Занятия по лепке в ДОУ

Снимщикова Дарья Александровна

Важное место в жизни дошкольников занимает художественно – эстетическое развитие, которое является одной из образовательных областей, согласно ФГОС ДО. Оно направлено на развитие у ребенка чувства прекрасного, обогащение его духовного мира, развитие воображения, на становление эстетического отношения к окружающему.

Приобщение детей к изобразительному искусству – часть материальной и духовной культуры. Знакомство с искусством можно начинать с раннего дошкольного возраста и продолжать до самого взросления.

Скульптура – это один из видов изобразительного искусства, в котором художник выражает свои идеалы, свои взгляды на жизнь, создавая образ в своеобразных формах. Скульптура в мягком материале называется лепкой. В твердом материале – ваянием.

Под лепкой в дошкольном учреждении понимается изобразительная деятельность, в ходе которой дети отражают предметы окружающей действительности, делают скульптуру, используя пластилин. Во время работы дети знакомятся со свойствами глины, пластилина, объемной формой, построением и пропорцией объектов, у ребенка появляется точность, развивается глазомер, развивается творческое начало.

Занятия лепкой помогают дошкольнику развивать ориентацию в пространстве, развивают чувство осязания обеих рук, способствуют развитию мелкой моторики, которая способствует развитию речи. В настоящее время меняются взгляды на проблему художественного развития детей. В связи с этим возникают новые методы и техники в работе с детьми.

Материалы для лепки в детском саду.

С младшими детьми для лепки можно использовать соленое тесто. Соленому тесту присущи следующие свойства: мягкость, доступность, пластичность, простота использования. Тесто можно приготовить в любое время, оно легко отмывается, его можно съесть, расписать красивыми красками, с ним можно поиграть.

Поделки из соленого теста сначала сушат, затем расписывают и покрывают лаком. Во время работы его нужно держать в закрытой посуде или пакете. Тесто не пачкает рук, одежды. Дети младшей группы могут вылепить грибок, ежика, овощи, фрукты. Дети постарше могут сделать натюрморты, композиции.

Следующим материалом для лепки является пряничное и сдобное тесто. Такое тесто делают по рецептам книг, подкрашивают его пищевыми красителями. Из него можно делать декоративные узоры, фигурки животных, птиц. После создания образа, какой – либо фигуры, его можно выпечь в виде пирога. Из пряничного теста делают пряничные фигуры. Они бывают плоскостные и объемные. После изготовления также выпекаются в духовке.

Глина также может использоваться детьми для лепки. Глина – природный материал, дешевый и пластичный. Для лепки с детьми используется скульптурная глина с малым содержанием песка. Недостатком глины является её темный цвет и способность сильно пачкать руки.

Наиболее популярным материалом для лепки является пластилин. Он обладает пластичностью и мягкостью. С помощью него изображают мелкие формы и цветные части. Пластилин – материал с богатыми художественными возможностями.

Существует несколько техник работы с пластилином – традиционное создание объемных форм, нетрадиционная техника (создание объемных картин, рисование пластилином и другие).

Традиционные виды лепки.

К традиционным видам лепки относится: предметная, сюжетная, декоративная. Предметная лепка используется для создания отдельных предметов (фигурок животных, птиц, людей). Обязанностью воспитателя является – научить ребенка воссоздавать из пластилина форму предмета, и яркие характерные для него признаки.

Для сюжетной лепки характерен большой объем работы. Так как в сюжете нужно воссоздать каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, затем дополнить лепку некоторыми деталями. Обязанность воспитателя при обучении сюжетной лепке – обучить детей изготавливать плотную объемную подставку и красиво распределять предметы на ней.

Сюжетом для лепки могут быть – эпизоды окружающей действительности, эпизоды из сказок. Выразительность композиции добавляет умение детей объединять фигуры в одну композицию.

Еще одним видом лепки является декоративная лепка, в которой дети знакомятся с декоративно – прикладным творчеством. Предметы декоративно прикладного искусства всегда радуют детей своей яркостью, красочностью, влияют на формирование эстетического вкуса.

К декоративной лепке относится: изготовление бус для кукол, изготовление декоративной посуды (солонки, подставки для яиц, вазы, подносы).

Декоративная лепка способствует обучению детей обдумыванию темы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает подбирать роспись предмету.

В процессе работы над декоративной пластикой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

Нетрадиционные техники лепки.

К нетрадиционным техникам лепки относится – рисование пластилином. Рисование пластилином позволяет сделать работу объемной, рельефной, выразительной и живой. Начинают этот вид деятельности с нанесения на картон эскиза, затем продумывают цветовую гамму, только после этого начинают выполнять работу. Пластилин нужно разогреть, чтобы он легко размазывался по поверхности картона. В данной технике используются приемы «придавливания», «примазывания», «разглаживания». Для начала наносится фон, затем накладывается основное изображение. В работе над картиной нужно учитывать правила нанесения и смешивания цветов. После завершения работы над картиной можно покрытье лаком.

Следующей техникой является процарапывание. Для выполнения этой техники нужен картон, пластилин, стеки с острым концом. Сначала берутся яркие цвета и размазываются по поверхности картона. Затем стекой процарапывается изображение.

Отпечатки с поверхности. С помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета. Для этого нужно подготовить основу из пластилина и любым рельефным предметом наносить отпечатки, формируя какой-либо узор.

Работа с шаблоном. Для этого необходим лист картона, на который предварительно нанесен рисунок, разбитый на ячейки разных цветов. После чего ребенок заполняет каждую ячейку пластилином соответствующего цвета. В итоге должно получиться задуманное изображение.

Барельеф – лепка фигуры, выступающей над поверхностью основания менее чем наполовину. Для его изготовления на лист картона наносят предварительный рисунок. Затем берем кусок пластилина нужного цвета, разминаем его в руках и наносим на рисунок так, чтобы пластилин дал необходимый объем. По мере необходимости пластилин покрывают гуашью, а затем покрывают лаком.

Контур. Для выполнения этой техники необходимо предварительно нанести на лист картона несложный рисунок. Из кусочка пластилина нужного цвета раскатать тонкий жгутик. Затем выложить его по контуру рисунка. Фон и недостающие элементы дорисовать акварельными красками.

Мозаика. На лист картона предварительно наносим рисунок. Затем раскатываем из пластилина толстые жгуты разного цвета. Далее нарезаем жгуты на мелкие кусочки, напоминающие плоские камешки. Ими и выкладываем рисунок.

Способы лепки.

Выделяют следующие способы лепки:

Конструктивный способ – образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора. Ребенок задумывает образ и представляет, из каких частей он будет состоять. Этот способ характерен для детей 2-3- лет.

Скульптурный способ лепки – лепка из целого куска. Ребенок представляет задуманный образ, разминает подходящий по цвету кусок пластилина, вспоминает очертания образа, старается придать куску такую же форму. Форму основу ребенок моделирует разными движениями: оттягивает, скручивает, сминает, придавливает.

Комбинированный способ лепки – объединяет конструктивный способ и скульптурный. Он позволяет сочетать способы лепки из целого куска и из отдельных частей.

Модульная лепка – составление отдельной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

Лепка по форме – для лепки используется готовая форма (банка, бутылка). Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.