Педагогическая копилка

Ковешникова Наталья Геннадьевна

Здравствуйте, уважаемые гости моего сайта!

В "Педагогической копилке" Вы сможете познакомиться с материалами для работы педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковешникова Наталья Геннадьевна, воспитатель

МБУ «Школа №86» СП Детский сад «Веста» г.о.Тольятти Самарской обл.

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с цветом, развитие восприятия цвета, использование цвета как средства выразительного решения образа

Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в том числе изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В средней группе дошкольной образовательной организации продолжается работа по развитию у детей эстетического восприятия путем развития перцептивных действий – действий восприятия, выделения, различения и называния цвета предметов, а затем и передачи основного цвета в рисунке и аппликации. Эти задачи решаются путем приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству, каждый вид которого обладает своей цветовой гаммой.

Педагог каждый день закрепляет представления детей о цвете объектов природы и предметов, созданных человеком.

Необходимо познакомить детей с оттенками цветов, показать, как эти цвета можно получить. Знание того, как можно создать нужный цвет и оттенок, расширяет кругозор и ориентировку детей в цветовой стороне действительности и вызывает желание передавать разнообразие цветов в окружающей их жизни. Однако без целенаправленной педагогической работы в этом направлении дети этого возраста могут все изображать одним цветом, не испытывая потребности использовать разные цвета.

Овладевая способами рисования, дети вместе с этим приобретают возможность свободнее пользоваться цветом при создании изображения, и важно побуждать их к созданию разнообразных красочных рисунков, аппликаций.

Детей среднего дошкольного возраста следует целенаправленно знакомить с цветовой гаммой дымковской и филимоновской игрушек.

Развивать у детей желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращая внимание на многоцветие окружающего мира.

Формирование чувства цвета у детей средней группы происходит через следующие виды деятельности:

1. Наблюдения на прогулках и экскурсиях: рассматривание цветов, называние их цвета, цвета листвы на деревьях, кустах, травы. Развивать у детей умение сравнивать растения по цвету, выделять более яркие, насыщенные по цвету и более светлые. Эта работа осуществляется в течение всего года с учетом происходящих изменений в цвете объектов и явлений в зависимости от сезона.

2. Сбор осенних листьев, рассматривание их формы, цвета, называние формы, цвета и оттенков, сравнивание листьев по форме, величине, цвету. Предлагать детям составлять узоры из листьев, ритмично располагая их по форме, цвету; закреплять у детей желание и умение составлять из листьев разной формы, величины, цвета изображения разных предметов, рыб, птиц, зверей и др. Формировать образные представления у детей, развивать их воображение.

3. В течение года знакомить детей с разнообразием цвета окружающих их предметов, подбирать предметы, одинаковые по цвету, сравнивать их, устанавливать сходство и различие по цвету разных предметов; проводить дидактические игры на закрепление знаний цветов, на знакомство с оттенками ряда цветов.

4. Познакомить с цветовой гаммой дымковской и филимоновской игрушки. Формировать умение передавать сочетания цветов, характерных для этих игрушек в рисовании. Содержание работы должно быть тесно связано с региональными особенностями, региональным народно-декоративно-прикладным искусством.

Дидактическая игра «Разложи предметы по цвету»

Программное содержание: закреплять представление детей о цветах, упражнять их в выборе предметов нужного цвета, называть предмет и его цвет, называть предметы заданного цвета, которых нет поблизости.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям последовательно по одной карточке. Предлагает детям назвать цвет карточки, а затем найти картинки с предметами  такого цвета. Найдя нужные картинки, дети приносят их и располагают на полоске. Ребенок называет предметы на картинках, говорит, какого они цвета. Затем воспитатель предлагает детям назвать, какие еще предметы такого цвета они знают.

Воспитатель отмечает тех детей, которые нашли и назвали больше предметов цвета показанной педагогом карточки.

Игра может проводиться в течение года несколько раз с постепенным усложнением, разнообразя и увеличивая количество цветов. Когда игра проводится со всей группой, после ее окончания можно провести с детьми подвижную игру «Цветные домики». Для этого детям раздают цветные ленточки, карточки или флажки тех же цветов, что использовались в дидактической игре. В другой раз после проведения игры можно предложить детям нарисовать любой предмет того или иного цвета, использованного в игре. Конечно, рисование должно проводиться как самостоятельное занятие.

Дидактическая игра «Собери дымковскую игрушку» (разрезные картинки)

Программное содержание: развивать эстетическое восприятие детей, цветовое видение, воображение. Закреплять представления о дымковской росписи: составе элементов узора, его цветовом строе. Развивать умение из частей составлять целое, развивать образные представления.

Ход игры.

На большой карточке нарисованы образцы шести дымковских игрушек (конь, уточка, олень, барышня, петушок, козлик), и силуэты всех этих игрушек немного крупнее, чем на большой карточке, и разрезанные на 4-5 частей. Воспитатель с детьми рассматривает образцы игрушек на большой карточке, спрашивает у детей, как называются эти игрушки, что собой представляет каждая игрушка, предлагает описать, как она украшена, какой формы и цвета эти украшения; педагог уточняет и дополняет сказанное каждым ребенком, хвалит тех, кто делал это достаточно полно и правильно. После этого показывает разрезанные картинки, говорит, что из них можно сложить такие же игрушки, какие нарисованы на большой карте. Спрашивает каждого, кто какую игрушку хотел бы сложить из частей. Если возникнет совпадение желаний, предложить детям договориться и при повторной игре поменять складываемые игрушки. Игру можно повторить 2-3 раза, при этом каждый выбирает себе другую игрушку для складывания. По окончании игры целесообразно вновь привлечь внимание детей к дымковской росписи, выделяя вместе с детьми ее особенности, подчеркивая красоту ярких, нарядных украшений на чистом белом фоне.

Дидактическая игра «Пятачок и радуга»

Цель: закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности; упражнять в умении рассказывать о цвете шариков.

Ход игры.

Воспитатель обращает внимание детей на доску с картинкой, на которой изображен Пятачок с шариками, и рассказывает: «У Пятачка было очень много разноцветных шариков. Он решил погулять с шариками на улице. Когда он вышел на улицу, то увидел в небе красивое, яркое солнышко и разноцветную радугу. «Как бы я хотел, чтобы мои шарики были похожи на радугу», – сказал Пятачок.

Давайте поможем Пятачку».

Воспитатель спрашивает, какого цвета шарики у Пятачка. Затем дети добавляют шарики, используя последовательность цветов радуги, называя цвет каждого шарика. Например: «Первый шарик – красный, второй – оранжевый...» Воспитатель обращает внимание детей, как постепенно переходит один цвет к другому.

Сказка о глупом мышонке (иллюстрации Лебедева Владимира)

Обратите внимание детей на небо, при появлении каждого героя тучи на небе все гуще закрывают луну, как бы предупреждая героев произведения о надвигающейся беде.

Пела ночью мышка в норке:

– Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

– Приходи к нам, тётя жаба,

Нашу детку покачать.

Побежала мышка-мать

Тётю лошадь в няньки звать:

– Приходи к нам, тётя лошадь,

Нашу детку покачать.

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

– Приходи к нам, тётя клуша,

Нашу детку покачать.

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

– Приходи к нам, тётя щука,

Нашу детку покачать.

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

– Приходи к нам, тётя кошка,

Нашу детку покачать.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Вывод:

Таким образом, в процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки. Все эти действия развивают и закрепляют представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определенной последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать еще несколько цветов (оранжевый, зеленый, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его.

Дидактические игры, признанные исследователями, педагогами и психологами, эффективным средством формирования цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА № 86»

План работы на учебный год

«Профилактика дорожно-транспортного травматизма».

(Ознакомление с правилами дорожного движения)

  1. Сентябрь

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

  1. Анкетирование педагогов

Старший методист

Консультация для воспитателей:

«Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

Оформление уголка по ПДД в группах

Воспитатели

Разработка перспективного плана работы в центре ПДД на группах

  1. Работа с детьми

Организация и проведение игр по безопасности  дорожного движения

Воспитатели

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

  1. Работа с родителями

Оформление  буклетов в уголке для родителей

Воспитатели

Групповые родительские собрания (вопрос по безопасности на дорогах)

Анкетирование родителей

  1. Октябрь

Мероприятия

Ответственны

  1. Работа с педагогами

Планерка по подготовке к областному конкурсу по ПДД

«Основные подходы к наполняемости центров детской деятельности по профилактике дорожного травматизма»

Старший методист

Приобретение наглядного и демонстрационного материала для обучения детей правилам дорожного движения

Старший методист

Разработка памяток для родителей по ПДД

Воспитатели

Оперативный контроль за организацией деятельности с детьми с учетом ФГОС ДО

Директор

  1. Работа с детьми

Совместная деятельность с детьми по ПДД согласно ФГОС ДО

«Улица города» подготовительная группа

«Мы знакомимся с улицей» старшая группа

«Мы пассажиры» средняя группа

«Профессия – водитель» вторая младшая группа

Воспитатели

Беседы с детьми, чтение литературы, рассматривание иллюстраций

Воспитатели

  1. Работа с родителями

Оформление стенда для родителей

Воспитатели

  1. Ноябрь

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Приобретение детской художественной литературы  по ПДД

Старший методист

Конкурс среди групп по ПДД «Книжка-малышка»

Творческая группа

  1. Работа с детьми

  1. ОД по ПДД (как часть)

«В городском транспорте» старший дошкольный возраст

Воспитатели

Организация и проведение игр в совместной деятельности с детьми

«Улица» средняя группа

«Грузовой транспорт» вторая младшая группа

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

Конкурс среди групп по ПДД «Книжка-малышка»

Творческая группа

  1. Работа с родителями

Оформление уголков для родителей

Воспитатели

Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения

«Мы за безопасное движение»

Воспитатели

Изготовление макета микрорайона ДОО с улицами и дорожной информацией (подготовительная группа)

Воспитатели

  1. Декабрь

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Подготовка к проведению развлечений с детьми по ПДД

Старший методист

Оформление методического обеспечения к участию в конкурсе «Зеленый огонек»

  1. Работа с детьми

ОД по ПДД

«Дорожные знаки» старшая и подготовительная гр.

Совместная деятельность с детьми

«Наш помощник – пешеходный переход» средняя группа

Аппликация «Автомобиль» вторая младшая группа

Воспитатели

Организация и проведение игр

Развлечение

«Викторина на дороге» подготовительная группа

Воспитатели

ИФК

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

Воспитатели

  1. Работа с родителями

Родительское собрание

«Безопасность детей на улицах города»

Воспитатели

Папка – передвижка «Будьте внимательны на улице» средняя группа

Листовка – обращение «Выполняем правила дорожного движения»

Старший методист

Оформление информационного стенда для родителей по ПДД в холле ДОО

  1. Январь

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Тестирование педагогов по ПДД

Старший методист

  1. Работа с детьми

Проведение экскурсий

Воспитатели

Поведение  тематической недели «Школа дорожных наук»

Воспитатели

Муз. рук.

Организация и проведение игр

Воспитатели

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

  1. Работа с родителями

Папка-передвижка «Это нужно знать каждому»

Воспитатели

Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»

вторя младшая группа

Встреча с инспекторами ГИБДД

Проведение инструктажа родителей по ПДД

(на общем родительском собрании)

Директор

  1. Февраль

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Консультация для воспитателей «Система работы по ПДД»

Старший методист

Организация и проведение тематической недели «Мы едем, едем, едем…»

Директор

Приобретение плакатов по правилам дорожного движения

Старший методист

Подготовка к проведению познавательно-игровому конкурсу

для детей старшего дошкольного возраста

«Правила дорожного движения»

  1. Работа с детьми

ОД (часть)

«Знай и выполняй правила дорожного движения» подготовительная группа

Воспитатели

Организация и проведение выставки детского творчества по правилам безопасности на дорогах (старшая группа)

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

  1. Работа с родителями

Информационный стенд для родителей «Это интересно!»

Воспитатели

Папка – передвижка «Красный, желтый, зеленый»

Газета «Добрая дорога детства»

  1. Март  

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Организация работы с родителями по ПДД

Старший методист

Приобретение наглядной информации

Проведение инструктажа родителей по ПДД

Сотрудник ГИБДД

  1. Работа с детьми

Проведение экскурсий

Воспитатели

ОД

«Катание на велосипеде в черте города» старшая группа

«Машины на нашей улице» средняя группа

«Не попади в беду на дороге» вторая младшая группа

Организация и проведение игр и викторин

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

  1. Работа с родителями

Консультация для родителей

«Как переходить улицу с детьми» вторая младшая группа

Воспитатели

«Правила дорожного движения» познавательно-игровой конкурс для взрослых и детей старшей и подготовительной групп

  1. Апрель

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Подбор информации по ПДД

Старший методист

Знакомство с новой методической литературой по ПДД

Оперативный контроль «Работа педагога по формированию у детей знаний по безопасности дорожного движения»

  1. Работа с детьми

ОД

«Улица не место для игр» подготовительная группа

Совместная деятельность с детьми:

«Зеленый огонек» средняя группа

«Светофор» вторая младшая группа

Воспитатели

Организация и проведение игр

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

  1. Работа с родителями

 Домашнее задание: «Составление план-схемы «Мой путь в детский сад»

Воспитатели

Консультация «Безопасность детей»

Изготовление атрибутов для транспортной площадки

Выпуск газеты для родителей «Светофорик»

Старший методист

Проведение инструктажа родителей по ПДД

Воспитатели

  1. Май  

Мероприятия

Ответственные

  1. Работа с педагогами

Анализ работы с детьми и родителями по ПДД

Старший методист

Подготовка атрибутов для транспортной площадки

Воспитатели

Обобщение опыта работы ДОО по изучению ПДД

Старший методист

  1. Работа с детьми

Диагностика уровня знаний детей по ПДД

Воспитатели

Организация и проведение игр

Воспитатели

Развлечение «Клуб «Что? Где? Когда?»»

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций

  1. Работа с родителями

Информация для родителей «Будьте внимательны на дороге»

Воспитатели

Встреча с работниками ГИБДД

Директор

Газета «Добрая дорога детства»

Воспитатели

Проведение инструктажа родителей по ПДД



Предварительный просмотр:

Проблемы гендерного воспитания в современной городской семье

Программные задачи по формированию социально-личностной культуры дошкольников

Старшая группа

Гендерные различия

Образ своего «Я»

Правовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки

1. В ходе работы над проектом «История профессий» дать детям представления о том, какие профессии стали доступны женщинам в XX веке (врач, юрист, экономист, телефонист, почтальон, вагоновожатый и др.).

2. Используя иллюстрации, видеофильмы, личный опыт детей, обсудить с детьми различия в домашних обязанностях между мужчиной и женщиной в сельской и городской семье. Что усложняет жизнь женщины и мужчины в деревне?

3. В работе с проблемными ситуациями учить детей рассуждать об основных причинах конфликтов на бытовую тему в семье и способах их разрешения.

4. Расширять представления детей о личных и семейных интересах, а также способах их реализации у мужчин и женщин, девочек и мальчиков (спорт, рыбалка, музыка, театр, литература, путешествия, работа по дереву, шитье, вязание, рисование, игры и др.)

1. Учить детей адекватно оценивать собственную внешность, без занижения или завышения ее достоинств.

2. В процессе рисования своих портретов предлагать детям определять наиболее яркие черты лица.

3. Упражнять детей в определении настроения, характеров литературных, кукольных, сказочных персонажей с учетом мимики, жестов, силы голоса, прически, одежды и т.д.

4. Учить детей определять типично женскую (мягкость, заботливость, доброту, хитрость, коварство) или типично мужскую (требовательность, жесткость, настойчивость, решительность, смелость, хитрость) манеру поведения у реальных и сказочных персонажей, а также демонстрировать ее в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

5. Упражнять мальчиков и девочек в трансляции и объяснении собственного опыта при выполнении трудовых поручений, домашних заданий, в сюжетно-ролевых играх.

1. Формировать начальные представления детей о способах защиты своих прав, если они нарушаются взрослыми.

2. На материале фольклора (пословиц, поговорок, присказок) определять основные правила поведения, законы, по которым жили люди в прошлые века.

3. В дидактических играх и тренингах закреплять знания о своих правах и обязанностях.

4. В работе с проблемными ситуациями обсуждать с детьми причины и следствия нарушений прав взрослого и ребенка на отдых, лечение, на жилье и свои интересы.

5. Закреплять знания детей о своих обязанностях дома и в детском саду.

6. Формировать уважение к «личной зоне» и «личному времени» других людей и самого себя.

7. Закреплять знание прав и обязанностей взрослых и детей в дидактических играх «Правовое лото», «Наши права и обязанности в природе».

1. Формировать понятие о том, что опрятный внешний вид – признак воспитанного человека:

– одежда должна быть чистой, выглаженной, обувь почищена;

– ногти на руках и ногах должны быть ровно подстрижены, волосы аккуратно причесаны;

– в кармане всегда должен лежать чистый носовой платок;

– одежда должна быть уместной: в праздник или в гости – нарядной, в поход или на прогулку – спортивной, дома – удобной и легкой;

– свою комнату, игрушки нужно держать в чистоте и порядке.

2. Закреплять представления о правилах культурного и безопасного общения с близкими и посторонними людьми. Обсудить с детьми, почему многие люди по-разному ведут себя дома и вне дома? Что в этом хорошего и плохого?

3. Закреплять правила поведения за столом, в гостях, в общественных местах с помощью дидактической игры «Этикет».