"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Губаева Эльмира Раисовна

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий как  совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям  в обществе: социальное сиротство, потеря позитивной мотивации  к учению, усиление криминогенности и наркомании среди подростков. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина россии определен  современный национальный воспитательный идеал.  Это высоконравтсвенный , творческий, компетентный гражданин России, принмающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многогнационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами  и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления  и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______ /Р.И.Фатхутдинова

Протокол № ___

от «___» августа 20___г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР

МБОУ «СОШ № 175»

_______ /А.Г. Ибрагимова

от «___»  августа 20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУ«СОШ № 175»

___________ / А.С. Валеева

Приказ № _______

от «___»  августа 20___г.

ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука нравственности»

(духовно-нравственное)

разработано для обучающихся 1 -  4 классов

срок реализации программы 4 года

Губаевой Эльмиры Раисовны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 175»

Советского района г.Казани

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___

от «___» __________ 20___г.

20___ – 20___ учебный год

                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • письма Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
  • Приказ Министерства образования Республики Татарстан от 24 апреля 1995 года №135 ( с изменениями на 7 декабря 2000 года) «Об утверждении штатных нормативов руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений»

Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы, воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих лично-

стное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

                             Планируемые результаты  

Личностные результаты: - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни во внеурочной деятельности, их понимание и оценка; – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса; - уважительное отношение к окружающим людям; - реализация творческого потенциала. -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах  деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, общения; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных  задач во внеурочной и внешкольной деятельности; - освоение познавательной и личностной рефлексии; - позитивная самооценка своих  творческих возможностей; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.

Предметные результаты  изучения курса отражают: - опыт учащихся в деятельности; - формирование представления о роли духовно-нравственного воспитания  в жизни человека; - формирование общего представления  картины мира; - осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс – 34 часа

Правила поведения в школе – 6 часов

О добром и вежливом обращении к людям-11 часов

Как стать трудолюбивым – 7 часов

Правила аккуратности и опрятности-5 часов

Правила  культуры поведения на улице и дома -2 часа

Школьный этикет – 3 час

2 класс -34 часа

Школьный этикет  - 9 часов

Правила общения -  8 часов

О трудолюбии. Культура внешнего вида - 9 часов

Внешкольный этикет - 8 часов

3 класс – 34 часа

Культура общения -  9 часов

Самовоспитание  - 7 часов

Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

Как сердцу высказать себя.  Другому, как понять тебя? – 8 часов  

4 класс – 34 часа

Культура общения – 9 часов

Самовоспитание – 7 часов

Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

Искусство и нравственность – 8 часов

Экскурсии в кукольный театр, картинную галерею, краеведческий музей.

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Правила поведения в школе

6

2

6

2

О добром и вежливом обращении к людям

11

5

6

3

Как стать трудолюбивым

7

4

3

4

Правила аккуратности и опрятности

5

2

3

5

Правила  культуры поведения на улице и дома

2

1

1

6

Школьный этикет

3

2

1

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Школьный этикет  

9

5

4

2

Правила общения

8

4

4

3

О трудолюбии. Культура внешнего вида

9

4

5

4

Внешкольный этикет

8

2

6

Учебно-тематическое планирование 3  года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Культура общения

9

5

4

2

Самовоспитание

7

3

4

3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

4

6

4

Как сердцу высказать себя.  Другому, как понять тебя?

8

4

4

Учебно-тематическое планирование 4 года обучения

Тема занятий

Общее количество часов

Часы теоретических знаний

Часы практических знаний

1

Культура общения

9

4

5

2

Самовоспитание

7

3

4

3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

4

6

4

Искусство и нравственность

8

2

6

Условия реализации:

- кабинет начальных классов;

- актовый зал

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер;

- интерактивная доска и проектор;

 - аудио и видео материал;

Методическое обеспечение

Автор

Название

Издательство

С.А. Исаева

Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. Практическое пособие

Москва «Айрисдидактика», 2004г.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

М.: Просвещение, 2011. 25 с.

Тисленкова И.А.

Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей

М.: Просвещение, 2008. 108 с.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  

Азбука нравственности.

Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

Н.В. Лободина и др.

Занятия в группе продленного дня. Внеурочная деятельность 1 – 4 классы

Волгоград «Учитель», 2014г.

М. Дюнн

Все о детской вечеринке

Москва «ПРО», 1996г.

Л.Р. Болотина,

Д.И. Латышина

Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах

Москва «Просвещение», 1978г.

Г.В. Плешаков, З.В. Анисимова,

Н.Г. Дмитриева

Уроки нравственного здоровья (пособие для учителя 1 – 4 классы)

Москва «Полигран», 1994г.

О.С. Багданова,

О.Д. Калинина

Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками (пособие для учителя)

Москва «Просвещение», 1982г.

М.А. Аралова

Классный час играючи

Москва «Творческий центр», 2004г.

В.А. Георгиевский,

Л.И. Шитикова

Проведение праздников в начальных классах

Москва «Просвещение», 1983г. (2 шт.)

В.Д. Москаленко

Что угодно для души?

Москва «Панорама», 1991г.

Е.М. Минскин

Игры и развлечения в ГПД. Пособие для учителя  

Москва «Просвещение», 1983г.

И.Г. Сухин

Мой Додыр, Черномор, Снеговик и другие. литературные викторины для дошкольников и младших школьников

Москва «Новая школа», 1996г.

С.В. Савинова

Праздники в начальной школе

Волгоград «Учитель», 2000г.

Б.В. Бушелева

Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся

Москва «Просвещение», 1989г.

В.Н. Ягодинский

Школьнику о вреде никотина и алкоголя

Москва «Просвещение», 1986г.

В.В. Волина

Праздник букваря. Книга для учителей и родителей

Москва «АСТ», 1995г.

Сборник

Песни для детей

Санкт – Петербург «Аверс +», 1996г.

В.А. Шипунова

Пожарная безопасность. Информация для детей и родителей

Москва «Карапуз», 2015г.

В.А. Шипунова

Опасные предметы и явления.  Информация для детей и родителей

Москва «Карапуз», 2015г.

В.А. Шипунова

Первая помощь. Информация для детей и родителей

Москва «Карапуз», 2015г.

А. Иванов

Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в воде не тонули

Москва «АСТ - Пресс», 1996г.  (2 шт.)

Н.Г. Коновалова,

Г.П. Попова

Комплект плакатов. профилактика нарушений осанки у детей

Волгоград «Учитель»,

Е.Ю. Титова

Правильная осанка

Москва «Айрис пресс», 2007г.

Н.П. Ходюшина

Гимнастика для глаз. Комплекс упражнений

Москва «Айрис пресс», 2007г.

Н.П. Ходюшина

Правильная осанка во время занятий

Москва «Айрис пресс», 2007г.

В.П. Фелицына,

 Ю.Е. Прохоров

Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедический словарь

Москва «Русский язык», 1988г.

В. Волина

Этимологический словарь. Откуда пришли слова  

Москва «АСТ - пресс», 1997г.

Критерии и показатели эффективности реализации программы внеурочной деятельности

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в творческих проектах;
  • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого

обучающегося на основании оценки личного портфолио;

  •  участие в концертной деятельности, тематических мероприятиях, классных часах.
  • индивидуальные и групповые творческие работы.    

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности

Вид  деятельности

Количество часов

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене

беседа

игровая

2

3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

викторина

игровая

1

4

Правила поведения в столовой

беседа

игровая

1

5

Правила поведения в библиотеке

викторина

игровая

1

6

Правила поведения на школьном дворе

викторина

игровая

1

7-8

Что такое «добро» и «зло»

викторина

игровая

2

9-10

«Волшебные» (добрые) слова

беседа

игровая

2

11-12

«Волшебные» (добрые) слова

викторина

игровая

1

13-14

Добрые и недобрые дела

круглый стол

познавательная

2

15-16

Ты и твои друзья

викторина

творческая

2

17-18

Помни о других – ты не один на свете

проект

творческая

2

19

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

конкурс

художественное творчество

1

20-21

Как быть прилежным и старательным

викторина

познавательная

2

22-23

Наш труд в классе

познавательная  игра

познавательная

2

24 -25

Мой ежедневный труд дома

проект

творческая

2

26-27

Культура внешнего вида

познавательная  игра

познавательная

2

28-29

Каждой вещи – своё место

познавательная  игра

познавательная

2

30

Умей ценить время – своё и чужое

познавательная  игра

познавательная

1

31

Правила  культуры поведения на улице и дома

экскурсия

досугово-развлекательная

1

32

Как вести себя дома и на улице?(Обобщающие)

проект

познавательная

1

33-34

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

экскурсия

досугово-развлекательная

2

2 класс

№/п

Тема  занятия

Формы организации внеурочной деятельности

Вид  деятельности

Кол-во часов

1-2

Что такое школьная дисциплина

викторина

игровая

2

3

Люби книгу

викторина

игровая

1

4-5

Твоя школа.

викторина

игровая

2

6-7

Твой класс.

викторина

игровая

2

8-9

Соблюдение чистоты и порядка.

проект

познавательная

2

10-11

Внимательность к окружающим.

экскурсия

познавательная

2

12

Обязательность, дал слово - держи его.

познавательная

игра

познавательная

1

13

Как ты разговариваешь с товарищами

викторина

творческая

1

14

Доброжелательность в общении.

проект

познавательная

1

15-16

Поступки твои и других (их оценка).

конкурс

творческая

2

17

Правдивость, честность.

интеллектуальный

клуб

творческая

1

18-19

Правило «Учусь все делать сам».

круглый стол

познавательная

2

20-21

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

ролевая игра

творческая

2

22-23

Что значит быть бережливым?

круглый стол

познавательная

2

24-25

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

проект

познавательная

2

26

Одежду нужно беречь.

проект

познавательная

1

27

Правила поведения в кино.

экскурсия

Досугово-развлекательная

1

28

Правила поведения в театре.

экскурсия

Досугово-развлекательная

1

29

Правила поведения в музее.

экскурсия

Досугово-развлекательная

1

30

Правила поведения на выставке.

экскурсия

Досугово-развлекательная

1

31

Меня пригласили на день рождения

экскурсия

Досугово-развлекательная

1

32-33

Бережное отношение к природе.

проект

познавательная

2

34

Чему нас научили уроки нравственности

экскурсия

Досугово-развлекательная

1

3 класс

№/п

Тема  занятия

Формы организации внеурочной деятельности

Вид  деятельности

Кол-во часов

1.

Этикет разговора.

беседа

познавательная

1

2.

Обращение к разным людям.

беседа

познавательная

1

3.

Обращение к разным людям.

викторина

игровая

1

4.

Вежливый отказ, несогласие.

беседа

познавательная

1

5.

Этикетные ситуации.

беседа

познавательная

1

6.

Этикетные ситуации.

викторина

игровая

1

7.

Афоризмы.

проект

познавательная

1

8.

Разговор по телефону.

викторина

игровая

1

9.

Играем роль воспитанного человека.

познавательная игра

познавательная

1

10.

Что значит быть вежливым?

викторина

познавательная

1

11.

Мои достоинства и недостатки.

беседа

познавательная

1

12.

Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики.

познавательная игра

познавательная

1

13.

Большое значение маленьких радостей.

круглый стол

познавательная

1

14.

О хороших и дурных привычках.

познавательная игра

познавательная

1

15.

О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики.

круглый стол

проблемно-ценностное общение

1

16.

Афоризмы о самовоспитании.

проект

познавательная

1

17.

Заповеди: как мы их исполняем.

беседа

познавательная

1

18.

О сострадании и жестокосердии.

экскурсия

досугово-развлекательная

1

19.

О сострадании и жестокосердии.

круглый стол

проблемно-ценностное общение

1

20.

Лгать нельзя, но если...?

беседа

познавательная

1

21.

Лгать нельзя, но если...?

познавательная игра

игровая

1

22.

Всегда ли богатство - счастье?

круглый стол

познавательная

1

23.

Всегда ли богатство -  счастье?

познавательная игра

игровая

1

24.

Спешите делать добро.

познавательная игра

познавательная

1

25.

Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.

конкурс

художественное творчество

1

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

познавательная игра

игровая

1

27.

«Как сердцу высказать себя?»

конкурс

познавательная

1

28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

Разыгрывание ситуаций.

круглый стол

проблемно-ценностное общение

1

29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

круглый стол

проблемно-ценностное общение

1

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

конкурс

художественное творчество

1

31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

круглый стол

проблемно-ценностное общение

1

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

круглый стол

познавательная

1

33.

Афоризмы.

проект

познавательная

1

34.

Чему мы научились на уроках этики.

экскурсия

досугово-развлекательная

1

4 класс

№ п\п

Тема занятия

Формы организации внеурочной деятельности

Вид  деятельности

Количество часов

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

круглый  стол

познавательная

1

2.

Культура общения в  современной семье.

интеллектуальный клуб

познавательная

1

3.

Культура общения в  современной семье.

проект

творческая

1

4.

О терпимости к ближним.

викторина

познавательная

1

5.

О терпимости к ближним.

конкурс

творческая

1

6.

Культура спора.

познавательная игра

познавательная

1

7.

Этикетные ситуации.

познавательная игра

познавательная

1

8.

В мире мудрых мыслей.

познавательная игра

познавательная

1

9.

В мире мудрых мыслей.

конкурс

творческая

1

10.

«Познай самого себя». Тестирование.

познавательная игра

познавательная

1

11.

Самовоспитание.

познавательная игра

познавательная

1

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

проект

творческая

1

13.

Как я работаю над собой.

викторина

творческая

1

14.

О терпении.

познавательная игра

познавательная

1

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

познавательная игра

познавательная

1

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

конкурс

творческая

1

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

познавательная игра

познавательная

1

18.

Совесть - основа нравственности.

познавательная игра

познавательная

1

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

познавательная игра

познавательная

1

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

познавательная игра

познавательная

1

21.

Заветы предков.

познавательная игра

познавательная

1

22.

Россияне о любви к Родине.

проект

творческая

1

23.

Твоя малая родина.

викторина

познавательная

1

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

конкурс

творческая

1

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

познавательная игра

познавательная

1

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

конкурс

творческая

1

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

познавательная игра

познавательная

1

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

экскурсия

досугово-развлекательная

1

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

конкурс

творческая

1

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

экскурсия

досугово-развлекательная

1

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

конкурс

творческая

1

32.

Искусство и нравственность.

познавательная игра

познавательная

1

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

проект

творческая

1

34.

Обзор курса этикета.

экскурсия

досугово-развлекательная

1