Для воспитателей

Горюнова Галина Дмитриевна

Правила взаимодействия с детьми с расстройством аутистического спектра.

.  Во взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо придерживаться нескольких основных правил:

   1. Играйте Дети учатся через игру, в том числе во время игры они обучаются речи. Попробуйте различные игры, чтобы определить те из них, от которых ваш ребенок получает удовольствие. Кроме того, подберите такую игровую деятельность, которая способствует социальному взаимодействию. Например: пение, чтение стихов, рисование, лепка, сюжетно- ролевая игра и т.п. Во время игры находитесь рядом с ребенком, чтобы он мог лучше видеть и слышать вас.

   2. Говорите с ребенком на одном языке. Подражание звукам и игровому поведению вашего ребенка будет способствовать большей вокализации и взаимодействию. Например, если ваш ребенок произносит какой-то звук, отреагируйте на него таким же звуком и подождите ответной реакции, возможно, между вами завяжется диалог. Это также подтолкнет его к тому, чтобы копировать вас и осуществлять действия по очереди.

   3. Используйте жесты. Разъясняйте ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками. Жесты и зрительный контакт могут создавать основу для развития речи. Пользуйтесь жестами при общении — например, протягивайте свою руку, чтобы указать на предмет, когда вы говорите «смотри!», и кивайте головой, когда вы говорите «да». Используйте жесты, которые ваш ребенок легко сможет имитировать. Примеры включают в себя хлопки в ладоши, протягивание рук и т.п. Реагируйте на жесты вашего ребенка: когда он смотрит на игрушку или указывает на нее, передайте ребенку игрушку или же примите это как сигнал к тому, чтобы поиграть с этой игрушкой вместе. Смотрите или указывайте на игрушку, которую вы хотите взять, прежде чем взять ее.

   4. Оставьте «пространство» для речи вашего ребенка. Крайне важно предоставить вашему ребенку множество возможностей для общения, даже если он не говорит. Когда вы задаете вопрос или видите, что ваш ребенок хочет чего-то, выдержите паузу в течение нескольких секунд, глядя на него. Не нужно понимать его с полуслова и выполнять любое желание ребенка мгновенно, дайте ему возможность выразить свое желание словом или жестом. Следите за любым движением его тела или звуком и реагируйте на них.

  5. Задавайте вопросы. Вопросы — это стандартный прием, подтверждающий, что ребенок понял сказанное. На первых этапах развития речи мы рекомендуем использовать вопросы «что» и «где», еще следует пользоваться вопросами, на которые можно ответить «да» и «нет». Не следует постоянно задавать вопросы. Не задавайте сложных вопросов («Что это такое?»).

  6. Упростите вашу речь. Говорите мало и медленно, утрируя артикуляцию, лучше, чтобы ребенок видел ваши губы. Это поможет вашему ребенку понимать то, что вы говорите. Кроме того, ему будет легче подражать вашей речи. Если ваш ребенок не говорит, попробуйте говорить в основном отдельными словами. (Если он играет с мячом, вы говорите «мяч» или «кати».) Если ваш ребенок говорит отдельные слова, говорите короткими фразами, такими как «кати мяч» или «бросай мяч».

  7. Пользуйтесь визуальной поддержкой. Визуальная поддержка может включать в себя предметы, рисунки и группы рисунков, которые ваш ребенок может использовать, чтобы выразить свои просьбы и мысли. Например, картинка с бананом (хочу банан), берет сапожки (хочет гулять).

  8. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.

  9. Будьте гибкими. Помните о том, что дети непостоянны. Неадекватное поведение может указывать или быть причиной переутомления или замешательства. Умейте сократить или облегчить задание.

 

Развитие импрессивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра

 

Развитие у ребенка понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Развитие понимания речи включает в себя создание речевой среды, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря. Для этого следует соблюдать следующие моменты:

– постоянный разговор с ребенком;

– определенные требования к речи окружающих взрослых;

– постепенное усложнение речевого общения;

– организация специальных игр и упражнений.

Мы рекомендуем использовать следующие упражнения для развития понимания речи. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.

Реагировать на свое имя

Несколько раз в день называйте имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если он посмотрит на вас, похвалите его.

Прийти по речевому вызову

Для этого упражнения используются два лица («учитель» и «помощник»). Оба должны держать наготове какое-то небольшое вознаграждение. «Учитель» и его «помощник» должны сидеть напротив друг друга (на расстоянии приблизительно 1,5 — 2 м). Ребенок должен стоять рядом с «помощником». «Учитель» говорит: «Иди сюда!» — и протягивает ему вознаграждение. Очевидно, «помощник» ребенка, сначала должен сделать маленький толчок, чтобы привести его в движение. Если он пойдет к «учителю», то получит

награду. Затем «учитель» повернет его так, чтобы он увидел «помощника». Затем «помощник» протягивает ему награду и процесс повторяется. Каждый раз делайте 4–5 переходов. Постепенно отказывайтесь от маленького толчка и следите, двинется ли он сам

по речевому вызову. Если он уходит еще до вызова, то удерживайте его, пока он не услышит вызов. Если он во время этого упражнения приходит на вызов, то начинайте постепенно следующим образом переносить понимание слова на другие ситуации:

а) несколько раз в течение дня попросите его подойти.

Привлеките его внимание, прежде чем дать ему поручение;

б) позовите его, если он на вас не смотрит.

Всегда продвигайтесь не спеша. Следите, чтобы ребенок действительно усвоил предыдущее упражнение, прежде чем вы перейдете к следующему заданию.

Садиться по речевому требованию

Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)

Поставьте 3 стула так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении используются два человека. Один человек садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника. Ребенок и помощник становятся перед своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего учителя. Учитель говорит чистым сильным

Игры с мячиком

Учебная цель: понимать речевые указания

Задание: выучить значение слов, обозначающих действия

Материал: мяч

Когда ребенок может по указанию дать мяч, начинайте обучать

его словам, обозначающим действия, которые он может провести

с мячом. Повторите сначала еще раз указание «Дай мне мяч!». При этом очень четко подчеркните слово-действие, протяните к нему руки и возьмите мяч. Затем скажите: «Смотри, Ваня!» Смотрите внимательно, видит ли он, как катится мяч к стене. Дайте ему

мяч и помогите толкнуть мяч рукой, повторяя слова «Кати мяч!».

Делайте это указание много раз, прежде чем давать оба указания

в разной последовательности. Повторяйте эти указания до тех

пор, пока ребенок не научится их различать. Затем придумайте

следующее указание: «Брось...», «Подбрось...» или «Ударь!», но за

один раз изучайте лишь одно новое слово. Когда ребенок овладеет

новым указанием, сочетайте его с уже изученными и каждый раз

подчеркивайте слово, чтобы он понимал разницу.

Найди мяч

Учебная цель: соотносить похожие предметы, распознавать, что одно понятие может представлять много предметов, которые не совсем идентичны Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай мне (собачку)!»

Материал: рисунки похожих, но неидентичных предметов (например, разные мячики)

Разложите на столе несколько рисунков (картинок) похожих предметов, смешав их с другими. Покажите ребенку картинку.

 

.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие имперессивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие у ребенка понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Развитие понимания речи включает в себя создание речевой среды, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря. Для этого следует соблюдать следующие моменты:

– постоянный разговор с ребенком;

– определенные требования к речи окружающих взрослых;

– постепенное усложнение речевого общения;

– организация специальных игр и упражнений.

Мы рекомендуем использовать следующие упражнения для развития понимания речи. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.

Реагировать на свое имя

Несколько раз в день называйте имя ребенка громким, но спокойным голосом. Если он посмотрит на вас, похвалите его.

Прийти по речевому вызову

Для этого упражнения используются два лица («учитель» и «помощник»). Оба должны держать наготове какое-то небольшое вознаграждение. «Учитель» и его «помощник» должны сидеть напротив друг друга (на расстоянии приблизительно 1,5 — 2 м). Ребенок должен стоять рядом с «помощником». «Учитель» говорит: «Иди сюда!» — и протягивает ему вознаграждение. Очевидно, «помощник» ребенка, сначала должен сделать маленький толчок, чтобы привести его в движение. Если он пойдет к «учителю», то получит

награду. Затем «учитель» повернет его так, чтобы он увидел «помощника». Затем «помощник» протягивает ему награду и процесс повторяется. Каждый раз делайте 4–5 переходов. Постепенно отказывайтесь от маленького толчка и следите, двинется ли он сам

по речевому вызову. Если он уходит еще до вызова, то удерживайте его, пока он не услышит вызов. Если он во время этого упражнения приходит на вызов, то начинайте постепенно следующим образом переносить понимание слова на другие ситуации:

а) несколько раз в течение дня попросите его подойти.

Привлеките его внимание, прежде чем дать ему поручение;

б) позовите его, если он на вас не смотрит.

Всегда продвигайтесь не спеша. Следите, чтобы ребенок действительно усвоил предыдущее упражнение, прежде чем вы перейдете к следующему заданию.

Садиться по речевому требованию

Материал: 3 стула (1 из них детский стульчик)

Поставьте 3 стула так, чтобы 2 из них стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом упражнении используются два человека. Один человек садится на отдельный стул напротив ребенка и помощника. Ребенок и помощник становятся перед своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего учителя. Учитель говорит чистым сильным

Игры с мячиком

Учебная цель: понимать речевые указания

Задание: выучить значение слов, обозначающих действия

Материал: мяч

Когда ребенок может по указанию дать мяч, начинайте обучать

его словам, обозначающим действия, которые он может провести

с мячом. Повторите сначала еще раз указание «Дай мне мяч!». При этом очень четко подчеркните слово-действие, протяните к нему руки и возьмите мяч. Затем скажите: «Смотри, Ваня!» Смотрите внимательно, видит ли он, как катится мяч к стене. Дайте ему

мяч и помогите толкнуть мяч рукой, повторяя слова «Кати мяч!».

Делайте это указание много раз, прежде чем давать оба указания

в разной последовательности. Повторяйте эти указания до тех

пор, пока ребенок не научится их различать. Затем придумайте

следующее указание: «Брось...», «Подбрось...» или «Ударь!», но за

один раз изучайте лишь одно новое слово. Когда ребенок овладеет

новым указанием, сочетайте его с уже изученными и каждый раз

подчеркивайте слово, чтобы он понимал разницу.

Найди мяч

Учебная цель: соотносить похожие предметы, распознавать, что одно понятие может представлять много предметов, которые не совсем идентичны Задание: подать соответствующую игрушку по просьбе «Дай мне (собачку)!»

Материал: рисунки похожих, но неидентичных предметов (например, разные мячики)

Разложите на столе несколько рисунков (картинок) похожих предметов, смешав их с другими. Покажите ребенку картинку.



Предварительный просмотр:

Во взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо придерживаться нескольких основных правил:

   1. Играйте Дети учатся через игру, в том числе во время игры они обучаются речи. Попробуйте различные игры, чтобы определить те из них, от которых ваш ребенок получает удовольствие. Кроме того, подберите такую игровую деятельность, которая способствует социальному взаимодействию. Например: пение, чтение стихов, рисование, лепка, сюжетно- ролевая игра и т.п. Во время игры находитесь рядом с ребенком, чтобы он мог лучше видеть и слышать вас.

   2. Говорите с ребенком на одном языке. Подражание звукам и игровому поведению вашего ребенка будет способствовать большей вокализации и взаимодействию. Например, если ваш ребенок произносит какой-то звук, отреагируйте на него таким же звуком и подождите ответной реакции, возможно, между вами завяжется диалог. Это также подтолкнет его к тому, чтобы копировать вас и осуществлять действия по очереди.

   3. Используйте жесты. Разъясняйте ребенку с помощью показа, жестами, изображая руками. Жесты и зрительный контакт могут создавать основу для развития речи. Пользуйтесь жестами при общении — например, протягивайте свою руку, чтобы указать на предмет, когда вы говорите «смотри!», и кивайте головой, когда вы говорите «да». Используйте жесты, которые ваш ребенок легко сможет имитировать. Примеры включают в себя хлопки в ладоши, протягивание рук и т.п. Реагируйте на жесты вашего ребенка: когда он смотрит на игрушку или указывает на нее, передайте ребенку игрушку или же примите это как сигнал к тому, чтобы поиграть с этой игрушкой вместе. Смотрите или указывайте на игрушку, которую вы хотите взять, прежде чем взять ее.

   4. Оставьте «пространство» для речи вашего ребенка. Крайне важно предоставить вашему ребенку множество возможностей для общения, даже если он не говорит. Когда вы задаете вопрос или видите, что ваш ребенок хочет чего-то, выдержите паузу в течение нескольких секунд, глядя на него. Не нужно понимать его с полуслова и выполнять любое желание ребенка мгновенно, дайте ему возможность выразить свое желание словом или жестом. Следите за любым движением его тела или звуком и реагируйте на них.

  5. Задавайте вопросы. Вопросы — это стандартный прием, подтверждающий, что ребенок понял сказанное. На первых этапах развития речи мы рекомендуем использовать вопросы «что» и «где», еще следует пользоваться вопросами, на которые можно ответить «да» и «нет». Не следует постоянно задавать вопросы. Не задавайте сложных вопросов («Что это такое?»).

  6. Упростите вашу речь. Говорите мало и медленно, утрируя артикуляцию, лучше, чтобы ребенок видел ваши губы. Это поможет вашему ребенку понимать то, что вы говорите. Кроме того, ему будет легче подражать вашей речи. Если ваш ребенок не говорит, попробуйте говорить в основном отдельными словами. (Если он играет с мячом, вы говорите «мяч» или «кати».) Если ваш ребенок говорит отдельные слова, говорите короткими фразами, такими как «кати мяч» или «бросай мяч».

  7. Пользуйтесь визуальной поддержкой. Визуальная поддержка может включать в себя предметы, рисунки и группы рисунков, которые ваш ребенок может использовать, чтобы выразить свои просьбы и мысли. Например, картинка с бананом (хочу банан), берет сапожки (хочет гулять).

  8. Хвалите ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.

  9. Будьте гибкими. Помните о том, что дети непостоянны. Неадекватное поведение может указывать или быть причиной переутомления или замешательства. Умейте сократить или облегчить задание.

.