Инновационная деятельность на базе КФУ

Чекутова Галина Николаевна

В  рамках работы на РИП «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе» по теме «Формирование среды для духовно-нравственного развития обучающихся в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода", предлагаю вашему вниманию свои работы, которые  направлены на  формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Рудницкая  средняя общеобразовательная школа»

пгт. Тенишево Камско - Устьинского МР РТ

Окружающий мир  3  класс

Урок «Планета Здоровье»

Составила учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Чекутова Галина Николаевна

                         

2016

Тема урока «Планета Здоровье»

Цель: сохранение психического и физического здоровья учащихся в условиях повышенной учебной нагрузки.

Задачи:

1. Систематизировать знания и представления о здоровом образе жизни путём зрительного, слухового и эмоционального восприятия.

2. Снятие физического и психического утомления.
3. Повышение эмоциональной стабильности.
4. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. Воспитывать чувство коллективизма
Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: сформировать у учащихся представление о режиме питания для человека; объяснить, что такое полезная пища и почему пища должна быть разнообразной.

Личностные УУД: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Освоение личностного смысла учения, желание учиться 

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно; следовать режиму организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя, понимать прочитанное. Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество и совместное решение проблемы задачи. Высказывать свою точку зрения на события и поступки.

Познавательные УУД: Уметь определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Определять, в каких источниках можно найти информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы

Оборудование: компьютер, экран, цветные карандаши, листы бумаги с заданием для групп,  листочки для записей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Подари тепло другу» Закройте глаза, представьте ,что солнечное тепло согрело  всё ваше тело. Возьмитесь за руки соседа, почувствуйте тепло его рук. Подарите ему улыбку, добра. Пожелайте  здоровья себе, природе, всем людям. Откройте глаза. Будьте здоровы.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

- Перед вами воздушный шар, возьмите его в руки и вы сейчас отправитесь в путешествие над землей на воздушном шаре при этом не забудьте взять с собой в путешествие 5 ценностей, которые лежат у вас в пакетиках: здоровье, квартира, работа- без которой мы не сможем, драгоценности и конечно же любовь. А теперь представьте свой вес. Ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, уберите 2ценности (а потом еще 2) .Теперь ваш шар поднялся далеко в небо с какой ценностью? (здоровье).

 II.    Правила о здоровом образе жизни.

    - Какого человека можно назвать здоровым? Вы себя можете назвать здоровым человеком?

Скажите, о чём на уроке мы будем с вами говорить?

Здоровые школьники готовы к путешествию. Сегодня мы  попутешествуем  по планете Здоровье.

Здоровье – самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Учеба и работа доставляют нам удовольствие. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого человека.

И мы отправляемся в путешествие на планету Здоровье. Побываем на станциях, узнаем  много нужного и полезного для того,  чтобы сохранить и укрепить свое здоровья. Перед вами маршрутный лист .

                                             Станции.

1. «Глаза – главные помощники человека»

2. Здоровое питание»                                              

3. «Спортивная»

4. «Осанка  - стройная спина»

5.  « Отдых – это здорово»                

6. «Режим дня»

7. «Закаляйся»

Станция 1. «Глаза-главные помощники человека»

О чем первая страница, вы узнаете, отгадав загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (глаза)

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Ночью лучше всех видит сова. Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза огромная, а отдыхают они только во сне. Мы с вами знаем, что нужно делать, чтобы сохранить хорошее зрение.

Умываться по утрам.

Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день,

Сидеть не ближе 3 м от телевизора,

Не читать лёжа.

Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.

Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

Регулярно делать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

        

Оздоровительная минутка.

Гимнастика  для глаз.

Станция 2.  «Здоровое питание»

Ведущий: Не секрет, оттого, что и как мы едим, зависит наше самочувствие.

Пища   -  главный источник энергии, благодаря которой мы можем плодотворно жить и работать. Но нельзя забывать, что один и тот же продукт может послужить для нашего организма как живительным источником силы, так и смертельным ядом.

Питание и хорошее самочувствие – две стороны одной медали. Мы не можем нормально работать, учиться, заниматься спортом или любым другим делом, когда организму не хватает белков, витаминов или микроэлементов.

                               

                            Беседа о полезных продуктах.

Ведущий: Ребята, а вы знаете полезные продукты?

Назовите наиболее полезные продукты питания. (овощи, фрукты, молоко, яйца, печень, рыба, особенно морская)

Дети делятся на три группы. Проводится конкурс.

Составляется меню. ( завтрак, обед, ужин)

Подводится итог. Правильно или не правильно составлено меню.

Ведущий:   Основные правила рационального питания.

1.Пищу необходимо принимать 3 -4 раза в день.

2. Садиться за стол надо с ощущением голода.

3. Пищу следует принимать в определенные часы.

4. Во время еды не следует смотреть телевизор, читать.

5.Большое внимание следует уделять пережевыванию пищи.

6. Нельзя переедать!

7. Нельзя употреблять слишком горячую или холодную пищу.

8. Овощи лучше употреблять сырыми.

9. Необходимо исключить из употребления пепси, колу, фанту.

10.  Не забывайте о необходимости и полезности приема фруктовых и овощных соков.

 

Станция 3.  «Спортивная»

Я рада приветствовать вас на станции «Спортивная».

Ведущий:  

Для чего нужно заниматься  спортом  - физкультурой?

Физкультминутка.

Проведем небольшую физкультминутку.

30 минут умеренной физической активности в день поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.

По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!

Задание для групп : Подготовить выступление

– Какими видами спорта вы любите заниматься летом?

-Какими видами спорта вы любите заниматься зимой?

– Какие спортивные комплексы есть в нашем районе? Какие спортивные секции в нём находятся?

  Оздоровительная минутка. дыхательные упражнения.

1.        Шарик.

Представьте, что вы воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, -делаете четыре глубоких вдоха и задерживаете дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхаете.

2.        Ветерок.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи ( подул сильный ветерок).

3. Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

Станция 4. «Осанка - стройная спина!»

Как вы думаете? Приятно смотреть на стройного человека? Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте , у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности. Неправильная осанка делает спину кривой и некрасивой, развивается сколио'з, который лечится долго, иногда даже в больнице. Давайте вспомним правила, как вырабатывать правильную осанку. (Дети рассказывают правила)

о Правильно сидеть за столом, на стуле. Не горбиться.

о Носить учебные вещи в ранце, на спине.

о При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

о Спать на жёсткой постели с невысокой подушкой.

о Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Оздоровительная минутка

1.        Ходьба

на месте;

на носках, руки вверх;

и на пятках Руки за голову.

Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках.

2.        Ёлочки

«ели»-стоя на носках, руки вверх.

«ёлки»- руки в стороны.

«елочки»- присесть, руки вперёд. Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки: ели, ёлки, ёлочки. Лежат на елях небеса. На ёлках - птичьи голоса, Внизу на ёлочках - роса.

3. Самокоррекция.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка - высший класс!

Станция 5. «Отдых – это здорово»

Ведущий: Здоровый образ жизни это не только занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, правильного  питания, но и правильный отдых. Конечно, наш организм просто устанет от постоянной учебы и долгой тренировки. Организм должен иметь возможность для нормального восстановления сил.  Надо уметь планировать свой день, чтобы времени хватало не только на учебу, труд, занятие спортом,  но и на активный отдых. Танцы под музыку – это здорово, они  не только способствуют развитию двигательных умений, но и поднимают настроение, улучшают самочувствие.

Станция 6 «Режим дня»

Подумайте и скажите , для чего нужно соблюдать режим дня?

Ложиться и вставать в одно и то же время, нормальный сон для человека 7-8 часов. если ты спишь мало, то возникает хроническая усталость

-Что значит  соблюдать режим дня

Задание в группах .

Напишите  свой режим дня

Станция 7. Закаляйся

Закаливайте свой организм. Лучше всего помогает контрастный душ.

Подумайте и скажите, как нужно закаляться

Расскажите, как вы закаляетесь

Игра «Собери пословицы» Из данных слов собрать пословицу.

Прошли все станции и вернем в наш класс.

V.  Закрепление «Паутина здоровья»

   -   В завершение нашего занятия давайте вспомним, что значит быть здоровым, что же такое здоровье. Для этого  встанем в круг и, передавая клубок, будем «плести паутину здоровья»  Передаем клубок, только не рядом стоящему,  ответив на вопрос  «Что такое здоровье?» Например, здоровье – это красота. Чем больше слов вы вспомните, тем длиннее будут нити нашей паутины. ( В завершение нить отрезать от клубка)

Примеры ответов:

Здоровье – это красота.

Здоровье – мы и природа.

Здоровье – это то, что нужно беречь.

Здоровье – это сила и ум.

Здоровье – это движение.

Здоровье – это хорошее настроение.

Здоровье – доброта

Здоровье – это счастье и т.д.

- А теперь, паутину  аккуратно сложим и положим в конверт ( на конверте надпись «Здоровье») и сохраним этот конверт у нас в классе, чтобы мы все были здоровыми, крепкими и сильными.

 III. «Корзина  пожеланий»

 

  - На столе у вас лежат листочки. Вы можете написать на этих листочках пожелания самому себе, одноклассникам, друзьям по теме нашегоурока.  На обратной стороне напишите, кому вы адресуете эти пожелания и поместите в корзинку.

       Пожелания написаны,  и наше занятие подходит к концу. Я думаю, что все взяли с него что-то важное для себя. Будьте здоровы.

I V . Домашнее задание: Нарисовать рисунок  на тему «ЗОЖ»,

Подобрать пословицы о здоровье.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рудницкая средняя общеобразовательная школа»

Камско – Устьинского муниципального района РТ

Доклад на тему:

    "Системно -деятельностный подход в рамках ФГОС"

                                                                                       

 Подготовила  учитель  начальных классов

                                                                                           высшей квалификационной категории

                                                                                           Чекутова Галина Николаевна

2015год

"Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС"

Так уж заведено, что в жизни нам постоянно приходится решать разные проблемы:

Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).

И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Этому дети должны учиться ещё в школе. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Даже далёкому от школы человеку ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и по-своему выразили. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают мышление и речь?

Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на уроке с деятельностным методом обучения. Технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики сами ставили и решали проблемы.

Само это название деятельностный метод говорит о том, что в деятельности должны на уроке участвовать все дети.

В сравнении с традиционным уроком, урок, построенный по данной технологии дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности учащихся.

На уроках открытия нового я использую проблемно-диалогические методы обучения.

Почему я использую побуждающий диалог? Потому что он создает ситуацию, при которой дети вынуждены о чем-то догадаться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение, а это формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.

Когда ученик затрудняется, кроме побуждающего, использую ещё и подводящий диалог. Тогда системой посильных вопросов и заданий, например; сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу детей к самостоятельному открытию нового знания. Урок открытия нового знания невозможно представить без предположений учащихся, без коллективного обсуждения проблемы. Для меня актуальность использования данной технологии обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:

- учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

- дети общительны, а речь развита плохо.

Данная технология помогает мне сделать так, чтобы дети не сидели, сложа руки, не были пассивными слушателями, а сами включались в работу. Развивались бы очень важные качества: речь, умение слушать других и высказывать своё мнение, версию, формулирование темы урока, проговаривание алгоритма действий, уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений. При помощи диалога, исследовательской деятельности выдвижении гипотез, предположений, можно открыть новые знания (урок обучения грамоте смотрим, этап открытия нового). В процессе диалога дети исследовали звук и сделали вывод. На уроке русского языка при помощи проблемно- диалогических методов мы вывели алгоритм. А на уроке окружающего мира в 1 классе на этапе открытия нового мы использовали исследовательскую деятельность, дети выдвигали свои гипотезы, а потом они проверялись в процессе опытов.

Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так, до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.

Рекомендации:

1. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.

2. Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы

3. Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.

4. При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.

Бывает и такое, когда невозможно провести исследование, трудно подобрать вопросы для побуждающего и подводящего диалога, например при  изучения темы «Глагол» в таком случае на помощь придет учебник.

В результате использования этих методов у детей на уроках рождается искреннее стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу.

Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что такие уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата.

При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

        
а) восприятие информации;
        б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
        в) запоминание (создание образа);

       г) самооценка

Реализация деятельностного метода  обучения  опирается на методы:

Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться.



Предварительный просмотр:

                   Внеклассное мероприятие

« История  Пионерии»

Цель: знакомство с историей пионерского движения в России

Задачи: содействовать воспитанию гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности; познакомить обучающихся с пионерским движением; способствовать развитию творческих способностей обучающихся; разучить пионерские песни, игры. 

Ход мероприятия:

                                   C:\Users\Галина\Desktop\R - pioneri0009!.jpg         

                                                         Кто шагает дружно в ряд?

                                                          Пионерский наш отряд!

                                                          Сильные, смелые.

                                                           Ловкие, умелые.

Ты шагай, не отставай,

Громко песню запевай.

I.Ведущий : Сегодня мы поговорим об  истории  пионерского  движения, о  ребятах -пионерах . Что же такое пионерское движение?  И кто такие пионеры? Пионерское движение возникло как стихийная самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. По месту жительства стали возникать пионерские отряды, целью которых была взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и влиянием улицы.

Сегодня мы вспомним дела, традиции, символы и ритуалы, периодические издания пионерской организации. А помогут нам сами ребята-пионеры того времени.

Выходит группа учащихся, представляющих первых пионеров, с отрядным флагом, с лозунгами: “К борьбе за рабочее дело будь готов!” “1925 год – создан Артек!”“1929 год – первый Всесоюзный слёт пионеров” “Слово пионера как гранит” “Пионеры всё делают сами”

1-й Пионер: На нашу долю выпало трудное детство. Мы мёрзли от холода в нетопленых домах, испытали на себе, что такое голод, как жить без родителей.

2-й Пионер: Но в самое трудное время Родина услышала клич: “Всё лучшее, что у нас есть - детям!”

3-й Пионер: Мы написали гордые буквы: “Мы - не рабы, рабы – не мы!”

1-й Пионер: Это было в мае 1919 года. А три года спустя 19 мая 1922 года – по Красной площади прошли первые пионерские отряды, и страна отметила первый День рождения пионерии.

2-й Пионер: Но нам кажется, что из всех пионеров – мы самые счастливые!

3-й Пионер: Ведь всё у нас было впервые: первый сбор, первый костёр, первый пионерский лагерь, первые пионерские песни.

1-й Пионер: Сейчас мы исполним одну из любимейших песен пионеров двадцатых годов. Пойте вместе с нами! Эта песня так и называется “Песня о первом пионерском отряде”.

исполняется “Песня о первом пионерском отряде”

1-й Пионер: Налево шагом марш!
1-й Пионер: Раз, два!
Все: Три, четыре!
1-й Пионер: Три, четыре!
Все: Тверже шаг!
1-й Пионер: Юных ленинцев отряд.
Все: Октябрятам старший брат!
1-й Пионер: Будь готов!
Все: Всегда готов!
1-й Пионер: Будь здоров!
Все: Всегда здоров!
1-й Пионер: А девиз у нас таков!
Все: Больше дела, меньше слов!

Пионеры  уходят

Ведущий: Ребята! Как вы думаете, какими были пионеры 20-х годов? Что для них было важно, какими качествами они должны были обладать?  ( ответы ребят)

                      C:\Users\Галина\Desktop\213.jpg

II. Проведение игры    «Будь готов!»

Тема нашей игры «Славные страницы пионерской истории»

Участники игры должны выбрать правильный ответ. За правильный ответ участник получает 5 очков.

  1. Музыкальные инструменты, необходимые для проведения торжественных пионерских мероприятий.
  1. Горн и барабан
  2. Гитара и бубен
  3. Баян и балалайка
  1. Почему именно 19 мая 1922 года считается днем рождения Пионерии?

1) 19 мая 1922 г в Москве состоялся первый пионерский слет

2) В этот день  конференция ЦК РКСМ   приняла решение о распространении опыта Москвы по созданию пионерских отрядов по всей стране

3) В этот день было принято постановление пленума ЦК ВКП(б) о запрете скаутских организаций и замене их на пионерские

      3. Какое пионерское движение развернулось во всей нашей стране после опубликования

           повести Аркадия Гайдара?

1) Гайдаровское

2) Тимуровское

3) Волонтерское

      4. Назовите фамилии и имена пионеров, получивших звание Героев Советского Союза.

1) Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей, Леня Голиков

2) Павлик Морозов, Володя Дубини, Лара Михеенко, Аркадий Каманин

3) Петя Клыпа, Толя Шумов, Витя Коробков, Юта Бондаровская

     5. Как называется любимая военно-спортивная игра пионеров?

            1) Орленок

2) Командор

3) Зарница

     6.   В каком году Всесоюзной пионерской  организации присвоено имя В.И.Ленина?

            1) 1924

2) 1923

3) 1925

    7.   Какую песню считали неофициальным гимном пионеров? 

1) "Взвейтесь кострами...".

2) «Орленок»

3) «Картошка»

    8.  Назовите призыв Всесоюзной пионерской организации, на который пионер отвечал

       «Всегда готов!»:

1) К делам на благо Родины, добра и справедливости будь готов!»

2) К борьбе за дело Коммунистической партии Советского союза будь готов!»

3) Продолжить дела героев, павших за свободу нашей Родины будь готов!»

     9.  Место подвига пионера-героя Володи Дубинина

1) Керчь

2) Севастополь

3) Сталинград

    10. В мае 1924 года в Москве, на Красной Площади состоялся первый большой

           пионерский . . .

1) Салют

2) Парад

3) Сбор

    11.  Исторический район Москвы - один из первых "очагов" Пионерии в 1922 году.

1) Красная Пресня

2) Малая Ордынка

3) Красная Площадь

     12.  Имя, которое носили пионерские группы в нашей стране до 1924 года.

1) Спартак

2) Феликс Дзержинский

3) Илья Муромец

      13.  Пионерский журнал, издававшийся в Ленинграде

1) Горн

2) Барабан

3) Костер

     14. При вступлении в пионеры необходимо было дать

1) Торжественную клятву

2) Торжественную присягу

3) Торжественное обещание

(Награждение победителей)

III. Ведущий : Ребята, давайте представим себя, на несколько минут, артековцами. Ведь пионерский лагерь  Артек – это короткая встреча и  долгая память.

1-й ученик: 1 июня 1925 года день рождения пионерского лагеря “Артек”.

2-й ученик: “Артек”, “Артек!” - мечта голубая, красивая.

Там синее море и небо там синее-синее,
Там синие мачты и чайки там синие,
Там синие сны и мечты там лазорево-синие.

3-й ученик: 

Там синие росы и синего цвета дожди,
Там даже ромашки такой синевы!..

1-й ученик: 

В те дни, что жила я в том синем краю,
Меня научил ты тянуться к добру.

2-й ученик: 

Ты мне подарил два надежных крыла,
Чтоб жить и бороться я смело могла.

Ведущий: В Артеке было много добрых законов и традиций, и все они лучше всего выражены в девизе:  «Нести радость людям!» Есть одна добрая традиция – это песни у костра. Пламя костра напоминало жар-птицу, которая щедро дарила небу свои огненные перышки-искры. А те, поднявшись ввысь, становились новыми звездами. У костра звучала песня. Из рук в руки передавали ребята согретый  своими ладонями значок и неуверенно рассказывали свою короткую биографию.

  C:\Users\Галина\Desktop\sovetskqппп.jpgC:\Users\Галина\Desktop\b87d0209648bba7cc25fb2b2365.jpg

IV. Ребята! Вы узнали многое о жизни и законах пионеров. Раньше история детского движения была связана с Всесоюзной пионерской организацией. Есть пионеры и в наше время. Пионерия не погибла. Сегодня пионерские организации и объединения действуют в России. В нашей школе тоже была пионерская дружина. А потом образовались различные детские объединения по интересам.  В заключении нашей встречи  предлагаю спеть вместе замечательную песню “Солнечный круг”.

Исполняется  песня “Солнечный круг”

Ведущий: Я желаю вам, чтобы вы всегда добивались поставленной цели, заботились о старших и младших, и стали достойными гражданами своей страны.

                       



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа  на тему

«Символика моей малой Родины»

                         Выполнила : ученица 3 класса

                   МБОУ «Рудницкая СОШ»  пгт.Тенишево

                  Камско –Устьинского муниципального района

Яшагина Наталья

Руководитель : Чекутова Г.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Цели и задачи исследовательской работы.

Теоретическая часть:

  1. Визитная карточка  Камско - Устьинского муниципального района.
  2. История рождения символов Камско - Устьинского муниципального района.
  3. Что такое герб. Герб Камско-Устьинского муниципального района.
  4. Что такое флаг. Флаг Камско – Устьинского муниципального района.

Исследовательская часть:

  1. Что знают о флаге и гербе малой Родины мои сверстники.
  2. Где я видел флаг Камско – Устьинского муниципального района?

Заключение.

Список использованной литературы.







Введение

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, —

Это русское раздолье,

Это русская земля!

 

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга —

Это русские картины,

Это Родина моя.

 

Все начинается с Родины... Это то место, где мы родились, где живут наши родители, где наш  отчий дом. Всё это наша малая Родина.  Для меня это – посёлок Тенишево  Камско – Устьинского муниципального района.

На уроках окружающего мира мы знакомились с изображением флага и герба нашего Камско – Устьинского  муниципального района. Учитель нам рассказала об  истории рождения символов  района.  И у меня возник вопрос - почему наши герб и флаг выглядят именно так, откуда пришло такое изображение. Ответом на мои вопросы и стала эта исследовательская работа.

Цель работы – изучить историю происхождения флага и герба Камско – Устьинского  муниципального района.

Объект исследования: Герб и флаг Камско – Устьинского  муниципального района

Предмет исследования: герб и флаг района.

Задачи:

  1. Узнать, какая символика существует в Камско – Устьинского  муниципального  районе.
  2. изучить научно-популярную и справочную литературу по данной теме;
  3. Познакомиться со значением условных знаков и изображений на гербе и флаге
  4. Выяснить, насколько осведомлены окружающие меня люди с символикой района.
  5. Предложить пути распространения знаний о символике среди разных возрастных групп.

Методы исследования: изучение литературы, опрос, сбор материала, анализ результата работы.

Я искала информацию в библиотеке, но её оказалось мало по этой теме. Основную информацию, которую искала, я получила в интернете. А со своей учительницей, Галиной Николаевной, я перерабатывала найденный материал.

Исследование включало изучение научно-популярной и справочной литературы по выбранной теме в библиотеке и в интернете, а также проведение анкетирования среди сверстников на предмет знания государственных символов малой Родины.

Изучение темы я начала с изучения  научно-популярной и справочной литературы , где я узнала  много интересного об истории происхождения флага и герба Камско – Устьинского  муниципального района.

Чтобы лучше разобраться в определениях самих слов «герб» и «флаг», я обратилась к словарям – толковый словарь русского языка В.И. Даля, словарь С.И. Ожегова.В интернете я пользовалась свободной энциклопедией Википедией, электронными версиями словарей. С помощью учителя я составила  анкету –опрос  для сверстников.

Теоретическая часть

1.Визитная карточка  Камско - Устьинского муниципального района.

Где Волга и Кама сливаются вместе,

Поселок стоит на крутом берегу.

Весною в цветенье красив, как невеста,

Зимой же снега его тишь берегут.

Стоял ты веками и многое видел

И слышал бурлацкую песню, как стон.

Лихие годины тебя не сломили,

Сегодня ты вырос в большой наш район.


 

http://tatfrontu.ru/sites/default/files/styles/336_po_visote/public/2015/08/12/dsc09054.jpg?itok=i7O7goTL http://cs623219.vk.me/v623219233/3d304/m-jO0jwW3bc.jpg

Камско – Устьинский район Республики Татарстан расположен в центре крупнейшей волго-камской единой речной системы востока Европы, соединяющей этот район с самыми отдаленными областями Причерноморья, Северного Прикамья, Приуралья и далее с уральскими регионами. Наш район находится на правом берегу р. Волга напротив места впадения р. Кама, в 117 км к юго-западу от Казани. Район образован 10 августа 1930 года. По  территории района протекают реки: Волга (Куйбышевское водохранилище), Сухая Улема с притоками, Ишимка, Карамалка, Мордовская. В настоящее время на территории района имеется 21 муниципальное образование, 53 населенных пункта, в том числе 3 поселка городского типа (Камское Устье, Куйбышевский Затон, Тенишево).

Природа наделила наш край всем, что необходимо для удовлетворения потребностей татарстанских, российских и даже зарубежных граждан в туристических услугах.

2.История рождения символов Камско - Устьинского муниципального района.

13 марта 2006 года на 6 заседании Совета Камско – Устьинского муниципального района были приняты официальные символы: герб и флаг муниципального района. Обоснование символики заключается в том, что район расположен в месте слияния 2 рек - Волги и Камы. Голубой свет – символ чести, благородства, духовности; золото – символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта; зеленый свет – символ природы, жизненного роста, здоровья, плодородия; черный – символ скромности, мудрости и вечности бытия. В гербе отражена самая высокая точка побережья – гора Лобач (Обач), расположенная недалеко от районного центра. Добро пожаловать! Побережье реки Волги является излюбленным местом отдыха жителей Камского Устья и гостей. Там ежегодно проходит районный Сабантуй.

 О, Волга, родная, всегда ты иная,

всегда ты тревожишь сердца волгарей.

Прекрасна в затишье и грозная в бурю

большая дорога России моей.

3.Что такое герб. Герб Камско-Устьинского муниципального района

По словарю Даля «ГЕРБ  род щита, с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр.»

По словарю Ожегова «ГЕРБ – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.» 

В Википедии «Герб (польск. herb от нем. Erbe – наследство) – эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие, владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и тому подобное). 

"В лазоревом (синем, голубом) поле над возникающим справа   зелёным берегом с золотыми откосами – серебряная, с чёрными концами крыльев, летящая вправо с воздетыми и распростертыми крыльями чайка".Камско-Устьинский муниципальный район расположен в месте слияния двух крупнейших рек Восточной Европы - Волги и Камы. Голубое поле герба символизирует красоту и величие речных просторов. Серебряная чайка символизирует важное народно-хозяйственное и природно-географическое значение региона, расположенного на берегу Куйбышевского водохранилища.
1

Территория района является частью Волго-Свияжского междуречья и имеет характер высокого массива Приволжской возвышенности, круто обрывающегося к Свияге и к Волге. Свияжский и Волжские склоны значительно превосходят по высотным отметкам окружающую местность, здесь же находится самая высокая точка побережья - гора Лобач (Обач), расположенная невдалеке от районного центра и отражённая в гербе.Таким образом, герб языком символов отражает природные и хозяйственные особенности района. Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Золото - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности. Зелёный цвет - символ природы, жизненного роста, здоровья, плодородия. Чёрный цвет - символ скромности, мудрости, вечности бытия.
Авторская группа: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Оксана Афанасьева (Москва) при участии Ф. Валиахметова (р.п. Камское Устье).

Утвержден решением Совета Камско-Устьинского муниципального района от 21 июня 2006 года №56. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №2612. Внесен в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под №63.

4.Что такое флаг. Флаг  Камско – Устьинского  муниципального района

1

Определение  слова ФЛАГ. В словаре В.И. Даля написано «корабельное, мореходное знамя». 

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой дает несколько определений слову «флаг»:

1) - Одноцветное или нескольких цветов полотнище определенного размера, одной стороной прикрепленное к древку или шнуру (обычно с эмблемой страны или государства).

- Употребляется как символ государства, нации.

2) Кусок ткани определенной формы и окраски, прикрепляемый к древку и являющийся знаком чего-либо.

В Википедии «Флаг (нидерл. vlag) – полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку. Обычно флаг поднимается на специальной мачте (флагштоке)». 

"Флаг Камско-Устьинского муниципального района представляет собой голубое полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, несущее у древка изображение чайки над обрывистым берегом в белом, чёрном, жёлтом, оранжевом и зелёном цветах".

 

Флаг разработан на основе герба района, который языком символов отражает природные и хозяйственные особенности района.

Камско-Устьинский муниципальный район расположен в месте слияния двух крупнейших рек Восточной Европы - Волги и Камы. Голубой цвет полотнища символизирует красоту и величие речных просторов. Белая (серебряная) чайка, несущая в клюве рыбу, символизирует важное народно-хозяйственное и природно-географическое значение региона, расположенного на берегу Куйбышевского водохранилища.

Территория района является частью Волго-Свияжского междуречья и имеет характер высокого массива Приволжской возвышенности, круто обрывающегося к Свияге и к Волге. Свияжский и Волжские склоны значительно превосходят по высотным отметкам окружающую местность, здесь же находится самая высокая точка побережья - гора Лобач (Обач), расположенная невдалеке от районного центра и отражённая на флаге.

Белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Жёлтый цвет (золото) - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности. Зелёный цвет - символ природы, жизненного роста, здоровья, плодородия. Чёрный цвет - символ скромности, мудрости, вечности бытия.

Авторская группа: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Оксана Афанасьева (Москва) при участии Ф. Валиахметова (р.п. Камское Устье).

Утвержден решением Совета Камско-Устьинского муниципального района от 21 июня 2006 года №57. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №2613. Внесен в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под №64.

Исследовательская часть:

1.Что знают о флаге и гербе малой Родины мои сверстники.

Учащимся 3-4 классов были предложены анкеты с вопросами, которые должны были определить уровень знаний о малой Родине и ее символах.

Всего лишь 15 % учащихся дали верные ответы на все вопросы.

1. «Как называется наша Родина?» верный ответ дали 80 %.

2. «В какой Республике мы живём?» – 100 %.

3. «Назови главный город Республики Татарстан» – 100 %.

4. «Назови наш район» - 95%

5. «Почему наш район так называется?» -  35%

6. С заданием раскрасить флаг и герб Камско – Устьинского муниципального района справились 76% учащихся.

7.  Что означают цвета герба и флага нашего района?- 78%

Подводя итоги анкетирования, можно сделать вывод, что мои сверстники знают, в какой стране проживают, как называется наша Республика, как выглядят флаг и герб района, но не все ребята знают, почему наш район называется Камско - Устьинским,  значение цвета символики .

Проанализировав рисунки, я сделала  вывод, в каких местах ребята встречали символы: на административных зданиях, при въезде в Камско – Устьинский район.

Заключение

Каждый человек  испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия - наша Родина, которая имеет свои символы – герб, флаг и гимн. Но у каждого из нас есть ещё «малая» Родина. Для меня малая родина – это  посёлок  Тенишево, который является частью Камско – Устьинского муниципального  района.

В ходе исследования я изучила символику района  и узнала, что  голубое поле герба символизирует красоту и величие речных просторов. Серебряная чайка символизирует важное народно-хозяйственное и природно-географическое значение региона, расположенного на берегу Куйбышевского водохранилища.
Флаг разработан на основе герба района, который языком символов отражает природные и хозяйственные особенности района. В символах
белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.  Жёлтый цвет (золото) - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности. Зелёный цвет - символ природы, жизненного роста, здоровья, плодородия. Чёрный цвет - символ скромности, мудрости, вечности бытия. 

Я рада, что практически все ребята знают, как выглядит флаг и герб.

Подготовка исследования развивала мои информационные и познавательные навыки, я научилась работать со словарями, искать информацию в интернете.

Герб и флаг – это главные символы района. Знание истории их происхождения и обозначения каждого элемента являются частью исторического прошлого, воспитывают в каждом человеке гражданина своей страны. Каждый житель Камско – Устьинского района должен знать, как выглядит флаг и герб малой Родины. Так как это лицо его родной земли,  значит и частичка его самого.

Список литературы:

1.Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. С-П., 2001.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1984.

3.ПОЛОЖЕНИЕ «О ГЕРБЕ КАМСКО-УСТЬИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» от 21 июня 2006 г. № 56

4. О флаге : Государственный геральдический регистр РФ под № 2613 и Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под №64.

5.О гербе:  Государственный геральдический регистр Российской Федерации под регистрационном номером 2612 и в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под № 63. 

Используемые сайты:

 http://vidahl.agava.ru               

 http://www.ozhegov.org

http://slovari.yandex.ru             

http://ru.wikipedia.org