Для Вас, родители!

Швайкина Мария Александровна

Предварительный просмотр:

Сон ребёнка

                      Каждому из нас не раз приходилось слышать: на спящих детей нельзя смотреть. Конечно, такое предостережение беспочвенно. Верно другое: детский сон надо всячески оберегать. Недосыпание для растущего организма не меньшее зло, чем, скажем недоедание. Дефицит сна отражается, прежде всего, на нервной системе, тормозит умственное и физическое развитие, делает ребёнка капризным, раздражительным, неуравновешенным.        Специальные исследования и наблюдения позволили определить:                

 Чаще всего плохо засыпают днём, те дети, у которых нарушен домашний режим. Почти всегда в таких случаях выясняется, что по выходным и в дни болезни ребёнка, во время отпуска родителей его вовсе не укладывали днём, или укладывали другое время, позднее поднимали утром и разрешали позже ложиться вечером. И не надо удивляться  по утрам, почему ребёнок не хочет идти в д/с, раздражителен, плаксив. Так как именно вы: папы и мамы, бабушки и дедушки нарушили режим ребёнка - его биологические часы, а также стереотип, а его роль, в механизмах сна, вернее засыпания, значительна. Почти в каждой группе яслей или детского сада обнаруживаются 2-3 ребёнка, которые не спят днём.

Важно не только то, сколько спит ребёнок, но и то, как он спит. - Спи - строго приказывает малышу папа. А как же спать,        если рядом включен телевизор или магнитофон. Многих беспокоит вопрос: может ли сон ребёнка быть полноценным, когда в комнате звучит музыка?.  Если музыка тихая мелодичная – может, если громкая – нет. А лучше всего мамина колыбельная песня - создаёт ребёнку ощущение близости матери, защищённости … Хорошо, если в комнате нет яркого света, громких голосов, если ничто не отвлекает и не будоражит.  И, прежде всего обязательное проветривание комнаты. Прохладный воздух (на 2-3* ниже обычного) оказывает успокаивающее действие. Сигналом ко сну  становится складывание игрушек, умывание, переодевание в пижаму. Многие дети привыкают засыпать с игрушкой – мишкой, куклой, зайчиком. Что ж, и это «работает» на создание стереотипа.

Если ребёнок просыпается жизнерадостным, спокойным, значит, его сон был хорошо организован и ребёнок здоров. Имеет смысл понаблюдать как,  спит малыш: не разговаривает ли во сне, не вскрикивает ли, не встаёт ли с постели, продолжая спать. Если это повторяется на протяжении 1-2 месяцев, необходимо обратиться к врачу психоневрологу. Как и взрослым, детям,  конечно, снятся сны. Обычно они отражают впечатления дня. Но он может видеть и «тематические» сны. Но если один  и тот же страшный сон повторяется у ребёнка часто, об этом тоже надо рассказать врачу. В сочетании с другими симптомами это иногда становится сигналом нервного заболевания.

        

                                  /С. Рубинштейн, доктор психологических наук./



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как учить стихи c ребёнком ...

http://pandia.org/text/78/203/11842.php

Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию...  

Не для всех детей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие дети, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1 .

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет».

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребёнка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.    

Способ №2 .

    Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. 

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

 И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

   

Способ №3 .

   Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .

    Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение.

После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.

И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.    

Способ №5 .

Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи.

    Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .

    Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Если ребенок не хочет учить стихотворение?

 

     Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.

  1. В первую очередь, если ваш ребёнок  сопротивляется, надо успокоить ребенка. "Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.

  1. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его.

  1. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

  1. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.

  1. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.

  1. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение



Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Речь сейчас пойдет  о защите их жизни и здоровья.  В абсолютном большинстве  несчастных случаев с участием детей можно избежать, если мы с вами будем проявлять должную внимательность.

Во многих зарубежных странах существует юридическая ответственность не только за халатность родителей, приведшую к травмам ребенка, но и за оставление детей без присмотра вообще.

Знаю, что полностью уберечь ребенка от несчастных случаев невозможно. Но большинство травм, как отмечают специалисты, происходят именно по вине взрослых, из-за того, что «недоглядели», «не объяснили».

В России безответственное поведение родителей, дети которых пострадали в результате несчастного случая, прямо не наказуемо. Единственная статья в Уголовном кодексе РФ, касающаяся исполнения родителями своих обязанностей, - это ст. 156, предусматривающая ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, “если это деяние сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним”.

Жестокое обращение может выражаться в не предоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев. Но на практике данная статья остается фактически «мертвой», т.к. случаи, когда беспечных родителей по ней привлекли бы к ответственности, единичны.

Но даже самое суровое наказание для взрослых, по чьей вине пострадал ребенок, вряд ли уже сможет чем-то помочь самому пострадавшему. Поэтому главное здесь – уберечь своего ребенка от несчастных случаев и эта задача лежит целиком и полностью на родителях.

Но даже самое суровое наказание для взрослых, по чьей вине пострадал ребенок, вряд ли уже сможет чем-то помочь самому пострадавшему. Поэтому главное здесь – уберечь своего ребенка от несчастных случаев и эта задача лежит целиком и полностью на родителях.

Обеспечение безопасности у нас в саду

В нашем детском саду систематически ведется работа по вопросам охраны и защиты прав ребенка, сохранения жизни детей и их безопасности. В течение всего года проводятся беседы, конкурсы рисунков, праздник, досуги, просмотр тематических видеофильмов по соблюдению правил безопасности на дорогах.

Между педагогами и родителями должно быть полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессивность.

С помощью игры воспитатели предлагают детям следующий алгоритм поведения:

Если в доме что-то загорелось, быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону « 01», маме на работу;

позвонить из телефона-автомата по телефону «01» и сказать, что в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире много дыма, низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда - падать и, катаясь, сбивать огонь.

Родители должны научить детей пользоваться настоящим телефоном. Это умение может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, при этом родители не должны забывать о профилактике ложных вызовов.

 

Охрана жизни и безопасность детей

Ежеквартально в течение года проводятся рейды по созданию условий безопасной жизнедеятельности детей с подведением итогов на педагогических советах и оперативных совещаниях. В начале года обычно проводится аттестация рабочих мест, с оформлением последующей документации. Так же, на протяжение всего учебного года неоднократно рассматриваются вопросы профилактики травматизма. Комиссией по травматизму выносятся предложения: обеспечить постоянный надзор за детьми, предупреждать травматизм, путем обхода своего участка перед прогулкой детей, ежемесячно обновлять материал в групповых уголках безопасности.

Детская площадка

 Малыш, бегущий за мячом, совершенно не думает о том, что рядом раскачиваются качели. Думать об этом за него всегда должна мама. Обсуждение Детская площадка традиционно считается местом безопасным. Ребенок рядом, все на виду, и взрослых достаточно, чтобы следить и что-нибудь опасное предотвратить. На самом деле именно такие условия наиболее вероятны для несчастных случаев – ведь ничто не ослабляет бдительность так, как сознание полной безопасности. По статистике, большинство таких неприятностей происходит при непосредственном присутствии взрослых – как дома, так и на улице. Но дело не только в том, что родители ослабляют контроль.

Психология маленького ребенка такова, что даже самый послушный, даже в самой стандартной ситуации может повести себя совершенно неожиданно. Так что расслабляться на детской площадке нельзя – даже если ваш ребенок настолько любит песок, что не вылезает добровольно из песочницы до полной темноты. Вполне вероятно, что он почувствует тягу к высокой горке именно тогда, когда вы решите почитать детектив, удостоверившись перед этим, что до завершения строительства очередного песочного дома еще далеко. Совсем маленькие дети вообще не имеют «чувства края», не понимают, что может быть опасно. Постепенно это чувство развивается – под чутким руководством взрослых, которые не рекомендуют касаться плиты, подходить близко к бассейну с водой и трогать иголки, а также опытным путем (к счастью, обычно это иголки). Возможно, именно после этого, удостоверившись, что родители говорили правду, дети не стремятся проверить каждый запрет. Но любопытство и богатое воображение с возрастом только развиваются – и часто родители даже не могут понять, «как такое в голову могло прийти». И еще одна особенность, о которой стоит помнить на детской площадке, – увлеченность. У детей только развивается внимание, и распределять его они еще не умеют. То есть, занимаясь чем-то одним, увидеть то, что происходит рядом, они просто не в состоянии. Малыш, бегущий за мячом, может совершенно забыть, что в метре от него раскачиваются качели. А вот взрослые помнить должны обязательно.

 

Безопасность в Вашем доме.

Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести "привычку к безопасности". Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:

• Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

• Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;

• Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике;

• Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка;

• Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся штепсели и подводящие провода;

• Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы;

• Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежании засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то же время!

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают "яды" в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл

Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!

Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!

Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

Предупреждение падений.

Маленькие дети переворачиваются, садятся и встают без предупреждения, в связи, с чем рекомендуется:

 не оставлять ребенка в любом возрасте ни на одну секунду без присмотра;  поднять ограждение кроватки и опустить матрас в тот момент, когда ребенок начинает сидеть. Маленькие дети любят забираться и всегда их способности превосходят наши ожидания. Чтобы уменьшить риск рекомендуется:

 закрыть окна решетками (расстояние между прутьями не должно превышать 10 см);

 закрыть балкон решеткой или ограждением (высота не менее 90 см);

 не ставить мебель перед окном, на котором нет решетки;

 обеспечить проходы, свободные от мебели, вещей и посуды;

 следить, чтобы пол был чистым, сухим и не скользким

Правила дорожного движения

В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.

Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.

Находясь на улице с ребенком:

  1. - На проезжей части не спешите, и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
  2. - Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
  3. . - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.
  4. - Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас. Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.
  5. - Если вы приучите детей ходить, где придется, никакой детский сад, никакая школа не будут в силах их переучить.
  6. - Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы.
  7. - Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
  8. - Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
  9. - Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.
  10. - Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
  11. - Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.

Осторожно: пиротехника

          Конечно, мерцающие огни, огненные шары очень нравятся детям, и покупают пиротехнику в основном для ребятишек или говорят, что для них. Ведь огонь завораживает и взрослых, дает им прекрасную возможность снова почувствовать себя детьми. Но пиротехника не всегда безопасна.

На новогодние праздники ежегодно приходится немало несчастных случаев, связанных с использованием пиротехнических средств. Как правило, они являются следствием использования петард. Страдают как дети, так и взрослые. Наиболее типичные последствия - это ожог верхних конечностей и лица. Бывают повреждения глаза, ранения рук. Самое обидное, что госпитализировать людей часто приходится прямо в новогоднюю ночь.

Помните о том, что в новогодние праздники родителям не стоит забывать про детей ни на минуту.  Как неискушенному потребителю сориентироваться в выборе качественной пиротехники?

В основном вся пиротехника на рынке сейчас китайского производства. С ними соревноваться сложно не только по цене, но и качеству. Три тысячи лет назад китайцы изобрели порох, и с тех пор сложа руки, не сидели. Но важно не то, что петарда китайская, а как она к нам попадает. В России два крупнейших предприятия по импорту и сертификации пиротехнических изделий: "Русский фейерверк" и "Большой праздник". Крупнейшим отечественным производителем является ПО им. В.И. Чапаева.

Упаковка может служить гарантией качества пиротехнических средств?

На упаковке качественной продукции обязательно на русском языке есть инструкция. Указывается соответствие российскому ГОСТу, импортер, срок годности и класс опасности.

Что такое класс опасности?

У пиротехнических средств существует пять классов опасности. Первые три класса опасности имеются в свободной продаже. С их помощью фейерверк можно устроить собственными силами. Продажа пиротехнических изделий четвертого и пятого классов опасности и их использование согласно действующему законодательству подлежит обязательному лицензированию. Для этого нужна лицензия и аттестованный персонал.

Существует огромный выбор красивейших пиротехнических изделий, но для них нужны особые площадки, например, есть "водопады", "ивы", "пионы", "хризантемы" - все они достаточно опасные, и мы их практически не используем. Представьте батарею салютов диаметром 12 дюймов -это очень эффектно! Триста метров вверх и метров сто пятьдесят в диаметре - такой фейерверк закрывает полнеба. И соответственно для него нужна зона безопасности радиусом 600 метров. Правда, такого пиротехнического зрелища в нашем городе не было.

Какие площадки в вашем городе подходят для проведения крупных фейерверков?

Стадионы, парк на заливе, парк у моста. Очень интересно смотрится фейерверк, запускаемый с воды. Кроме того, что это очень красиво, это еще и безопасно. На воде можно использовать любую пиротехнику.

В любую ли погоду можно использовать фейерверки?

Самое серьезное препятствие для проведения фейерверка сильный ветер, поэтому при скорости ветра более 10 метров в секунду использовать фейерверки нельзя. Мороз не мешает проведению пиротехнического шоу, но надо иметь в виду, что при особенно низких температурах высота подъема и диаметр шара у фейерверка могут быть снижены. Ваш фейерверк может залететь на балкон и вызвать пожар.

Что нужно знать людям, которые решили провести фейерверк самостоятельно?

Перед использованием любого пиротехнического средства надо прочитать инструкцию. В ней все доступно написано, но, честно говоря, не все их соблюдают. Вот, например, хорошо известны у нас из фейерверков "римские свечи". Правило требует, чтобы перед зажжением ее установили в снег, бутылку или трубку. А у нас любят ее держать в руке, что совсем небезопасно. Некоторые у ракет отрывают палочку, являющуюся по сути своей стабилизатором, которая гарантирует полет ракеты в строго определенном настроении.

Столь любимый в народе запуск с балкона и из форточки пиротехнических средств тоже не рекомендуется ни в коем случае. Это очень опасно! Не надо проводить фейерверк ближе 20 метров от животных, проводов, зданий. С пиротехническими средствами лучше перестраховаться.

Соблюдая эти несложные советы, вы оградите своих детей

от травмирования!

Конечно, большинство несчастных случаев можно предотвратить, соблюдая специальные меры предосторожности. И все же нельзя на сто процентов быть уверенной, что ваш ребенок застрахован от какой-либо трагической случайности. Поэтому нужно быть готовой к любым неожиданностям и не растеряться, а оказать именно ту помощь, которая требуется в данный момент.

Литература:

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Т.Г. Хромцова. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.