Для родителей

Чигрик Татьяна Алексеевна

В этом разделе вы сможете узнать полезную информацию, которая поможет узнать ребенка лучше, а также памятки для вашей безопасности и безопасности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_i_dezadaptatsiya_rebenka_v_shkole.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация и дезадаптация ребенка в школе.

Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам.

Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

- индивидуальных особенностей ребенка;

- уровня готовности к школе;

- степени развития социальных навыков.

Выделяют физическую и психологическую адаптацию:

- Физическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

- Психологическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

- организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;

- создание комфортных условий для общения;

- проведение оздоровительно-профилактической работы;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- организация активного досуга во внеурочное время;

- проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Проблемы адаптации первоклассников

- хроническая неуспеваемость - возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

- негативистская демонстративность - характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

- вербализм - развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления;

- проявление лени

Дезадаптация - это нарушение процесса адаптации ребенка к учебно-воспитательному процессу, которое влияет на его продуктивность и взаимоотношения с окружающими.

Спровоцировать его могут различные факторы, которые чаще всего идут в совокупности:

- наследственность;

- индивидуальные особенности и новообразования;

- взаимоотношения с семьей или отдельным человеком;

- проблемы в установлении социальных контактов и др.

Наиболее часто встречаются следующие виды:

- Социальная. Включает в себя отрицание принятых в обществе установок, асоциальное поведение, проблемы саморегуляции школьника.

- Психосоциальная. Характеризуется психологическими особенностями личности.

- Патогенная. Проявляется через нарушения в функционировании головного мозга, психические расстройства, а иногда и фобии, которые имеет ученик.

- Интеллектуальная. Вызвана пропущенными и не восстановленными пробелами в знаниях, которые оказывают влияние на учебу.

- Эмоциональная. Повышенный уровень тревожности, чувство страха за успеваемость. При этом возникает этот вид у детей с высокой мотивацией, но низкой самооценкой.

К причинам школьной дезадаптации младших школьников относятся:

- недостаточная подготовленность к школе;

- низкий уровень развития познавательных процессов и некоторых психических функций (слишком низкая или  высокая самооценка, рассеянное внимание, слабая память);

- школьник не может высидеть целый урок, не отвлекаясь и не вставая с места;

- гиперопека родителей, боязнь ошибок и неудач, недостаточное внимание к ребенку;

- избыточная требовательность педагога, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку или разделение на любимчиков и остальных;

- не складываются отношения со сверстниками, не признают в классе;

- любые психологические нарушения и расстройства;

- неспособность подстроиться под учебную программу (высокий темп, сложность, специфические особенности).