Поэтому если малыш начинает баловаться — тарелку у него сразу забирают.

Ребенку нельзя позволять есть где придется. Он должен мыть руки, садится за стол, пользоваться столовыми приборами. Конечно, не нужно давать ему сразу все разновидности ложек, но и позволять все есть руками тоже не стоит. Придерживайтесь золотой середины — ложка, вилка, нож.

Для поддержания аппетита ребенку предлагают есть по режиму. Между приемами пищи не должно быть никаких постоянных перекусов. Поэтому конфеты, печенье убираются из открытого доступа.
Ребенка нужно приучать есть неспеша, после убирать за собой посуду и благодарить за вкусный прием пищи. Даже двухлетние дети могут унести тарелку с ложкой и чашкой. Поэтому сразу приучайте ребенка к порядку. Не делайте еду способом наказания. Нельзя угрожать малышу и вынуждать его делать что-то под угрозой лишить ужина. Такой прием сформирует у него бессознательное отвращение к еде.

Частые ошибки

Кормление малыша — главная проблема родителей. Им хочется обеспечить его всеми необходимыми веществами, они готовят ему по пять блюд, а он ни в какую не ест. В такой ситуации легко разозлиться. Родители порой сами не догадываются, что провоцируют отвращение к еде. Сделать это можно несколькими способами.

  • Первый — заставлять доедать. Дети дошкольного возраста маленькие и желудок у них небольшой. Поэтому взрослые порции для них большие. Старшее поколение в лице бабушки и дедушки особенно может любить закармливать всех — сказывается травматичная память о годах голода. В таком случае ребенок наедается небольшим объемом еды, но остальное он ест по принуждению и уж это не прибавляет ему удовольствия.
  • Второй — делать из еды развлечение. Многим нравится есть не из-за чувства голода, а потому что это приятно. Поэтому сладости и джанк-фуд переживает пик своей популярности. Это опасная ловушка, которая может легко привести к булимии. Человек хочет получать положительные эмоции, но не может это сделать иначе, чем через еду.
  • Третий — сделайте пищу вредной. В разумных пределах нужно объяснять малышу, что не вся еда полезная. Например, сахар есть можно, но немного, иначе возникнут проблемы. Но некоторые родители переходят границу и теряют чувство меры. Вредными объявляются 90% продуктов, но в тоже время родители продолжают их покупать.
    Простой пример: булочки признаются опасными, но мама их все равно покупает, ест и сокрушается. В итоге у ребенка появляется чувство вины.
  • Четвертый — подчеркиваете недостатки внешности. Да, дошкольники тоже восприимчивы к оценкам. Особенно когда мама заставляет есть пятый пирожок и сокрушается, что ее малыш стал толстым.



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Перед родителями стоит нелегкая задача — вырастить ребенка, который будет обладать высокими моральными и культурными качествами. Добиться такого результата нелегко. Кто-то старается уделять больше времени религий, другой — старается читать с ребенком правильные книги.

Основа

Не существует единого мнения о том, как сделать малыша высоконравственной личностью. Родители могут следовать общим рекомендациям и помнить, что они являются первым образцом для подражания. Взрослые сами решают, какую религию выбрать для себя и ребенка. В этом вопросе нет единственно правильного мнения. Воспитание в этом аспекте должно быть тактичным, ненавязчивым и учитывающим возраст ребенка. С малышом разбирают религиозные праздники, рассказываю адаптированные истории про святых и т.п.

Религию нельзя использовать для запугивания! Это только отвратит ребенка и вызовет у него негативные чувства! Если родители не уверены, что смогут сами справиться с задачами такого воспитания, то лучше поручить это специалисту. Нравственное развитие обеспечивается не только религией. Основы культуры закладываются в семье. Для этого читают сказки, беседуют с детьми, помогают им анализировать свои поступки.

Некоторые приемы

  • База любой культуры — это вежливость. Ребенок должен не только говорить «пожалуйста», но и здороваться, прощаться, благодарить. Все это должно быть для него естественным и привычным. Как это развивать? На собственном примере. Если родители себя так ведут, то дети будут стараться повторить за ними. В качестве материала для чтения можно выбрать В. Осеева «Волшебное слово» или В. Солоухин «Здравствуйте». С малышом можно разыгрывать разные ситуации и отрабатывать модели поведения.
  • Еще одна часть культурного воспитания — это формирование представлений о том, как раньше жили люди. Для этого используют сказки, пословицы, поговорки. С ребенком обсуждают, как собирали хлеб, ухаживали за домашними животными и т.п.
  • У малыша нужно сформировать представления о дружбе, отношениях, любви. Для этого проводят тематические беседы. С помощью наводящих вопросов родители учат малыша рассуждать. Например, его спрашивают с кем он дружит, какими качествами должен обладать друг и т.п.
  • От родителей зависит то, что ребенок будет понимать под добром и злом. Дети не рождаются на свет с этими понятиями. Поэтому взрослые должны помочь сформировать систему моральных ценностей. Делают это с помощью сказок, мультфильмов, фильмов.
  • Мало что-то посмотреть или прочитать. Нужно анализировать с ребенком материал. С ним обсуждают личность главного героя, его поступки и поведение. Малышу дают возможность самому сформулировать мысли и высказать их. Если родитель будет давать ему готовые шаблоны, то это ни к чему не приведет.

Нравственное воспитание должно проводиться с первого года жизни. Постепенно оно усложняется и ребенку предлагается неоднозначный материал для рассуждения. Важно выработать у дошкольника стремление к анализированию, иначе он будет думать готовыми шаблонами.



Предварительный просмотр:

Как уговорить ребенка поесть

Кормление малыша зачастую связано с проблемами. Мамы и папы, бабушки и дедушки изобретают множество способов, чтобы уговорить ребенка поесть. Чаще всего, и это должно успокоить старшие поколения, проблема отказа от еды заключается в сфере эмоций, а не в физиологии. Однако, и в этой ситуации возникает немало вопросов. Правильно ли заставлять ребенка есть? Не зародится ли у него негатив по отношению к приему пищи? Имеются ли советы профессионалов относительно подобной проблемы?

Пища – это один из основных энергетических источников для человеческого организма, обеспечивающий жизненное функционирование. Но пища является не только необходимым фактором жизнеобеспечения, она же вполне может быть источником удовольствия и положительных эмоций. Вряд ли следует добавлять, что для радости организма пища должна быть здоровой и приниматься в разумных объемах. Не зря говорят, что здоровый аппетит вызывается здоровым чувством голода.

Однако, процесс усваивания пищи у малышей и взрослых отличен. Ребенок, переходя с молочного питания к более взрослой пище, может испытывать дискомфорт в желудочно-кишечном тракте и именно поэтому отказываться от еды или хныкать при приеме пищи. Отказы кушать будут носить все более усугубляющийся характер, если взрослые заставляют его принимать пищу, от которой малыш испытывает негатив.

Исходя из этого, некоторые специалисты не рекомендуют насильно кормить детей. Лучше подождать, пока ребенок проголодается, тогда есть большая вероятность того, что малыш будет есть с аппетитом.

Прежде всего, если ребенок отказывается от еды, нужно предположить, что он просто не голоден. (В данный момент мы исключаем периоды болезни, и считаем, что малыш здоров). Второй распространенной причиной может быть то, что данная еда ребенку не по вкусу. И в том, и в другом случае насильственное принуждение к еде не принесет никакой пользы. Вы можете довести ребенка до слез, а нежелательная для него пища вместе с негативной эмоцией вполне способны вызвать несварение. Кроме того, подобная ситуация, если она повторяется регулярно, может спровоцировать проблемы с избыточным (или недостаточным) весом в будущем.

Иногда мамы пытаются уговорить ребенка поесть с помощью сладкого. Это неверный путь! В подавляющем большинстве случаев ребенок не станет есть кашу после конфеты, а вот замена каши сладким может стать для него привлекательной. Ни к чему хорошему это не приведет. Потребляя конфету или пирожное вместо супа, он получит удовольствие, а впоследствии излишний вес, иногда даже диабет. Сладкое перед основной едой собьет все психологические установки относительно приема пищи и приведет к дисбалансу.

Можно попробовать вызвать у ребенка аппетит, оформив еду красиво. Пусть у ребенка будет своя красивая посуда, яркая и имеющая необычную форму – рыбок, цветочков или птиц. Для малышей старше трехлетнего возраста хорошо добавлять в каши яркие кусочки фруктов – кураги или изюма, можно добавлять немного молотых орехов или мед. Красивая еда в яркой детской посуде не только повысит аппетит, но и станет одним из приятных воспоминаний в последующей жизни.

Очень важно родителям самим соблюдать принципы правильного питания. Если мама на глазах у малыша ежедневно полноценно обедает и ужинает, не довольствуясь кусочками на бегу, то такая установка автоматически отложится у ребенка, как нечто, соответствующее норме, и сохранится на долгие годы.

А пока ребенок мал, превратите процесс приема пищи в игру, которая нравится вашему малышу. Традиционные «ложечку за папу, ложечку за маму, за кошку...» можно разнообразить различными присказками, считалками, приговорками. Вы можете сочинять мини-сказки, а малыш с удовольствием их будет слушать и есть, если того требует сюжет.

Ещё раз поговорим о сладком. Сладкое вовсе не должно быть под абсолютным запретом, все мы, взрослые, знаем, что такое запретный плод. Но время для сладкого угощения и количество сладкого должны быть в разумных пределах. Постарайтесь обратить внимание малыша к фруктам, ягодам, йогуртам, как альтернативе конфетам, и в этом ему опять-таки поможет ваш собственный пример.

Подросших детей неплохо привлекать к процессу приготовления пищи. Ребенок с большим удовольствием съест свой ужин, если вместе с мамой готовил его, ожидая папу с работы. Папам, конечно, нужно обязательно похвалить такой вкусный ужин. Участие в приготовлении еды, кроме почти гарантированного аппетита, привьет ребенку уважительное отношение к еде и стремление к нормальному здоровому питанию.