Материалы для педагогов

Сальникова Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

       

                                                             

                                                               Воспитатель: Сальникова Н.В.

       

     2018 – 2019 учебный год

«Роль педагога в организации театрализованной деятельности»

Уже давно известно о значительной роли , которую играет театрализованная  деятельность в развитии и воспитании ребенка. 

Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность . Театрализованные представления способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные.

Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой.

В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Педагогу необходимо владеть театральной терминологией, уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актерского мастерства и навыками режиссуры.    

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств.

Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Педагог должен быть предельно тактичен.

Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

  • воспитание у ребенка основ общей культуры;
  • приобщение детей к искусству театра;
  • развитие творческой активности и игровых умений детей.

Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки , в которой происходит действие . Словесное описание пробуждает детскую фантазию,  воображение .Поэтому нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии .

Нужно не забывать,  что ребенок дошкольного возраста - это не профессиональный актер,  он всегда «играет в театр». Театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной,  легкой форм. Не всегда нужно точно следовать тексту,  наоборот,  можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. 

Наша задача - побудить «актера» поэкспериментировать, пофантазировать, использовать знания о жизни. Педагог должен обеспечить ребенку свободу действий   и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.

Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для общения воспитателя с каждым ребенком,  для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

Велика роль педагога в приобщении детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,  с видами театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.).
       Так же педагог  обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); создает  условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества  педагога с музыкальным руководителем,

по - сколько без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

Таким образом, занятия по театрализованной деятельности не должны сводится только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. Они могут включать разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.), просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от  воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленности жизненной позиции, которая включает в себя понимание глубинного смысла своей деятельности и ответа на вопросы: С какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня? Совместная творческая деятельность - это прекрасная возможность самореализации всех ее участников, независимо от возраста.

В  современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Дарите детям радость приобщения к театральному искусству.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Учимся взаимодействовать с родителями»

                                                         Воспитатель: Сальникова Н.В.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

• Выявить проблему в организации совместной работы молодого педагога с родителями воспитанников.

• Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.

• Помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Стихотворение

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Учимся общаться с родителями».

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят детей домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ...

К сожалению, грустная картина, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.

Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:

1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение

2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.

3. Стратегии взаимодействия родителей и воспитателей.

Из чего же складывается успех общения?

1.        Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей. Не уместна категоричность, требовательный  тон.

2.        Индивидуальный подход нужен не только в общении с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель должен чувствовать ситуацию, настрой мам и пап, должен уметь успокоить родителей, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку.

3.        Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители — люди грамотные и компетентные, поэтому позиция наставлений, пропаганды пользы не принесет.

Предлагаю вам небольшую разминку.

Вопросы в презентации.

1.        Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2.        Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3.        В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4.        В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5.        В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6.        Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7.        Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8.        Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, и т.д.)

9.        Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

• Желание пойти на контакт, наладить отношения.

• Помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера.

• Услышать партнера.

• Признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. (Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу).

Я раздаю вам:

• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения.

• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи.

• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует ребёнка, настраивает его против детского сада.

• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя.

• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется

сделать? (Ответы участников)

Положите их обратно в корзину.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Игра «Общение с родителями»

На столе перед вами расположены установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1 вопрос

а) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2 вопрос

 а) меня должны уважать.

б) я должна завоевать уважение.

3 вопрос

 а) я должна быть в центре внимания.

б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4 вопрос

 а) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

б) я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Игра «Тренировка интонации»

Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнесите фразу: «Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».

- с оттенками иронии,

-безразличия,

- требовательности,

-доброжелательности.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями?

Правила общения с родителями:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Взаимодействие родителей и детского сада возникает не сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий такта, взаимоуважения и терпения, как со стороны педагога, так и со стороны родителей.

Игра «Волшебное озеро» звучит спокойная музыка

Давайте образуем круг. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Волшебное озеро».

У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку). Ответил вам этот человек на вашу улыбку? (отвечают и садятся).

Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.

Хочу закончить наш мастер-класс словами Антона Семёновича. Макаренко:

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Спасибо за внимание!

Источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-uchimsja-vzaimodeistvovat-s-roditeljami.html

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-uchimsja-obschatsja-s-roditeljami.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/28/master-klass-dlya-pedagogov-uchimsya-obshchatsya-s-roditelyami



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Современная практика организации игровой деятельности"

Сальникова Н.В.

Вопросу «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребёнок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!».

Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в современном детском саду играют мало. Причин и объяснений тому множество. Однако ещё Д.Б. Эльконин отмечал, что немало педагогов предпочтут шумной, трудноуправляемой детской игровой деятельности спокойное организованное занятие. А ведь дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.

Воспитатели должны играть с детьми, несмотря на то, что проводить занятия куда проще. Главное, надо определить, где в режиме дня может и должно быть выделено конкретное время для игры.

С учетом введения ФГОС воспитателям рекомендуется:

  • проводить не менее 5 подвижных игр в свободное от занятий время;
  • занятия проводить в игровой форме, внедрить в практику игровые методики;
  • на занятиях проводить динамические паузы;
  • разнообразить предметную среду развивающими, сюжетно-ролевыми, театрализованными  играми;
  • каждый день с 16 до17 часов проводить час игры.
    В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и, поэтому, упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу.

Необходимо разработать систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществляется воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду должно быть расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекает детей в новую.

Направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения. 

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. 3

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. 4

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. 

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), развитию речи.

Взяв какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Игра оказывает большое влияние на воспитание у детей положительных качеств и формирование характера (например, в таких играх, как «Детский сад», «Больница», «День рождения» у детей воспитывается скромность, честность, смелость, инициатива, желание помогать другим людям).

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя - властно командует детьми, покрикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы обобщения, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношения к окружающей жизни.

Педагогу необходимо обсуждать качества людей, которых дети изображают в своих играх. Например, до начала игры в «Семью» воспитатель вместе с детьми пытается создать нравственный образ «папы». «Папа» не только работает, но и помогает «маме». Он покупает продукты, моет посуду, играет «детьми». Он заботлив и ласков. В процессе игры дети стремятся воплотить эти черты в своём поведении.

Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Максиму расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик – Артем, а если он, Максим, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть?

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

При осуществлении нравственного воспитания, то есть воспитания моральных качеств важно не только то, как ведет себя ребенок в игре, но и какие чувства испытывает при этом. Поэтому педагог обязан видеть каждого ребенка и своевременно влиять на его поведение. 

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Играя в строителей, фермеров, рабочих, дети самым увлекательным образом привыкают трудиться.

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развёртывание игры с включением в неё различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей (например, воспитатель детского сада и милиционер, пожарник и баба-яга, Буратино и врач). Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей.

Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом, взрослым важно организовывать игры так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Подводя итог, можно сделать выводы, что одной из причин использования игры в качестве важнейшего средства воспитания и обучения детей, является то, что игра - это важная потребность растущего детского организма. Играйте с детьми как можно чаще!