Рабочие программы

Симонов Константин Викторович

Рабочие программы по предметам история, обществознание, факультативы, курсы по выбору

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол  №  1

«30» августа 2023 г.

     

Утверждено

приказом директора

МБОУ «СОШ №11»

                                                  от «30» августа 2023 г.

№ 590

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по обществознанию

«Мир и Общество»

  в 10 классе

на 2023-2024 учебный год

                                                                                               Учитель: Симонов К.В.

                                                                                               Учебник: Обществознание. 10 класс

                                                                                               Автор: Боголюбов Л.Н.

г. Первоуральск  2023 г


Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования по обществознанию с использованием УМК «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова (базовый уровень).

Программа рассчитана на 34 часа ,1час в неделю.         

        

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ     2022 года.

Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

 В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Человек и общество»,  «Духовная сфера общества», «Право». Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.

Цель программы: подготовка учащихся к итоговой аттестации по обществознанию, углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

 

Задачи программы:

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- сформировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание.

Место предмета в учебном плане:

Программа факультатива рассчитана на  1 год обучения, 34 учебных часа.

Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

        Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  • характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Правовое регулирование общественных отношений

  • сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  • выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Правовое регулирование общественных отношений

  • действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

Технологии, используемые в обучении:

  • - технология дифференцированного и личностно-ориентированного обучения;
  • технология развивающего обучения (технология развития критического мышления);
  • технологии проблемно-поискового и проектного обучения (развития исследовательских навыков);  педагогика сотрудничества, индивидуального и коллективного проектирования;
  • элементы ИКТ;        
  • здоровье сберегающие технологии.
  • Элементы каждой технологии используются в разном объеме на каждом уроке курса в зависимости от целей и задач конкретного урока.
  • При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих методов контроля: устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты. А также использование следующих форм контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная и комбинированная. Методы и формы контроля: индивидуальный,·групповой,·фронтальный, по характеру получения информации:·устный,·письменный,·практический; по месту контроля в процессе обучения: ·вводный,·текущий,·тематический,·итоговый,·самоконтроль.

Содержание программы

Программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию  соответствует перечню   элементов  содержания,  проверяемых  на  едином  государственном  экзамене,  составлена  на  основе  раздела «Обязательный минимум  содержания  основных  образовательных  программ» Федерального компонента  государственного  стандарта  среднего общего  образования по обществознанию(базовый и профильный уровни).  И предусматривает входное и итоговое тестирование. Кроме этого ученики на каждом занятии получают набор теоретических и практических  заданий по определенной теме для тренировки своих знаний и умений.

Литература

Баранов П.А. Обществознание полный экспресс –репетиторМосква Издательство АСТ 2019

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В.    

   Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2018

Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2019

Учебники обществознания 10-11 класс Под редакцией Л.Н. Боголюбова М Просвещение 2018гг

Обществознание в схемах и таблицах Г.А.Ермоленко,С.Б.Кожевников

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения  

6. http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам                                                                          

Календарно-тематическое планирование факультатива по обществознанию для 10 класса

«Мир и общество»

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Тип

занятия

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Введение.

1.

Вводное занятие. Информационные ресурсы ЕГЭ.

1

Лекция

2.

Структура и содержание экзаменационной работы.

1

Лекция

3.

Кодификатор, спецификация ЕГЭ по обществознанию

1

Лекция

4.

Правила заполнения бланков ЕГЭ.

1

Практикум

5.

Разбор демоверсии 2023

1

Практикум

6.

Особенность задания 25 на рассуждение Алгоритм

1

Практикум

7.

Особенность задания 23

1

Практикум

8.

Задание 21–задание нового типа

1

Практикум

9.

Задание 24 сложный план

1

Практикум

Человек и общество

10.

Что такое общество

1

Лекция

11.

Системное  строение общества:  элементы и подсистемы

1

Лекция

12.

Динамика и многовариантность общественного развития

1

Лекция

13.

Современное общество и прогресс

1

Лекция

14.

Глобальные проблемы современного общества

1

Лекция

15.

Биосоциальная сущность человека

1

Лекция

16.

Мышление и деятельность человека

1

Лекция

17.

Мировоззрение человека. Типы мировоззрения.

1

Лекция

18.

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

Лекция

Духовная сфера общества

19.

Что такое культура. Типы и формы культуры

1

Лекция

20.

Духовный мир личности: мораль, нравственность, этика

1

Лекция

21.

Роль науки в общественном развитии. Образование

1

Лекция

22.

Религиозное сознание и мировые религии

1

Лекция

23.

Искусство

1

Лекция

24.

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

Практикум

Право

25.

Право в системе социальных норм

1

Лекция

26.

Правовая норма. Источники права.

1

Лекция

27.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

Лекция

28.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Права и обязанности граждан РФ

1

Лекция

29.

Гражданское право. Субъекты гражданского права Имущественные и неимущественные права.

1

Лекция

30.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса

1

Лекция

31.

Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

1

Лекция

32.

Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

1

Лекция

33.

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

Практикум

34.

Итоговое тестирование по курсу.

1

Практикум



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол  №  1

«30» августа 2023 г.

     

Утверждено

приказом директора

МБОУ «СОШ №11»

                                                  от «30» августа 2023 г.

№ 590

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по обществознанию

«Мир и Общество»  

в 11 классе

на 2023-2024 учебный год

                                                                                               Учитель: Симонов К.В.

                                                                                               Учебник: Обществознание. 11 класс

                                                                                               Автор: Боголюбов Л.Н.

г. Первоуральск  2023 г


Настоящая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования по обществознанию с использованием УМК «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова (базовый уровень).

Программа рассчитана на 34 часа ,1час в неделю.         

        

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ     2022года.

Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

 В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Политическая жизнь общества»,  «Социальные отношения», «Экономика». Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.

Цель программы: подготовка учащихся к итоговой аттестации по обществознанию, углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

 

Задачи программы:

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- сформировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание.

Место предмета в учебном плане:

Программа факультатива рассчитана на  1 год обучения, 34 учебных часа.

Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.

        Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Экономика

раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

различать формы бизнеса;

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

различать экономические и бухгалтерские издержки;

приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

определять причины безработицы, различать ее виды;

высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

выделять критерии социальной стратификации;

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

конкретизировать примерами виды социальных норм;

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

различать политическую власть и другие виды власти;

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

раскрывать роль и функции политической системы;

характеризовать государство как центральный институт политической системы;

различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

характеризовать демократическую избирательную систему;

различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

конкретизировать примерами роль политической идеологии;

раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Экономика

выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

выявлять противоречия рынка;

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

раскрывать фазы экономического цикла;

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

выделять основные этапы избирательной кампании;

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

характеризовать особенности политического процесса в России;

анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Технологии, используемые в обучении:

- технология дифференцированного и личностно-ориентированного обучения;

 технология развивающего обучения (технология развития критического мышления);

 технологии проблемно-поискового и проектного обучения (развития исследовательских навыков);  педагогика сотрудничества, индивидуального и коллективного проектирования;

 элементы ИКТ;        

  здоровье сберегающие технологии.

Элементы каждой технологии используются в разном объеме на каждом уроке курса в зависимости от целей и задач конкретного урока.

 При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих методов контроля: устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты. А также использование следующих форм контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная и комбинированная. Методы и формы контроля: индивидуальный,·групповой,·фронтальный, по характеру получения информации:·устный,·письменный,·практический; по месту контроля в процессе обучения: ·вводный,·текущий,·тематический,·итоговый,·самоконтроль.

Содержание программы

Программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию  соответствует перечню   элементов  содержания,  проверяемых  на  едином  государственном  экзамене,  составлена  на  основе  раздела «Обязательный минимум  содержания  основных  образовательных  программ» Федерального компонента  государственного  стандарта  среднего общего  образования по обществознанию(базовый и профильный уровни).  И предусматривает входное и итоговое тестирование. Кроме этого ученики на каждом занятии получают набор теоретических и практических  заданий по определенной теме для тренировки своих знаний и умений.

Литература

Баранов П.А. Обществознание полный экспресс –репетиторМосква Издательство АСТ 2019

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В.    

   Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2018

Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2019

Учебники обществознания 10-11 класс Под редакцией Л.Н. Боголюбова М Просвещение 2018гг

Обществознание в схемах и таблицах Г.А.Ермоленко,С.Б.Кожевников

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения  

6. http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам                                                                          

Календарно-тематическое планирование факультатива по обществознанию для 11 класса

«Мир и Общество»

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Тип

занятия

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Введение.

1.

Вводное занятие. Информационные ресурсы ЕГЭ.

1

Лекция

2.

Структура и содержание экзаменационной работы.

1

Лекция

3.

Кодификатор, спецификация ЕГЭ по обществознанию

1

Практикум

4.

Правила заполнения бланков ЕГЭ.

1

Практикум

5.

Разбор демоверсии 2023

1

Практикум

6.

Особенность задания 25 на рассуждение Алгоритм

1

Практикум

7.

Особенность задания 23

1

Практикум

8.

Задание 21–задание нового типа

1

Практикум

9.

Задание 24 сложный план

1

Практикум

Экономика

10.

Что такое экономика и как она работает

1

Лекция

11.

Экономические системы  

1

Лекция

12.

Рыночный механизм

1

Лекция

13.

Финансовые институты

1

Лекция

14.

Рынок труда

1

Лекция

15.

Роль государства в экономике

1

Лекция

16.

Свойства рационального потребления

1

Лекция

17.

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

Практикум

Социальные отношения

18.

Системное строение общества

1

Лекция

19.

Социальные нормы и контроль

1

Лекция

20.

Социализация индивида

1

Лекция

21.

Социальный конфликт и его разрешение

1

Лекция

22.

Этнические общности и межнациональные отношения.

1

Лекция

23.

Семья и брак

1

Лекция

24.

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

Практикум

Политическая жизнь общества

25.

Власть и политика.

1

Лекция

26.

Политическая система и режим

1

Лекция

27.

Правовое государство

1

Лекция

28.

Политический процесс

1

Лекция

29.

Избирательная система и выборы

1

Лекция

30.

Политические партии и движения. Политическая идеология.

1

Лекция

31.

Место и роль СМИ в политической жизни.

1

Лекция

32.

Политические элиты и политическое лидерство

1

Лекция

33.

Политическое участие граждан. Политическая социализация

1

Лекция

34.

Итоговое тестирование по курсу.

1

Лекция



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол  №  1

«30» августа 2023 г.

     

Утверждено

приказом директора

МБОУ «СОШ №11»

                                                  от «30» августа 2023 г.

№ 590

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по обществознанию

для  9 класса «Мир и Общество»

на 2023-2024 учебный год

Учитель:  Симонов К.В.

Общее количество часов по учебному плану  -  34 ч

По   1  часу в неделю. Всего учебных недель- 34

Учебники: Обществознание. 8-9 класс.

Л.Н.Боголюбов

Первоуральск 2023

Пояснительная записка

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897   "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

 - примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15;

 -  Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

 -  Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

 - Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД – 1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

 - примерная программа основного общего образования по обществознанию;

- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 11;

-  устав образовательного учреждения

 - учебный план школы.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.

Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;

- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,

- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;

- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- развивать  умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию (базовый уровень)

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание программы

Введение (1ч.)

ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию.

Тема 1. Современное общество.(4 ч.)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.

На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.

Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Социальные конфликты, пути их решения.

Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)

Биологическое и социальное в человеке.

Человек и его ближайшее окружение.

Личность и межличностные отношения.

Семья как малая группа

Особенности подросткового возраста.

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

Мышление и речь

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)

Экономика и её роль в жизни общества.

Экономические системы.

Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Предпринимательство.

Рынок и рыночный механизм.

Экономические цели и функции государства.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги, уплачиваемые гражданами.

Тема 4. Политика и право. (8ч.)

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.

Политический режим. Демократия.

Правовое государство и гражданское общество

Власть. Роль политики в жизни общества.

Правоохранительные органы в Российской федерации.

Органы государственной власти Российской федерации.

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.

Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)

Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.

Наука в жизни современного общества.

Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.

Итоговое повторение (1 ч.)

Календарно-тематическое планирование факультатива для 9 класса «Мир и Общество»

Дата

Тема

Количество часов

Политика  (14 часов)

1

Введение. ГИА как форма итоговой аттестации. Особенности ОГЭ 2022 по обществознанию.

1

2

Основные типы заданий и навыки работы с ними. Общество – динамичная саморазвивающаяся система

1

3

На пути к современной цивилизации. Выполнение тестовых заданий.

1

4

Глобальные проблемы современности. Составление плана текста.

1

5

Социальные конфликты и пути их решения.  Задания на установление соответствия.

1

6

Биологическое и социальное в человеке. Выполнение заданий к тексту.

1

7

Человек и его ближайшее окружение. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

1

8

Личность и межличностные отношения. Анализ выполнения тренировочной работы.

1

9

Семья как малая группа. Работа с графиками и диаграммами.

1

10

Особенности подросткового возраста. Решение задач.

1

11

Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Решение тестов.

1

12

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.

1

13

Мышление и речь. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

1

14

Межличностные конфликты, их конструктивное решение.

1

15

Экономика и её роль в жизни общества. Диагностическая работа.

1

16

Экономические системы. Разбор ситуаций. Анализ выполнения диагностической работы.

1

17

Право собственности. Защита прав собственности.

1

18

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Задания на установление соответствия.

1

19

Предпринимательство. Тесты.

1

20

Рынок и рыночный механизм. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

1

21

Экономические цели и функции государства. Анализ статистических данных.

1

22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Тесты.

1

23

Налоги, уплачиваемые гражданами. Формирование выводов на основе различных видов данных. и т.д.

1

24

Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Тренировочная работа в формате ОГЭ.

1

25

Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Анализ выполнения тренировочной работы.

1

26

Политический режим. Демократия. Тесты.

1

27

Правовое государство и гражданское общество. Составление плана текста.

1

28

Власть. Роль политики в жизни общества. Выполнение заданий к тексту.

1

29

Органы государственной власти Российской федерации. Выполнение заданий на группировку по чертам сходства и различия.

1

30

Правоохранительные органы в Российской федерации. Диагностическая работа в формате ОГЭ.

1

31

Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Анализ выполнения диагностической работы.

1

32

Формы и разновидности культуры. Выполнение заданий в формате ОГЭ.

1

33

Образование и самообразование. Выполнение итоговой работы.

1

34

Итоговое повторение

1



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области‌‌ 

‌Администрация городского округа Первоуральск‌

МБОУ СОШ №11

Рассмотрено

на заседании

педагогического совета

Протокол  №  1

«30» августа 2023 г.

     

Утверждено

приказом директора

МБОУ «СОШ №11»

                                                  от «30» августа 2023 г.

№ 590

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для  5-8 классов «История родного края (ИРК)»

на 2023-2024 учебный год

Учитель:  Симонов К.В.

Общее количество часов по учебному плану  -  34 ч

По   1  часу в неделю. Всего учебных недель- 34

Первоуральск 2023

Пояснительная записка

к рабочей программе учебного предмета

«История родного края» (ИРК)

для обучающихся 5-8 классов МБОУ СОШ № 11

Место предмета. Учебный предмет «ИРК» это важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Целью программы «История Родного Края» является формирование целостного представления о родном крае, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.  

Задачи:

  • изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
  • развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
  • воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка;
  • развить креативность школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
  • сформировать чувство ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

На изучение предмета «История Родного Края» в 5-8  классах отводится по 34 часа (1 час в неделю).

История Родного Края

5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Физико-географические особенности Уральского региона

1

3

Минеральные, водные и лесные богатства Урала

1

4

Исторические источники по древней истории родного края

1

5

Периодизация древней истории Урала

1

6

Как работают археологи

1

7

Археологические раскопки на территории Урала

1

8

Палеолит – время заселения Урала

1

9

Мезолит на территории Урала

1

10

Неолит на территории Урала

1

11

Фольклор как один из источников изучения малой родины

1

12

Мир уральских преданий. Урал в древних легендах

1

13

Работа с исторической картой: Уральский край в древности

1

14

Верования древних уральцев

1

15

Освоение металла на Урале

1

16

Основные признаки железного века

1

17

Аркаим – археологическая культура Урала

1

18

Языковые семьи Урала

1

19

Карта расселения народов Урада

1

20

Лесные племена

1

21

Племена лесостепи

1

22

Степные кочевники

1

23

Формирование коренных народов Урала: коми-пермяки

1

24

Формирование коренных народов Урала: удмурты

1

25

Формирование коренных народов Урала: ханты и манси

1

26

Формирование коренных народов Урала: башкиры

1

27

Урал многонациональный

1

28

Расселение племен и народностей Урала

1

29

Языческие верования и культы

1

30

Мифологическая картина мира народов Урала

1

31

Костюмы и украшения древних жителей Урала

1

32

Жилище жителей Урала

1

33

Великое переселение народов в истории и жители Урала

1

34

Занятие подведение итогов

1

История Родного Края

6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Особенности географического положения города Первоуральска

1

3

Знакомство с топонимией

1

4

Минеральные, водные и лесные богатства нашего города

1

5

Исторические источники по средневековой истории родного края

1

6

Периодизация истории Урала в средние века

1

7

Как работают археологи

1

8

Археологические раскопки на территории Урала

1

9

Великое переселение народов в истории и жители Урала

1

10

Карта расселения народов Урала

1

11

Племена леса, лесостепи и степи

1

12

Знакомство с заселением Урала и окрестностей города Первоуральска

1

13

Коренные народы Северного Урала: коми-пермяки, удмурты, ханты и манси

1

14

Коренные народы Среднего Урала: башкиры

1

15

Бай Билим и его сестра Бака

1

16

«Великий меховой путь» и чем торговало уральское население

1

17

Волжская Булгария и Урал

1

18

Народы Урала и Северо-Восточная Русь

1

19

Татаро-монгольское нашествие и Урал

1

20

Уральские земли в составе татарских ханств

1

21

Язычество и распространение ислама на Урале

1

22

Борьба Новгорода и Москвы за Урал

1

23

Москва и Урал – история взаимоотношений в средние века

1

24

Герои коми-пермяцких и русских легенд – богатыри Пера, Пеля и Полюд

1

25

Русская колонизация Урала.

1

26

Христианизация населения Урала

1

27

Эволюция института московского наместничества на Урале

1

28

Борьба с набегами

1

29

Культура средневекового Урала: сказания, предания и легенды

1

30

Архитектура средневекового Урала

1

31

Образ жизни людей: одежда и хозяйственная утварь

1

32

Образ жизни людей: еда и напитки

1

33

Образ жизни людей: развлечения

1

34

Итоговое занятие

1

История Родного Края

7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Особенности климатического положения города Первоуральска

1

3

Знакомство с топонимией

1

4

Растительный и животный мир города

1

5

Исторические источники по истории родного края в Новое время

1

6

Периодизация истории Урала в Новое время

1

7

Кто такие этнографы и как они работают

1

8

Этнографические экспедиции  на территории Среднего Урала

1

9

Купцы Строгановы в истории Урала

1

10

Карта расселения народов Урала

1

11

Сибирский хан Кучум и Московское государство

1

12

Поход дружины Ермака в Сибирь

1

13

Разгром Сибирского ханства: историческое значение и спорные проблемы

1

14

Ермак – герой преданий и легенд. Имя Ермака на карте Урала

1

15

Первые русские города на склонах уральских гор

1

16

Бабиновская дорога – новый путь из Европы в Азию

1

17

Караулы и ямские станции

1

18

Путешественники  XVI-XVII вв. об условиях передвижения по дороге.

1

19

Причины и особенности массовой русской колонизации Урала

1

20

Роль монастырей и казачьих городков в освоении края

1

21

Технология выварки и рынки сбыта соли

1

22

Поиски руд и судьба первых металлургических заводов

1

23

Уткинская слобода и Коуровка – первые поселения на территории городского округа

1

24

Социальный состав населения Урала в XVI-XVII вв.

1

25

Система местного управления

1

26

Антифеодальные движения на Урале

1

27

Старообрядчество на Урале

1

28

Взаимодействие культур народов  Урала

1

29

Деревянное зодчество и искусство

1

30

Книги старого Урала

1

31

Особенности уральского быта

1

32

Образ жизни людей

1

33

Образ жизни людей

1

34

Итоговое занятие

1

История Родного Края

8 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Исторические источники по истории родного края в XVIII в.

1

3

Знакомство с топонимией

1

4

Становление горнозаводской промышленности Урала – государство и частный капитал

1

5

Роль В.Н.Татищева и В.И. де Геннина

1

6

Екатеринбург – центр горнозаводского Урала

1

7

Карта горнозаводского Урала

1

8

Династия заводчиков Демидовых

1

9

Династия заводчиков Строгановых

1

10

Династия купцов Ширяевых

1

11

Массовая русская колонизация Урала в XVIII в.

1

12

Социальный состав населения Урала в  XVIII в.

1

13

Категории заводских работников

1

14

Сельское хозяйство и промыслы на Урале

1

15

Река Чусовая – труженица и красавица

1

16

Основание Васильево-Шайтанского завода

1

17

Основание Билимбаевского завода

1

18

Технология добычи и доставки руд в XVIII в.

1

19

Технология выплавки металлов и изготовление продукции из них

1

20

Оренбургская экспедиция

1

21

Большой Сибирский тракт

1

22

Антифеодальные движения на Урале

1

23

Легенда об атамане Рыжанко

1

24

Восстание под предводительством Е.И.Пугачева

1

25

Пугачевцы  и наш город

1

26

Восстание Пугачева в фольклоре, литературе и искусстве

1

27

Старообрядчество на Урале

1

28

Изучение Уральского края

1

29

Образование на Урале в XVIII в.

1

30

Наука и техника

1

31

Искусство горнозаводского края

1

32

Образ жизни людей в  XVIII в.

1

33

Образ жизни людей в  XVIII в.

1

34

Итоговое занятие

1