Статья по теме: «Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения».

балахонова татьяна юрьевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 
детский сад № 58
 
Колпинского района Санкт - Петербуга
 
Статья по теме: «Работа с детьми раннего возраста в соответствии с
требованиями ФГОС: вопросы здоровьесбережения».
 
Составила: Балахонова Татьяна Юрьевна
 
Работа с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями
 
ФГОС: вопросы здоровьесбережения.
 
Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного
образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление
здоровья воспитанников. Это задача, которая требует постоянного поиска
новых форм и методов работы.
Ранний возраст является решающим этапом в формировании
фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период
идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.
Основными задачами инновационной деятельности воспитателя по
здоровьесбережению детей являются:
 Обеспечить условиями для физического и психологического
благополучия детей раннего возраста;
 Создать здоровьесберегающее образовательное пространство в
группе и семье;
 Реализовать системный подход в использовании всех средств и
форм образовательной работы с детьми раннего возраста для своевременного
развития двигательных навыков, физических способностей и
здоровьесберегающих компетенций детей.
 
Понятие «здоровьесберегающие технологии»
 
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
 
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. 
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку
возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых
знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Реализуемая мною инновационная деятельность позволяет лучше
понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою
мотивацию и профессиональную компетентность.
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности, используемые
 
в образовательном процессе
 
Используемые в образовательном процессе инновации должны
соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОО,
удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей,
педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и
высоких показателей развития детей по ведущим направлениям
(образовательным областям): социально-коммуникативному,
познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
В работе по здоровьесбережению детей используются следующие
технологии:
 Медико-профилактическая технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и
приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала
ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с
использованием медицинских средств.
 Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие и укрепление здоровья ребенка.
 Технологии обеспечения социально-психологического
благополучия ребенка.
Обеспечиваются оптимальные условия для развития детей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и
психического здоровья.
Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических
технологий повысило результативность воспитательно-образовательного
процесса. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы
оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно -
профилактическая работа:
 дыхательная гимнастика;
 пальчиковая гимнастика;
 
 полоскания горла, умывание и обливание рук до локтя
прохладной водой;
 босохождение;
 точечный массаж;
 самомассаж;
 подвижные игры;
 бодрящяя гимнастика (физические упражнения после сна);
 максимальное пребывание детей на свежем воздухе и др.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии
формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только
здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее
свойств и качеств.
Работа по здоровьесбережению осуществляется в трёх направлениях:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:
оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, физкультминутки во время
занятий, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры,
массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз, самомассаж и
т.д.
2. Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни, консультации,
индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях,
распространение буклетов, выставки, проведение совместных мероприятий.
3. Создание условий и развивающей среды: изготовление
нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения
осанки, подбор картотек, разработка отдельных оздоровительных
комплексов.
Особое значение придаётся дыхательной гимнастике, которая
проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У
детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что
способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Дыхательные упражнения улучшают работу головного мозга, а также
всех органов и систем, укрепляют общее состояние здоровья. Это
профилактика болезней органов дыхания и простудных заболеваний.
Бодрящая гимнастика является еще одним элементом, относящимся к
комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья,
являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут
различаться в зависимости от условий ДОУ. В комплекс бодрящей
 
гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений
осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и
дыхательных упражнений и другие виды.
Педагогические условия по решению здоровьесберегающих задач
В связи с накопленным опытом работы с детьми раннего возраста
уделяется большое внимание содержанию образовательной,
здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в группе в
соответствии с реализуемой рабочей программой и оздоровительными
технологиями.
В группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего
процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
 организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
 оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками,
играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе построена в
соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена,
трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, эстетически
привлекательна, обеспечивающая безопасность и психологическую
комфортность пребывания детей в группе.  Созданная предметно-
пространственная развивающая среда группы  отражает возрастные
особенности детей.  Способствует решению развивающих задач, отвечает
принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает
гендерные особенности группы, отражает  содержание областей: социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие.
Работа по здоровьюсбережению невозможна без сотрудничества с
родителями воспитанников. В совместной работе широко использую
консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки,
смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный
многогранный процесс воспитания ребёнка в вопросе здоровьясбережения.
Таким образом, проводимая нами работа позволяет привлечь родителей
к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего
пребывания в группе.
Литература:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое
пособие.-
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
 
3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: